Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Суд разрешил списать дебиторку позднее, чем требовали налоговики

30 сентября 2016   501  

Срок исковой давности истек. Но компания списала безнадежный долг только после ликвидации контрагента. Налоговики сняли расходы и доначислили налог на прибыль. Компания смогла доказать, что неправильный учет привел к переплате налога. Такую ошибку можно исправить в периоде обнаружения. Недоимки по налогу на прибыль нет

В 2006 году контрагент задолжал компании 20 млн руб. Долг он так и не погасил. В 2011 году контрагент ликвидирован. Компания списала безнадежную дебиторку во внереализационные расходы на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ. Резерв под эту задолженность компания не формировала.

При проверке налоговики отказали в признании долга в расходах. Инспекторы настаивали, что он не относится к 2011 году. Срок исковой давности по дебиторке истек в 2010 году. В этом году ее нужно было списать. Налогоплательщик обязан учитывать расходы в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). 2010 год не входил в период проверки. Поэтому налоговики доначислили компании налог на прибыль в размере 4 млн руб. плюс пени и штрафы.

Компания обратилась в суд. Она доказывала, что срок, в течение которого налогоплательщик обязан списать безнадежную дебиторку, в налоговом законодательстве не предусмотрен. Поэтому признать долг безнадежным в периоде ликвидации контрагента — не ошибка.

Но даже если рассматривать более позднее списание долга как ошибку, то ее можно исправить в периоде обнаружения без подачи уточненок. Такое право закреплено в пункте 1 статьи 54 НК РФ. Минфин России придерживается аналогичного подхода (письма от 23.01.12 № 03-03-06/1/24, от 25.08.11 № 03-03-10/82).

Суд решил, что право на списание безнадежного долга у компании действительно возникло в 2010 году. Но воспользоваться этим правом она может и позднее.

Решения судов по похожим спорам

Комментируемое решение выгодно компаниям. Многие организации стремятся отложить часть расходов на будущие периоды, чтобы избежать убытка в декларации. Однако налоговики категорически против того, чтобы компания произвольно выбирала период списания долга. И многие суды поддерживают контролеров.

Так Президиум ВАС РФ указал, что безнадежная задолженность списывается в период истечения срока исковой давности, а не в произвольно выбранный налогоплательщиком период (постановление от 15.06.10 № 1574/10). В таком же ключе высказывался и Минфин России (письмо от 28.01.13 № 03-03-06/1/38).

Аналогичное дело рассматривал АС Московского округа в постановлении от 26.07.16 № А40-128776/2015. В этом споре сроки давности дебиторки истекли в 2007–2009 годах, а компания списала ее лишь в 2011 году, когда должники были ликвидированы. Суд поддержал контролеров, поскольку ошибка компании не привела к переплате налога. Следовательно, она не могла воспользоваться пунктом 1 статьи 54 НК РФ.

Но некоторые суды считают, что компании вправе самостоятельно выбирать период списания просроченной дебиторки, поскольку это не нарушает интересы бюджета. Пример таких решений — постановления ФАС Московского от 31.07.13 № А40-156729/12-116-278, Поволжского от 26.07.11 № А55-18090/2010 округов. Эту позицию придется защищать в суде.

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
«Кто людям помогает, тот тратит время зря?»
Меня тут маркетологи попросили найти письма подписчиков с теплыми словами. Говорят, для рекламы надо. Начал искать и вспомнил случай.
Переписывался с главврачом, который открыл собственную частную клинику. Он подписался на журнал, чтобы не переплачивать налоги. Задавал вопросы, я помогал. В какой-то момент главврач предложил приехать к нему в клинику, чтобы за отдельную плату обсудить деликатный налоговый вопрос.
Приезжаю, говорю в регистратуре: «Я Евгений, у меня назначена встреча с главврачом». «Да, — отвечают, — мы в курсе, Евгений. Но главный врач сейчас с пациентом. Вы пока заполните анкету и проходите вон в ту комнату». И дают анкету.
Спорить не стал. Ну, черт его знает, думаю. Может, тут в клинике тоже маркетологи ушлые. Собирают данные, чтобы потом рассылки слать рекламные. Заполнил — рост, вес, профессия, образование — мне не жалко. Прохожу в комнатку.

Читать далее >>

Подписка

Сервисы