Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Евразийский экономический союз: каких перемен ждать в налоговой сфере

30 октября 2014   6365  

Чем Евразийский союз отличается от Таможенного

Как изменится налогообложение экспортно-импортных операций

Какой тариф страховых взносов применим к работникам из ЕАЭС

На базе Таможенного союза (ТС) с 2015 года создается Евразийский экономический союз (ЕАЭС). 29 мая 2014 года Россией, Белоруссией и Казахстаном (на сегодняшний день все три этих государства входят в Таможенный союз) был подписан соответствующий договор оЕвразийском экономическом союзе. Парламенты этих стран на момент подписания номера уже ратифицировали документ, а это означает, что, как и планировалось, Евразийский союз заработает в полную силу с 1 января 2015 года.

Ожидается, что следующим членом ЕАЭС в самое ближайшее время станет Армения. Договор о присоединении Республики Армения к договору о Евразийском экономическом союзе был подписан в Минске 10 октября 2014 года. И осталось дождаться только официальной ратификации этого договора армянским парламентом и парламентами остальных стран-участниц.

Также вероятными кандидатами на вступление являются Киргизия и Таджикистан. Официальные лица первого государства планируют подписать договор о присоединении к ЕАЭС в 2015 году, а таджикские чиновники пока не ставят конкретных сроков по присоединению к союзу.

ЕАЭС дополняет экономические возможности прежних структур

Договор о создании Евразийского экономического союза официальные лица называют новым этапом интеграции государств-участников. В чем же отличия ЕАЭС от действующих на текущий момент аналогичных структур?

Зона свободной торговли СНГ, в которую в 2011 году вошли Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины». А экспортные пошлины фиксируются на определенном уровне с перспективой поэтапной отмены. Однако на практике существуют множественные исключения.

В частности, такие изъятия из общих правил Россия применила в 2014 году в отношении Молдавии, которая подписала и ввела в действие договор об ассоциации с ЕС. А Украина под угрозой отмены режима беспошлинной торговли с Россией была вынуждена отложить вступление в силу такого же соглашения с Евросоюзом.

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, помимо абстрактного декларирования принципа стремления к беспошлинной торговле между странами-участницами, предусматривает жесткое согласование общей таможенной политики при торговле с третьими странами. Для этого с 1 января 2010 года на территории России, Белоруссии и Казахстана были введены единый таможенный тариф, единая система нетарифного регулирования и порядок взимания косвенных налогов. Единый таможенный кодекс начал действовать с 1 июля 2010 года. Кроме того, был устранен ряд несоответствий в национальных законодательствах.

Единое экономическое пространство в рамках этих же трех государств подразумевает создание унифицированных правил по свободному перемещению не только товаров, но и рабочей силы, услуг и капитала. Действует оно с 2012 года.

В рамках создания такого пространства стороны объявили о том, что они «будут проводить согласованную макроэкономическую политику, основанную на единых принципах и правилах конкуренции и регулирования деятельности естественных монополий». И «применять единые подходы к поддержке промышленности и сельского хозяйства, а также к осуществлению госзакупок».

Насколько успешно реализованы эти намерения, судить сложно. Теперь тем же самым стороны займутся в рамках ЕАЭС.

Евразийский экономический союз в дополнение к предыдущим стадиям межгосударственной интеграции ставит целью выработку общей торговой, денежной, налоговой политики. Кроме того, в рамках ЕАЭС создаются наднациональные управляющие, контрольные и судебные органы:

  • высший евразийский экономический совет;
  • евразийская экономическая комиссия;
  • комиссия по сырьевым ресурсам (устанавливает цены и квоты на сырьевые товары и энергоносители, координирует политику в области добычи, продажи золота и других драгоценных металлов и др.);
  • фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, формирующийся за счет вкладов стран ЕАЭС (финансирует перспективные наукоемкие экономические и научно-технические программы, оказывает помощь в решении ряда задач, в том числе правовых, налоговых, финансовых, экологических и т. д.);
  • комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям;
  • международный инвестиционный банк ЕАЭС;
  • международный арбитраж ЕАЭС;
  • комиссия по вводу расчетной денежной единицы;
  • комиссия по экологии.

Изменения налогового и таможенного регулирования минимальны

Таким образом, ЕАЭС претендует на то, чтобы в течение следующих 10 лет стать новым интеграционным объединением с общим экономическим регулированием, устроенным по типу Евросоюза. Следующей ступенью после Таможенного союза и единого экономического пространства. Договор о создании ЕАЭС, в частности, регулирует достаточно широкий круг отношений, в том числе в сферах внешней торговли, интеллектуальной собственности, налогообложения. Впрочем, в налоговые правоотношения договор о создании ЕАЭС революционных изменений не привнесет.

Непосредственно с вступлением в силу договора три ключевых документа Таможенного союза в области косвенного налогообложения утратят свою силу. Речь, в частности, идет:

  • о соглашении от25.01.08 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»;
  • о протоколе от11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе»;
  • о протоколе от11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».

Вопросам налогообложения в договоре посвящены три статьи (ст. 71–73) и приложение № 18. Фактически можно сказать, что все перечисленные выше документы Таможенного союза перекочевали в договор о Евразийском экономическом союзе.

К примеру, под экспортом товаров в договоре понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Под импортом — ввоз товаров налогоплательщиками на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена. Аналогичные определения понятию экспорта и импорта содержатся сейчас в соглашении от25.01.08 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».

Однако важно отметить два новых принципиальных момента, которых ранее не было в налоговом законодательстве Таможенного союза.

Передача товара в иностранный филиал НДС не облагается

В соответствии с пунктом 6 статьи 72 договора косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена товаров в связи с их передачей с территории другого государства-члена в пределах одного юридического лица.

Ранее документы Таможенного союза не содержали правил налогообложения товаров, передаваемых между головной организацией и ее филиалом в другом государстве Таможенного союза. Приходилось руководствоваться разъяснениями Минфина России и налоговых органов, которые в целом разделяли позицию о том, что, так как филиал не является самостоятельным юрлицом, передача ему товаров не признается реализацией, в связи с чем не облагается НДС. В частности, ФНС России высказывала такое мнение в отношении передачи товаров из головной компании, находящейся на территории Республики Беларусь, в филиал в России (письмо от30.09.11 №ЕД-4-3/16146@). А в письме от23.01.12 №03-07-13/01–02 уже Минфин России разъяснил, что при перемещении товаров между головной организацией, находящейся в России, и ее филиалом в Казахстане перехода права собственности на товары не происходит и НДС не уплачивается.

Однако на практике в настоящее время такой подход разделяют налоговые органы не всех стран. Так, если российская организация передает какое-либо имущество своему филиалу в Казахстане, налоговые органы этого государства считают эту операцию импортом товаров и требуют уплатить ввозной НДС по ставке 12 процентов. С вступлением в силу договора о Евразийском экономическом союзе будет действовать прямая и логически правильная норма, регулирующая данный вопрос.

Впрочем, пока налогообложение остается суверенным правом каждого государства, такое регулирование может привести и к налоговым рискам. Ведь для целей налогообложения получается, что, к примеру, у казахстанского филиала, которому передан товар из российской головной компании, нет права принять НДС к вычету в Казахстане. При этом формально у российского головной компании право на вычет НДС есть. При условии что товар будет далее использован в облагаемой НДС деятельности, пусть и на территории другого государства. Главное, что оно входит в ЕАЭС. Однако здесь российский налоговый орган может придумывать различные основания, требуя от российской головной компании восстановить НДС в отношении рассматриваемого товара.

Все граждане стран ЕАЭС уравнены для целей НДФЛ и страховых взносов

В статье 73 «Налогообложение доходов физических лиц» договора закреплено правило, согласно которому в рамках Евразийского экономического союза с первого дня работы по найму к физическим лицам — нерезидентам должна применяться ставка подоходного налога, установленная для резидентов.

Это означает, что с выплат гражданам Казахстана, Белоруссии или Армении российские работодатели будут с первого дня их трудовой деятельности удерживать НДФЛ по ставке 13 процентов. В отношении россиян, приехавших на заработок в Казахстан или Армению, указанное правило ничего не изменит, поскольку на данный момент в этих странах ставки подоходного налога для резидентов и нерезидентов не дифференцируются и составляют соответственно 10 и 26 процентов. Но в Белоруссии различия в ставках есть (12% против 15%).

Кроме того, в число отменяемых договором о ЕАЭС правовых актов попало и соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.10. Что вызовет изменения в миграционном регулировании. Так, в статье 1 соглашения от 19.11.10 трудовая деятельность рассматривается исключительно как деятельность на основании трудового договора. А в договоре о ЕАЭС понятие «трудовая деятельность» включает и выполнение работ (оказание услуг) на основании гражданско-правового договора (п. 5 ст. 96 договора оЕАЭС). А работник с гражданством государства ЕАЭС теперь будет называться «трудящийся государства-члена», а не «трудящийся-мигрант».

В результате российские работодатели с 2015 года получают право привлекать к трудовой деятельности граждан стран — членов ЕАЭС без учета внутренних миграционных ограничений. Для таких работников больше не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в России (п. 1 ст. 97 договора оЕАЭС). При въезде гражданина страны ЕАЭС необходимо оформить лишь миграционную карту (п. 7 ст. 97 договора оЕАЭС), да и то, если он въехал в Россию без процедуры прохождения пограничного контроля (п. 8 ст. 97 договора оЕАЭС).

Впрочем, новшеством это будет лишь в отношении граждан Армении. Жители Казахстана и Белоруссии и до этого могли работать в России без соблюдения большинства миграционных ограничений.

Уравнивание в правах граждан стран — членов ЕАЭС коснулось и страховых взносов. Страховой стаж трудящихся государств — членов ЕАЭС с 2015 года будет засчитываться в общий страховой стаж для целей социального страхования. В связи с чем социальное страхование трудящихся из стран ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что предусмотрены для граждан Российской Федерации (п. 3 ст. 98 договора оЕАЭС). То есть с выплат временно пребывающим на территории России работникам из стран ЕАЭС нужно платить все страховые взносы во внебюджетные фонды РФ.

Напомним, что на текущий момент подпунктом 15 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ предусмотрено, что суммы выплат в рамках трудовых отношений с лицами, временно пребывающими в России, освобождены от уплаты страховых взносов. Однако пенсионные взносы по ставке 22 процента могут уплачиваться, если работник в общей сложности в течение календарного года трудится в компании более шести месяцев (п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от15.12.01 №167-ФЗ).

С 2015 года к иностранным работникам — гражданам стран — членов ЕАЭС, временно пребывающим на территории России, применяются те же нормы, что и к российским работникам. Что в общем случае увеличит размер тарифа страховых взносов до 30 процентов.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Скажем, проснулись вы сегодня утром и чувствуете, что-то не то. То ли инвестиционный климат вконец испортился, то ли ФНС гайки слишком уж туго закручивает… Пока непонятно, но уже захотелось вывести миллион другой долларов сэкономленных налогов за границу на всякий пожарный. Совершить, так сказать, валютное преступление в особо крупном размере. А что? Я сто раз так делал.
Есть же схема!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы