Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Региональные особенности транспортного налога: где искать пониженные ставки и льготы

10 января 2010   8525  

  • Где выгодно размещать хранителя активов
  • Почему имя производителя может повлиять на сумму налога
  • В каком регионе выгоднее регистрировать старый транспорт

Региональное законодательство определяет не только ставки транспортного налога, но и льготы по нему. И один и тот же транспорт в одном субъекте может вообще не облагаться налогом, а в соседнем он будет взиматься по максимуму.

В этих условиях компании выгодно отыскать именно тот регион, где в соответствии с видом ее деятельности и характеристиками машин налог будет минимальным или нулевым. При большом количестве транспорта это может быть экономически оправданным. О том, как любая компания может воспользоваться льготами выбранного ею региона, читайте в статье «Транспортный налог можно значительно снизить на законных основаниях».

Характеристики транспорта позволяют сэкономить

Несколько регионов  Российской Федерации дифференцировали ставки налога в зависимости от тех или иных объективных характеристик автомобиля.

Год выпуска. В Приморском крае, Сахалинской и Иркутской областях указано, что льгота предоставляется в зависимости от возраста машины: чем старше автомобиль, тем меньше ставка транспортного налога. В Приморском крае такая норма введена по легковым и грузовым автомобилям, а в Сахалинской и Иркутской областях – только по легковым.

Сравним указанные льготы с московскими и нижегородскими нормами, где, соответственно, зарегистрировано больше всего автомобилей и установлены максимально возможные ставки налога.

на цифрах Налог на грузовой автомобиль 1999 года выпуска мощностью 300 л с. в Москве составит 21 тыс. руб. (300 л. с. × 70 руб/л. с.), в Нижнем Новгороде – 25,5 тыс. руб. (300 л. с. ×  85 руб/л. с.), а в Приморье – только 9 тыс. руб. (300 л. с. × 30 руб/л. с.).

Кроме того, в Воронежской области освобождены от налога легковые авто старше 25 лет с двигателем до 100 л. с.

В некоторых регионах введены льготы в зависимости от срока полезного использования авто. В частности, в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии – Алании и Чечне на данный момент установлены пониженные ставки налога для транспорта с б?льшим сроком полезного использования. Тогда как Москва и Московская область, наоборот, с меньшим сроком, правда, только в отношении грузовых автомобилей и автобусов.

Чиновники всячески настаивают на том, что имеется в виду возраст авто (письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-05-05-04/07). С 2010 года их позиция официально закреплена в пункте 3 статьи 361 НК РФ. Там слова «срока полезного использования» заменили на «количества лет, прошедших с даты выпуска» (Федеральный закон от 28.11.09 № 282-ФЗ).

Грузоподъемность. В Еврейской автономной области снижены ставки для автомобилей с небольшой грузоподъемностью. Так, если она не превышает 1,5 т, а машина имеет мощность двигателя 100 л. с., то налог в этом регионе будет равен 1,19 тыс. рублей. Для сравнения: в Москве – 1,5 тыс. рублей, в Нижнем Новгороде – 2,5 тыс. рублей.

Производитель. В Республике Алтай установлена почти минимально возможная ставка налога для легковых автомобилей отечественного производства с двигателем мощностью до 90 л. с. – 5 рублей за лошадиную силу. Для сравнения: для аналогичного транспорта в Москве ставка равна 7 рублям за 1 л. с., в Нижнем Новгороде – 25 рублям.

Компании экономят, переводя машины на владельцев с льготной деятельностью

Во многих субъектах России от уплаты транспортного налога освобождены общественные организации инвалидов. Кроме того, в регионах очень популярны льготы в зависимости от вида деятельности налогоплательщика.

Таким образом, компания, выбирая место регистрации для дружественного хранителя активов, может выбрать регион, где последнему будут предоставлены льготы. Однако заметим, что в четырех регионах: Челябинской, Кировской, Сахалинской областях и Краснодарском крае – законодательно предусмотрено, что льготы не предоставляются по транспорту, переданному в аренду. В остальных регионах таких ограничений нет.

Производство. Большинство регионов освободили от налога сельхозпроизводителей. В Красноярском крае – изготовителей оборудования для инвалидов, а в Липецкой – тракторные производства. В той же Московской области налог в половинном размере платят производители детского питания.

Занимательно, но в Тюменской области освобождены от налога производители пива и слабоалкогольных напитков, а также оборудования и комплектующих для нефтедобычи.

Перевозчики. Многие субъекты дали льготу компаниям, занимающимся общественными пассажироперевозками. Кроме того, Московская, Рязанская, Нижегородская, Свердловская, Брянская и Тверская области установили пониженные ставки (40–60% от общей ставки) для компаний, занимающихся международными перевозками.

Лизинг. В двух регионах России даны льготы лизинговым компаниям. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре лизинговая компания не уплачивает налог по авиатехнике, переданной в лизинг. А в Татарстане – по грузовым автомобилям и автобусам, соответствующим экологическим нормам ЕВРО-2.

Получение инвестиционных льгот ограничено обязанностью заключить договор

Многие российские регионы с помощью освобождения от транспортного налога пытаются стимулировать инвесторов. Подобные нормы включены в законы Саратовской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Курганской и Кировской областей, а также Хакассии, Адыгеи и Еврейской автономной области.

Но использование этой льготы часто ограничено необходимостью заключения инвестиционного договора с правительством региона. И только в Саратовской области этого не требуется.

Согласно местному законодательству, освобождаются от транспортного налога вновь создаваемые организации-инвесторы, осуществившие капитальные вложения в расположенные на территории области основные средства в размере не менее 50 млн рублей. В отношении транспорта местом расположения считается место его государственной регистрации.

Таким образом, если компания планирует приобрести транспорт на соответствующую сумму, выгоднее сделать это через свое дочернее юрлицо в Саратовской области.

Льготы по отдельным транспортным средствам могут быть выгодны

Регионы часто предусматривают льготы не по налогоплательщику в целом, а только в отношении отдельных видов транспортных средств. Если компания использует такие виды транспорта, ей выгоднее зарегистрировать технику в одном из следующих субъектов. Или арендовать машины у дружественных хранителей, расположенных в таких областях. Этот вариант тоже может сработать, поскольку в законах этих регионов нет условия, что транспорт обязательно должен использоваться на их территории.

Так, в Тульской и Курской областях не облагаются налогом автомобили, использующиеся автошколами при обучении. Кроме того, в Тульском регионе не платится налог со спецавтомобилей, предназначенных для перевозки крупногабаритных строительных панелей. В Ставропольском крае освобожден от налога корпоративный транспорт, который доставляет работников до их места работы. В Брянской области, а также в Республике Марий-Эл – мусоровозы. А в Псковской области – автомагазины и молоковозы.

В Нижегородской области транспортный налог по половинной ставке платят за автомобили с установленным газобаллонным оборудованием. Для этого в налоговый орган нужно представить справку о том, что такое оборудование было установлено. Правда, учитывая максимальный размер ставок в этом регионе, даже половинная ставка не делает выгодной регистрацию в нем транспорта.

В Кабардино-Балкарии компания может не платить транспортный налог по неисправным и законсервированным транспортным средствам. Для этого в налоговый орган нужно представить справку из ГАИ.

Налог зависит и от города регистрации в регионе

Некоторые регионы освободили от транспортного налога компании, зарегистрированные в пределах определенных территорий данного субъекта. Как правило, это касается резидентов особых экономических зон.

Такие льготы предоставили: Москва, Томская и Липецкая области, Краснодарский край и Татарстан. Однако есть регион, где подобная льгота не связана с ОЭЗ, – Ростовская область.

На ее территории местная администрация определила перечень шахтерских территорий (например, города Новошахтинск, Донецк, Шахты), которым необходима поддержка. Компании и их подразделения, зарегистрированные на этих территориях, не платят транспортный налог вовсе.

Для получения льготы компания должна заключить договор «О поддержке региона» с местной администрацией. Но он в отличие от инвестиционного соглашения не влечет для компании-налогоплательщика практически никаких финансовых обязательств.

Ставки транспортного налога в разных регионах

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Скажем, проснулись вы сегодня утром и чувствуете, что-то не то. То ли инвестиционный климат вконец испортился, то ли ФНС гайки слишком уж туго закручивает… Пока непонятно, но уже захотелось вывести миллион другой долларов сэкономленных налогов за границу на всякий пожарный. Совершить, так сказать, валютное преступление в особо крупном размере. А что? Я сто раз так делал.
Есть же схема!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы