Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как компании проявляют должную осмотрительность

Несколько лет назад налоговые органы выделили 109 признаков сомнительной компании. За прошедшее время эти признаки дополнились критериями рискованности сделок и практикой предпроверочного анализа. Редакция ПНП решила выяснить, какие из признаков подозрительности контрагента действительно являются таковыми для специалистов налогового планирования. Для этого мы просим Вас оценить вас рискованность критериев, перечисленных ниже. В ближайшем номере журнала мы проанализируем полученные ответы в специальном материале.

Какие документы запрашивает ваша компания с целью проявления должной осмотрительности при выборе контрагента?

  • копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации юрлица, свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции, выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на дату, близкую к дате сделки; (97.06 %)
  • копии бухгалтерской и налоговой отчетности контрагента с отметкой налоговой инспекции о получении; (45.1 %)
  • копии протокола собрания участников (акционеров) о назначении на должность генерального директора, приказа о назначении главного бухгалтера; (69.61 %)
  • копии доверенностей на лиц, имеющих право подписывать от имени контрагента договоры, счета-фактуры и другие документы, а также паспорта руководителя контрагента и лиц, имеющих право подписывать указанные документы; (67.65 %)
  • документы, подтверждающие право контрагента заниматься лицензируемыми видами деятельности или деятельностью, требующей наличия соответствующих допусков (например, работы в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительс (64.71 %)
  • договор аренды помещения, подтверждающий нахождение контрагента по юрадресу и (или) заявленному фактическому адресу. (18.63 %)
  • В отношении каких сделок ваша компания собирает полный пакет документов, подтверждающих проявление должной осмотрительности?

  • крупные и дорогостоящие сделки; (58.82 %)
  • посреднические операции; (11.76 %)
  • получение кредитов и займов; (20.59 %)
  • получение имущества в аренду или субаренду; (15.69 %)
  • оказание услуг контрагентами, в том числе маркетинговых, информационных, консультационных; (16.67 %)
  • любые сделки. (37.25 %)
  • Какие электронные сервисы использует компания для проверки контрагента?

  • сайт ФНС России (http://egrul.nalog.ru); (59.41 %)
  • специальные платные программы или сервисы (СПАРК, Контур-Фокус, Прима-информ, FIRA.PRO, Коммерсантъ КАРТОТЕКА); (30.69 %)
  • иные сервисы, в том числе собственной разработки. (5.94 %)
  • электронные сервисы не используем. (3.96 %)
  • Проверяет ли ваша компания факт нахождения контрагента по заявленному юридическому адресу?

  • да; (28 %)
  • нет. (72 %)
  • Собирает ли ваша компания дополнительную информацию об учредителях и руководителях потенциальных контрагентов?

  • да; (34.65 %)
  • нет. (65.35 %)
  • Каким образом ваша компания проявляет должную осмотрительность в отношении иностранных контрагентов?

  • запрашивает документы, подтверждающие правовой статус иностранной организации (например, устав, учредительный договор, сертификат об инкорпорации); (40.2 %)
  • запрашивает доверенность на лицо, которое будет подписывать договор и первичные документы; (30.39 %)
  • запрашивает выписку из торгового реестра той страны, в которой зарегистрирован иностранный контрагент, а в случае, если в иностранном государстве не предусмотрено ведение торговых реестров, то запрашивается сертификат, подтверждающий благополучное состоян (20.59 %)
  • компания не проверяет благонадежность иностранного контрагента. (30.39 %)
  • Запрашивает ли ваша компания в налоговой инспекции по месту учета контрагента информацию его налоговой добросовестности?

  • нет, поскольку в большинстве случаев инспекции отказывают в предоставлении подобной информации, ссылаясь на налоговую тайну; (32.32 %)
  • да, ведь если ответ контролеров будет содержать информацию о недобросовестности, то можно будет заменить контрагента; (3.03 %)
  • да, поскольку даже отказ проверяющих в предоставлении нужных сведений будет свидетельствовать о проявлении компанией должной осмотрительности; (7.07 %)
  • нет, поскольку для этих целей наша компания использует электронный сервис на сайте ФНС России «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года» (https://service.nalog.ru/zd.do). (57.58 %)
  • Что позволяет усомниться в реальном существовании компании?

  • есть сведения о принятом решении о ликвидации; (61.76 %)
  • компания включена в реестр лиц, связь с которыми по адресу регистрации отсутствует; (46.08 %)
  • компания включена в реестр лиц, имеющих налоговую задолженность или не предоставляющих налоговую отчетность; (47.06 %)
  • налоговым органом принято решение об исключении компании из ЕГРЮЛ. (80.39 %)
  • Каковы признаки подозрительности руководителя контрагента?

  • дисквалифицирован в настоящий момент или в прошлом; (59.8 %)
  • зарегистрирован по адресу, относящемуся к иному региону, не в котором контрагент осуществляет деятельность и заключается сделка; (30.39 %)
  • не имеет гражданства РФ; (42.16 %)
  • подозрительный статус (студент, военнослужащий срочной службы, заключенный); (53.92 %)
  • преклонные годы или молодость; (28.43 %)
  • назначен на должность недавно (несколько месяцев); (17.65 %)
  • учредитель и руководитель — одно лицо; (9.8 %)
  • вместо руководителя по доверенности действует уполномоченное лицо. (34.31 %)
  • Каковы признаки сомнительности юрадреса компании?

  • такого адреса не существует; (80.39 %)
  • адрес включен в перечень адресов массовой регистрации; (67.65 %)
  • по адресу расположено здание, не приспособленное для ведения в нем предпринимательской деятельности; (48.04 %)
  • компания недавно сменила адрес регистрации; (7.84 %)
  • юрадрес не совпадает с фактическим. (19.61 %)
  • Какие особенности документов контрагента вызовут подозрения?

  • удостоверены нотариусом, который уже сложил полномочия; (30.39 %)
  • удостоверены нотариусом, осуществляющим деятельность в другом городе, регионе; (19.61 %)
  • доверенность на действия уполномоченного лица не содержит ограничений по размерам сделок, срокам и объему полномочий; (32.35 %)
  • подписи одного лица в документах отличаются друг от друга; (71.57 %)
  • подписи трудно идентифицируемы; (44.12 %)
  • компания отказывается представить документы, подтверждающие ее регистрацию и полномочия представителя, потому что «обычно и так верят». (80.39 %)
  • Что вызовет сомнения в способности контрагента исполнить сделку?

  • сделка не соответствует виду деятельности, судя по общедоступным источникам (сайту в интернете, рекламным объявлениям); (56.86 %)
  • у компании нет лицензии на осуществление операций по сделке; (71.57 %)
  • нетипичный для контрагента вид товаров, работ, услуг; (50 %)
  • компания зарегистрирована в другом городе, регионе и нет данных о ее обособленных подразделениях. (25.49 %)
  • Какие нестандартные условия сделки покажутся подозрительными?

  • фактическое исполнение обязательства третьим лицом или множественными лицами; (45.1 %)
  • оплата на счет третьего лица, в том числе исполнителя по договору; (57.84 %)
  • расчеты векселем; оплата в виде уступки права требования; (37.25 %)
  • бартер; (18.63 %)
  • отсутствие условий об ответственности сторон; (56.86 %)
  • слишком низкая цена сделки; (48.04 %)
  • нечетко прописанные сроки исполнения обязательств («в соответствии с условиями делового оборота»); (60.78 %)
  • контрагент предлагает указать в договоре место себя взаимозависимую дружественную компанию или предпринимателя. (70.59 %)
  • Насколько допустимо даже при наличии безусловно рискованных признаков заключить сделку?

  • если очевидно, что контрагент — однодневка, лучше не рисковать вообще; (70.59 %)
  • сомнительному контрагенту можно подставить свою буферную компанию, а дальше уже провести нормальную сделку; (18.63 %)
  • если сделка очень выгодна, то можно заключить договор, приняв всевозможные меры безопасности, вплоть до фото и видеоотчетов каждого этапа исполнения; (44.12 %)
  • у нас хороший юридический отдел, мы готовы спорить с налоговиками, доказывая обоснованность любой собственной выгоды; (13.73 %)
  • если лично нам сделка не принесет налоговой выгоды (нет вычетов НДС, мы признаем доходы и можем подтвердить расходы), то можно не беспокоиться о рисках; (27.45 %)
  • надо работать в любых условиях; волков бояться — в лес не ходить. (8.82 %)
  • Количество полученных ответов: 102

     

    Слово редактора

    Евгений Тимин
    главный редактор
    glred@nalogplan.ru
    Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

    Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

    Читать далее >>

    Подписка

    Сервисы