Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Письмо Минфина России от 13.03.2020 № 03-08-05/19099

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 13 марта 2020 года № 03-08-05/19099

О налогообложении дивидендов, выплачиваемых российской компанией своему кипрскому участнику, имеющему фактическое право на дивиденды

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.

Плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в соответствии со статьями 246 и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Порядок налогообложения дохода иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающей доходы от источников в Российской Федерации, определен нормами статей 246, 247 Кодекса и пунктом 1 статьи 309 Кодекса, исходя из положений которых доходы, в частности, в виде дивидендов относятся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым в соответствии с нормами статьи 310 Кодекса налоговым агентом при каждой выплате дохода.

Пунктом 2 статьи 24 Кодекса определено, что налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 24 Кодекса налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 275 Кодекса в случае, если организация, признаваемая в соответствии с Кодексом налоговым агентом, выплачивает доходы в виде дивидендов иностранной организации, налоговая база налогоплательщика - получателя дивидендов по каждой такой выплате определяется как сумма выплачиваемых дивидендов и к ней применяется налоговая ставка 15 процентов, установленная подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 310 Кодекса налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 Кодекса, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@ утверждена форма Налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее - Налоговый расчет), Порядок ее заполнения, а также формат представления налогового расчета в электронной форме.

Вместе с тем статьей 7 Кодекса установлено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее - Соглашение).

Пунктом 1 статьи 10 "Дивиденды" Соглашения установлено, что дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Однако согласно пункту 2 статьи 10 "Дивиденды" Соглашения дивиденды могут также облагаться налогом в том Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:

a) 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании, выплачивающей дивиденды, сумму, эквивалентную не менее 100000 евро;

b) 10% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

При этом предусмотренные пунктом 2 статьи 10 Соглашения ставки налога у источника в отношении дохода в виде дивидендов применяются при выполнении условий, установленных статьей 312 Кодекса.

Следует отметить, что Кодексом не установлен фиксированный перечень документов, свидетельствующих о наличии у лица фактического права на выплачиваемые доходы.

При этом, отсутствие в Кодексе упоминания о конкретных документах, необходимых для определения фактического получателя дохода, свидетельствует о том, что законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации.

Учитывая изложенное, дивиденды, выплачиваемые российской компанией своему кипрскому участнику, имеющему фактическое право на дивиденды, могут подлежать налогообложению на территории Российской Федерации по ставке налога в размере 5%, установленной подпунктом "а" пункта 2 статьи 10 Соглашения, при соблюдении условий, содержащихся в данном подпункте и требованиям положений статьи 312 Кодекса. В остальных случаях, при наличии фактического права на дивиденды и соблюдении требований положений статьи 312 Кодекса, налогообложение данного вида дохода осуществляется в Российской Федерации по ставке налога в размере 10%.

Таким образом, в целях применения пониженных ставок (5 или 10 процентов) при налогообложении дивидендов оценка соответствия соблюдению условий, содержащихся в пункте 2 статьи 10 Соглашения налоговым агентом должна осуществляться в отношении каждой суммы дохода, выплаченной иностранной организации, исходя из фактических обстоятельств и имеющихся в его распоряжении документов.

Согласно пункту 6 статьи 81 Кодекса при обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном статьей 81 Кодекса.

Следовательно, под обнаружением ошибки (искажения) следует понимать вывод налогового агента о факте неполного удержания и перечисления им налога, подтвержденный документами, имеющимися у налогового агента.

Таким образом, в случае, когда факт неполной уплаты налога в связи с неправомерным применением пониженной ставки налога выявлен после представления в налоговый орган Налогового расчета за отчетный налоговый период, в котором произошло первоначальное оформление выплаты дохода, в этой ситуации налоговому агенту на основании пункта 6 статьи 81 Кодекса следует представить уточненный Налоговый расчет.

При этом, пунктами 4, 6 статьи 81 Кодекса предусмотрена возможность освобождения налогового агента от налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, при условии оплаты недоимки по налогу на доходы иностранной организации и пени до подачи уточненного Налогового расчета за соответствующий период.

Одновременно следует отметить, что Кодекс не регулирует отношения между налогоплательщиком и налоговым агентом, связанные с возмещением своевременно недоудержанных сумм налога. Укатанные отношения являются предметом ведения гражданского законодательства Российской Федерации.

Что касается возврата налога, то по общему правилу возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании решения налогового органа по месту учета налогоплательщика (налогового агента) (статья 78 Кодекса).

В соответствии с пунктом 3 статьи 79 Кодекса заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Указанный в пункте 7 статьи 78 и пункте 3 статьи 79 Кодекса срок является предельным, по истечении которого иностранная организация утрачивает право на возврат удержанного налога на доходы.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
А.А.Смирнов

Электронный текст документа сверен по:Официальный сайт Минфина России
www.minfin.ru
по состоянию на 27.07.2020

 

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
«Вечер в хату, счетоводы»
«Когда мы в редакции готовили статью про уголовные дела против главбухов, я наткнулся на интересный случай. В Новосибирской области главбух получала зарплату 16 тыс. руб. в месяц. Сами понимаете, прожить на такие деньги сложно. Поэтому она сама себя фиктивно оформила бухгалтером еще в нескольких обособленных подразделениях компании и везде получала зарплату.
Так как кадровый учет был тоже на ней, никто такого неожиданного умножения фонда оплаты труда долго не замечал. А когда заметили, обратились в полицию. Главбуху дали год условно.
Этот год гражданка вела себя примерно. Как пишут в судебном акте, добросовестно трудилась, не совершала неправомерных проступков, соблюдала общественный порядок, отличалась хорошим поведением в быту. В результате судимость сняли. Она снова устроилась на работу главбухом. Даже с повышением зарплаты — до 20 тыс. руб. в месяц.»

Читать далее >>

Подписка

Сервисы