Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Рейтинг безопасности налоговых схем (2-е полугодие 2007 г.)

1 ноября 2007   4969  

Рейтинг безопасности налоговых схем основан на экспертной оценке безопасности применения элементов, из которых состоят способы снижения налогового бремени, используемые на практике. При отборе этих способов и их элементов мы исходили не из их отношения к закону, а исключительно из их распространенности в бизнесе. Для удобства элементы объединены в группы по общему признаку

 

Что такое рейтинг

 

Рейтинг - это не советы по снижению налогового бремени. Это определение рискованности тех или иных элементов, из которых состоят способы налоговой экономии. И выявление тех, применение которых в данный момент может грозить весьма серьезными последствиями.

Мы рейтингуем не сами схемы, а их составляющие, «кирпичи», из которых и складывается каждый способ снижения налогового бремени. Ведь схем может быть составлено практически бесконечное множество, и конечно, оценить их все без исключения нет физической возможности. Элементов же, из которых эти схемы состоят, значительно меньше. Именно поэтому мы и оцениваем безопасность не самих схем, а их составляющих. При этом под элементами мы подразумеваем не только физические составляющие (например, договор и его вид, контрагент и его статус, дополнительные расходы). Но и то, какое наполнение несет эта схема, то есть ее суть и реальный результат (например, замена договора/правоотношений для достижения налоговой экономии).

Все представленные элементы оценивали три группы экспертов: практики, чиновники и независимые эксперты. Их список приведен ниже. Оценки выставлялись по пятибалльной шкале (чем ниже риск, тем выше оценка безопасности). Оценка безопасности данного способа каждой группой экспертов - это среднее арифметическое оценок всех представителей данной группы. Общая оценка безопасности - среднее из оценок трех групп.

 

Как оценивать схемы

 

Оценить безопасность схемы можно будет, выведя среднее арифметическое суммы значений безопасности каждого элемента, составляющего схему (сложив значение безопасности каждого элемента и разделив получившуюся сумму на число элементов).

Мы призываем вас не лукавить и оценивать способы снижения налоговой нагрузки исходя из реальных обстоятельств деятельности или реальных намерений. Например, если задумано передать имущество без налогов с помощью договора простого товарищества без намерения действительно вести совместную деятельность (фактически заменив простым товариществом договор купли-продажи), при оценке этого способа с помощью нашего рейтинга надо именно это и подразумевать. То есть учитывать такой элемент, как «замена договора». Иначе показатель безопасности схемы будет недостоверным.

Приведем пример расчета безопасности указанной схемы безналоговой передачи имущества через договор простого товарищества.

Схема состоит в следующем. Две компании начинают совместную деятельность. Одна вносит в качестве вкладов в простое товарищество имущество, вторая - денежные средства в размере стоимости имущественного вклада, установленного соглашением товарищей. Через некоторое время (по мотиву того, что совместная деятельность себя не оправдала) стороны прекращают договор. При этом товарищ, внесший имущество, может получить деньги, а тот, кто первоначально вносил деньги, - имущество.

Элементы, из которых состоит эта схема, следующие: договор простого товарищества, замена договора (поскольку фактически в этой схеме реальная цель участников – передать имущество в собственности без налогов, договор купли-продажи заменяется договором простого товарищества).

Расчет. В рейтинге безопасность договора простого товарищества оценен на 3 балла, замена договора - на 2 балла. Общая оценка безопасности – (3+2)/2=2,5 балла.

В схеме могут быть и дополнительные обстоятельства, снижающие безопасность, например, у компании нет реальной возможности осуществить учтенные операции (2). Безопасность в этом случае составляет: (3+2+2)/3=2,3.

Если же простое товарищество реально работающее, приносит прибыль, то даже если по окончании срока его действия происходит аналогичный обмен вкладами, на наш взгляд, такой элемент, как замена договора, здесь уже использовать не надо. Поэтому риск работы по такой схеме составляет 3 балла.

 

Общий для всех схем фактор снижения безопасности

 

При оценке безопасности каждой схемы мы предлагаем учитывать еще такой фактор риска, как количество элементов. На наш взгляд, в стандартной схеме применяется до пяти элементов. Шестой уже будет дополнительно снижать безопасность, поскольку излишняя сложность построений будет увеличивать риск выявления схемы. Ведь чем больше обстоятельств, привлекающих внимание, тем выше шанс, что их раскроют.

По нашему мнению, каждый дополнительный элемент снижает безопасность на 10 процентов. Таким образом, если в схеме шесть элементов, общая оценка безопасности уменьшается на 10 процентов. Если семь – на 20 процентов и так далее.

При этом, конечно, очевидно, что это всего лишь дополнительный фактор. Его влияние на общую безопасность не может быть 100 процентов и более. Поэтому мы считаем, что этот фактор снижает безопасность не более чем на 70 процентов

Оценим общую безопасность на примере использования хранителя активов. Суть схемы в следующем. Компания создает отдельную фирму на «упрощенке», которой передает в собственность (например, по договору купли-продажи с минимальной ценой) имущество. Новая фирма сдает это имущество в аренду всем компаниям холдинга по максимальным ставкам.

Элементов в этой схеме шесть:

- взаимозависимость в соответствии со статьей 20 НК РФ (3);

- субъект льготного налогообложения (4);

- договор купли-продажи (4);

- очевидное занижение цены (2),

- договор аренды (4);

- очевидное завышение цены (2).

Рассчитаем безопасность без учета количества элементов: ((3 + 4 + 4 + 2 + 4 + 2): 6) = 3,16.

И с учетом этого фактора: ((3 + 4 + 4 + 2 + 4 + 2) : 6) – 10% = 2,85.

Если бы в схеме было 7 элементов, оценку надо было бы уменьшать не на 10, а на 20 процентов. Если 8 – на 30 процентов и так далее. Но не более чем на 70 процентов. То есть при количестве элементов от 12 и выше влияние этого фактора на общую безопасность будет одинаковым.

 

Что надо учитывать при применении всех способов снижения налогового бремени

 

При выборе любого способа налоговой экономии есть общие принципы, которые целесообразно учитывать вне зависимости от фактических обстоятельств схемы. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к рейтингу, приведем мнения экспертов относительно общих принципов налоговой экономии для того, чтобы полученная выгода не была признана необоснованной.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

 

 

Николай ПЯТНИЦКИЙ, ведущий консультант группы по разрешению налоговых споров департамента налогов и права Deloitte & Touche CIS:

 

- Основные принципы определения необоснованной налоговой выгоды сформулировал Пленум ВАС РФ в постановлении от 21.10.06 № 53. При этом Пленум ВАС РФ установил закрытый перечень обстоятельств (п. 3, 4, 5 постановления № 53), наличие которых может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Это, например, оформление фиктивных документов или отсутствие возможности реально осуществить отраженные в учете операции.

Кроме того, следует учитывать, что ряд договоров (они приведены в рейтинге в качестве элементов налоговых схем), несмотря на то, что фактически предусмотрены действующим законодательством (например, договор лизинга), все же привлекают особое внимание налоговых органов тем, что они в большинстве случаев используются для оптимизации. Поэтому, участвуя в таких сделках, плательщику надо учитывать, что инспекция будет уделять повышенное внимание к существу и порядку их оформления. Кроме того, не исключена вероятность необоснованного отказа инспектора в получении налоговой выгоды по формальным «надуманным» основаниям.

 

 

Виталий СЕМЕНИХИН, заместитель генерального директора ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»:

 

- Налоговая схема может являться незаконной, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

В соответствии с постановлением № 53 о необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии в том числе учета для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций.

Алексей ГРИШИН, эксперт-аналитик ЗАО «Консалтинговая группа «Зеркало»:

- Вероятность выявления и доказывания контролирующими органами факта применения схемы зависит также от качества документального оформления операций. Поэтому если есть должным образом оформленная необходимая документация, риск выявления схемы и предъявления в связи с этим претензий может быть значительно снижен.

посмотреть рейтинг

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы