Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Планы Минфина по контролю рыночных цен: готовимся заранее

4 июля 2007   3824  

Новые критерии признания взаимозависимости компаний
Что является официальным источником информации о рыночных ценах
Кто обязан сообщать налоговикам о контролируемых сделках

В рамках Основных направлений налоговой политики в РФ* Минфин России подготовил законопроект, вводящий новые подходы к ценам для целей налогообложения. Вместо статей 20 и 40 планируется дополнить НК РФ целой главой о взаимозависимости, контролируемых сделках и принципах определения цен для целей налогообложения. Новую главу предполагается ввести в действие с 1 января 2008 года. И с 2010 года-раздел, посвященный соглашениям о ценообразовании для целей налогообложения.

 

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ

В первую очередь в проекте уточнен перечень взаимозависимых лиц. Из их числа выбыли лица, прямо подчинявшиеся друг другу по должностному положению. Взаимозависимыми признаются лишь работник и работодатель. Но зато в число взаимозависимых лиц включены компания и член ее совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа.

Оставлено по сути без изменений существующее сейчас положение статьи 20 НК РФ, которое признает взаимозависимыми юридические лица, участвующие непосредственно или косвенно в другой компании при том, что доля такого участия - более 20 процентов. Но это положение расширено-добавлено непосредственное или косвенное участие в компании и физического лица.

Также случаи взаимозависимости дополнены ситуацией, когда одно и то же лицо (или совместно со своими взаимозависимыми лицами) участвует в нескольких организациях и его доля участия-более 20 процентов. В этом случае взаимозависимыми будут признаваться эти организации. Еще в число ситуаций взаимозависимости предлагается включить ситуацию, когда доля непосредственного участия каждого предыдущего лица в каждой последующей компании-более 50 процентов.

Основания взаимозависимости физических лиц Минфин предлагает сузить. Если сейчас в статье 20 НК РФ взаимозависимыми признаются лица, состоящие в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого, то в проекте нет указания на брачные отношения.

Помимо этого Минфин предлагает прямо указать суду те категории лиц и ситуации, когда возможна взаимозависимость по решению суда. Так, в проекте оставлена практически без изменения существующая норма о том, что суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, не указанным прямо в НК РФ. Но при этом в проекте (в отличие от существующего положения) дан перечень возможно взаимозависимых лиц.

К ним Минфин рекомендует отнести:
• лиц, входящих в одну и ту же группу лиц, признаваемую в соответствии с законодательством РФ;
• участников договора простого товарищества, а также участников таких договоров, когда одно и то же лицо входит в эти договоры;
• организации и участников договора простого товарищества, когда хотя бы один из участников этого договора непосредственно или косвенно участвует в этой компании;
• учредителя доверительного управления и доверительного управляющего и (или) выгодоприобретателя по договору доверительного управления;
• доверительных управляющих, если одно и то же третье лицо является учредителем управления по обоим договорам;
• доверительного управляющего по одному договору доверительного управления и выгодоприобретателя по другому договору, если учредителем управления по обоим договорам является одно и то же лицо;
• доверительного управляющего и компанию, когда учредитель управления непосредственно или косвенно участвует в компании.

Более того, Минфин предлагает закрепить положение о том, что лица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми по иным основаниям.

* Подробнее о проекте Основных направлений налоговой политики в РФ читайте в статье «Планы Минфина по изменению НК: что грозит компаниям» в «ПНП» №3, 2007, стр. 18.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Андрей БРУСНИЦЫН,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
- Данная норма может найти применение в двух случаях.
Первое - развитие института консолидированного налогоплательщика. Тогда налогоплательщик сам раскрывает свои зависимые связи, получает единое налогообложение на группу компаний, а за это с него снимается контроль по ценам внутри группы.
Второе - развитие института предварительных соглашений. То есть налогоплательщик раскрывает свои зависимые организации, заключает с ФНС соглашение о применимых ценах и получает гарантии от претензий с точки зрения ценообразования.

 

ДОЛЯ КОСВЕННОГО УЧАСТИЯ

Минфин предлагает изменить порядок расчета доли косвенного участия одного лица (как юридического, так и физического) в другой компании. Напомним, по ныне действующей редакции статьи 20 НК РФ доля косвенного участия одной компании в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия компаний этой последовательности одна в другой.

Специалисты же финансового ведомства предлагают следующий порядок. Сначала определяются все последовательности участия одной компании в другой через непосредственное участие каждой предыдущей организации в каждой последующей соответствующей последовательности. Затем определяются доли непосредственного участия каждой предыдущей компании в каждой последующей соответствующей последовательности. И потом суммируются произведения долей непосредственного участия одной организации в другой через участие каждой предыдущей компании в каждой последующей всех последовательностей.

Заметим, что предлагаемый порядок увеличивает расчетную долю косвенного участия организаций относительно действующего, если в цепочке более двух компаний и доли в них меньше 100 процентов.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Сергей ТАРАКАНОВ,
советник управления налогового контроля ФНС России:
- Математический метод расчета косвенного участия через произведение долей участия, которые меньше единицы, характеризуется свойством «затухания», то есть стремится к нулю. Это свойство не позволит связать любые две компании. Кроме того, законопроект устанавливает 20-процентный барьер участия, что снижает риск.

 

КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ

Минфин предлагает исключить право налоговиков контролировать цены при их отклонении от рыночных на 20 процентов.

В проекте введен закрытый перечень сделок, при совершении которых налоговики имеют право проверять соответствие цен сделки рыночным. При этом оставлено право налоговиков контролировать цены по сделкам между взаимозависимыми лицами по товарообменным (бартерным), внешнеторговым сделкам. Но добавлены и новые сделки, которые будут подлежать контролю.

Взаимозависимые лица. В проекте помимо прямого указания на право контроля сделок между взаимозависимыми лицами еще дополнительно расширено количество случаев контроля таких сделок.

Так, налоговый орган вправе будет проконтролировать сделку, если он установит, что одно из взаимозависимых лиц было продавцом товара третьему лицу, а это третье лицо продало эти же товары второму взаимозависимому лицу. Также Минфин предлагает дать право налоговикам проконтролировать сделки купли-продажи одних и тех же товаров, последовательно совершенных с третьими лицами, когда продавец в первой сделке и покупатель в последней являются взаимозависимыми лицами. Причем независимо от количества промежуточных третьих лиц.

Получается, что компания должна будет заранее уточнять, не является ли ее покупатель, а также покупатели далее по цепочке взаимозависимыми с поставщиком, и периодически обновлять информацию. Скорее всего реализовать на практике это будет проблематично. Кроме того, такая оговорка дает право попытаться признать взаимозависимыми любые компании через третьих лиц.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Андрей БРУСНИЦЫН,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
- Риск признать взаимозависимыми любые компании через третьих лиц на основании этой нормы действительно есть, причем довольно существенный. Чтобы снизить риск, можно приобретать товар у нескольких поставщиков. В этом случае будет сложно доказать, что проданный покупателю товар приобретен именно у взаимозависимого с покупателем поставщика.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Сергей ТАРАКАНОВ,
советник управления налогового контроля ФНС России:
- Чтобы определить, у какого продавца куплен товар, можно сосредоточиться не на самом продавце, а на товаре. То есть четко его идентифицировать.

Так, товар, обладающий индивидуальными признаками, например серийным заводским номером, идентифицируется по этим признакам.

Товар, обладающий родовыми признаками, может быть определен по отметкам изготовителя на упаковке (серия, партия, дата выпуска), сопроводительной документации, в том числе сертификатам, паспортам качества и иным подобным документам. Если у такого товара нет упаковки, его можно идентифицировать через транспортные средства, транспортные документы, погрузочно-разгрузочные документы, документы хранения. Если товар, обладающий родовыми признаками, не смешивается с аналогичным товаром в пути, в местах хранения, такая идентификация также не представляет сложности в доказывании.

В крайнем случае для идентификации можно использовать экспертизу (ст. 95 НК РФ).

Бартер. Оставив бартерные сделки в качестве контролируемых, Минфин предлагает дать их определение для целей налогообложения. Это сделки, при совершении которых предусматривается обмен товарами, работами, услугами, имущественными правами, информацией, интеллектуальной собственностью. И даже если обмениваемое имущество и имущественные права неравноценны и по договору предусмотрена денежная доплата, такие сделки все равно будут отнесены к бартерным.

Прекращение зачетом. Предлагается добавить в перечень контролируемых сделки, обязательства по которым прекращаются зачетом встречного однородного требования или зачетом при уступке требования.

.Внешняя торговля. Существующее право налоговиков контролировать цены при совершении внешнеторговых сделок Минфин предлагает расширить и конкретизировать. Согласно проекту, контролю будут подлежать цены по сделкам в области внешней торговли услугами (работами), имущественными правами, информацией, интеллектуальной собственностью, а также в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли. Перечень последних должен, по замыслу Минфина, утверждаться Минэкономразвития.

Офшоры. К контролируемым сделкам добавились сделки между российскими компаниями (иностранными фирмами через их постоянные представительства в РФ, физическими лицами-налоговыми резидентами РФ) и лицами, местонахождение которых находится под юрисдикцией иностранных государств, которые предоставляют льготный налоговый режим для иностранных инвесторов. А именно: доходы от источников за пределами таких государств облагаются по пониженным или нулевым налоговым ставкам, в этих государствах нет традиционной системы налогообложения и налогового учета и (или) они предоставляют информацию о налогах только при наличии международных соглашений об обмене такой информацией. Либо не предоставляют ее вовсе. Перечень таких территорий должен утвердить Минфин.

 

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

Проект предлагает ввести обязанность компаний самостоятельно подавать налоговикам сведения о совершенных ими контролируемых сделках-в специальных приложениях к декларациям.

Сведения потребуют от тех, чей доход, расход от контролируемой сделки либо сумма доходов и расходов от нескольких контролируемых сделок, совершенных в этом налоговом периоде с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемой сделки), превышает 1 млн руб.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Анна ВОРОНЦОВА,
заместитель генерального директора ЗАО «Консалтинговая группа "Зеркало"»:
- Это может привести к дроблению сделок до сумм менее 1 млн руб. и разделению их между различными компаниями одного холдинга.

Компания должна указать налоговый период, за который предоставляются сведения о контролируемых сделках, сами сделки, иностранных физических или юридических лиц, с которыми совершены сделки, примененные цены, а также использованные методы определения рыночных цен в сделках и источники информации для определения цен. И конечно, сумму доходов (прибыли) или расходов в результате совершения контролируемой сделки (нескольких сделок). Причем за непредставление сведений (представление недостоверных сведений) по контролируемым сделкам в проекте предложено ввести штраф 5 тыс. руб.

Кроме того, по таким сделкам налоговикам дано право в рамках статьи 93 НК РФ запросить документы, которые должны обосновать примененную цену.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Сергей ТАРАКАНОВ,
советник управления налогового контроля ФНС России:
- Проект не учитывает, что истребование документов, отсутствующих на момент истребования у налогоплательщика (налогового агента), невозможно в принципе. НК РФ в аналогичной ситуации (ст. 93.1) предусматривает истребование информации, что представляется более приемлемым и адекватным. Вместе с тем законопроект предусматривает, что документы могут быть составлены по нескольким сделкам, предметом которых являются идентичные (однородные) товары (работы, услуги), совершенным с одним лицом или несколькими одними и теми же лицами. То есть фактически может быть составлен один документ по нескольким контролируемым сделкам.

 

СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНАХ

Помимо декларирования сделок проект предполагает введение с 2010 года права для крупнейших налогоплательщиков заключать предварительные соглашения о порядке определения цен для целей налогообложения. В частности, по контролируемым сделкам. Соглашение о ценообразовании предполагается заключать на три года с возможностью продления еще на два года.

Чтобы заключить такое соглашение, плательщик должен подать в налоговый орган проект соглашения, документы о контролируемых сделках и деятельности компании, а также документ, подтверждающий уплату госпошлины. Рассматривать могут один год с продлением на три месяца. Результат не гарантируется-налоговики могут и отказать в подписании соглашения.

Если в период действия соглашения плательщик не будет исполнять условия договоренности, ему придется пересчитать налоги исходя из рыночных цен, доплатить недоимку и пени. Более того, проект предлагает ввести ответственность за нарушение соглашения-штраф 1,5 млн руб.

 

РЫНОЧНАЯ ЦЕНА

Как и в существующей редакции НК РФ, Минфин предлагает применять для целей налогообложения цену сделки, примененную сторонами, если иное не предусматривает НК РФ. И пока не доказано обратное, эта цена будет признаваться рыночной. Но зато Минфин предлагает существенно поменять порядок определения рыночной цены. Сейчас статья 40 НК РФ определяет рыночную цену как цену, сложившуюся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (при их отсутствии-однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях. Сделки между взаимозависимыми лицами не учитываются.

Проект же определяет рыночную цену в пределах интервала цен, примененных в сделках, предметом которых являются идентичные (при их отсутствии-однородные) товары (работы, услуги), совершенных невзаимозависимыми лицами в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Чтобы рассчитать нужный интервал, Минфин предлагает следующий алгоритм. Разница между максимальной и минимальной ценой в сделках (контролируемые сделки не учитываются) делится на четыре равных подынтервала. Первый и последний подынтервалы отбрасываются.

Искомый интервал рыночной цены находится между минимальным значением второго подынтервала и максимальным значением третьего подынтервала. Правда, проект не уточняет, как определить интервал рыночных цен, если цена во всех сделках одинаковая. Можно предположить, что интервал будет равен нулю.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Андрей БРУСНИЦЫН,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
- Подобное определение рыночной цены не соответствует основам экономической теории, поскольку не учитывает прямую зависимость рыночной цены от спроса и предложения на рынке.

Представляется, что предлагаемый механизм нежизнеспособен по следующим основаниям.
Во-первых, в проекте нет порядка определения минимальной и максимальной цен.
Во-вторых, на практике налогоплательщик в большинстве случаев найдет примеры цен, которые будут соответственно ниже или выше примененных им. В результате примененная компанией цена практически всегда будет находиться в интервале, заданном проектом (даже если при этом придется создать ряд организаций, которые обеспечат необходимый коридор цен).
В-третьих, налогоплательщик объективно лишается возможности определить диапазон цен, соответствующий рыночной цене, поскольку у него нет информации о минимальной и максимальной цене. Соответственно выход за рамки данного диапазона не будет однозначно свидетельствовать о вине плательщика, если речь пойдет о привлечении к ответственности.

 

ИСТОЧНИКИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Также Минфин в проекте предпринял попытку конкретизировать перечень официальных источников информации о сделках по рыночным ценам*. Предлагается ее получать из биржевых сводок (для предметов мировой биржевой торговли), таможенной статистики, отчетов профессиональных оценщиков, из официальных публикаций о ценах, общедоступных изданий и информационных систем. Также источником может быть цена, полученная налоговиками путем определения рыночных цен предусмотренными НК РФ методами.

Сложность вызывает ссылка на общедоступные издания без точного указания их наименований и определения общедоступности. Это дает возможность проверяющим и проверяемым сравнивать информацию из разных, причем произвольных источников. Кроме того, не понятен приоритет источников информации. Например, компания предъявит газеты с предложениями о продаже товара именно по цене компании, а налоговики - отчет профессионального оценщика и публикацию комитета государственной статистики, где указана другая цена. Чья информация здесь будет важнее? Ответ на этот вопрос проект не дает. Заметим, что, если в законе останется такое же положение, компании смогут защитить свои интересы на основании пункта 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

* Подробнее о текущих проблемах налоговиков с доказательствами нерыночности цен читайте в статье «Как отстоять рыночность цены: «дсп»-рекомендации налоговиков» в «ПНП» №4, 2007, стр. 62.

 

НОВЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕН

В проекте расширено количество методов определения рыночных цен-с трех существующих сейчас до шести. Это:

1) метод сопоставимых рыночных цен (этот метод существует и сейчас);
2) метод цены последующей реализации товара (существует сейчас);
3) метод цены реализации продукта переработки (вторичного продукта);
4) затратный метод (существует сейчас);
5) метод сопоставимой рентабельности;
6) метод распределения прибыли.

При этом методы со 2 по 6 можно применять, если невозможно определить рыночные цены товаров (работ, услуг) первым методом, в том числе ввиду отсутствия на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) сделок, предметом которых являются идентичные (однородные) товары (работы, услуги), или отсутствия либо недостаточности информации.

Тем самым Минфин фактически повторяет текущие положения статьи 40 НК РФ-чтобы применить другие методы, надо доказать отсутствие сопоставимых сделок.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Андрей БРУСНИЦЫН,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
- Различия в сделках и их условиях найти можно почти всегда. Поэтому данный вопрос всегда будет иметь очень существенную долю субъективизма. Именно из-за субъективного рассмотрения налоговые органы пока проигрывают большое количество споров именно по сопоставимости условий.

 

ИТОГ

Случаи взаимозависимости дополнены ситуацией, когда одно и то же лицо участвует в нескольких компаниях

Минфин предлагает закрепить положение о том, что лица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми

В проекте введен закрытый перечень сделок, при совершении которых налоговики имеют право проверять соответствие цен сделки рыночным

Проект предлагает ввести обязанность компаний самостоятельно подавать налоговикам сведения о совершенных ими контролируемых сделках

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы