Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как не попасть на выездную проверку: новые критерии отбора

4 июля 2007   5102  

Общедоступные и секретные критерии отбора кандидатов на проверку
Как проведут анализ финансово-экономических показателей деятельности
Каковы основные принципы планирования выездных налоговых проверок

Налоговая служба намерена перестроить всю систему проведения выездных налоговых проверок. И предлагает компаниям активно в этом поучаствовать. Каким критериям должна соответствовать компания, чтобы избежать прихода инспекторов в компанию, ФНС рассказала в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333), которая призвана ввести новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. По мнению специалистов ФНС, высказанному в Концепции, планирование выездных налоговых проверок-это открытый процесс, построенный на отборе плательщиков для проведения проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. А Концепция определяет алгоритм такого отбора.

Одновременно в концепции даны критерии, по которым компания сама сможет оценить, грозит ли ей выездная проверка. Зная о них, компания сможет построить свою деятельность так, чтобы максимально снизить риск проверки.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РИСКОВ

Налоговая служба перечислила в Концепции 11 критериев, которые будут использовать налоговые органы в процессе отбора кандидатов для проведения выездных проверок. По замыслу налоговиков, используя эти критерии, компания сможет самостоятельно оценить свои риски. Более того, в ближайшем времени на официальном сайте ФНС (www.nalog.ru) будут размещены необходимые данные, без которых компании не смогут качественно применить ряд критериев. В частности, данные о среднеотраслевой налоговой нагрузке, границы «значительных сумм налоговых вычетов», уровень рентабельности по сферам деятельности. Критерии следующие:

  1. Налоговая нагрузка у плательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  2. В бухгалтерской или налоговой отчетности отражены убытки на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. В налоговой отчетности отражены значительные суммы налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление плательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением местонахождения («миграция» между инспекциями).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

При этом в Концепции не оговорено, какому количеству критериев надо соответствовать, чтобы инспекторы пришли с проверкой, а также об удельном весе каждого критерия для принятия такого решения. Кроме того, некоторые критерии оценочны и не позволяют точно определить, в какой ситуации они будут применяться. В частности, по мнению ФНС, спровоцировать проверку может ситуация, когда плательщик отражает суммы расхода, максимально приближенные к сумме дохода, или если значительно отклоняется уровень рентабельности. Между тем пороговое значение для этих критериев не установлено. Скажем, по мнению одного инспектора, расходы будут считаться максимально приближенными к доходам, если они составят 70 процентов, а по мнению другого-90 процентов.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Ирина КОМИССАРОВА,
консультант-аналитик ЗАО «Консалтинговая группа "Зеркало"»:
- Интересен вопрос о количестве критериев, при которых организация подпадает под проверку. Если у нее только один критерий, но, по мнению налоговиков, «некрасивый», попадет ли она в план проверок? Концепция не дает ответа на этот вопрос.

Татьяна ЧЕРНЫШЕВА, специалист по ведению бухгалтерского учета ООО «Сатурн-консалтинг» АРНИ Polaris International:
- Я считаю, что была бы полезной публикация критериев оценки налогоплательщиков по отраслям деятельности. При такой системе налогоплательщик, оценивая свою экономическую деятельность, сможет с высокой степенью вероятности определить, будет в отношении него назначена проверка или нет. Зная ответ, он примет соответствующее решение, например уточнит свои налоговые обязательства.

Елена ДИРКОВА, аудитор, руководитель ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»:
- Общедоступные критерии сформулированы в Концепции на качественном уровне. Но на практике отдельные критерии могут применяться лишь на основе количественных характеристик. Думаю, ФНС начнет публиковать для сведения налогоплательщиков среднеотраслевые показатели финансово-хозяйственной деятельности, на которые рекомендовано ориентироваться. Кроме того, налогоплательщикам необходимо разъяснить, что такое «налоговая нагрузка» и как определить свой уровень рентабельности. На нормативном уровне эти показатели не определены. Наконец, неясно, как вести расчеты налогоплательщику, осуществляющему несколько видов деятельности.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
ИНСПЕКТОР
одной из налоговых инспекций по г. Москве:
- Мое мнение такое-создание данных критериев направлено на подгонку всех без исключения компаний в определенной отрасли (или по другим критериям) под один показатель, что в принципе невозможно. Не существует двух абсолютно одинаковых организаций с одинаковыми показателями. Кроме того, исходя из данных критериев, в список претендентов на проверку попадут если не все, то большая часть компаний. На сегодняшний день проверки действительно направлены в первую очередь на организации, которые являются убыточными или предъявляют НДС к возмещению из бюджета. Однако когда на практике инспекторы выходят на проверки подобных организаций, все оказывается намного проще: находятся вполне разумные причины их убыточности в определенных периодах или превышения предъявленного к вычету НДС над исчисленным.

 

КАК БУДУТ ОТБИРАТЬ

Конечно, ФНС не собирается ориентироваться только на приведенные критерии. Безусловно, инспекторы будут вести и свою работу по отбору кандидатов на выездные проверки.

Во-первых, в Концепции особо указано: «Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях».

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
ИНСПЕКТОР
одной из налоговых инспекций по г. Москве:
- Данные методы уже применяются на практике, особенно при проведении выездных проверок. В принципе это некое ответвление по борьбе с «однодневками», которое уже сейчас приобретает все больший масштаб. Так, при анализе контрагентов проверяемой организации помимо направления «встречных проверок» проверяющие в первую очередь обратят внимание на контрагентов, состоящих на учете в их инспекции, а именно на их отчетность.

Например, с одним из контрагентов проверяемой организации заключен договор, по которому проверяемый налогоплательщик ставит затраты в расход в целях налогообложения прибыли, а контрагент должен отразить в доходах. Следовательно, если у данного контрагента в декларациях по налогу на прибыль отражены только нули, то это является первым основанием для того, чтобы усомниться в сделке. Даже если по документам она оформлена абсолютно правильно.

В результате если проверяемому подтверждаются данные расходы, то в график проверок ставится контрагент, который не отразил доходы по сделке. А если такая сделка не подтверждается, то в отношении контрагента начинаются более углубленные мероприятия контроля, которые в принципе также приведут к проверке.

Аналогично стали поступать и другие инспекции в отношении контрагентов, не состоящих у них на учете, но по результатам встречных проверок которых приходят ответы о том, что у них нулевая отчетность. Инспекции в письменном виде «рекомендуют обратить внимание» на данные организации и, например, увеличить им доходную часть.

Во-вторых, как известно редакции «ПНП», существуют еще и скрытые от компаний критерии для выбора кандидатов на проверку. В частности, в «дсп»-документах налоговики упоминают следующие показатели: участие компании в выявленных «серых» схемах оптимизации налогов (например, как источника денежных средств*), убытки.

В-третьих, в Концепции отмечается, что невозможно обоснованно выбрать объекты для проведения выездной проверки без всестороннего анализа всей информации, которая поступает в налоговые органы из внутренних и внешних источников. В частности, к информации из внутренних источников относится информация о плательщиках, полученная налоговиками самостоятельно в процессе выполнения их функций. К информации из внешних источников относится информация о плательщиках, которую налоговики получили от контролирующих и правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, а также иная, в том числе общедоступная информация.

И конечно, будет проводиться анализ финансово-экономических показателей деятельности компаний. Он содержит несколько уровней.

Это анализ:

  • сумм исчисленных налогов и их динамики. Такие данные нужны, чтобы выявить плательщиков, у которых уменьшаются суммы налоговых платежей;
  • сумм уплаченных налогов и их динамики. Данный анализ будет проводиться по каждому виду налога (сбора), чтобы проконтролировать полноту и своевременность перечисления налогов;
  • показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности. На этом уровне налоговики будут определять значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонение от среднестатистических показателей отчетности аналогичных компаний за определенный промежуток времени. Также инспекторы намерены на этом этапе выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
  • факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы. Более того, при выборе компании для проверки инспектор должен будет проверить не только ее деятельность в целом, но и аспекты отдельных сделок. А когда компания будет включена в план выездных проверок, инспектору надо будет принимать решение о целесообразности проведения выездных проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемой компании.

* Подробнее о том, как налоговики выявляют компании, являющиеся источником денежных средств в схемах с участием «однодневок», читайте в статье «Противодействие "однодневкам": как выявляют организатора схемы» на стр. 67 этого номера «ПНП».

 

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Сергей ЗИНЬКОВИЧ,
начальник налогового управления ЗАО «Северсталь-Ресурс»:
- Полагаю, в Концепции даны скорее общие ориентиры при формировании списка претендентов на «скорую» проверку, нежели конкретные критерии выбора. Да и вызывает сомнения возможность налоговиков оценить изменение налоговой нагрузки в результате применения налогоплательщиками критериев оценки рисков. Важно, чтобы в таких обстоятельствах эта концепция не была воспринята как «руководство к действию», когда, например, добросовестному налогоплательщику настоятельно рекомендуют повременить с вычетами НДС при наличии их «значительных сумм».

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
ИНСПЕКТОР
одной из налоговых инспекций по г. Москве:
- Вызывают сомнение физические возможности налоговиков по проверке таких организаций при условии, что в первую очередь проверяются крупнейшие и основные, а их, например в московском регионе, много. Они-то из года в год и будут проверяться. На обычных налогоплательщиков, даже если они убыточны, нет времени в связи с нехваткой кадров.

 

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

В документе ФНС косвенно признает, что налоговая проверка мешает работе компании. Чтобы проводить меньше выездных проверок, налоговики предлагают компаниям вести свою деятельность как можно прозрачнее. Со своей стороны чиновники также предлагают открытость и сотрудничество.

В связи с этим налоговики разработали принципы планирования выездных проверок и опубликовали их в Концепции.

Принципы такие:

  1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков. Для понимания термина «добросовестный налогоплательщик» и правильной оценки критериев добросовестности налоговики рекомендуют руководствоваться постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.06 №53, в котором сформулированы признаки получения необоснованной налоговой выгоды.
  2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений. Этот принцип понимается как подготовка к проверке заранее. Для чего проводится всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки к выездной проверке. Например, при получении деклараций и отчетности инспекторы проверяют соответствие показателей цифрам, полученным на основании анализа предварительно собранной информации.

    Тут же заметим, что иногда излишнее рвение налоговиков в подготовке может существенно затруднить работу компании. В качестве примера можно привести недавнее дело компании «Дальсвязь». Налоговики в феврале 2007 года потребовали от компании представить первичные документы по расчетам с абонентами для налогового контроля. Количество затребованных документов составило более 14 млн. При этом совокупные копировальные мощности наиболее крупных типографий на Дальнем Востоке не превышают 1,5 млн экземпляров в день.

    Получив заведомо невыполнимые требования налогового органа, компания обратилась к налоговикам с просьбой о принятии для ознакомления оригиналов истребованных документов либо о продлении сроков исполнения требований. В данных просьбах было отказано, и после истечения 5 дней фискалы подали иск в суд с требованием к компании выплатить 707 млн руб. (50 руб. за каждый непредставленный документ по ст. 93 НК РФ). В мае 2007 года вышестоящий орган (ФНС) отменил это решение.

  3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.
  4. Обоснованность выбора объектов проверки. Именно для реализации этого принципа, по мнению налоговиков, и выработана новая система отбора компаний для включения в план выездных налоговых проверок, которую налоговики озвучили в Концепции.
  5. Двухсторонняя ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Под этим принципом налоговики подразумевают следующее: плательщики стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а налоговые органы-к обоснованному отбору плательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

 

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Сергей ЗИНЬКОВИЧ,
начальник налогового управления ЗАО «Северсталь-Ресурс»:
- Сам по себе факт, что ФНС демонстрирует открытость в работе,-это уже положительный сигнал. Однако мероприятия налогового контроля не ограничиваются планированием выездных проверок. Во-первых, в открытом доступе должны быть и сами программы выездных проверок с изложением как перечня контрольных вопросов, так и состава необходимых и достаточных доказательств налоговых правонарушений. Нужно сводить к минимуму фантазию проверяющих в таких вопросах, как, например, определение «разумных экономических или иных причин построения финансово-хозяйственной деятельности». Во-вторых, не мешало бы обнародовать и Кодекс этики налогового контролера.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Игорь РЕКЕЦ,
исполнительный директор ЗАО «АСПЕКТ»:
- Открыто опубликовав Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, ФНС России сделала серьезный стратегический шаг. Такого рода публикации означают «выход из тени» самой налоговой службы, которая переходит к открытым наступательным действиям в борьбе с неблагонадежными компаниями. Ведь не секрет, что ранее главными методами налоговиков были внезапность, быстрота и натиск, а само планирование выездных налоговых проверок являлось конфиденциальным и внутриведомственным мероприятием налоговых органов. По сути дела, впервые за столь продолжительный период существования налогового ведомства выработаны «правила игры», знание которых поможет и налогоплательщикам. Ведь главной задачей налогового ведомства является отнюдь не стремление выявить любыми путями и наказать как можно большее число налогоплательщиков, тем самым «улучшив» статистику своей работы. В числе приоритетных направлений деятельности налоговых органов должны быть профилактика и предупреждение налоговых правонарушений, стимулирование компаний к добросовестному исполнению своих налоговых обязательств.

Елена ДИРКОВА, аудитор, руководитель ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»:
- Новая концепция налогового администрирования напоминает кампанию налоговой амнистии. Этот документ адресован в равной мере как налоговым органам, так и налогоплательщикам. До сих пор чиновники напрямую к предпринимателям не обращались. А теперь компаниям открыто разъяснены приципы аналитической работы налоговых органов.

Примечательно, что в Концепции существование налогового риска в предпринимательской деятельности впервые получило официальное признание. И все же каждый из общедоступных критериев риска в принципе известен. На мой взгляд, массового деятельного раскаяния налогоплательщиков в форме уточненных деклараций ожидать не приходится. Как не принес пока что ощутимого экономического эффекта закон о легализации доходов физических лиц.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
ИНСПЕКТОР
одной из налоговых инспекций по г. Москве:
- На мой взгляд, опубликование Концепции и критериев является лишь тактикой «запугивания»: мол, если у вас не так, как мы написали, завтра к вам придем. И рассчитано это в первую очередь на мелких предпринимателей, которые и не сталкивались с выездной проверкой никогда. И чтобы и дальше такие компании с ней не сталкивались, налоговики «предлагают» им убрать расходы и лишние вычеты по НДС. А крупные компании по большому счету безразлично отнесутся к данным критериям. Так как, пусть даже убыток получен в двух или трех налоговых периодах, это не налоговое правонарушение, а часть мира бизнеса, в котором не всегда возможно получать прибыль.

 

ИТОГ

«Планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс»

В Концепции не оговорено, какому количеству критериев надо соответствовать, чтобы инспекторы пришли с проверкой

При выборе компании для проверки инспектор должен будет проанализировать не только ее деятельность в целом, но и аспекты отдельных сделок

Налоговики заявили: они стремятся к обоснованному отбору плательщиков для выездных проверок

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы