Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Три шага для вывода бизнеса из "тени": анализ налоговых рисков

1 июня 2007   5213  

Как безболезненно и с минимальным риском выйти из «тени»
Как оценить реальную эффективность работы бизнеса
Как оптимизировать налоговую нагрузку компании законными методами

Тенденция выводить бизнес из «тени» в последнее время становится все более явной и актуальной. Безусловно, минусы «серого» бизнеса известны всем. Это и полная зависимость от конкретного менеджера, его связей и устных договоренностей, и постоянный риск налогового и уголовного преследования. Единственным же плюсом является подчас значительная экономия на налогах. Как же вывести бизнес из «тени» с минимальными потерями, чтобы и сохранить собственность, и не разориться на налогах, и не спровоцировать проблемы с проверяющими органами?

 

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Роман ОМЕЛЬЯНЧУК,
финансовый менеджер:
- На мой взгляд, легализация бизнеса требуется при необходимости дополнительного финансирования (например, при популярном выходе на IPO), продажи бизнеса или удорожании «серых» схем. Кроме того, «серой» компании невыгодно раскручивать брэнд, поскольку через некоторое время деятельность, возможно, придется свернуть. Часто компании «обеляются» при угрозе возможного давления государственных органов. Как дополнительный положительный фактор «обеления» можно отметить упрощение получения кредита сотрудниками.

«Легализация бизнеса требуется при необходимости дополнительного финансирования, продажи бизнеса или удорожании "серых" схем»

 

ШАГ ПЕРВЫЙ: РЕВИЗИЯ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

Изменение уже устоявшейся системы необходимо начать с анализа текущей ситуации. Для этого следует суммировать все текущие налоговые платежи, а также все неофициальные выплаты, которые сопряжены с необходимостью обналичивать деньги. Кроме того, нужно учесть суммы штрафов и пеней (или, возможно, взяток), которые компания периодически вынуждена платить из-за применения «серых» схем. На следующем этапе анализа необходимо рассчитать, сколько налогов следовало бы платить в случае отсутствия незаконной минимизации. Разница между реальной суммой налоговых затрат и вычисленной - налоговая экономия, достигнутая уходом в «тень». Однако эта же сумма является и ценой спокойного сна акционеров и менеджмента компании.

Рассмотрим, как может выглядеть процесс легализации бизнеса для оптово-розничного предприятия торговли, применяющего обычную систему налогообложения. Исходные данные (за месяц): выручка компании 39 млн руб. с НДС, себестоимость товара 30 млн руб. с НДС (по документам - 38,6 млн руб.), прочие затраты (не облагаемые НДС) 3 млн руб., 16 сотрудников, зарплата сотрудников 30 тыс. руб. («белая» - 12 тыс. руб.), 4 руководителя, зарплата 120 тыс. руб. («белая» - 16 тыс. руб.).

Расчет текущих налоговых платежей:

  • фонд оплаты труда - 256 000 руб. (16 чел. x 12 000 руб. + 4 чел. x 16 000 руб.);
  • ЕСН - 66 560 руб. (256 000 руб. x 0,26);
  • НДС - 61 017 руб. ((39 000 000 руб. - 38 600 000 руб.) : 118 x 18);
  • налог на прибыль - 3942 руб. ((39 000 000 руб. - 38 600 000 руб. - 256 000 руб. - 66 560 руб. - 61 017 руб.) x 0,24).

Общая налоговая нагрузка составляет 131 519 руб. (66 560 руб. + 61 017 руб. + + 3942 руб.). Кроме прямой налоговой нагрузки рассчитаем также затраты на поддержание работоспособности схемы.

Поскольку для завышения цены закупаемого товара используется так называемая фирма-«прокладка» (предоставленная банком), надо будет потратиться на транзит товара (по сути, оплата услуг банка). Эти дополнительные расходы составляют 0,3 процента от стоимости приобретаемых товаров. Тогда дополнительная стоимость такой схемы налоговой минимизации составит 99 000 руб. ((30 000 000 руб. + 3 000 000 руб.) x 0,003). Вся оставшаяся после уплаты налогов прибыль компании обналичивается. Средняя стоимость «обналички» - 5 процентов от суммы. Тогда стоимость услуги составит 275 050 руб. ((38 600 000 руб. - 30 000 000 руб. - 3 000 000 руб. - 99 000 руб.) x 0,05). Итого общая налоговая нагрузка компании (официальная и неофициальная) составляет 505 569 руб. (131 519 руб. + + 99 000 руб. + 275 050 руб.).

Если бы компания решила отказаться от незаконной налоговой оптимизации, ситуация с налоговыми платежами была бы следующая:

  • -фонд оплаты труда - 960 000 руб. (16 чел. x 30 000 руб. + 4 чел. x 120 000 руб.);
  • ЕСН - 249 600 руб. (960 000 руб. x 0,26);
  • НДС - 1 372 881 руб. ((39 000 000 руб. - 30 000 000 руб.) : 118 x 18);
  • налог на прибыль - 820 204 руб. ((39 000 000 руб. - 30 000 000 руб. - 3 000 000 руб. - 960 000 руб. - 249 600 руб. - 1 372 881 руб.) x 0,24).

Таким образом, общая налоговая нагрузка составила бы 2 442 685 руб. (249 600 руб. + 1 372 881 руб. + 820 204 руб.), что более чем в четыре раза превышает «теневой» вариант. Понятно, что при такой цене вопроса отказаться от «теневых» способов может быть сложно. Однако Налоговый кодекс предоставляет много возможностей для законного снижения налоговых обязательств. Анализ этих возможностей и должен стать следующим этапом планирования.

Не существует простого и недорогого законного способа, при помощи которого можно разом снизить все без исключения налоговые платежи

 

ШАГ ВТОРОЙ: РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ЗАКОННОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

На втором этапе изучим хозяйственные операции нашей условной оптово-розничной фирмы на предмет возможной легальной оптимизации. Естественно, не существует какого-то одного простого и недорогого способа, при помощи которого можно разом снизить все без исключения налоговые платежи. Кроме того, резкое изменение суммы уплачиваемых налогов (не важно, снижение или увеличение) - это сигнал налоговикам о том, что внутри компании что-то происходит и ее деятельность следует проверить в первую очередь.

Налоговую оптимизацию лучше проводить поэтапно, чтобы суммы налогов изменялись постепенно. Впрочем, если имеется законный способ уменьшения налогообложения по всем налогам (например, применение специального налогового режима или льгот по налогам), разумнее воспользоваться именно им. Кроме того, оптимизацию необходимо изучать комплексно, ведь, уменьшив один налог, можно увеличить другой.

Прежде всего в целях разработки методики оптимизации необходимо выделить налоги, платежи по которым составляют наибольшую долю в общей сумме налоговых обязательств, и оценить, каким образом формируется их налоговая база.

Для оптово-розничной фирмы этими налогами будут НДС и налог на прибыль. Причем чем сложнее формируется налоговая база, тем больше законных способов ее оптимизации.

Самый распространенный способ снижения налоговой нагрузки - полный или частичный перевод налоговой базы в компанию с более низким налогообложением (например, в льготную юрисдикцию, в том числе зарубежную, или на «упрощенца»)*. Например, уменьшить НДС можно, переведя основную часть добавленной стоимости в компанию, чья деятельность не облагается НДС (на фирму, применяющую спецрежим). Кроме того, часть выручки компания может получать в виде доходов, не облагаемых НДС (например, штрафных санкций за неисполнение условий договора). Также торговой компании целесообразно разделить своих покупателей и поставщиков на плательщиков и неплательщиков НДС. С покупателями и поставщиками - неплательщиками НДС выгоднее будет торговать через свою дочернюю организацию, применяющую «упрощенку». Этот способ даст дополнительную налоговую экономию. Налог на прибыль можно уменьшить с помощью перевода прибыли в льготные юрисдикции или в компании на спецрежимах (с помощью аутсорсинга и аутстаффинга), уменьшением доходов (переквалификацией доходов по перечню необлагаемых доходов ст. 251 НК РФ, например заключив договор комиссии или агентский), увеличением расходов (например, добавлением членских взносов в профсоюз с последующим распределением в виде материальной помощи). Кроме того, компании, применяющие спецрежимы, платят налог на свои доходы по ставке ниже, чем ставка налога на прибыль. Возможно, торговой организации имеет смысл пойти на разукрупнение бизнеса и перевод новых, более мелких фирм, которые и будут реализовывать продукцию, на УСН и ЕНВД. Также платежи по указанным налогам можно оптимизировать с помощью применения посреднических договоров, сочетая при этом работу компаний, находящихся на общем режиме налогообложения, с использованием дочерних фирм на УСН.

Что же касается единого социального налога, его можно уменьшить, применяя, например, аутсорсинг или аутстаффинг (заметим, что эти же договоры помогут снизить и налог на прибыль за счет оплат услуг по ним). Либо воспользовавшись регрессивной шкалой ставок налога (ст. 241 НК РФ). Также в отдельных случаях можно заменить часть зарплаты компенсациями (конечно, с соблюдением всех требований действующего законодательства, например, при выплате компенсаций за вредные и опасные условия труда обязательно надо провести аттестацию рабочих мест), которые освобождены от ЕСН статьей 238 НК РФ.

Как уже было сказано, одним из вариантов законного уменьшения указанных налогов является аутсорсинг. Этот способ организации бизнеса удобен тем, что дает возможность сохранить существующие финансовые связи. Так, в нашем случае было бы разумно создать управляющую компанию на упрощенной системе налогообложения, в которую будут переведены почти все сотрудники и руководители. В этом варианте часть выручки (минимально необходимая) будет оставаться на счетах прежней компании, а основная часть дохода перейдет в компанию на «упрощенке». Однако налоговикам известны случаи, когда аутсорсинг и аутстаффинг использовались для незаконного снижения налогообложения*. Поэтому в случае использования данной схемы нужно быть готовым доказать наличие деловой цели передачи функций управления отдельной компании и очень тщательно готовить первичные документы.

Итак, применим наши рассуждения на практике.

Оставим в прежней компании два человека с окладом 30 000 руб., остальных переведем в новую на «упрощенке». Туда же надо перевести основную прибыль и прочие затраты, не облагаемые НДС, оставив прежней компании 100 000 руб. Как это сделать? Надо развести денежные потоки. Клиент должен платить за товар по двум договорам: один договор на собственно товар (с НДС) с компанией на обычной системе налогообложения, другой на услуги (без НДС) с компанией на «упрощенке». Услуги должны быть сопутствующими (например, консультации по применению товара, подбор, загрузка, доставка, выгрузка, монтаж, пуско-наладка, охрана и т. д.). Тогда расчет налоговых платежей будет выглядеть следующим образом.

Компания на обычной системе налогообложения:

  • фонд оплаты труда - 60 000 руб. (2 чел. x 30 000 руб.);
  • ЕСН - 15 600 руб. (60 000 руб. x 0,26);
  • НДС - 15 254 руб. (100 000 руб. : 118 x 18);
  • налог на прибыль - 2195 руб. ((100 000 руб. - 60 000 руб. - 15 600 руб. - 15 254 руб.) x 0,24).

Общая налоговая нагрузка составляет 33 049 руб. (15 600 руб. + 15 254 руб. + 2195 руб.).

Компания на упрощенной системе налогообложения:

  • фонд оплаты труда - 900 000 руб. (14 чел. x 30 000 руб. + 4 чел. x 120 000 руб.);
  • взносы на обязательное пенсионное страхование - 126 000 руб. (900 000 руб. x 0,14).
  • НДС не уплачивается.

Доход составит 8 900 000 руб. (39 000 000 руб. - 30 000 000 руб. - 100 000 руб.).

Единый налог при объекте налогообложения «доходы минус расходы» составляет 1 181 100 руб. ((8 900 000 руб. - 900 000 руб. - 126 000 руб.) x 0,15).

Единый налог при объекте налогообложения «доходы» составляет 534 000 руб. (8 900 000 руб. x 0,06). Кроме того, единый налог можно уменьшить на сумму платежей в Пенсионный фонд, но не более 50 процентов (п. 2 ст. 246.32 НК РФ). Поскольку в нашем случае сумма платежей в Пенсионный фонд менее 50 процентов, общая налоговая нагрузка при объекте налогообложения «доходы» составит 534 000 руб. Это ниже, чем при объекте налогообложения «доходы минус расходы», поэтому выбираем этот режим. Общая налоговая нагрузка составляет 567 049 руб. (33 049 руб. + 534 000 руб.), что вполне сравнимо с платежами по неофициальной схеме (505 569 руб.).

 

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Роман ОМЕЛЬЯНЧУК,
финансовый менеджер:
- В большинстве случаев «обеление» приводит к росту налоговой нагрузки. Речь может идти лишь о ее величине. Снизить нагрузку возможно путем детального анализа структуры бизнеса, элементов, приводящих к росту налогов, и дальнейшим группированием отдельных бизнес-процессов в различные юридические лица с применением разных налоговых режимов.

Также на практике зачастую значительную долю налоговых платежей составляют имущественные налоги - налог на имущество, земельный и транспортный налоги. В целях налогового планирования в данном случае целесообразно передать имущество «хранителю активов»*, применяющему льготный режим по отношению к этим налогам (например, «упрощенцу»). Передать имущество можно, например, внесением в уставный капитал (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). В нашем примере рассматривать подобную оптимизацию нет необходимости, поскольку по условиям примера недвижимости, земли и транспорта в собственности компании нет.

На практике зачастую значительную долю налоговых платежей составляют имущественные налоги

* Подробно об оптимизации налога на имущество с помощью «хранителя активов» вы можете прочитать в статье «Как выгодно использовать офшор для хранения активов» в «ПНП» №3, 2006, стр. 56.

 

ШАГ ТРЕТИЙ: ВНЕДРЕНИЕ

После расчета и выбора вариантов налоговой оптимизации нужно подготовить бизнес к переходу на новую схему работы. Сначала лучше (для безболезненного изменения уже устоявшейся системы) организовать пилотный проект будущей компании и проработать его в малом масштабе на небольших торговых оборотах. После чего проанализировать результаты работы и оценить отклонения от плана и неожиданно возникшие препятствия и проблемы. И лишь после необходимой корректировки переводить основной бизнес на новые рельсы.

Для корректного перехода следует написать план мероприятий: какие бизнес-процессы будут замещены, какие появятся и когда. Возможно, что потребуется нанять дополнительных сотрудников (бухгалтеров, юристов, финансистов) для отслеживания процедуры перехода.

Так, лучше не переводить напрямую сотрудников в компанию-аутсорсер. Аутсорсер должен сам их вызвать с помощью своей рекрутинговой службы и только после этого предоставить им имеющуюся вакансию в новой фирме (у себя). Тем самым снизится вероятность претензий налоговиков в необоснованности полученной налоговой выгоды. Перевести таким образом руководство компании будет сложнее. Возможно, правильнее будет сначала пригласить управляющую компанию для оказания услуг, а через два-три месяца уволить директора из прежней компании и принять в управляющую. Покупателям, не работающим с НДС, следует направить коммерческое предложение от новой компании с более выгодными условиями, чтобы у них было основание для отказа от услуг предыдущего поставщика и перехода в новую компанию. Поставщикам - неплательщикам НДС также следует направить предложение по работе с новой структурой.

Возможно, что не все покупатели будут готовы часть суммы по договору платить без НДС. Если покупатель перепродавец, тогда проблему можно решить, заключив с покупателем агентский договор или договор комиссии.

Для внедрения официальной работы потребуется не только перестройка бизнес-схем, но и обучение персонала. Ведь ошибка на любом уровне (от склада до топ-менеджмента) может привести к крупным налоговым доначислениям. И не каждый работник как психологически, так и по квалификации готов к подобному повышению ответственности. Кроме того, с официальной зарплаты работник вынужден платить больше НДФЛ. Поэтому возможно, что некоторые сотрудники уволятся.

Кроме того, полностью легальный бизнес подразумевает качественную работу с документацией. А это постоянная кропотливая работа с контрагентами (своевременное получение и представление первичных документов и счетов-фактур, отслеживание дебиторской и кредиторской задолженности, регулярная сверка расчетов, периодическая инвентаризация активов) и с кадрами (приказы, распоряжения, письменные заявления).

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Станислав ДЖААРБЕКОВ,
исполнительный директор компании «МЦФЭР-консалтинг»:
- Привлечение инвестиций требует от компаний финансовой прозрачности и отсутствия «скелетов в шкафу». Налоговая нагрузка в России не такая уж и большая. Другое дело, что компании не отказываются от «серых» схем по той причине, что все конкуренты их используют. И при игре по правилам высока вероятность проигрыша в конкурентной борьбе. Поэтому государство должно продемонстрировать свою решительность в наказании всех нарушителей налогового законодательства без исключения.

«Привлечение инвестиций требует от компаний финансовой прозрачности и отсутствия "скелетов в шкафу"»

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы