Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как выгодно организовать работу крупных торговых сетей

27 апреля 2007   4926  

Как эффективно использовать аутсорсинг в крупных розничных сетях
Как посреднические договоры помогут супермаркету сэкономить на налогах
Как с помощью доверительного управления снизить налог на имущество

В крупных городах России в сегменте розничной торговли все большую долю рынка занимают супермаркеты и розничные торговые сети, состоящие из множества магазинов. В отличие от небольших торговых точек крупные розничные сети не переводятся на уплату ЕНВД, а из-за ограничений по стоимости основных средств и лимита по выручке они не могут перейти и на «упрощенку». В связи с этим налоговая нагрузка на компании, владеющие крупными объектами розничной торговли, остается значительной.

При оптимизации налоговых платежей розничной сети придется выбирать, какой именно налог снижать: легального способа снизить все налоги сразу нет

Однако оптимизация налоговых платежей возможна и здесь. Этого можно достичь изначально грамотной организацией структуры бизнеса. Правда, компании скорее всего придется выбрать, платежи по какому именно налогу (налогу на прибыль, НДС, ЕСН или налогу на имущество) нужно снизить в первую очередь, поскольку легального способа снизить все налоги одновременно нет.

 

«ПРОБЛЕМНЫЕ» НАЛОГИ

В первую очередь нужно разобраться, из-за чего наш условный супермаркет платит много налогов и какие именно это налоги. Рассмотрим компанию, владеющую торговым объектом остаточной стоимостью более 100 млн руб., приносящим выручку более 30 млн руб. в год и обладающим торговым залом большой площади (значительно более 150 кв. м). Этот супермаркет (или сеть магазинов) имеет значительную остаточную стоимость, что приводит к возникновению ощутимых налоговых обязательств по налогу на имущество. А снизить их из-за законодательных ограничений по применению специальных налоговых режимов нельзя. Кроме того, розничные сети традиционно устанавливают на реализуемые товары торговую наценку от 30 до 50 процентов, что в сочетании с большими торговыми оборотами приводит к формированию значительной налоговой базы по прибыли и НДС. Но основной проблемой компании станет единый социальный налог. Его также придется платить в полном объеме (в отличие от компаний, применяющих спецрежимы).

 

НА ЦИФРАХ
Рассчитаем примерную годовую налоговую нагрузку на компанию, владеющую супермаркетом и находящуюся на обычной системе налогообложения. За основу примем следующие данные: остаточная стоимость здания - 100 млн руб., торговая наценка - 50 процентов, выручка (с НДС) - 100 млн руб. в год, ФОТ - 15 млн руб. в год, издержки обращения - 5 млн руб. в год (с НДС), товар закупается у плательщиков НДС.

Налог на имущество:
100 млн руб. x 2% = 2 млн руб.
Налог на прибыль:
(100 млн руб. : 1,18 - 5 млн руб. : 1,18 - 15 млн руб. - 100 млн руб. : 1,5 : 1,18) x 24% = 2,16 млн руб.
НДС:
100 млн руб. x 0,18 : 1,18 - 100 млн руб./ 1,5 x 0,18 : 1,18 - 5 млн руб. r 0,18 : 1,18 = 4,32 млн руб.
ЕСН:
15 млн руб. x 26% = 3,9 млн руб.
Общая налоговая нагрузка:
2 млн руб. + 2,16 млн руб. + 4,32 млн руб. + 3,9 млн руб. = 12,38 млн руб. или 12,38% от выручки.

 

АУТСОРСИНГ ПОМОЖЕТ СНИЗИТЬ ЕСН

Практически любой законный способ снижения ЕСН предполагает использование специального налогового режима. Однако рассматриваемой компании перейти на уплату УСН или ЕНВД не позволяют ограничения, установленные законодательством. Но ничто не мешает ей воспользоваться услугами сторонних организаций - передать им некоторые функции, которые выполняет собственный персонал (аутсорсинг).

В 2005 году ГУМ впервые применил аутсорсинг, за счет чего снизил ЕСН, налог на прибыль и налог на имущество

Например, функцию уборки торговых и складских помещений можно поручить специализированной клининговой компании (она может быть взаимозависимой или полностью независимой), применяющей «упрощенку». Так же можно поступить и с грузчиками и водителями, организовав транспортную фирму, применяющую «упрощенку». Кроме того, функции бухгалтерии, финансовой службы, отдела маркетинга и т. п. также можно передать сторонней компании. Таким образом, вместо выплаты заработной платы своим работникам супермаркет будет оплачивать услуги сторонних организаций, исполняющих ту же работу. Зачастую это даже удобно с точки зрения управления - повышается ответственность исполнителя работ или услуг, ведь в случае неудовлетворительного качества работы с ним могут расторгнуть контракт.

 

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Валентина СТЕПАНОВА, главный бухгалтер ОАО «ГУМ»:
- ГУМ впервые применил аутсорсинг в 2005 году. Были переданы специализированной клининговой компании по договору оказания услуг на предоставление технического персонала функции по уборке торговых площадей. Ранее эти функции выполнял штатный технический персонал, которому начислялась заработная плата и соответственно ЕСН. Это позволило оптимизировать налоги в рамках действующего законодательства. Основные преимущества аутсорсинга в том, что:

 

  • расходы на услуги относятся в полной сумме на расходы в целях налогообложения прибыли, тем самым экономится 24 процента на налоге на прибыль;
  • оборудование, которое используется в целях оказания услуги, не является собственностью ГУМа, и, следовательно, не уплачивается налог на имущество;
  • приобретение инвентаря, расходных материалов, форменной одежды также является обязанностью клининговой компании;
  • и главное - обеспечение качественного и своевременного исполнения работ по уборке площадей, четкое реагирование со стороны руководства клининговой компании на все ситуации.

Напомним, что применение такими фирмами-спутниками супермаркета УСН позволит платить только страховые взносы в ПФР, причем нагрузка по сравнению с ЕСН снизится почти в два раза, с 26 до 14 процентов (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). И если хотя бы половина персонала станет работать во вспомогательных фирмах на УСН, уже это позволит снизить общий платеж на четверть. Однако следует отметить, что, если подобные дружественные «фирмы-спутники» созданы исключительно с целью налоговой экономии, это будет расценено как получение необоснованной налоговой выгоды (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53). Соответственно чем больше доля персонала, привлекаемого со стороны, тем выше налоговый риск. Компания, применяющая данный метод снижения налоговой нагрузки, должна быть готова доказать экономическую обоснованность передачи ряда функций работников супермаркета сторонним или взаимозависимым структурам. Например, это может быть снижение затрат, более качественная и эффективная работа таких организаций по сравнению с собственным персоналом и т. п. Даже если подобные аргументы не смогут убедить налоговиков, арбитражный суд примет их во внимание (например, постановления федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского от 20.03.06 № Ф04-1521/2006(20764-А46-15), Уральского от 27.09.06 № Ф09-8649/ 06-С7 округов).

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Юрий ЛЕРМОНТОВ
, консультант Минфина России: - При использовании услуг сторонних организаций налогоплательщику необходимо быть готовым четко и однозначно доказать налоговому органу экономическую обоснованность данной операции. Например, если у налогоплательщика имеется структурное подразделение - отдел кадров, то затраты по договору с кадровым агентством на подбор, отбор и расстановку кадров сомнительны. Обосновать затраты в данном случае можно, например, внутренними документами организации, в соответствии с которыми к функциям отдела кадров либо специалиста по кадрам будут отнесены только контроль за состоянием трудовой дисциплины и ведение кадрового документооборота. Кроме этого, отдел кадров либо специалист по кадрам может подбирать персонал только на одну группу должностей, а кадровое агентство - на другую.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Александр АНИЩЕНКО
, аудитор ООО «Аудиторская фирма "Атолл-АФ"»: - Уменьшение платежей по ЕСН будет частично компенсировано ростом платежей по налогу на прибыль, так как расходы на уплату социального налога учитываются в налоговых расходах. А организация на «упрощенке» уплачивает единый налог. Этот аргумент можно предъявить в ответ на обвинения в получении необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, за сбор налога на прибыль и ЕСН чаще всего отвечают разные отделы налоговой инспекции, поэтому за защитой можно попытаться обратиться в тот отдел, который заинтересован в увеличении налога на прибыль и безразлично относится к росту или снижению платежей по ЕСН. Вполне возможно, что в этой ситуации конфликт возникнет не между плательщиком и инспекцией, а внутри нее самой. Следует отметить, что если предусмотреть передачу ряда функций на сторону изначально, уже при начале розничного бизнеса, то подобных претензий можно будет избежать. Ведь в таком случае налоговики не смогут обвинить компанию в преднамеренном переводе выплат персоналу на «упрощенку».

 

СУПЕРМАРКЕТ - КОМИТЕНТ

Следующий способ налогового планирования может помочь супермаркету уменьшить платежи по налогу на прибыль. Для этого также нужно передать часть функций отдела закупки товаров компаниям или предпринимателям, применяющим «упрощенку» (это может быть и взаимозависимая фирма).

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Елена ПОПОВА
, государственный советник налоговой службы РФ I ранга: - Следует более осторожно подходить к использованию взаимозависимых компаний. Несмотря на то что судебная практика неоднородна по вопросу применения статьи 40 НК РФ, следует учесть, что операции между взаимозависимыми лицами всегда являются объектом пристального внимания налоговых органов - им даны права на проведение контрольных мероприятий в таких организациях.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Ольга МАТТЕЙС
, директор департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»: - Следует по возможности организовать бизнес таким образом, чтобы взаимозависимость основной компании и «упрощенца» не была явной - ведь на этот метод обратили внимание даже на уровне Правительства РФ. В принятых 02.03.07 Основных направлениях налоговой политики на 2008-2010 годы рассмотрена проблема оптимизации налогообложения путем применения трансфертного ценообразования и сделок между взаимозависимыми лицами.

Таким образом, компания получит вместо внутреннего отдела по закупкам несколько внешних менеджеров по закупкам, специализирующихся на разных типах товаров. Супермаркет заключает с такими внешними отделами закупок договор комиссии, по которому поручает этим компаниям (предпринимателям) закупать товары от своего имени, но за счет средств комитента. При этом контрагенты, находящиеся на «упрощенке» (предприниматель или организация) получают вознаграждение, облагаемое налогом по более низкой ставке, чем 24 процента (6% или 15% в зависимости от объекта УСН), тем самым снижая налог на прибыль супермаркета в доле прибыли, выплачиваемой посредникам. При этом важно рассчитать, какое количество сторонних менеджеров понадобится супермаркету, ведь на «упрощенке» существует ограничение по выручке (на 2007 год это 24,82 млн руб.*). Так, рассмотренной выше торговой сети потребуется 2-3 внешних менеджера по закупкам, чтобы они не вышли за пределы лимита выручки для УСН (для менеджеров выручкой будет их комиссионное вознаграждение).

Супермаркет сможет снизить налог на прибыль, если передаст часть функций отдела закупки сторонним компаниям на «упрощенке»

Кроме собственно снижения налога на прибыль такое разделение функций может оказаться оправданным с точки зрения экономики и менеджмента. Менеджер по закупкам, став предпринимателем, почувствует больше ответственности за свой участок работы и, возможно, станет работать эффективнее. Однако следует отметить, что данный способ также достаточно рискован. Конечно, во взаимозависимости комитента и комиссионера нет ничего противозаконного, но такая взаимозависимость позволит налоговикам (ст. 40 НК РФ) проверить соответствие размера комиссионного вознаграждения рыночным ценам. Поэтому компании следует обратить особое внимание на этот факт. Нельзя (в целях экономии как можно большей суммы) выплачивать посредникам завышенное вознаграждение - это неизбежно приведет к претензиям при проверке.

* Вопрос о лимите выручки для плательщиков УСН спорный, подробнее он рассмотрен в статье «Налоговое планирование в рамках "упрощенки"» на стр. 38 этого номера «ПНП».

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Александр АНИЩЕНКО
, аудитор ООО «Аудиторская фирма "Атолл-АФ"»: - Если размер вознаграждения посреднику не будет выходить за рамки средней величины вознаграждений по таким договорам среди компаний-посредников, действующих в данном регионе, то комитенту бояться нечего. Заключать посреднические договоры разрешено гражданским законодательством, и указывать компании, как именно ей вести свою хозяйственную деятельность, налоговые органы не имеют права. Кроме того, могут возникнуть вопросы о целесообразности подобного способа закупки товаров. Налоговики могут указать на отсутствие экономической обоснованности данных операций и попытаться исключить затраты на оплату услуг посредников из налоговых расходов. Поэтому компании следует обосновать свой выбор экономическими или маркетинговыми причинами, не связанными с налоговой экономией (например, более эффективной работой подобных менеджеров).

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Ольга МАТТЕЙС
, директор департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»: - Работа с комиссионером - агентом по закупкам вполне оправданна не только с точки зрения оптимизации налогообложения, но также и с точки зрения оптимизации структуры бизнеса. При функционировании подразделения в качестве самостоятельного юридического лица повышается уровень ответственности руководства этого подразделения. Следует отметить удобство этого способа еще и в том, что для «упрощенца»-комиссионера доходом признается не весь оборот, то есть стоимость закупленных товаров, а только суммы комиссионного вознаграждения.

И здесь также следует отметить, что налоговые риски можно значительно снизить, если применять этот способ с самого начала деятельности торгового предприятия, а не в результате реорганизации отдела закупок.

 

СУПЕРМАРКЕТ - КОМИССИОНЕР

Более распространенным вариантом работы крупнорозничного объекта является обратная ситуация: супермаркет не самостоятельно закупает товары, а выступает комиссионером многих компаний, по сути использующих данную торговую площадку для реализации своих товаров. При этом супермаркет в качестве своей выручки рассматривает лишь комиссионное вознаграждение. Ничто не препятствует тому, чтобы частью этих торговых организаций выступали взаимозависимые фирмы, применяющие «упрощенку», или предприниматели. Но при использовании взаимозависимых продавцов товаров (комитентов) следует помнить об ограничении по выручке, установленном для УСН. Иначе их использование приведет лишь к увеличению налоговой нагрузки.

 

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Сергей ЗИНЬКОВИЧ
, начальник налогового управления ЗАО «Северсталь-Ресурс»: - В большинстве случаев такая модель организации продаж действительно принесет налоговую экономию. Однако стоит обратить внимание на то, что в данном случае перемещается оборотный капитал супермаркета в пользу комитентов. Помимо того что такая задача весьма сложна в исполнении и обслуживании (большой документооборот), это часто ведет к снижению кредитоспособности всего бизнеса, кроме того, собственник может вообще лишиться полноценного контроля над своими деньгами.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Ольга МАТТЕЙС
, директор департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»: - Месячная выручка крупного супермаркета нередко превышает 50, а то и 100 млн руб., поэтому для подобной оптимизации потребуется слишком много компаний-комитентов, что крайне неудобно и скорее всего привлечет пристальное внимание проверяющих.

Этот способ позволит торговой сети снизить как сумму НДС - ведь выручкой будет только сумма комиссионного вознаграждения, так и налог на прибыль - так как большая часть торговой наценки останется у владельцев товара («упрощенцев»), а ставка единого налога ниже 24 процентов (6% или 15% в зависимости от объекта УСН).

Чаще всего супермаркет является комиссионером многих компаний, использующих торговую площадку для реализации своих товаров

Такой способ организации работы торговой сети наиболее логичен и обоснован (действительно, владельцам торгового комплекса зачастую нет смысла самостоятельно закупать товары). Но здесь также существуют налоговые риски. Так, если супермаркет будет принимать товар на комиссию исключительно от взаимозависимых фирм и предпринимателей, налоговики (помимо того, что проверят соответствие размера вознаграждения рыночным ценам) могут попытаться на основе статьи 45 НК РФ переквалифицировать договор комиссии в договор купли-продажи, что приведет к доначислению НДС и налога на прибыль.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Елена ПОПОВА
, государственный советник налоговой службы РФ I ранга: - Переквалифицировать договор может только суд. Налоговики такими полномочиями не обладают, однако проверяющие могут доказать, что тот или иной договор носит фиктивный характер, и пересчитать налоги.
Юрий ПОДПОРИН, заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России: - В каждой из рассматриваемых ситуаций предполагается часть функций компании передать вновь образованным организациям или индивидуальным предпринимателям, применяющим специальные налоговые режимы. Однако смысл в передаче таких функций может быть только если вновь создаваемые организации-спутники или индивидуальные предприниматели будут являться взаимозависимыми лицами по отношению к головной организации. Но в этом случае значительно увеличивается риск признания расходов по оплате услуг таких образований экономически неоправданными, то есть не соответствующими статье 252 НК РФ.

 

ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫМ КОМПЛЕКСОМ

На этапе планирования деятельности торговой сети можно применить следующий способ снижения налога на имущество и налога на прибыль. Приобрести торговый комплекс в общую долевую собственность нескольких аффилированных организаций, применяющих «упрощенку» (доля каждой при этом не должна превышать 100 млн руб.), а затем передать эти доли в доверительное управление компании, которая и будет вести розничную торговлю на данном объекте. При этом группа компаний избежит уплаты налога на имущество и снизит налог на прибыль, так как прибыль будет облагаться по ставке 15 процентов (п. 3 ст. 346.14 НК РФ). А НДС должен будет платить доверительный управляющий (ст. 174.1 НК РФ). Кроме того, надо учесть следующее: чтобы компании - учредители доверительного управления не потеряли право применения УСН, необходимо соблюдать лимит по выручке. Из отрицательных моментов данного способа организации работы торгового холдинга можно отметить сложный документооборот и налоговый учет. Кроме того, налоговики всегда самым тщательным образом проверяют взаимозависимых контрагентов. Также придется платить в полном объеме ЕСН и НДС.

 

ЗАКРЫТЫЙ ПАЕВОЙ ФОНД

Закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости (ЗПИФН) - это особый случай доверительного управления. Деятельность ЗПИФа регулируется Федеральным законом от 29.11.01 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». Учредив ЗПИФН, владелец недвижимости может на законных основаниях отложить уплату налога на прибыль и не платить налог на имущество*. Поскольку паевой фонд - не юридическое лицо, он не является плательщиком налога на прибыль (ст. 10 Закона № 156-ФЗ, ст. 246 НК РФ). Таким образом, прирост имущества паевого инвестиционного фонда, в том числе в виде доходов от деятельности супермаркета, налогом на прибыль не облагается.

* Подробно о налоговом планировании с помощью ЗПИФов вы можете прочитать в статье «Инвестиционный фонд недвижимости как способ экономии на налогах» в «ПНП», № 1, 2007, стр. 47.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Наталья ШИШКИНА
, аудитор аудиторско-консалтинговой группы «АРНИ»: - Поскольку паевой фонд не является юридическим лицом, он соответственно не является плательщиком налогов на прибыль, на имущество и других корпоративных налогов. Основание для уплаты налога на прибыль есть только у пайщиков. Эта обязанность возникает в случае погашения, реализации пая или промежуточной выплаты по нему.

Правилами доверительного управления может предусматриваться промежуточная выплата пайщикам дохода от доверительного управления имуществом. В этом случае у юридического лица - пайщика образуется внереализационный доход, который облагается налогом на прибыль (ст. 250 НК РФ). Таким образом, учреждение ЗПИФНа позволит владельцам супермаркета платить налог на прибыль в тот момент, когда это будет удобно.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Елена ГОРДУКОВА
, юрисконсульт департамента налогов и права компании ФБК: - Налогообложение дохода, полученного от эксплуатации супермаркета, составляющего имущество ЗПИФа, откладывается до момента погашения паев или до момента промежуточной выплаты пайщикам дохода от доверительного управления.

Что же касается налога на имущество, правовых оснований требовать от учредителей ЗПИФа его уплаты у налоговиков нет. Сам фонд не является юридическим лицом, поэтому плательщиком налога на имущество можно признать только учредителей доверительного управления - владельцев инвестиционных паев. Вместе с тем объектом налогообложения признается имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Но учредители ЗПИФа учитывают на своем балансе пай (финансовое вложение), а не имущество, следовательно, платить налог не обязаны. Само же имущество на отдельном балансе учитывает управляющая компания ПИФа, но имущество ей не принадлежит (ст. 15 Закона № 156-ФЗ). Правда, налоговики придерживаются другого мнения (письмо от 10.06.04 МНС России № 01-3- 03/666, Минфина России № 01-СШ/45). Чиновники приравнивают для целей налогообложения ПИФ к доверительному управлению имуществом и предлагают облагать это имущество налогом аналогично (ст. 378 НК РФ). Поэтому, вполне возможно, отстаивать свою позицию компании придется в суде.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Ольга ХРИТИНИНА
, советник налоговой службы РФ III ранга: - Позиция ФНС, изложенная в совместном письме МНС России №01-3-03/666 и Минфина России № 01-СШ/45, остается неизменной: плательщиками налога на имущество организаций в отношении имущества, переданного юридическими лицами в закрытый паевой инвестиционный фонд, являются владельцы инвестиционных паев.

Однако специалисты Минфина все-таки признают, что вопрос этот спорный. Это следует из официальной позиции ниже.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Алексей СОРОКИН
, начальник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России: - На сегодняшний день сложилась правовая неопределенность в рассматриваемом вопросе, позволяющая по сути законно уходить от налогообложения. С учетом этого Правительство РФ направило в Госдуму РФ проект Федерального закона №294450-4, в котором, в частности, предлагается возложить обязанности по уплате налога в отношении имущества, составляющего ПИФ, на управляющую компанию. На данный момент этот проект уже принят в первом чтении.

Налогообложение дохода от эксплуатации супермаркета - имущества ЗПИФа откладывается до погашения паев

В отношении НДС, как и в случае с доверительным управлением, этот налог должна будет платить управляющая компания. Это следует из статьи 174.1 НК РФ, согласно которой при совершении операций по договору доверительного управления имуществом обязанности налогоплательщика возлагаются на доверительного управляющего. Минусом этого способа организации торговой сети станет жесткий контроль со стороны государства. Ведь управляющая компания ПИФ обязана регулярно публиковать результаты своей работы (ст. 53 Закона №156-ФЗ), кроме того, деятельность фонда будет контролировать Федеральная служба по финансовым рынкам (ст. 55 Закона №156-ФЗ), специализированный депозитарий (ст. 42 Закона №156-ФЗ) и аудиторы (ст. 49, 50 Закона №156-ФЗ). Также неудобством передачи имущества в ЗПИФН является невозможность в любой момент вывести из него деньги. То есть по сути пайщик теряет право собственности на имущество, приобретая взамен пай, стоимость которого растет или падает в цене в зависимости от результатов деятельности фонда. Однако эта проблема решается, если ЗПИФН контролирует сам владелец имущества.

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы