Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Чем опасна для компаний налоговая амнистия доходов физлиц

9 апреля 2007   10920  

Как легализация доходов работников может повредить компании
Действительно ли информация о декларационном платеже конфиденциальна
Как компании защитить свои интересы после легализации

Наконец заработал вступивший в силу 1 марта 2007 года Федеральный закон от 30.12.06 № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» или, как сразу его стали называть, закон о налоговой амнистии. Стали известны реквизиты счета (они есть во всех банках), куда физические лица, которые не смогли своевременно заплатить налог со своих доходов, полученных до 2006 года, смогут в течение 2007 года заплатить декларационный платеж в размере 13 процентов (без указания вида и источника дохода, с которого он исчислен). Платить можно через любой банк (наличными или безналичными деньгами) на специальный счет Федерального казначейства. После чего физическое лицо будет считаться исполнившим обязательства по уплате налога на доходы физических лиц (в той сумме, исходя из которой был осуществлен платеж) и представлению соответствующей декларации. А предприниматель - еще и по уплате и представлению декларации по ЕСН. Факт уплаты декларационного платежа будет подтверждаться расчетным документом с отметкой банка о его исполнении.

 

Хотя налоговая амнистия направлена исключительно на доходы физических лиц, серьезная проблема может возникнуть у компаний. Например, у тех, которые выплачивали «конвертные» зарплаты. Ведь если работники таких компаний (как настоящие, так и бывшие) решат легализовать свои доходы и заплатят декларационный платеж, они тем самым прямо укажут налоговикам и милиции, какие именно организации применяли схему выплаты «серой» зарплаты.

 

БЛАГО РАБОТНИКАМ ИЛИ УГРОЗА РАБОТОДАТЕЛЯМ?

 

Конечно же, разработчики Закона № 269-ФЗ постарались максимально учесть требования конфиденциальности при осуществлении декларационного платежа. Однако это касается лишь физических лиц. В случае расследования в отношении неуплаты налогов с организации конфиденциальность может быть нарушена.

Дело в том, что данные о человеке, внесшем платеж, сохраняются в банковских документах. А несмотря на то, что Закон № 269-ФЗ называет эти данные сугубо конфиденциальными, в пункте 3 статьи 4 есть исключение: сведения об уплате декларационного платежа могут быть истребованы по запросу правоохранительных органов в целях проверки подлинности предъявленного физическим лицом расчетного документа. А дальше правоохранители могут и «выйти» на компанию. Кроме того, платежные документы физлиц на перечисление декларационного платежа будут храниться в банках только до 1 января 2012 года. А в 2012 году, напомним, истечет срок давности привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 198, ч. 3 ст. 15, п. «б» ч. 1 ст. 78 УК РФ), если бы это преступление было совершено в 2005 году (поскольку Закон № 269-ФЗ дает возможность легализовать доходы, полученные до 1 января 2006 года).

Представители налоговых органов утверждают: даже если им будет известна информация из расчетного документа, она вряд ли послужит поводом для налоговой проверки.

 

детально ЧТО ТАКОЕ НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ



Налоговая амнистия - это предложение погасить свою задолженность по налогу в обмен на отмену наказания, которое, возможно, могло быть наложено за неуплату налога.
Амнистия касается только физических лиц в отношении НДФЛ («простые» физлица), а также НДФЛ и ЕСН (индивидуальные предприниматели и граждане, получавшие доходы от частной практики).
Однако есть и неясный момент. Статья 3 Закона № 269-ФЗ не говорит о том, что лицо, сделавшее декларационный платеж, исполнило свои обязанности своевременно. Следовательно, налоговики имеют право начислить пени за весь период неуплаты налога. Как минимум это год.

 

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Cергей ТАРАКАНОВ
, советник Управления налогового контроля ФНС России:
- Из единственного предусмотренного законом документа - расчетного документа об уплате декларационного платежа в совокупности с условиями, предусмотренными Законом № 269-ФЗ, может быть получена следующая предварительная информация:
  • фамилия, имя, отчество физического лица;
  • место жительства физического лица;
  • индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) (в случае наличия и указания, так как при наличии ИНН физическое лицо в соответствии с НК РФ может воспользоваться правом не указывать его);
  • сумма дохода физического лица (определяется обратным счетом исходя из ставки 13% и суммы декларационного платежа);
  • момент получения дохода - любая дата до 01.01.06 (согласно п. 1 ст. 1 Закона № 269-ФЗ).
Как видно, информации явно недостаточно для того, чтобы начать полноценную налоговую проверку.

Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
- Негативными моментами для лиц, которые решат задекларировать капиталы, можно считать недостаточные законодательные гарантии от интереса к ним контролирующих и правоохранительных органов. По закону расчетные документы, подтверждающие уплату декларационного платежа, а также сведения, содержащиеся в этих документах, не могут являться доказательством обвинения по уголовным делам и делам об административных нарушениях. Однако нигде не сказано, что такие сведения не могут являться основанием для возбуждения производства.
Еще один негативный момент - срок, за который имеет смысл декларировать доходы, с учетом срока исковой давности, достаточно короткий.

 

Чиновники Минфина также уверяют, что никаких последствий для работодателя декларационный платеж работника не повлечет. Так, Сергей Шаталов, заместитель министра финансов, в ходе пресс-конференции, посвященной налоговой амнистии, сообщил, что правительство не преследует в связи с Законом № 269-ФЗ никаких фискальных целей. Основной целью налоговой амнистии замминистра назвал «повышение доверия общества к власти». И при этом Сергей Шаталов выразил сомнение, что налоговикам или правоохранителям удастся получить информацию о тех людях, кто осуществил декларационный платеж. По мнению чиновника, закон составлен таким образом, что получить информацию о платеже физлица посторонним лицам практически невозможно, за исключением того случая, когда налогоплательщик по доброй воле предъявит квитанцию об уплате в налоговый орган.

Однако тот факт, что у Минфина нет никаких планов по увеличению сбора налогов при помощи Закона № 269-ФЗ, не означает, что таких планов нет и у ФНС и МВД. Тем более что налоговики уже неоднократно пытались использовать данные из банка для поиска «конвертных» схем выплаты зарплаты. В частности, налоговики, проводя плановую налоговую проверку банка, требовали предоставить им документы по выданным кредитам, включая справки о доходах физических лиц. И к сожалению, как следует из «дсп»-документов налоговиков (в частности, принятых по результатам закрытого совещания-семинара, проведенного в ноябре 2006 года ФНС России по вопросам схем ухода от обложения ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование), в отдельных регионах такие их просьбы были удовлетворены, в частности, отделениями Сбербанка России*.

 

*Подробнее о содержании этих «дсп»-документов, где в том числе дана такая информация, вы можете прочитать в статье «Единый соцналог: шесть опасных схем, известных налоговикам» в «ПНП» № 2, 2007, стр. 66.

 

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Сергей ТАРАКАНОВ
, советник Управления налогового контроля ФНС России:
- Теоретически наличие определенного количества физических лиц, уплативших декларационный платеж и работающих в одной компании, сможет навести налоговые органы на определенные подозрения. Это может послужить основой для более тщательной подготовки контрольных мероприятий, для включения работодателя в план проведения выездной налоговой проверки. Тем более что налоговая амнистия на источник дохода не распространяется. Но при этом надо помнить, что источник дохода в ходе налоговой амнистии не раскрывается. Хотя если провести расследование по физлицу, заплатившему декларационный платеж, скорее всего источник дохода возможно будет «вычислить».

 

Конечно, даже когда налоговикам на основании декларационных платежей удастся получить информацию о компаниях, выплачивающих «серую» зарплату, вряд ли такие организации будут автоматически наказаны. Ведь незадекларированные доходы человек мог получить не по основному месту работы и не обязательно у последнего работодателя. Но в любом случае компании стоит подстраховаться и проанализировать ситуацию.

 

ПЯТЬ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ

 

Чтобы предугадать возможные проблемы от налоговой амнистии, следует прежде всего определить, кто из работников может решить легализовать свои доходы.

 

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР
крупной компании:
- Работники нашей организации не будут участвовать в налоговой амнистии. Они вполне разумные люди, которые не будут играть с государством в «русскую рулетку», тем более что какого-то существенного положительного эффекта «обеление» полученных в прошлом зарплат, на мой взгляд, работнику не дает. Декларирование не имеет значения даже в целях получения кредитов.
Сам я «обелять» свою зарплату не пойду по следующим причинам:
  • положительного эффекта в каком-либо плане это мне не принесет;
  • могут быть следующие отрицательные последствия: «слив» информации о ранее не задекларированных доходах на «черный рынок», где уже продается информация о доходах, передаваемых организациями в ФНС; проблемы с организацией-работодателем, так как ей также могут быть предъявлены штрафы и пени.


Максим ДОМУХОВСКИЙ, главный бухгалтер нескольких фирм, г. Смоленск:
- Я не буду участвовать в амнистии, так как если я и не заплатил с чего-то налоги, то это малозначительные суммы. Я как индивидуальный предприниматель нахожусь на «упрощенке», плачу 6 процентов от суммы доходов (как и многие небольшие фирмы, занимающиеся оказанием услуг). Это небольшой налог, и несерьезно его укрывать. Более того - он меньше налога по амнистии (13%).

 

Первая группа риска - сотрудники, работавшие ранее и в текущий момент находящиеся под следствием или в отношении которых налоговые органы уже выявили незадекларированный доход. Таким работникам налоговая амнистия выгодна прежде всего. Ведь уплата декларационного платежа, например, при грозящей уголовной ответственности будет означать деятельное раскаяние, что намного повысит шансы обвиняемого получить смягченный приговор (ст. 75 УК РФ). Или даже возможность прекращения уголовного преследования в суде либо на стадии следствия, если недоимка невысока и преступление совершено впервые (ст. 28 УКП РФ).

Следует отметить, что, воспользовавшись амнистией, эти работники вряд ли смогут нанести ущерб своим бывшим (или нынешним) работодателям, поскольку вся информация об источниках их доходов уже известна налоговым и правоохранительным органам.

Напомним, что уголовная ответственность может наступить при неуплате физическим лицом суммы налога более 100 тыс. руб. за три финансовых года (если эта сумма составляет более 10% от общей суммы налога к уплате), то есть неучтенный доход работника должен быть более 21 тыс. руб. в месяц в течение трех лет.

Вторая группа риска - владельцы дорогостоящего имущества. Официально контроль за расходами физических лиц в настоящее время не осуществляется (он отменен Федеральным законом от 07.07.03 № 104-ФЗ). Но неофициально налоговые органы и сейчас могут получать информацию о сделках физических лиц с объектами недвижимости и транспортными средствами от регистрирующих органов. Например, с целью выявления граждан, сдающих внаем жилые и нежилые помещения, налоговые органы сотрудничают с УВД и паспортно-визовой службой. Третья группа риска - лица, которые в течение 2001-2006 годов получали доходы от продажи дорогостоящего имущества (дома, квартиры, яхты, автомобили и т. п.), от сдачи своего имущества в аренду, материальную выгоду по займам или крупные выигрыши в лотерею или в казино. Этим людям также выгодно воспользоваться амнистией. Например, с выигрыша в лотерею (или в какую-либо другую игру, основанную на риске) необходимо заплатить налог по ставке 35 процентов. А в соответствии с законом об амнистии можно заплатить всего 13 процентов вне зависимости от видов доходов и применявшихся по ним налоговых ставок (п. 2 ст. 2 Закона № 269-ФЗ).

Четвертая группа риска - нерезиденты. Дело в том, что в соответствии с Налоговым кодексом их доходы облагаются НДФЛ по ставке 30 процентов. А с помощью амнистии они смогут уменьшить ее до 13 процентов.

Пятая группа риска - чиновники и депутаты, ранее работавшие в компании и получавшие «серые» доходы. Как сообщил редакции «ПНП» чиновник, имевший отношение к разработке закона, именно госслужащие лоббировали его принятие. Ведь крупные чиновники обязаны публиковать данные о своем имуществе и доходах. Если у кого-то из них имущество получено на неофициальные доходы, амнистия дает прекрасную возможность их задекларировать.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Марина ДЕНИСОВА
, генеральный директор консалтинговой компании «Марина-Талер»:
- Реальная угроза от неподтверждения доходов грозит в первую очередь гражданам, находящимся на государственной службе, чьи доходы в натурально-вещественном выражении несоотносимы с полученными ими в собственность денежными средствами или предоставленными служебным положением льготами. Далее, по моему мнению, идет руководящий аппарат коммерческих организаций, основанных на базе государственной собственности. Затем руководящий аппарат коммерческих организаций, которые действуют в отраслях с заведомо высокой нормой валовой прибыли, например нефтеперерабатывающих, горнорудных и иных, основанных на эксплуатации природных ресурсов. И у тех, и у других, как и у госчиновников, разительное расхождение между документально подтвержденными доходами и визуально определимыми расходами может (и должно) привлечь внимание контролирующих органов.

 

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Андрей БРУСНИЦЫН,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
- Невозможно спрогнозировать действительную эффективность проводимой амнистии. Неизвестны дальнейшие гарантии от претензий со стороны государственных органов. Поэтому определить круг лиц, которым необходимо задекларировать свои капиталы, достаточно сложно.
В последнее время наметилась тенденция контроля доходов госслужащих. Возможно, для чиновников и имеет смысл принять участие в амнистии. С другой стороны, если станет каким-то образом известен общественности сам факт такого участия, его уже можно рассматривать как компрометирующую государственного служащего информацию.

 

Помимо этих пяти категорий работников можно выделить и шестую - это просто обиженные компанией люди. Они могут совершить «символический» декларационный платеж с целью сигнализировать налоговым и правоохранительным органам, что у них на предприятиях зарплата выдается «в конвертах». Как, например, было в громком деле ижевского ООО «Редуктор-Энерго», которое началось с заявления бывшего работника Фадеева. Как сказано в материалах дела, он писал жалобы во все инстанции потому, что остался недоволен своим сокращением (решение Арбитражного суда Удмуртской республики от 11.03.05 № А71-609/04-А19) и решил «восстановить справедливость»*.

 

*Подробнее об этом вы можете прочитать в статье «Как в Ижевске раскрыли "конвертную" схему выплаты зарплаты» в «ПНП» № 4, 2006, стр. 72.

 

 

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Сергей ЗИНЬКОВИЧ
, налоговый юрист:
- Нельзя исключать, что у сотрудников, которых работодатели ущемили в правах, появится желание «расквитаться с врагами». Возможно, кто-то из них выступит свидетелем против работодателей, имея на руках налоговую индульгенцию.

 

Но, на наш взгляд, вероятность такого развития событий мала. Ведь причинить вред они хотят конкретной организации, а упрощенный порядок декларирования доходов не подразумевает указания источника доходов (подп. 1 п. 2 ст. 1 Закона № 269-ФЗ).

 

ВОЗМОЖНЫЙ НЕГАТИВ

 

Надо представлять и негативные последствия для тех, кто решит сделать декларационный платеж.

В статье 3 Закона № 269-ФЗ говорится, что при уплате декларационного платежа обязанность по уплате налогов и представлению налоговых деклараций считается исполненной только в части дохода, исходя из которого этот платеж рассчитан. Поэтому если гражданин решит легализовать лишь часть дохода, он заплатит не весь сокрытый налог, а только его часть. А когда налоговые и правоохранительные органы обнаружат доходы, превышающие задекларированные, придется доплатить не только налог, но и пени и штраф. По сути, он может навлечь на себя проверку полноты задекларированной суммы, а на своего работодателя - проверку по ЕСН и исполнению обязанностей налогового агента по НДФЛ.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Марина ДЕНИСОВА
, генеральный директор консалтинговой компании «Марина-Талер»:
- Негативные последствия возможны вследствие непроработанности взаимодействия уголовного и налогового законодательства. Задекларировав доход, гражданин избежит налоговых санкций, но может не избежать санкций за незаконное предпринимательство, за нарушение лицензионного законодательства, законодательства об авторских и смежных с ним прав, за совершение налоговых преступлений. Все зависит от толкования закона на местах.

Валерий БАХТИН, эксперт КГ «Что делать Консалт»:
- Негативным последствием для физического лица, еще не состоящего под следствием, будет привлечение внимания налоговых органов к своей персоне и возможные налоговые проверки его доходов за периоды после 1 января 2006 года.

 

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Андрей БРУСНИЦЫН
, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
- Представляется, что по большей части преимущества физических лиц от участия в налоговой амнистии находятся в моральной сфере - должно появиться спокойствие и чувство выполненного долга.
Учитывая, что выездные налоговые проверки физических лиц являются скорее исключением, чем правилом, среднему классу опасаться практически нечего. Такая тенденция скорее всего сохранится и в дальнейшем, поскольку при наличии возможности налоговые органы в первую очередь будут увеличивать количество проверок юридических лиц.

 

 

КАК ЗАПЛАТИТЬ БЕЗОПАСНО

 

Если все же работник (вплоть до руководителя или финансового директора) решит сделать декларационный платеж, можно предложить несколько мер, как обезопасить организацию от потенциальных претензий налоговиков.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Марина ДЕНИСОВА
, генеральный директор консалтинговой компании ООО «Марина-Талер»:
- Защитить компанию можно исключительно грамотной выдачей на руки работникам документов, обязательных к выдаче согласно ТК РФ и НК РФ. Таким образом, если работник продекларирует сверхдоход, полученный им от организации, но не представит при этом никаких письменных свидетельств о фактах выплаты такого дохода, то претензии налоговых и иных органов контроля к организации придется подтверждать в суде на основании целого ряда экспертиз, свидетельских показаний и следственных мероприятий. Следует рекомендовать организациям своевременно переводить своих топ-менеджеров в статус акционеров с тем, чтобы выплачивать им дивиденды на совершенно законных и льготных в плане налогообложения началах.

 

Во-первых, следует верно выбрать банк. Ни в коем случае нельзя платить деньги через банк, замеченный в тесном сотрудничестве с налоговиками или имеющий государственное участие в капитале. Можно предположить, что информация из таких банков будет наиболее доступна проверяющим. Также не следует платить деньги через банк, в котором уже намечена плановая налоговая проверка.

Во-вторых, можно легализовать доходы не только через закон о налоговой амнистии. Можно подать налоговые декларации за предыдущие периоды, в которых можно указать источником доходов, например, сдачу квартиры или машины в аренду. Правда, при этом придется заплатить пени. А также штраф за несвоевременное представление декларации.

Кстати, штраф тоже можно уменьшить. Для этого достаточно сначала представить «нулевую» декларацию. Таким образом, штраф за непредставление будет минимален. Затем представить уточненную, с полной суммой налога. Таким способом уменьшения штрафа на практике пользуются бухгалтеры, когда опоздали со сдачей отчетности.

Правда, пени сохранятся. Но при этом не пострадают интересы компании.

Но это касается только неумышленных искажений. В противном случае подача «нулевой» декларации только ухудшит дело. Согласно пункту 3 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64, моментом окончания преступления, предусмотренного статьями 198 и 199 УК РФ, считается фактическая неуплата налога в срок, установленный законодательством.

Это означает, что осудить физлицо за неуплату НДФЛ можно даже если гражданин исправит декларацию на следующий день после истечения срока уплаты налога (до выявления неуплаты налоговиками), подаст уточненную декларацию и погасит недоимку. Поскольку, согласно позиции ВС РФ, событие налогового преступления имело место. А последующая уплата налога может расцениваться как смягчающее обстоятельство, не всегда освобождающее от ответственности.

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы