Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Новые методики налоговиков по выявлению фирм-«однодневок»

19 марта 2007   35044  

Какие факты спровоцируют детальную проверку налоговиков
Новый алгоритм выявления фирм-«однодневок»: что грозит компаниям
Выявленные налоговиками схемы: реальные ситуации, известные контролерам

С этого года налоговики ведут работу по выявлению фирм-«однодневок» еще активнее. В частности, они решили доработать и запустить в полную силу свой информационный ресурс, где содержится информация по выявляемым «однодневкам», и пересмотреть критерии, по которым фирмы будут оказываться в этом списке, начиная со стадии государственной регистрации и заканчивая налоговым контролем. И даже уже определили 109 признаков компаний, которые будут подлежать контролю в первую очередь (подробнее об этом - в статье «66 признаков подозрительных (для налоговиков) компаний»). Данные о подозрительных компаниях и их признаках налоговики собираются получать помимо собственных источников информации (данные проверок, документы, ЕГРЮЛ, сообщения физических и юридических лиц) от Почты России, ЦБ РФ, банков, Федеральной регистрационной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы, МВД, судов. Сведения о таких компаниях будут собираться в ФНС по всем регионам и будут полностью доступны в каждой территориальной инспекции.

 

Более того, теперь налоговики будут именовать «однодневки» «юридическими лицами, которых необходимо контролировать в первую очередь». Письмо «для служебного пользования» с критериями «однодневок» ФНС России недавно разослала по региональным управлениям.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
СОТРУДНИК
одной из московских налоговых инспекций:
- Подобное «оружие» в арсенале налоговиков в настоящий момент отсутствует. Но список фирм-«однодневок» налоговое ведомство ведет и периодически рассылает территориальным налоговым органам для использования в работе. В целях объединения собранной информации для удобства ее использования в работе и будет создан данный ресурс.

 

Таким образом, даже при наличии одного признака компания уже будет «взята на карандаш» налоговиками. Следовательно, если такая компания окажется в числе ваших контрагентов, имейте в виду, что ее чистота в глазах налоговиков будет весьма сомнительна.

Конечно, сама по себе работа с «однодневкой» не должна свидетельствовать против компании. Как отметил Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.06 № 53, факт нарушения контрагентом плательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения плательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговый орган должен доказать, что деятельность плательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей. Но тем не менее наличие такой фирмы в контрагентах грозит если не отказом в вычетах по НДС и в учете расходов в целях налогообложения прибыли, то как минимум пристальным вниманием и детальной проверкой.

Как сказал корреспонденту «ПНП» представитель одной из межрегиональных налоговых инспекций, проверяющим, конечно, хорошо известно, что для вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности недостаточно вывода о том, что один из контрагентов относится к категории фирм-«однодневок». Но тем не менее проверяющим точно так же хорошо известно (и их судебный опыт это подтверждает), что при наличии хорошо проработанной доказательной базы налоговый орган имеет все шансы отстоять свою позицию при судебном разбирательстве.

Представители налоговых органов сообщили корреспонденту «ПНП», что с этого года кардинально меняется порядок выявления среди контрагентов плательщиков «однодневок». Причем изменения эти, по словам налоговиков, лишь в худшую для компаний сторону.

Какие именно это изменения и что в связи с ними надо учитывать компаниям, рассказал корреспонденту «ПНП» представитель налоговых органов.

 

ЧТО СПРОВОЦИРУЕТ ВНИМАНИЕ НАЛОГОВИКОВ

 

Новый комплекс мер, о котором мы рассказываем ниже, позволит, по мнению налоговиков, без особых проблем выявлять лжепоставщиков налогоплательщиков еще до начала самой проверки, то есть на стадии предпроверочного анализа. А поводом для таких мер являются подозрения в деятельности налогоплательщика, в отношении которого планируется провести налоговую проверку (камеральную или выездную).

В частности, подозрения может вызвать превышение удельного веса вычетов по НДС сверх установленного по региону. Например, как следует из внутренних документов налоговиков, по Москве пороговое значение удельного веса вычетов - 92 процента, а в целом по России и того меньше - 70,5 процента.

Заявленное налогоплательщиком возмещение НДС из бюджета в больших суммах и за несколько налоговых периодов (когда исчисленный НДС меньше предъявляемого к вычету) также спровоцирует мероприятия налогового контроля. Также причиной может служить и убыточность деятельности налогоплательщика за периоды, в которых планируется провести проверку.

 

ТРИ ЭТАПА КОНТРОЛЯ ЦЕПОЧКИ ЛЖЕПОСТАВЩИКОВ

 

Как отмечает наш источник в налоговых органах, налоговики четко определили действенные методы выявления способов минимизации с участием фирм-«однодневок». Основным является анализ всей цепочки поставщиков товаров (работ, услуг) вплоть до последнего звена - непосредственного изготовителя товара (работ, услуг).

Подобную цепочку налоговики выстроят не сразу, а лишь по истечении определенного времени, но, как показывает практика, 3-4 месяцев для этого вполне достаточно. Главное, говорят налоговики, - не упустить драгоценное время, отведенное на проверку, которое с 2007 года строго регламентировано новой редакцией Налогового кодекса. В частности, это касается выездной налоговой проверки, которая в соответствии со статьей 89 НК РФ не может продолжаться более двух месяцев со дня вынесения решения. Камеральная, как и раньше, проводится в течение трех месяцев (ст. 88 НК РФ).

А это значит, что мероприятия налогового контроля информации в отношении проверяемого налогоплательщика начнутся еще до начала самой проверки. Например, после проведенных камеральных проверок практически всегда остается большое количество первичных документов компаний, а также книг покупок. Когда налоговики будут включать такую компанию в график выездных проверок, они обязательно запросят у камеральных отделов имеющиеся документы (до вынесения решения о проведении проверки). Это позволит оценить ситуацию по конкретной компании и выбрать оптимальное направление контрольной работы.

Первый этап отбора для контроля цепочки поставщиков проверяемой компании - выбор круга лиц, в отношении которых будет проводиться детальная проверка.

Критерии отбора. Налоговики проверят тех контрагентов компании, по взаимоотношениям с которыми в книге покупок проверяемой организации сумма НДС более 50 тыс. руб. (юридические лица). И более 10 тыс. руб. - по взаимоотношениям с предпринимателями. Аналогично будет исследоваться и налог на прибыль. То есть будут отбираться затраты по взаимоотношениям с юридическими лицами и предпринимателями, включенные в состав расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, в суммах 50 тыс. и 10 тыс. руб. соответственно.

В частности, такие критерии для истребования документов или информации (право на которое дано налоговикам статьей 93.1 НК РФ) контрагентов проверяемой компании в 2007 году получили московские инспекции на январском совещании в Управлении ФНС России по г. Москве. Но это критерии не окончательные, а ориентировочные. Поэтому при проверке налоговики будут устанавливать для себя собственные критерии, руководствуясь оборотами компании в целом за проверяемый период. Соответственно планка отбора «подозрительных» контрагентов именно по суммам может быть как увеличена, так и уменьшена.

Второй этап - отсеивание из отобранных контрагентов реально существующих крупных налогоплательщиков. Это нужно, чтобы избежать бессмысленных запросов в другие инспекции и лишнего документооборота. То есть налоговики избавят себя от необходимости направлять поручения об истребовании документов или информации (ранее именовавшиеся встречными проверками) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ*. Ведь по таким организациям практически в 100 процентах случаев поступают положительные ответы относительно их деятельности и взаимоотношений с проверяемой компанией.

Позволит налоговикам это осуществить информационный ресурс КСНП (Комплексные сведения о налогоплательщиках), появившийся в налоговых органах относительно недавно.

Обратите внимание. Теперь даже территориальный налоговый орган может просматривать всю без исключения отчетность (налоговую и бухгалтерскую) интересующих его налогоплательщиков в рамках своего региона. Из указанного ресурса можно получить также сведения об учредителях, руководителе, главном бухгалтере, о других физических лицах, которые получали доход от компании (как правило, это просто сотрудники), о банковских счетах и иную информацию. КСНП дает возможность просматривать и лицевые счета интересующих налогоплательщиков, то есть можно определить, уплачиваются ли налоги «живыми деньгами».

Как сообщили корреспонденту «ПНП» в налоговых органах, в настоящий момент разрабатывается аналогичный ресурс федерального уровня, поскольку сейчас КСНП - ресурс территориальный, в нем открыта информация по определенному региону.

Собранные таким образом сведения еще даже по неотправленным запросам в другие инспекции позволят выявить ряд «подозрительных» организаций.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
СОТРУДНИК
одной из московских налоговых инспекций:
- Информационный ресурс КСНП налоговые органы неоднократно использовали при осуществлении мероприятий налогового контроля. Например, с помощью данного ресурса налоговики могут устанавливать степень взаимозависимости между юридическими лицами (их учредителями и руководящим составом) и их работниками. Так выявлялось множество случаев, при которых бывший работник проверяемого налогоплательщика в дальнейшем становился учредителем либо руководителем вновь созданной организации, деятельность которой сводилась лишь к оказанию разного рода услуг проверяемой организации.
Налоговый орган опрашивал таких сотрудников, которые рассказывали, что их непосредственный работодатель за определенную доплату к зарплате предлагал быть номинальным руководителем, в обязанности которого входило только подписание документов.

 

Третий этап - сбор информации по контрагентам.

Во-первых, налоговый орган по выявленной из КСНП информации относительно банковских счетов этих компаний направляет запросы в банк по движению денежных средств. Это обязательные действия, которые будут совершены во всех случаях проверки контрагентов.

Как говорят налоговики, выписка служит наиболее весомым доказательством того, что не отчитывающийся контрагент имеет крупные и, как правило, одинаковые дебетовые и кредитовые обороты по своему банковскому счету, которые в отчетности не отражает. А именно, как рассказали корреспонденту «ПНП» в налоговых органах, в большинстве случаев с фирмами-«однодневками» происходит так: денежные средства поступают на счет и в короткий период времени (1-3 дня) списываются со счета в той же сумме.

Вдобавок к этому налоговики обратят внимание и на «признаки финансово-хозяйственной деятельности» организации. К ним, в частности, относятся:

  • -оплата коммунальных услуг (свет, вода, вывоз мусора и т. д.);
  • -арендные платежи;
  • -выплата заработной платы;
  • -уплата налоговых платежей и сборов.

 

По полученной выписке из банка налоговики и будут выявлять дальнейшую цепочку поставщиков путем аналогичных мероприятий налогового контроля - запросы в другие налоговые по месту учета указанных налогоплательщиков, базы КСНП, запросы в банки о движении денежных средств контрагентов контрагента.

Тут же надо отметить, что внимание налоговиков часто привлекают контрагенты, счета которых открыты в том же банке, что и у проверяемого налогоплательщика.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
СОТРУДНИК
одной из московских налоговых инспекций:
- Возможна и ситуация, когда налоговый орган еще до начала налоговой проверки и при отсутствии каких-либо документов в отношении налогоплательщика будет делать запросы в банк о движении денежных средств по налогоплательщику, которого собирается проверить в ближайшее время. Делаться это будет сразу после утверждения плана налоговых проверок на очередной квартал, как правило, это 1-2 месяца до начала очередного квартала. И в основном это будет касаться налогоплательщиков, которые находятся на особом контроле. Таковыми являются рекомендованные на проверку вышестоящим налоговым органом либо правоохранительными органами.
Результатом станет получение информации об основных контрагентах, из которых будут отобраны наиболее «подозрительные». В отношении последних начнут мероприятия налогового контроля и сбора иной информации относительно финансово-хозяйственной деятельности компании в целом.

 

Во-вторых, налоговый орган может получать информацию из иных источников. Так, в 2006 году налоговики активно использовали информацию из СМИ, из сети интернет. Но эти действия уже не относятся к категории обязательных. Они зависят от конкретной потребности налогового органа.

Например, налоговый орган не мог разыскать с помощью имеющейся в его распоряжении информации бывшего сотрудника проверяемого налогоплательщика, чтобы получить показания. Но с помощью сети интернет налоговикам удалось отыскать на одном из сайтов по поиску работы анкету этого сотрудника, в которой в перечне бывших мест работы и была указана проверяемая организация. По оставленной контактной информации налоговики связались с работником и получили необходимые сведения.

Указанные сведения могут использоваться не только в ходе проведения мероприятий налогового контроля, но и в судебных разбирательствах. Неоднократно интернет использовался для анализа рыночных цен (в том числе в качестве доказательств в суде) на аналогичные товары, работы, услуги. Кстати, ссылки на данные из интернета при определении рыночных цен встречаются и в письмах «для служебного пользования», которыми налоговая служба рассылает по нижестоящим подразделениям выявленные схемы уклонения от налогообложения.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
СОТРУДНИК
одной из московских налоговых инспекций:
- Информация из сети интернет используется налоговиками не только в ходе проведения мероприятий налогового контроля. Но и зачастую уже при обжаловании того или иного ненормативного акта налогового органа в суде.
При этом имеют место случаи, когда судьи, по понятным причинам неблагосклонно относящиеся к сведениям, добытым из всемирной паутины, тем не менее принимают ссылки налоговых органов во внимание при вынесении решения. Так, был случай, когда уже в ходе рассмотрения спора в суде налогоплательщик приобщил к материалам дела ряд документов для подтверждения правомерности отнесения на расходы в целях определения базы по налогу на прибыль затрат на приобретение услуг по предоставлению информации. Документы эти были сделаны в виде отчетов, которые к проверке представлены не были, но за которые якобы налогоплательщик и отдавал львиную долю полученного дохода. При этом, согласно информации, полученной в ходе проведения проверки, все организации, оказывающие в проверяемый период указанные услуги по представлению информации, подпадали под категорию фирм-«однодневок».
Воспользовавшись ресурсами сети интернет, сотрудники налогового органа выявили, что представленные отчеты являются всего лишь статьями периодических изданий, которые расположены во всемирной паутине и находятся в свободном доступе. Это явилось еще одним доказательством завышения расходов в целях налогообложения прибыли. Эти доказательства налогового органа суд принял и рассмотрел. И в результате отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.

 

Конечно, сбором информации из СМИ налоговый орган в 2007 году не ограничится. Существует масса иных организаций и учреждений, в которые налоговики имеют право направлять запросы и получать интересующую их информацию о налогоплательщиках и конкретных сделках. Сделать это позволит статья 93.1 НК РФ, согласно которой при проверке налоговый орган вправе истребовать документы и информацию не только у контрагентов, но и у иных лиц. А эта оговорка в статье позволяет запросить любую организацию. К тому же, как говорят налоговики, «дружественные» органы государственной власти практически всегда идут навстречу и предоставляют необходимую информацию.

 

ЕСЛИ ПОДОЗРЕНИЯ ОПРАВДАЛИСЬ

 

Если налоговики на основе исследованной информации о контрагенте решили не подтверждать предъявленные суммы НДС и расходы по налогу на прибыль, они вызовут на опрос всех учредителей и руководителей контрагента.

Данные о местонахождении этих физлиц получают из КСНП. На их домашние адреса рассылаются повестки о вызове на опрос в соответствии со статьей 90 НК РФ. До 2007 года налоговики практически не привлекали физических лиц к ответственности за неявку для дачи показаний по статье 128 НК РФ, которой предусмотрен штраф в случае неявки либо уклонения от явки без уважительных причин в размере 1 тыс. руб. Но, например, в этом году Управление ФНС России по г. Москве рекомендовало налоговым органам все же привлекать к такой ответственности.

Вместе с тем налоговики отмечают, что на практике это маловероятно. Процедура займет массу времени, и такие действия не принесут в итоге больших доначислений.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Родион УДАЛОВ
, государственный налоговый инспектор отдела выездных налоговых проверок одной из московских налоговых инспекций:
- Были ситуации, когда свидетели, явившиеся на опрос, неохотно оказывали содействие и, как правило, отвечали, что не могут вспомнить обстоятельства того или иного события. Объясняется это достаточно просто. Поскольку большинство физических лиц являются работниками проверяемых налогоплательщиков, они отказываются свидетельствовать против своего работодателя. Фактически они давали заведомо ложные показания.
Но ситуация непроста еще и тем, что, с одной стороны, такого свидетеля попросту не пугает ответственность по статье 128 НК РФ. С другой же стороны, налоговый орган не может сразу доказать ложность показаний. Для этого придется собирать доказательную базу в отношении физического лица, а это займет немало времени. В результате чего налоговики и теряют в доказательной базе.

 

 

КАКИЕ СХЕМЫ ВЫЯВЛЯЮТ НАЛОГОВИКИ

 

Существенным подспорьем для инспекций по выявлению «однодневок» являются письма ФНС России «для служебного пользования» (эти документы есть в редакции «ПНП»), где описаны выявленные схемы уклонения от налогообложения с использованием фирм-«однодневок».

Реальные выявленные ситуации: пример 1. Реально работающая и уплачивающая налоги в бюджет компания (назовем ее компания «А») вела геодезическую и картографическую деятельность, а также деятельность по землеустройству и инженерным изысканиям. На этот вид деятельности у организации была лицензия. При этом данные виды деятельности компания «А» осуществляла не собственными силами, а через другие организации и физические лица.

И среди этих организаций, как выявил налоговый орган при проверке, была «однодневка» (назовем ее компания «Б»).

Сначала внимание налогового органа при проверке привлекли формулировки одного из договоров. А именно: в договоре на проведение инженерных изысканий для строительства были лишь общие формулировки, не позволяющие определить, где, на каких объектах и по каким сооружениям и планам производились работы.

Это повлекло за собой проведение в отношении компании «Б» мероприятий налогового контроля.

В частности, проверку компании «Б». По ее результатам было установлено, что у компании отсутствует имущество. А постоянный штат состоял из руководящего состава, водителя и секретаря. Работники, которые могли бы осуществлять СМР, в штате организации отсутствовали.

Также была запрошена банковская выписка по движению денежных средств. Ее анализ показал, что компания «Б» не платила сторонним организациям за аренду машин, оборудования, приборов и устройств, необходимых для осуществления деятельности.

Налоговики также установили, что компания «Б» заключала агентские договоры с компанией «С» на выполнение субподрядных работ. При этом стоимость этих работ полностью соответствовала стоимости работ по актам выполненных работ между компаниями «А» и «Б».

Налоговый орган решил собрать больше информации и в отношении компании «С». Для чего провел ее проверку и запросил выписку по движению денежных средств. В результате было установлено, что с момента постановки на налоговый учет компания «С» не отчитывалась, деятельности не вела, необходимых лицензий на выполнение геодезических и картографических работ не имела. При этом поступающие компании «Б» от компании «А» деньги перечислялись на расчетный счет предпринимателя «Е», применяющего упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы». Договорных отношений с этими компаниями у него не было. Поступившие же деньги в дальнейшем обналичивались.

Стоит отметить, что у всех вышеперечисленных участников схемы банковские счета были открыты в одном и том же банке.

Цель всей схемы, по мнению налоговиков, была следующая. Компания «А» таким образом уменьшала налог на прибыль, увеличивала вычеты по НДС и выводила денежные средства с наименьшими потерями (6% с доходов при УСН).

Реальные выявленные ситуации: пример 2. В этой ситуации налоговики довели дело до суда и выиграли его.

Суть схемы, направленной на уклонение от НДС и налога на прибыль, следующая. Была выстроена «цепочка "однодневок"», благодаря которой один налогоплательщик заявил возмещение НДС по купленному оборудованию. А конечный получатель данного оборудования, являясь действующей компанией, уменьшал базу по налогу на прибыль за счет лизинговых платежей.

Конечный получатель налоговой выгоды - компания «А». Компания «Г» якобы купила оборудование у компании «С» по договору комиссии, заключенному с компанией «В». В дальнейшем купленное оборудование реализовывалось компании «Б», которая в свою очередь по договору лизингу передавала его компании «А».

Налоговые органы изначально привлекло заявленное компанией «Б» возмещение по НДС более 5 млн руб. Они провели камеральную проверку, по результатам которой в возмещении отказали. А причиной отказа были результаты проверки компании «В», которые показали, что эта организация не отчитывается и документы на проверку не представила.

Казалось бы, здесь сложилась именно та классическая ситуация, при которой налогоплательщик не обязан отчитываться за действия третьих лиц и имеет полное право на возмещение НДС.

Однако налоговый орган не остановился на достигнутом. В частности, он запросил банковские выписки по движению денежных средств всех компаний. И именно на этой стадии и была выявлена цепочка.

Между тем компания «Б» обжаловала в суд решение налоговиков об отказе в возмещении НДС. На стадии судебного разбирательства был установлен ряд фактов явно не в пользу налогоплательщика. Например, от имени компании «С» на официальный запрос суда было представлено письмо, которым она подтверждала взаимоотношения с компанией «Г». Но позже в суд было представлено еще одно письмо от компании «С», в котором она указывала на отсутствие взаимоотношений с компанией «Г». Более того, компания «Г» на судебное заседание представила декларацию по НДС, в которой были отражены вычеты по НДС и исчислен налог с реализации оборудования. Между тем, как пояснил суду представитель налогового органа, в котором состоит на учете эта компания, вся имеющаяся отчетность компании «Г» является «нулевой».

В итоге суд отказал компании «Б».

Но на этом история не закончилась. Поскольку суд установил, что компания «Г» фактически не закупала оборудования у компании «С», налоговый орган инициировал выездную проверку компании «Г».

На основании банковской выписки по движению денежных средств этой компании налоговики признали все денежные средства, поступившие от компании «В» безвозмездно полученными. А расходную часть по покупке оборудования полностью сняли.

Было установлено и то, что стоимость оборудования при дальнейшей реализации «накручивалась» за счет ремонта. При этом ремонт делали несуществующие фирмы, что было подтверждено их проверками. А часть таких «лжепоставщиков» услуг уже была замечена в ряде других схем уклонения от налогообложения, выявленных другими инспекциями. В результате налоговики доначислили компании «Г» налог на прибыль, штрафы. И выиграли суд.

Кстати, корреспонденту «ПНП» удалось пообщаться с представителями налоговой инспекции, «раскрутившими» эту цепочку. Как говорят инспекторы, то, что компания «А» осталась безнаказанной, лишь вопрос времени. Тот налоговый орган, который провел проверку компании «Г», разослал собранную информацию в инспекции, в которых состоят на учете участники схемы. И проверка грозит всем контрагентам.

 

*О том, как на практике реализуется новая процедура и что новые правила означают для компании, вы можете прочитать в статье «Новая редакция НК: 12 действий, которые помогут избежать убытков».

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы