Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Планы Минфина по изменению НК: что грозит компаниям

19 марта 2007   4622  

Как государство будет бороться с трансфертным ценообразованием
Какие изменения планируется внести в российское антиофшорное законодательство
Какие компании смогут платить НДС в 2008 году

В начале текущего года Минфин подготовил проект Основных направлений налоговой политики в РФ, в котором изложил стратегические направления налоговой реформы в 2008-2010 годах (этот документ есть в редакции «ПНП»). В нем указаны направления, по которым предполагается развивать налоговую политику в будущем, включая конкретные изменения в законодательство.

 

Прежде всего чиновники отметили, что ожидают положительного эффекта от тех изменений в законодательство, которые уже внесены, но еще не вступили в силу.

Финансовое ведомство положительно оценивает изменение с 2008 года налогового периода по НДС (налог будет квартальным). Чиновники отмечают, что это позволит компаниям экономить оборотные средства, а налоговикам облегчит администрирование НДС.

Указанные изменения уже внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 22.07.06 № 137-ФЗ*. Однако Минфин не планирует останавливаться в реформаторской деятельности.

Какие же изменения Налогового кодекса готовит Минфин? Какие способы налогового планирования могут оказаться устаревшими уже через год? Какие негативные изменения ждут налогоплательщиков в 2008-2010 годах?

 

* О значимых для налогового планирования изменениях в НК РФ, вступивших в силу с 2007 года, вы можете прочитать в статье «Новая редакция НК: 12 действий, которые помогут избежать убытков» в «ПНП» № 2, 2007, стр. 18.

 

 

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

 

Одним из приоритетных направлений реформы станет борьба с трансфертным ценообразованием. Контроль над ценообразованием взаимозависимых лиц давно беспокоит российских чиновников, однако до сих пор окончательно разрешить эту проблему им не удавалось.

Так, в указанном проекте Минфин отмечает, что текущее российское законодательство не позволяет в полной мере контролировать ценообразование, поскольку признать лица взаимозависимыми (на основании ст. 20 НК РФ) можно лишь в простейших случаях, а не в отношении крупных холдингов с разветвленной структурой и сложной системой взаимоподчинения. Например, действующая редакция статьи 20 НК РФ не позволяет признать взаимозависимыми две компании, являющиеся дочерними по отношению к одной и той же материнской организации.

Одновременно статья 40 НК РФ не дает возможности контроля цен по сделкам между формально не связанными между собой организациями. А основной критерий для доначисления налогов - отклонение фактических цен от рыночных (или ранее использовавшихся плательщиком) более чем на 20 процентов - может служить лишь поводом для проверки взаимозависимости лиц, но не всегда для доначисления налогов. Это позволяет налогоплательщикам практически безнаказанно перемещать налоговую базу на фирмы-«однодневки» или в низконалоговые юрисдикции, тем самым уклоняясь от уплаты как налога на прибыль, так и НДС.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Игорь НЕВСКИЙ
, ведущий специалист консультационного отдела департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»:
- Суть трансфертного ценообразования в том, что внутрихолдинговые сделки совершаются не по рыночным ценам, а по иным, существенно отклоняющимся от рыночных (как правило, в меньшую сторону). В результате основные объекты налогообложения формируются в так называемых низконалоговых подразделениях холдинга (отдельных юридических и/или физических лицах), которые платят налоги по пониженным ставкам либо применяют специальные режимы налогообложения.

 

Для устранения указанных недостатков Минфин предполагает расширить критерии и случаи определения взаимозависимых лиц, например, путем более детального порядка (для крупных холдингов) определения долей прямого и косвенного участия одной компании в другой. Также предполагается сделать основной причиной для контроля цен именно наличие взаимозависимости.

Одновременно предлагается расширить перечень контролируемых сделок и сделать его закрытым. По таким сделкам налоговые органы смогут корректировать цену. В частности, чиновники хотят контролировать сделки между лицами, взаимная зависимость которых может только предполагаться в силу каких-то особых признаков. Например, сделки с компаниями, зарегистрированными в низконалоговых юрисдикциях, товарообменные сделки.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Андрей БРУСНИЦЫН
, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
- Трансфертное ценообразование регулируется во всех развитых странах, пусть и разными методами. Основной смысл заключается в том, что крупнейшие налогоплательщики государства путем построения хозяйственных схем внутри консолидированной группы (холдинга) существенным образом снижают налоговые выплаты по сравнению с тем размером, который предусматривается внутригосударственным законодательством. Собственно, контроль за ценами в первую очередь направлен на крупные консолидированные группы налогоплательщиков.

 

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Сергей ТАРАКАНОВ
, советник отдела методологии налогового контроля управления налогового контроля ФНС России:
- Нет сомнений, что существующие критерии, прописанные в статье 20 НК РФ, не описывают и малой доли случаев, когда формальные основания дают основание полагать связанность или подконтрольность нескольких лиц, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Между тем мало кто обращает внимание на то, что уклонение от уплаты налогов приводит к недобросовестной конкуренции. Налоговый контроль косвенно помогает вести действительно свободную, конкурентную экономическую деятельность законопослушным налогоплательщикам.

При этом не следует бояться возможного тотального контроля цен в связи с изменениями. Для него у налоговых органов никогда не будет ни материальных, ни трудовых ресурсов. При этом, собственно, как таковой тотальный контроль и не нужен.

 

Также предполагается, что компании будут уведомлять налоговые органы о фактах совершения сделок из закрытого перечня и их основных параметрах. Кроме того, чиновники предлагают обязать налогоплательщика предварительно согласовывать цены в целях налогообложения при осуществлении операций по закрытому перечню. Причем подготовка и заключение таких соглашений для налогоплательщиков будут платными.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Владислав БРЫЗГАЛИН
, директор Агентства правовой безопасности «Налоговый щит»:
- Введение института предварительных соглашений с налоговыми органами, суть которого заключается фактически в получении согласия налогового органа на порядок определения цены сделок, подлежащих контролю, до их совершения, также может выступать новым инструментом налогового планирования. Получение налогоплательщиком такого разрешения на применение цены влечет за собой признание цены рыночной без дополнительных оценок налоговыми органами.

 

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Андрей БРУСНИЦЫН
, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
- Применение соглашений о ценах является широко распространенной мировой практикой. Сама возможность заранее обсудить с налоговым органом предполагаемые цены на предмет налоговых последствий является гарантией последующей защиты налогоплательщика. Поэтому основная практика складывается так, что именно налогоплательщики заинтересованы в предварительных соглашениях, они сами ищут возможности их заключения.

Кроме того, заключение таких соглашений невозможно без создания четкого механизма сравнения и определения цен для максимального исключения субъективного подхода как налоговых органов, так и налогоплательщиков. Именно такой механизм и является одновременно защитой от коррупционных схем.

Таким образом, безусловно, необходима четкая организация такого процесса на практике, поскольку сама возможность эффективного использования соглашений о цене подтверждается международной практикой.

 

 

КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

 

Помимо ужесточения контроля ценообразования Минфин предлагает еще один способ борьбы с уклонением от налогов внутри неафишируемых холдингов. Отчетность по налогу на прибыль налогоплательщиков, входящих в такой холдинг (группу компаний), предполагается сделать консолидированной. А распределяться платежи по налогу на прибыль такого консолидированного налогоплательщика между бюджетами субъектов РФ будут пропорционально доле компании - участницы консолидированной группы в общей стоимости основных фондов или фонда оплаты труда. Данное нововведение, по мнению Минфина, позволит пресечь практику формального перевода налоговой базы в низконалоговые юрисдикции или субъекты РФ с более льготным налогообложением.

Вместе с тем критерии определения компаний, входящих в такой неафишируемый холдинг, еще не выработаны. Но рассматривается вопрос о разрешении зачета прибылей и убытков между компаниями - членами группы.

 

АНТИОФШОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

 

Следующим направлением развития налоговой политики, по мнению Минфина, должна стать борьба с офшорной минимизацией налогов и укрывательством доходов за пределами России. Для регулирования налогообложения контролируемых иностранных компаний (в частности, в офшорах) предполагается в первую очередь законодательно закрепить понятие такой компании, основываясь на определении взаимозависимых лиц, а также стратегического участия в организации.

Также предполагается обязать российские компании указывать в отчетности все свои иностранные аффилированные компании. В частности, сведения о доле в контролируемой иностранной компании, полученном ею доходе и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этих компаний.

Предполагается изменить термин «российская организация» на определение «юридическое лицо - налоговый резидент Российской Федерации». По мнению авторов проекта, термин «российская организация» узок и не учитывает экономическую связь как между компанией и ее учредителями, так и между организацией и ее дочерними компаниями.

Финансисты предлагают определять резидентство юридических лиц на основе двух критериев: «места управления» и резидентства участников юридического лица, владеющих в нем контрольным пакетом. Например, зарегистрированная в офшорной зоне компания будет признана налоговым резидентом РФ на том основании, что она контролируется налоговыми резидентами России. Соответственно указанная организация в отношении полученных доходов должна будет доплатить в российский бюджет налог на прибыль по ставке, составляющей разницу между ставкой налога на прибыль в государстве, где она зарегистрирована, и российской ставкой.

Эти меры, по признанию самих же чиновников, нужны, чтобы предотвратить следующий способ снижения налогового бремени. Физические лица - налоговые резиденты РФ учреждают юридическое лицо в другом государстве, в котором введены более низкие налоговые ставки. Но при этом у учредителей нет намерения осуществлять реальную хозяйственную деятельность, компания используется лишь для «увода» денежных средств от российских налогов.

Одновременно соглашения об избежании двойного налогообложения предполагается применять лишь в отношении лиц, которые ведут реальную экономическую деятельность на территории стороны соглашения, а не используют учрежденную на ее территории компанию в целях минимизации налоговых обязательств.

Правда, непонятно, как чиновники собираются проверять полученную от налогоплательщиков информацию о принадлежащих им зарубежных компаниях и их доходности. Ведь, например, законодательство большинства офшорных юрисдикций не требует раскрытия бенефициара при учреждении компании.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Андрей БРУСНИЦЫН
, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
- Введение новых признаков резидентства для юридических лиц связано с решением задачи по сокращению использования российскими организациями офшоров в схемах уклонения от налогообложения.
Новые критерии резидентства позволят признавать центры прибыли за рубежом российскими резидентами и применять к ним общие правила налогообложения. Но только при условии внесения изменений в международные соглашения, в частности об избежании двойного налогообложения.
Следует сказать, что практика защиты от подобного использования офшоров уже достаточно распространена. Так, целый ряд стран (США, Великобритания, Германия) имеют специальные оговорки в соглашениях с Кипром, позволяющие применять внутригосударственные правила и более высокие ставки.

Сергей ТАРАКАНОВ, советник отдела методологии налогового контроля управления налогового контроля ФНС России:
- Уточнение российского налогового законодательства в области определения налогового резидентства, по мнению Минфина России, требуется в целях применения положений главы 25 НК РФ.
Замечу, что связь деятельности и местонахождения органов управления юридического лица с местом его регистрации требуется подтверждать в ряде зарубежных стран, если учредителем организации выступает корпоративное образование, зарегистрированное в государстве или на территории, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах). Если такую связь нельзя будет установить, в регистрации организации откажут.
В нашем случае все поставлено с ног на голову. Даже если предположить, что резидент офшорной зоны будет признан резидентом РФ, возникает вопрос о применении принудительных мер к такому лицу, тем более что о таких лицах по определению сведения не раскрывают и не предоставляют. У России с офшорами не заключены международные договоры о правовой помощи и об избежании двойного налогообложения. При этом необходимо отметить, что, например, у США в настоящее время заключены подобные договоры почти со всеми офшорами.
Поэтому, как представляется, результатом введения понятия налогового резидентства для юридических лиц в НК РФ может быть применение этого института на территории России. Например, когда отдельные юридические лица формально меняют свое местонахождение и «переселяются» на территории отдельных субъектов РФ, которые, таким образом, формируют свои бюджеты за счет других территорий России, где ведется реальная экономическая деятельность и расположены органы управления.
Однако включения соответствующего понятия в статью 11 НК РФ будет явно недостаточно. В связи с отсутствием механизма реализации норма не будет действовать должным образом. Для ее реализации необходимо уточнить как понятие резидентства (как минимум до субъекта РФ), так и право налогового органа взыскивать налоги, если обязанность плательщика по уплате налога основана на изменении налоговым органом резидентства юридического лица.

 

Как видите, в связи с подобными планами чиновников использование офшоров напрямую, от которого уже и так уходит практика, становится все более неоправданным. Один из выходов в этой ситуации - построение цепочки зарубежных компаний, в которую входят в том числе фирмы в более престижных юрисдикциях. Например, с помощью английского нерезидентного партнерства*.

 

* Подробнее об этом способе международного налогового планирования вы можете прочитать в статье «Английское партнерство для международного планирования» в «ПНП» № 1, 2007, стр. 56.

 

 

ПЛАТИТЬ НДС СТАНУТ ТОЛЬКО ИЗБРАННЫЕ

 

Ввести спецрегистрацию плательщиков НДС Минфин предлагает уже давно. И предложения рассматриваемого проекта не исключение. Такую регистрацию финансовое ведомство планирует реализовать с 2008 года.

Предполагается, что организации и индивидуальные предприниматели не будут по умолчанию признаваться плательщиками НДС. Напротив, будет создана отдельная система регистрации компаний в качестве плательщиков НДС, в рамках которой только избранным организациям будут присваиваться отдельные ИНН по НДС, указываемые в счете-фактуре. Причем реестр плательщиков НДС будет публичным - каждый желающий сможет получить к нему доступ через интернет.

Обязательную регистрацию в качестве плательщиков НДС предполагается ввести для всех компаний и предпринимателей, у которых выручка от реализации превышает некую законодательно установленную величину. При этом, надо заметить, в проекте наблюдается некоторая неуверенность в том, какой же должна быть эта пороговая величина: то ли 4 млн руб. в год, то ли 15 млн руб., то ли 20 млн руб.

При регистрации новой компании планируется установить срок, в течение которого она должна достигнуть установленного объема выручки, чтобы получить право на регистрацию в качестве плательщика НДС. Также Минфин рассматривает возможность введения и иных требований к избранным компаниям, например запрет на применение кассового метода для налога на прибыль.

В случае осуществления планов Минфина по реформированию НДС весь рынок будет поделен на две части: рынок плательщиков (крупные компании) и неплательщиков НДС (все остальные). Что, по сути, вынудит компании осуществлять хозяйственную деятельность исключительно внутри своей группы, работать с контрагентами из другой группы станет невыгодно. Понятно, что вряд ли такое разделение возможно на практике, а значит, компаниям придется смириться с финансовыми потерями.

Чтобы избежать проблем с подобным разделением, группам дружественных компаний уже сейчас следует задуматься над налоговым планированием в новых условиях - создать внутри своего холдинга хотя бы одну организацию, которая бы в перспективе смогла получить ИНН по НДС.

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Специалисты финансового ведомства также полагают, что нынешнее законодательство дает слишком большую свободу при выборе методов налогового учета объектов финансово-хозяйственной деятельности, и желают ее ограничить. В частности, претензии у чиновников Минфина имеются в отношении следующих методов.

Кассовый метод определения доходов и расходов при налогообложении прибыли организаций (п. 1 ст. 273 НК РФ).

Дело в том, что до сих пор не разработаны положения о переходе с метода начисления на кассовый и обратно. Таким образом, возможна ситуация двойного учета, когда налогоплательщик, находясь на кассовом методе, оплатит товар или услуги авансом и учтет данный платеж в расходах при исчислении налога на прибыль. А потом перейдет на метод начисления и учтет эти расходы при налогообложении прибыли еще раз.

Также возможен и другой способ минимизации налога на прибыль. Налогоплательщик, находящийся на кассовом методе, реализует товары или услуги налогоплательщику, находящемуся на методе начисления. Оплаты не происходит. При этом у первой организации для целей налогообложения прибыли нет выручки, а у второй есть расходы.

В связи с этим Минфин предлагает вообще отменить возможность использования кассового метода. Или хотя бы запретить применяющим данный метод регистрироваться в качестве плательщиков НДС.

Есть и вторая причина, по которой финансисты стремятся отменить кассовый метод. Как сообщили эксперту «ПНП» в департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, отменить кассовый метод планируется в целях упрощения контроля за плательщиками, чтобы все компании применяли единый метод учета. Например, относительно НДС эти планы уже реализованы с 2006 года.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Татьяна ОЛЬХОВАТСКАЯ
, директор ЗАО «ФИН-АУДИТ»:
- Отмена кассового метода не позволит сразу при исчислении налога на прибыль в расходы включить такие суммы, которые будут оплачены контрагенту намного позднее. Это в основном касается расходов на любые виды услуг (информационные, консультационные, аудиторские и т. п.), что позволяет «оттянуть» уплату налога при кассовом методе на обычной системе или при «упрощенке».

 

Порядок формирования стоимости приобретения активов, когда соответствующие налоговые и таможенные платежи можно не включать в первоначальную стоимость (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Такой возможности налогоплательщиков предполагается лишить.

На практике способ применяется при импорте основных средств. Стоимость налоговых и таможенных платежей включается сразу в затраты текущего периода, а не растягивается на несколько лет в виде амортизации.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Татьяна ОЛЬХОВАТСКАЯ
, директор ЗАО «ФИН-АУДИТ»:
- Запрет на включение в первоначальную стоимость ОС и НМА таможенных платежей повлечет за собой увеличение налоговой нагрузки по налогу на имущество (в случае приобретения ОС) и налогу на прибыль (расходы будут признаваться только по мере амортизации внеоборотного актива, а не единовременно, как предусмотрено сейчас).

 

Порядок формирования резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств в случае проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта (п. 2 ст. 324 НК РФ).

Минфин считает, что, поскольку указанный резерв может переноситься на другие налоговые периоды, а разграничить обычный и особо сложный ремонт затруднительно, налогоплательщики могут квалифицировать любой ремонт как особо сложный и отсрочить на несколько налоговых периодов уплату налога на прибыль.

Повышенные нормы амортизации для основных средств - предметов договоров финансового лизинга (п. 7 ст. 259 НК РФ).

Чиновников Минфина не устраивает ускоренная амортизация объектов лизинга, они видят в этом способ снижения налога на прибыль. Однако отмена (или снижение) повышенных норм амортизации при финансовом лизинге может сильно ударить по самому институту лизинга в России. Поэтому стоит ожидать активного сопротивления подобным изменениям, прежде всего со стороны лизингодателей.

Выбор метода учета. Также специалисты Минфина предлагают систематизировать требования к учетной политике организаций для целей налогообложения в едином документе и опубликовать методические рекомендации, разъясняющие возможности выбора метода (способа) налогового учета того или иного факта финансово-хозяйственной деятельности, а также порядок отражения сделанного выбора в учетной политике для целей налогообложения. В частности, обязать информировать налоговиков о выбранных методах учета в специальных полях налоговых деклараций. Или, если все альтернативные методы учета не перечислены в законодательстве, обязать представлять приказ об учетной политике и впоследствии прилагать этот документ к налоговой отчетности только если изменился метод учета.

Одновременно планируется ограничить право организации менять метод налогового учета по собственной инициативе с начала каждого налогового периода. Наиболее целесообразным чиновникам представляется механизм, применяющийся в США: когда налогоплательщик, уже менявший метод налогового учета какого-либо объекта за последние пять лет, должен будет обосновать необходимость нового изменения метода в отношении того же объекта и получить разрешение налогового органа.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Татьяна ОЛЬХОВАТСКАЯ
, директор ЗАО «ФИН-АУДИТ»:
- Есть еще способы оптимизации налогообложения, на пресечение которых направлены предполагаемые изменения.
Так, Минфин предлагает, чтобы оптовики (мелкие оптовики) включали в покупную стоимость товара все расходы, связанные с его приобретением (ст. 320 НК РФ). Причем не только исходя из основного договора поставки (купли-продажи), но и иные расходы (посреднические вознаграждения, расходы на полезную информацию, таможенные сборы и пр.), что не позволит их признать в качестве косвенных расходов, а только по мере реализации товара в качестве прямых расходов.
Также чиновники хотят запретить при реализации ценных бумаг применять метод их оценки по времени последних закупок при списании на себестоимость (метод ЛИФО - п. 9 ст. 280 НК РФ). А на сегодня это является очень существенным элементом налогового планирования при постоянно и резко возрастающем росте стоимости ценных бумаг.
Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы