Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как считают и планируют налоговую нагрузку в ОАО «АВТОВАЗ»

6 марта 2007   20527  

Чем крупнее компания, тем сложнее структуры, отвечающие за правильный расчет и уплату налогов, а также за налоговое планирование. Именно такая система существует в ОАО «АВТОВАЗ». О том, как рассчитываются и планируются налоги в компании, рассказывает главный бухгалтер - директор по налогам, учету и аудиту ОАО «АВТОВАЗ» Николай Хатунцов.

- ОАО «АВТОВАЗ» является одним из крупнейших российских производителей автомобилей. Очевидно, что при больших оборотах и налоги велики. Поэтому вопросы снижения налогового бремени наверняка весьма актуальны для компании. Как планируется налоговая нагрузка в ОАО «АВТОВАЗ»?

 

- При прогнозировании налогового бремени на будущий период мы применяем те показатели, которые непосредственно отражают развитие хозяйственной деятельности компании. Ведь налоговая нагрузка не является самостоятельной величиной. Ее размер напрямую зависит от результатов деятельности предприятия, динамики налоговых баз, изменения внешних факторов, влияющих на порядок исчисления и уплаты налогов. Мы используем два показателя в прогнозах: абсолютное налоговое бремя и относительная налоговая нагрузка.

- Что является показателем абсолютного налогового бремени?

- Это сумма всех налогов, начисленных и уплаченных в отчетном периоде. Такая информация концентрируется в прогнозе бюджета налогов, который является одним из операционных бюджетов общей системы бюджетирования. Его данные отражаются в сводном платежном бюджете и используются при подготовке прогнозного баланса.

- А как определяется показатель относительной налоговой нагрузки?

- Показателями относительной налоговой нагрузки являются коэффициенты отвлечения выручки, прибыли, фонда оплаты труда, заработной платы, коэффициенты повышения цены и расходов.

- Какие данные определяют коэффициенты, являющиеся показателями относительной налоговой нагрузки?

- Коэффициент отвлечения выручки показывает долю налогов в выручке. Коэффициент отвлечения прибыли показывает, насколько валовая прибыль уменьшена из-за налогов. Коэффициент отвлечения фонда оплаты труда показывает удельный вес налогов с фонда оплаты труда в общей сумме фонда оплаты труда. Коэффициент отвлечения заработной платы показывает удельный вес налога на доходы физических лиц в сумме выплат, начисленных в пользу работников. Коэффициент повышения цены показывает, насколько цена реализации изменена из-за начисляемых косвенных налогов. Коэффициент повышения расходов показывает удельный вес налогов, включаемых в себестоимость продукции в себестоимости. Способы расчета этих коэффициентов закреплены в Методике расчета финансовых показателей ОАО «АВТОВАЗ».

- Учитывая нестабильность хозяйственной ситуации, наверняка есть вероятность риска, который может изменить цифры, заложенные в бюджете. Как вы учитываете этот фактор?

- Безусловно, большое значение при планировании бюджета налогов и налоговой нагрузки имеет выявление и анализ налоговых рисков. Также мы отслеживаем изменения налогового законодательства, чтобы максимально полно использовать все возможные налоговые преференции. Поэтому при формировании бюджета налогов просчитываются возможные с юридической точки зрения налоговые риски и учитываются при расчете итоговых сумм налоговых платежей. Кроме того, выбранная нами модель налогового бюджета позволяет учесть влияние на объем платежей различных вариантов сделок, таких как безвозмездная передача имущества, передача имущества в уставный капитал других компаний, лизинговые операции и др.

- Значит, может существовать несколько вариантов прогноза бюджета налогов?

- Конечно. Более того, выработка нескольких вариантов прогноза бюджета налоговых платежей с учетом предложенных видов сделок позволяет получить многовариантный прогноз налоговых издержек. Цель такой многоплановой картины - избежать с экономической точки зрения излишней уплаты налогов и соблюсти баланс интересов.

- Каким образом определяется наиболее оптимальный вариант?

- Критерием выбора варианта налогообложения выступает прогнозируемая абсолютная экономия. А также анализ влияния планируемых налоговых издержек на показатели финансовой деятельности компании с учетом исполнения условий погашения реструктуризированной налоговой задолженности.

- Возникают ли конфликты с налоговыми органами по вопросам расчета налогов?

- Нет, никаких конфликтных ситуаций у нас до сих пор не возникало. Надеюсь, не возникнет и впредь.

- А устанавливаются ли для ОАО «АВТОВАЗ» какие-либо неофициальные нормативы налоговых отчислений как крупному налогоплательщику?

- Никаких неофициальных нормативов налоговых отчислений нам не устанавливают. Мы исполняем свои обязанности по исчислению и уплате налогов в рамках действующего законодательства.

- Использует ли ОАО «АВТОВАЗ» «серые» или просто сомнительные с точки зрения налоговиков схемы?

- Нет, конечно. Мы используем в налоговом планировании только предоставленные налоговым законодательством льготы, налоговые освобождения и другие законные способы оптимизации налоговых платежей.

- Один из способов снижения налогового бремени-получение инвестиционного налогового кредита. ОАО «АВТОВАЗ» воспользовалось этим методом. Сложно ли было получить такой кредит?

- Нет, несложно. Кредиты нам понадобились в связи с серьезными финансовыми трудностями (спровоцированными финансовой и экономической нестабильностью в стране), которые привели к образованию задолженности перед бюджетами. За период с 1999 по 2001 год ОАО «АВТОВАЗ» получило несколько инвестиционных налоговых кредитов из средств областного и городского бюджетов на основании статей 66, 67 НК РФ, а также законов Самарской области и решений Тольяттинской городской думы.

- Каковы были условия предоставления кредитов?

- Налоговые кредиты имели строго целевое назначение и предназначались на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и освоение выпуска новых моделей семейства ВАЗ. Налоговые кредиты предоставлялись сроком на пять лет с погашением начиная с пятого года предоставления с одновременной уплатой процентов, начисленных за весь период действия договоров.

- Уложились лы вы в сроки погашения?

- Да. Сейчас ОАО «АВТОВАЗ» исполнило свои обязательства по погашению кредитов в соответствии с заключенными договорами.

- Какова структура дирекции по учетам, налогам и аудиту ОАО «АВТОВАЗ»?

- В состав дирекции по налогам, учету и аудиту входят пять управлений: сводной и консолидированной отчетности, учета затрат на производство и инвестиции, учета расчетов, управление расчетов с бюджетами и внебюджетными фондами, методологии. Возглавляют эти управления мои заместители - их четыре.

- Видимо, непосредственно расчетом и планированием налогов занимается управление расчетов с бюджетами и внебюджетными фондами?

- Не только. Еще налоговые функции есть у управления методологии. В состав управления расчетов с бюджетами и внебюджетными фондами входит отдел налоговой отчетности. Основные его задачи - организация налогового учета ОАО «АВТОВАЗ», формирование базы по всем видам налогов и сборов, составление налоговых деклараций и представление их в налоговые органы. Функциональные обязанности в отделе распределены по бюро, которые образованы по видам налогов: бюро косвенных налогов, по налогу на прибыль, региональных налогов, внебюджетных фондов.

- Чем занимается управление методологии?

- Управление методологии, которое разрабатывает методологию бухгалтерского учета и налогообложения, занимается разработкой и внедрением методических документов формирования порядка налогообложения по всем видам налогов. Эта структура осуществляет постановку налогового учета в целом для всего ОАО «АВТОВАЗ», в структуру которого входит порядка 40 подразделений различных отраслей и видов деятельности. Это же управление разработало схему разных уровней регистров налогового учета, формируемых на основе первичных данных бухгалтерского учета. Данная схема позволила автоматизировать процесс формирования регистров налогового учета и выпуск декларации по налогу на прибыль. Методические документы, разработанные отделом, регламентируют работу и понимание процессов налогообложения для специалистов служб бухгалтерского учета всех подразделений завода. Более того, поскольку законодательство постоянно меняется, специалисты отдела оперативно прорабатывают все изменения в сложный механизм компании.

- В процессе налогового планирования задействовано несколько подразделений. Практикуются ли в связи с этим совещания между отделами для координации работы?

- Конечно, мы регулярно проводим встречи со специалистами служб бухгалтерского учета подразделений компании для обсуждения важных изменений в системе организации налогообложения, обмена мнениями по актуальным вопросам.

- А каковы функции других управлений в составе дирекции?

- Задачей управления сводной и консолидированной отчетности является своевременное и достоверное формирование бухгалтерской отчетности по российским стандартам, консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам, подготовка аналитических материалов по результатам финансово-хозяйственной деятельности компании по данным бухгалтерской отчетности. Эта отчетность и аналитические материалы используются при планировании и принятии решений, на брифингах и встречах с журналистами, внешними пользователями - акционерами, банками, органами статистики и Федеральной налоговой службой. В управлении учета затрат на производство и инвестиции сконцентрированы все основные направления бухгалтерского учета: затраты на производство, расчеты с персоналом, расходы по вводу в эксплуатацию основных средств, а также отчетность по результатам строительной деятельности. Кроме того, задачами управления являются ведение бухгалтерского, налогового, складского учета автомобилей и запасных частей, взаимодействие со сторонними организациями и со структурными подразделениями ОАО «АВТОВАЗ». Задачами управления учета расчетов являются учет расчетов с поставщиками и покупателями на внешнем и внутреннем рынках, учет движения денежных средств на расчетных, текущих, ссудных и аккредитивных счетах, операции в иностранной валюте, регулирование которых подчиняется не только хозяйственному и финансовому законодательству, но и валютному, таможенному.

- Не секрет, что часть проблем в налоговой сфере порождена в том числе несовершенством действующего законодательства. Участвует ли ОАО «АВТОВАЗ» в законотворческой деятельности?

- Да, специалисты дирекции по учету, налогам и аудиту систематически разрабатывают предложения по внесению изменений в налоговое законодательство. С этими предложениями знакомы законодательные и многие общественные органы: НП «Объединение автопроизводителей России», Торгово-промышленная палата, Минфин, Минэкономразвития, Минпромэнерго, комитет Госдумы по бюджету и налогам.

- На что направлены в первую очередь ваши предложения?

- Не на предоставление каких-либо льгот ОАО «АВТОВАЗ». А на создание условий стимулирования развития отечественного автомобилестроения именно через налоги. И на совершенствование налогового законодательства.

- Какие меры налогового стимулирования предлагает компания?

- Требуется снизить базовую ставку НДС до 13 процентов. Это позволит увеличить инвестиции в основной капитал. Также этой цели послужит вычет (для налога на прибыль) на НИОКР в размере 2 процентов доходов в форме отчислений на формирование резерва для финансирования НИОКР. И снижение порога регрессии налоговой базы по ЕСН на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года с 280 тыс. до 100 тыс. руб.

- Есть ли предложения, не направленные на увеличение инвестиций?

- Да. Еще в части НДС и налога на прибыль мы предлагаем следующее. По НДС - принимать к вычету суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении НИОКР, вне зависимости от того, принимаются эти расходы или нет к вычету при исчислении налога на прибыль. А в части налога на прибыль рассмотреть возможность снижения ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ для производителей отечественных автомобилей при условии направления высвободившихся от предоставленной льготы средств на развитие материально-технической базы отечественного автомобилестроения, создание новых моделей автомобилей. Также нужен инвестиционный вычет по налогу на прибыль в размере 50 процентов прибыли. Восстановление инвестиционной льготы позволит повысить заинтересованность в развитии и модернизации производства, создать дополнительный источник пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, мы предлагаем освободить оборудование в части основных средств и имущество, приобретенное для осуществления работ по НИОКР, от налога на имущество в первый год эксплуатации. Это позволит частично компенсировать расходы на приобретение основных средств, тем самым увеличить собственные оборотные средства и усилить заинтересованность в развитии производства. Есть потребность в освобождении от ЕСН всей суммы выплат и вознаграждений в пользу работающих инвалидов, а не только 100 тыс. руб. И в отношении земельного налога мы предлагаем снизить кадастровую стоимость земельных участков, которые заняты объектами здравоохранения и образования. Кроме того, мы предлагаем рассмотреть вопрос о возможности отражения сумм налогов, подлежащих доначислению (уменьшению), относящихся к прошлым налоговым периодам, в декларации текущего отчетного (налогового) периода с выделением их отдельной строкой.

- Что даст на практике изменение даты исправления налоговых ошибок прошлых периодов?

- Такой подход позволит значительно сократить документооборот, увеличить скорость обработки данных, поступающих в налоговые органы, в том числе и для начисления пеней. Я думаю, что экономический эффект от перерасчета налоговых обязательств в периоде совершения ошибки весьма незначителен, поскольку представление отчетности как к уплате, так и к возврату из бюджетов обязывает налоговые органы произвести перерасчет пеней в сторону увеличения или уменьшения.

 

детально БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА: НИКОЛАЙ ХАТУНЦОВ



Николай Хатунцов работает на ОАО «АВТОВАЗ» 15 лет - с 1971 года. Должность главного бухгалтера - директора по учету, налогам и аудиту занимает с 1995 года. До этого (с 1971 по 1995 год) занимал в «АВТОВАЗе» посты (в порядке убывания) начальника планово-экономического управления, заместителя начальника планово-экономического отдела, старшего экономиста, начальника отдела технико-экономического планирования, экономиста отдела технико-экономического планирования. Награжден медалью «Заслуженный экономист РФ».

 

 

ОАО «АВТОВАЗ»

- крупнейшее предприятие автомобилестроения в России. Сертифицировано в соответствии с международными стандартами качества ИСО-9001:2000 и экологического менеджмента по стандарту ИСО 14001-2004. За период 1970-2006 гг. предприятие выпустило более 25 млн автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700000 автомобилей в год. Автомобили LADA экспортируются в 29 стран дальнего зарубежья и 11 стран СНГ. ОАО «АВТОВАЗ» является градообразующим предприятием для почти миллионного города Тольятти. В состав компании входят подразделения, обеспечивающие питание, транспортные услуги, медицинское обслуживание, базы отдыха. Заводы по производству автомобилей LADA на основе автокомпонентов, поставляемых ОАО «АВТОВАЗ», расположены не только в России, но и в Казахстане, Украине и Египте.
Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы