Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Проверки НДС в 2007 году: акцент на экономическом анализе

1 февраля 2007   6699  

Как инспектор определит кандидатов на проверку по НДС
Какие показатели деятельности проанализируют налоговики
Как выявляют «белые», «серые» и «черные» фирмы

В этом году налоговики всерьез намерены активизировать работу по контролю НДС, чтобы «мотивировать плательщиков к принятию добровольного решения о сокращении объемов оптимизации и минимизации налогов. А также создать максимально дискомфортные условия для представителей теневого сектора».

По мнению ФНС, озвученному на закрытом семинаре-совещании налоговой службы по НДС, с прошлого года, когда НДС стали исчислять по отгрузке, недобросовестным налогоплательщикам стало жить легче. Это удешевило схемы незаконной минимизации НДС и незаконного возмещения налога из бюджета. «Сегодня достаточно самому себе "нарисовать" счет-фактуру, и уже не надо привлекать кредиты, проводить взаиморасчеты, чтобы получить живые деньги из бюджета», - утверждают налоговики. Более того, суммы вычетов по НДС растут быстрее, чем начисленный налог.

Выход из такой ситуации, по мнению налоговиков, - усиление «аналитической составляющей» в работе инспекторов. В связи с этим представители ФНС разработали новую методику анализа информации о плательщике (с привлечением контрольно-аналитических отделов), с помощью которой налоговики будут отбирать кандидатов на углубленную камеральную или выездную проверку. Эта методика была озвучена на совещании-семинаре (стенограмма всех докладов есть в редакции «ПНП»).

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
представитель областного управления ФНС России в Приволжском федеральном округе:

- В начале 90-х годов экономический анализ деятельности плательщиков проводился в обязательном порядке. Однако тогда квалификация инспекторов была выше, а сейчас хорошие специалисты перетекли в стан налогоплательщиков.

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Нелля Ерохина
, финансовый директор группы компаний «Семейный доктор»:
- На практике существенно изменить ситуацию со сбором налогов не удастся. Проблема не в том, что на местах налоговики не знают, как выбрать из общей массы налогоплательщиков именно уклонистов или фирмы-«однодневки». Проблема в низком уровне их зарплаты. Другой немаловажный момент - количество налоговиков на местах. Для реального воплощения вышеназванных рекомендаций необходимо увеличить в разы персонал инспекций и серьезно повышать его образовательный уровень.

 

Какие компании и почему в первую очередь окажутся в группе риска?

 

 

ЭТАПЫ ОТБОРА НА ПРОВЕРКУ

С этого года изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.07.06 № 137-ФЗ, существенно ограничили права налоговиков по истребованию дополнительных документов при камеральных проверках (исключение - когда плательщик заявил НДС к возмещению из бюджета). То есть ситуация, когда инспекторы могли требовать все документы компании при камеральной проверке, в этом году исключена. Также жестко регламентирована процедура выездной проверки, в частности ограничены сроки ее проведения и периодичность.

 

 

 

Поэтому в этом году налоговики уделят существенное внимание предпроверочному сбору информации - как приоритетной составляющей налогового контроля. Это сбор информации у третьих лиц (выписки из банков, установление признаков взаимозависимости).

В первую очередь сведения будут собирать относительно плательщиков:

  • со значительными показателями выручки;
  • уровнем рентабельности менее 1,5 процента;
  • низкой налоговой нагрузкой и удельным весом вычетов по НДС (несколько налоговых периодов подряд) более 90 процентов.

 

Также уже определены группы плательщиков, в отношении которых камеральные проверки будут проводить в первую очередь.

В группу риска попали:

  • вновь зарегистрированные плательщики;
  • предъявившие суммы к возмещению впервые;
  • запросившие возмещение НДС на расчетный счет.

 

Более того, при возмещении сумм НДС по внутреннему рынку планируется проводить проверку не менее тщательно, чем при возмещении экспортного НДС.

Выездные проверки будут планировать только в отношении тех компаний, которые:

  • ведут реальную деятельность;
  • обладают активами;
  • получают доход за реальную реализацию товаров (работ, услуг).

 

Причем как раз перед назначением выездной проверки налоговики и будут проводить качественный анализ финансово-экономического состояния компании, предварительно истребованной информации у третьих лиц, выявлять всю структуру зависимых компаний, через которые проводятся товарные и/или денежные потоки проверяемого лица.

Между тем есть еще одна группа компаний, по которой налоговики предлагают вообще не проводить проверок, а ограничиться только вводом информации и текущим анализом. Это компании:

  • малые, перешедшие на спецрежимы;
  • с показателями суммы вычетов менее 1 млн руб. за налоговый период;
  • со стабильными показателями удельного веса вычетов менее 90 процентов;
  • с высокими показателями налоговой нагрузки.

 

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Налоговики констатируют, что любая компания может, искусственно завышая затраты, минимизировать и НДС, и налог на прибыль, и ЕСН. При этом, как правило, прочие затраты значительно больше материальных, а рентабельность продаж непрактично низкая либо отсутствует вовсе.

Чтобы выявить «уклонистов», налоговики разработали (и озвучили на семинаре) несколько новых приемов экономического анализа, которые контрольно-аналитические отделы региональных инспекций уже должны начать применять. Причем чиновники из ФНС рекомендовали аналитикам не загонять себя в рамки методического и инструктивного материала, а заниматься творческой работой, изобретая свои собственные способы анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В частности, налоговым аналитикам рекомендовали провести так называемый предпроверочный анализ по данным Отчета о прибылях и убытках (форма № 2) и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

В качестве примера налоговики привели компанию, в структуре расходов которой по данным бухгалтерской отчетности произошли изменения, обусловленные значительным приростом коммерческих (212,4%) и управленческих (133,4%) расходов. При этом выручка от продаж за тот же период выросла лишь на 54,6 процента. Методологи ФНС обратили внимание региональных налоговиков, что экономически оправдан рост коммерческих и управленческих расходов, только если его темп примерно соответствует темпу роста выручки от реализации. Иная же ситуация может свидетельствовать о применении налогоплательщиком «схем» уклонения от уплаты налогов, а значит, его деятельность необходимо подвергнуть более тщательному контролю на выездной проверке.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
представитель областного управления ФНС России в Приволжском федеральном округе:

- В данном примере ФНС посчитала допустимым темп роста коммерческих и управленческих расходов на уровне темпов роста выручки от продаж (54,6%). Но не факт, что, проводя подобный анализ, инспектор на месте не определит этот процент другой цифрой, еще меньшей. Тем более что ФНС призывает проявлять больше творчества в этом процессе. Все зависит от ситуации, отклонений других показателей, которые должны анализироваться в совокупности.

 

Следующая методика анализа, которую должны применять контрольно-аналитические отделы инспекций, заключается в сравнении удельного веса налоговых вычетов по НДС из декларации налогоплательщика со средними «нормальными» показателями по России. Для этого методологи ФНС разработали таблицу соотношений, рассчитанную по данным Росстата.

Согласно данным Росстата, средняя рентабельность продаж в 2005 году составляла 15 процентов, удельный вес затрат на оплату труда в общем объеме затрат по обычным видам деятельности - также 15 процентов, удельный вес отчислений на социальные нужды - 4,2 процента. Исходя из этих данных, специалисты ФНС расчетным путем получили показатели себестоимости, затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды. Далее они рассчитали нормативный удельный вес вычетов по НДС, НДС к уплате, налог на прибыль и уровень налоговой нагрузки для каждого показателя рентабельности, получив, таким образом, некий справочник.

Применять в работе этот справочник предполагается следующим образом. При анализе бухгалтерской и налоговой отчетности конкретного налогоплательщика его данные по рентабельности, зарплате и т. д. сводятся в аналогичную таблицу (см. таблицу «Удельный вес вычетов реальных компаний») и сравниваются с «нормативными» значениями. При значительном отклонении показателей удельного веса вычетов и общей налоговой нагрузки компания будет включена в план выездных налоговых проверок.

 

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Сергей Сазонов
, начальник финансового отдела ОАО «Нижегородоблгаз»:
- Сама по себе идея анализа деятельности налогоплательщиков на основании статистики правильна. И выглядит данная методика логично. Но она откровенно недоработана. Усредненная доля НДС-содержащих затрат в выручке и статистическая доля прибыли совершенно не учитывают специфики деятельности фирмы. Есть отрасли материало- и энергоемкие. Скажем, химическая промышленность, где на материалы и электроэнергию (то есть НДС-содержащие расходы) приходится львиная доля издержек, а на все прочие, включая хозяйственные коммерческие и управленческие, - незначительная сумма. И, наоборот, легкая промышленность, где высока доля зарплаты. Что касается арендного бизнеса, то там издержки вообще могут составлять 20 процентов от выручки. А могут и 100 процентов и более, если предприятие активно ведет строительство или капитальный ремонт своих основных средств. Получается так: занялся стройкой - готовься к проверке.

Максим Домуховский, главный бухгалтер нескольких организаций (г. Смоленск):
- Нельзя смешивать в одну кучу разные виды деятельности и устанавливать им общий норматив. Например, доля вычетов по услугам, как правило, очень низка, чего не скажешь про торговлю. По моим наблюдениям, крупные оптовики Смоленска делают наценку порядка 5-7 процентов. Если добавить сюда текущие затраты, то путь в черные списки просто обеспечен. Я уже не говорю о том, что НДС и прибыль к уплате в бюджет считаются по-разному. Они связаны между собой очень условно. Если часть товара оседает на складе или имеются экспортные операции - НДС и прибыль не совпадут никогда.

 

 

 

НЕФОРМАЛЬНЫЙ СТАТУС НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

 

 

Как мы уже сказали выше, ФНС решила, что с этого года проводить выездные проверки необходимо только у тех плательщиков, которые ведут реальную деятельность, обладают активами, получают реальный доход от реализации.

Чтобы определить такие компании, в ходе аналитической работы налогоплательщиков разделят на три группы по их неформальному статусу:

  • «белая» фирма - добросовестный налогоплательщик либо получатель налоговой выгоды по схеме;
  • «серая» фирма - промежуточная фирма-посредник, гарантирующая безопасность «белой»;
  • «черная» фирма - «однодневка», которая является источником получения налоговой выгоды.

 

Федеральные налоговики считают, что звеном наибольшего риска для плательщиков, применяющих схемы уклонения и минимизации, являются внешне благополучные «серые» фирмы. Налоговики отмечают, что эти фирмы реже рассматриваются при планировании налоговых проверок, а также не привлекают внимания при камеральном контроле, поскольку не возмещают НДС из бюджета. Именно на них и следует сосредоточиться при выявлении «схем» - определять их контрагентов - получателей налоговой выгоды, ведущих реальную деятельность.

Для разделения на группы методологи ФНС предлагают применить следующий алгоритм: Шаг 1. Провести выборку налогоплательщиков, которые формируют 60 процентов поступлений по НДС в данной инспекции. При этом сразу необходимо исключить из этой выборки добросовестных налогоплательщиков с показателями адекватной (по данным Росстата) налоговой нагрузки и устойчивыми показателями рентабельности - это низкоприоритетная контрольная группа.
Шаг 2. Провести выборку налогоплательщиков, которые формируют 60 процентов вычетов в данной инспекции. В данную выборку могут попасть и «белые» фирмы, и «серые», налоговые поступления от которых несущественны, но показаны значительные объемы выручки.

 

Именно эта группа (компании, попавшие и в первую, и во вторую выборки) должна попасть на контроль в первую очередь. По ним проанализируют долю применяемых вычетов в сумме начисленного НДС, отраслевую принадлежность и динамику показателей финансово-хозяйственной деятельности. А также установят источники оборотных средств, проанализируют условия получения займов.

Если у этой категории плательщиков доля вычетов больше 90 процентов, их отнесут к «группе потенциального риска». Также к этой группе ФНС рекомендует аналитикам отнести налогоплательщиков, пусть и не вошедших в две указанные выше выборки, но у которых доля налоговых вычетов в сумме налога превышает 100 процентов.

По этой группе налоговые аналитики проведут дополнительный анализ:

  • количества подаваемых уточненных деклараций (при отсутствии уточненных деклараций и значительных объемах вычетов велика вероятность, что это «серая», техническая фирма);
  • имеющихся в инспекции данных о заявителе, руководителе, адресе и банковских счетах (в случае массовых заявителей и адресов, а также отсутствия информации о счетах или при наличии счетов в проблемных банках велика вероятность участия плательщика в схемах как «серой прокладки»).

 

 

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Сергей Сазонов,
начальник финансового отдела ОАО «Нижегородоблгаз»:
- Средних размеров компания оптовой торговли по обороту может превосходить иной крупный завод, но ее рентабельность редко бывает выше 2-5 процентов. В результате все оптовики подходят сразу под категорию «группы риска». Получается, что нет критерия, отличающего «транзитную серую» компанию от нормального оптовика. Разве что их можно различить по такому признаку, как регулярная подача уточненных деклараций по НДС. Что же, наверное, придется заставить бухгалтера сдавать уточненные декларации. И всем поставщикам под страхом прекращения отношений запретить использовать банк, где у нашей компании открыт счет. Повышенное внимание к «транзитным» компаниям - уже не новость. Коллеги по бизнесу, занимающиеся оптовой торговлей, практически одновременно (при этом независимо друг от друга) отметили внезапное повышение внимания к ним уже в октябре- ноябре 2006 года. У многих прошли камеральные проверки, были запрошены документы практически по всей деятельности за год. Теперь становится понятна причина такого внимания. Похоже, рекомендации уже начали работать.

Илья Антоненко, финансовый директор группы лизинговых компаний «Северная Венеция» (г. Санкт-Петербург):
- На мой взгляд, стремление налоговиков к повышению качества контрольных мероприятий можно только приветствовать. Снижение количества проверок за счет сужения круга проверяемых фирм может облегчить жизнь бухгалтеров, прежде всего предприятий малого бизнеса, которые не генерируют значительных налоговых поступлений, но на проверку которых тратится много ресурсов со стороны ФНС. Что касается нас как лизинговой компании, то в связи со значительной долей вычета НДС в сумме НДС к уплате пристальное внимание к нам со стороны фискалов не будет ослаблено ни при каких обстоятельствах.

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ХОДЕ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

 

 

Что и как инспекторы должны анализировать в ходе камеральной проверки декларации по НДС, ФНС рассказала в документе «для служебного пользования» - методических рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок по НДС (этот документ есть в редакции «ПНП»).

В этом документе также рекомендовано начинать анализ с подбора кандидатов на углубленную камеральную проверку. Несмотря на то что с этого года благодаря изменениям в часть первую Налогового кодекса истребовать дополнительные документы в ходе камеральной проверки стало сложнее, при проверке по НДС (когда заявлены вычеты) налоговики вправе потребовать документы, подтверждающие правомерность применения вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ).

Помимо уже выдвинутых выше признаков кандидатов на проверку методички предлагают и дополнительные основания. Поэтому в ту «группу риска» попадают компании, которые:

  • проводят хозяйственные отношения с компаниями, ранее участвовавшими в схемах необоснованного возмещения НДС; • -осуществляют операции, не подлежащие налогообложению;
  • заявили в декларации резкое увеличение сумм налога к вычету по сравнению с предыдущими налоговыми периодами;
  • рассчитываются с поставщиками без использования денежных средств;
  • подозреваются в использовании схем, направленных на необоснованное возмещение сумм НДС.

 

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
представитель областного управления ФНС России в Приволжском федеральном округе:

- Большинство деклараций, где есть НДС к уплате (пусть даже в небольшой сумме), на практике проверяются специализированной программой на наличие арифметических ошибок, при отсутствии которых на декларации ставится метка «камерально проверено». Под пристальное внимание попадут лишь декларации с вычетами более миллиона, хотя и это происходит не всегда. Удельный вес вычетов также имеет значение - в настоящее время «маячок» по этому показателю составляет 90 процентов или даже больше, с учетом особенностей региона.

 

 

 

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ «СХЕМУ»

 

 

Как налоговики определят, что налогоплательщик использует «схему», а не ведет обычную хозяйственную деятельность?

По следующим критериям:

  • вычет (возмещение) НДС подтверждается фиктивными документами, выставленными несуществующими налогоплательщиками;
  • вычет (возмещение) НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным у зарегистрированных, но не представляющих налоговую отчетность поставщиков (фирмы-«однодневки»);
  • предъявление к вычету (возмещению) значительных сумм налога по работам и услугам, не имеющим материального выражения (например, консультационных услуг);
  • предъявление к вычету сумм налога по товарам и услугам, приобретенным по завышенным ценам, нередко превышающим рыночные в несколько раз. Тогда как операции по реализации указанных товаров производятся по ценам ниже рыночных (убыток) либо реализация отсутствует;
  • проведение взаимозачетов между покупателями и поставщиками;
  • накопление больших запасов товаров на складе;
  • поставщиками товаров (работ, услуг) являются компании, осуществляющие хозяйственную деятельность в регионах с льготным налоговым и таможенным режимом, в частности в особых (свободных) экономических зонах;
  • у поставщика и покупателя расчетный счет в одном кредитном учреждении;
  • расчетный счет открыт в «проблемном» банке;
  • расчеты проводятся в течение одного операционного дня;
  • расчеты за приобретенные товары (работы, услуги) производятся простыми векселями без гашения их векселедателем;
  • исчисление НДС производится расчетным путем без счета-фактуры;
  • проводятся нетипичные для данного налогоплательщика сделки, в том числе осуществленные с хозяйствующими субъектами, зарегистрированными в отдаленных регионах.

 

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕКЛАРАЦИИ СВЕРЯТ С ПРОЧИМИ ДОКУМЕНТАМИ

 

 

Если в ходе двух первых этапов камеральной проверки ничего подозрительного инспекторы не обнаружили, они приступят к следующему этапу анализа - проверке контрольных соотношений различных показателей. К примеру, инспектор должен сравнить удельный вес вычетов по НДС с начисленным налогом в динамике за несколько периодов. Если удельный вес вычетов растет, плательщик будет вызван для дачи объяснений. Причем вызывать его могут на специальную комиссию по борьбе с необоснованным возмещением налога, которые уже действуют или готовятся к работе практически во всех регионах.

Кроме того, налоговики обязательно проверят контрольные соотношения выручки, себестоимости и т. п. по различным документам, предоставленным компанией в инспекцию. Это могут быть декларации по прочим налогам, бухгалтерская или статистическая отчетность, таможенная документация. При любом несовпадении показателей (как стоимостных, так и натуральных) у плательщика потребуют объяснений.

Наряду с использованием контрольных соотношений налоговикам предписывается провести анализ декларации по НДС на основе данных, полученных из внешних источников. Для этого налоговики должны запросить от специализированных организаций данные о физических величинах объема потребленных для производства продукции (работ, услуг) ресурсов (электро-, теплоэнергии, воды, газа) для проведения анализа соответствия уровня доходов от производства продукции (работ, услуг) уровню произведенных расходов в физических величинах. Если при неизменном уровне объема реализации налоговики зафиксируют рост себестоимости единицы товара (за счет подобных затрат), налогоплательщику также придется объяснять этот факт.

детально КАКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИВЛЕЧЕТ ВНИМАНИЕ НАЛОГОВИКОВ

На семинаре-совещании налоговики отметили, что наибольший темп роста отмечается по вычетам НДС по капитальному строительству. А наибольший удельный вес вычетов по НДС - у предприятий оптовой и розничной торговли. Их доля в общей сумме вычетов - 35 процентов. Удельный вес вычетов в начислении достигает 95-100 процентов, а иногда и больше. Таким образом, можно ожидать, что на компании с такими видами деятельности налоговики будут обращать особое внимание.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы