Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Налоговая экономия при переводе крупной компании на ЕНВД: личный опыт

28 ноября 2006   5198  

Эксперт "ПНП" Евгений Тимин несколько лет проработал налоговым консультантом в крупном холдинге. Один из реализованных им проектов - оптимизация налоговых выплат крупной автотранспортной компании путем ее разукрупнения и перевода на ЕНВД. Евгений Тимин рассказывает, с чем ему пришлось столкнуться.

B 2002 году наш холдинг приобрел новую бизнес-единицу: крупную автотранспортную компанию, оказывавшую услуги по вывозу твердых бытовых отходов населению (через ДЕЗ), юридическим лицам и предпринимателям (по прямым договорам). На балансе этой организации числилось 120 автомобилей-мусоровозов, а количество работников превышало 300 человек. Естественно, организация применяла общую систему налогообложения.

Бизнес по вывозу мусора - весьма рентабельное дело, поэтому применение общей системы налогообложения выливалось в значительные платежи по налогу на прибыль, НДС и ЕСН. Перед финансовыми и налоговыми специалистами управляющей компании холдинга была поставлена задача разработать и внедрить такую схему работы автотранспортного предприятия, которая бы позволила значительно снизить налоговую нагрузку и повысить эффективность бизнеса.

 

Почему именно ЕНВД

 

Так как организация, осуществляющая вывоз бытовых отходов, - социально значимое предприятие, постоянно подвергающееся проверкам со стороны самых разных государственных структур, серые схемы оптимизации сразу же были отвергнуты как несущие слишком большие риски. Было принято решение оптимизировать налоговые платежи лишь абсолютно легальными способами.

У нас сразу же возникла идея перевести предприятие на ЕНВД. Дело в том, что автотранспортная деятельность с момента введения в 1998 году ЕНВД подпадает под действие этого налога. Однако с ограничениями. Сначала это было количество работников (до 100 человек), а с 2003 года - количество транспортных средств, задействованных в оказании услуг (до 20 автомобилей). Конечно же, в плане налоговой нагрузки ЕНВД выгоднее автотранспортным компаниям, чем общий или даже упрощенный режим налогообложения. Поэтому даже крупные компании всеми силами стремятся попасть в число плательщиков ЕНВД. Наши расчеты показали, что при применении этого спецрежима налоговая нагрузка должна снизиться почти в 10(!) раз (см. таблицу).

Для проведения оптимизации необходимо было создать несколько новых компаний - плательщиков ЕНВД, которые бы и осуществляли всю деятельность по вывозу бытовых отходов. А уже существующее предприятие (которое оставалось бы на общей системе налогообложения) выполняло бы лишь функции управления, ведения бухучета, поиска клиентов и т. п.

 

Как мы это сделали

 

Напомню, что тогда еще действовал Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", по которому для перехода на ЕНВД на автотранспортном предприятии должно было работать не более 100 человек. Кроме того, Закон № 148-ФЗ не закреплял обязанность компании становиться на налоговый учет именно по месту осуществления деятельности, а не по юридическому адресу. Это позволяло открывать фирмы в наиболее благоприятных для этого районах области (в некоторых районах базовая ставка доходности отличалась от ставки областного центра, где и осуществлялся по факту вывоз мусора, почти в два раза).

Однако мы знали, что с введением с 2003 года главы 26.3 Налогового кодекса критерии отнесения к плательщикам ЕНВД для автотранспортников будут изменены и станут более жесткими - 20 автомобилей. Также в пункте 2 статьи 346.28 НК РФ была прямо оговорена обязанность налогоплательщика встать на учет по месту осуществления деятельности, подпадающей под ЕНВД.

Выходило, что на ЕНВД мы будем переходить уже в 2003 году. И нам потребуется не менее шести новых юридических лиц, формально никак не связанных с холдингом. Причем зарегистрированных именно в областном центре, где базовая ставка доходности самая высокая. Можно было, конечно, надеяться на то, что проверить, где именно оказываются услуги, налоговики не смогут или не захотят. Однако это было связано с излишним риском, на который не было смысла идти. Кроме того, в договорах с клиентами обычно четко определен адрес установки мусорного контейнера, что при проверке однозначно укажет на место осуществления деятельности.

Таким образом, с интервалами примерно в месяц (чтобы не привлекать излишнего внимания налоговых органов к массовой регистрации новых малых автотранспортных предприятий и массовому переводу людей и техники из крупной организации) в шести различных районах областного центра были зарегистрированы шесть новых юридических лиц. И также постепенно им передавалась деятельность по вывозу бытовых отходов.

Поскольку реформирование компании было поэтапным, процесс был завершен только через шесть-семь месяцев после регистрации первой новой фирмы. Конечно же, при такой масштабной реструктуризации мы столкнулись с массой трудностей, которые приходилось решать как на этапе планирования, так и на этапе реализации.

 

Организационные проблемы

 

Большие споры среди финансистов холдинга вызвал способ передачи мусоровозной техники в новые организации. Рассматривались три варианта: вклад в уставный капитал, продажа и аренда.

От первого варианта мы отказались, поскольку было нежелательно, чтобы налоговики сочли новые малые предприятия дочерними или взаимозависимыми по отношению к крупной автотранспортной компании. Это могло бы повлечь обвинения в недобросовестности и уклонении от уплаты налогов. Второй же вариант имел серьезные налоговые последствия в виде уплаты НДС в бюджет со стоимости реализованного имущества. Причем зачесть этот НДС было бы невозможно, так как "вмененщик" не является плательщиком НДС.

Предпочтительным вариантом был признан третий. Аренда транспортных средств позволяет передать технику вновь образованным компаниям без дополнительных налоговых обязательств. Более того, переданная в аренду техника не облагается налогом на имущество ни у арендодателя, ни у арендатора - плательщика ЕНВД. Также аренда позволяет оперативно управлять количеством работающих транспортных средств, а значит, и суммой "вмененного" налога (который, напомню, зависит от количества автомашин). То есть если объем вывоза мусора растет в одном районе города, есть возможность быстро перебросить часть техники туда, передав ее в аренду. С другой же стороны, арендные платежи являются доходом арендодателя и облагаются налогом на прибыль. Поэтому стоимость аренды каждого автомобиля пришлось установить минимальной (в пределах разумного).

Как и ожидалось, сложности вызвал перевод сотрудников. Было решено перевести в организации на ЕНВД максимальное количество работников, оставив в "материнской" компании только управленцев. Это позволило бы значительно снизить платежи по ЕСН. Однако многие люди отрицательно отнеслись к предложению уволиться по собственному желанию из крупной автотранспортной компании и устроиться на работу в мелкую. Перемещение же работников из одной организации в другую переводом могло вызвать подозрения во взаимозависимости.

Выход был найден в небольшом повышении заработной платы работников на их новом месте работы (экономия по ЕСН все равно перекрывала это повышение). То есть мы дали работникам экономический стимул для увольнения из старой компании и оформления в новые. По сути же для работников ничего не изменилось - они приходили на работу в то же здание, выполняли те же самые обязанности, что и раньше, только числились в другой организации.

Также еще на этапе планирования необходимо было определить способ, которым прибыль малых автотранспортных фирм могла бы быть перемещена в управляющую компанию холдинга. Дело в том, что традиционная для холдинговых структур схема перераспределения денежных средств через договоры купли-продажи векселей в данном случае была неудобной, ведь реализация ценных бумаг - деятельность, не облагаемая ЕНВД, значит, возникает необходимость вести раздельный учет и подавать налоговые декларации.

Поэтому было решено, что перемещение денежных средств в управляющую компанию будет осуществляться по договору займа (с минимальным процентом), а также с помощью трансфертного ценообразования (поставки горюче-смазочных материалов по ценам выше обычных). Благо, состав расходов организаций - плательщиков ЕНВД и цены приобретаемых ими материалов контролировать налоговикам смысла нет - от этого не зависит сумма налога к уплате в бюджет.

 

Оперативные трудности

 

Уже на этапе реализации стали возникать проблемы, которые сложно было предвидеть на стадии планирования. Например, при постановке первой из шести новых компаний на учет в качестве плательщика ЕНВД налоговики выразили сомнение в том, что деятельность по вывозу твердых бытовых отходов можно отнести к автотранспортной. И указали на то, что организация не выполняет основные пункты договора перевозки грузов, установленные ГК РФ, поскольку не доставляет груз в пункт назначения, не выдает его получателю. Следовательно, эта деятельность не может быть переведена на ЕНВД. На тот случай, если налоговиков не удастся переубедить, мы разработали новый для нас договор о перевозке твердых бытовых отходов, где оговаривались все пункты, установленные ГК РФ. Но применять его не потребовалось - юристы холдинга смогли убедить налоговиков, что данный вид деятельности является автотранспортным.

Только мы разобрались с налоговиками, неожиданно возникли вопросы и у администрации областного центра. Дело в том, что тарифы на вывоз мусора в жилом секторе были согласованы и утверждены городским департаментом финансов на основе калькуляции, предоставленной крупной автотранспортной компанией. Чиновники логично предположили, что если отходы вывозит малое предприятие, его расходы могут быть меньше, следовательно, и тариф можно уменьшить. Пришлось заново согласовывать тариф по оказанию услуг физическим лицам. Специалисты планового отдела холдинга и предоставили новые калькуляции затрат, которые позволили согласовать тариф на прежнем уровне.

Также тяжело шел процесс перезаключения договоров с клиентами. Несмотря на то что эта работа была поручена специалистам бывшего договорного отдела крупного автотранспортного предприятия, которых клиенты давно и хорошо знали, переоформление сотен договоров не могло не вызвать проблем. Кто-то не хотел заключать договор с никому не известным юридическим лицом вместо давно известной компании, работающей еще с советских времен. А объяснить, что фактически исполнитель работ не меняется и мусор будут вывозить те же самые люди и мусоровозы, было достаточно сложно. Конечно, те же руководители ДЕЗ все это прекрасно понимали. Но все равно тормозили перезаключение договоров, пытаясь выторговать себе какие-то преимущества, например длительную отсрочку платежа. Многим юридическим лицам не хотелось терять право на вычет НДС, ведь новые организации выставляли счета-фактуры без НДС.

Чтобы убедить клиентов, нам пришлось дать рекламу вновь созданных компаний, пойти на незначительные скидки некоторым юридическим лицам, убеждать недоверчивых в том, что старое "советское" предприятие уже никогда не будет заниматься этой деятельностью, а мусор вывозить все равно надо. А в особо "тяжелых" случаях все-таки раскрыть тот факт, что новые организации - по сути та же самая крупная автотранспортная компания, лишь реорганизованная и разукрупненная.

 

Что было дальше

 

Было бы наивно полагать, что достигнутая в результате значительная налоговая экономия останется незамеченной со стороны налоговиков. Проверки и претензии с этой стороны ожидались. Вопрос был лишь в том, как скоро они последуют.

Понятно, что после последовательного снижения декларируемых сумм налогов (снижение это было постепенным, так как деятельность переводилась на ЕНВД в течение полугода, постепенно, соответственно плавно снижались и налоговые отчисления) забеспокоилась налоговая инспекция по месту регистрации крупного автотранспортного предприятия. При проведении камеральной проверки были затребованы пояснения по поводу значительного снижения сумм налогов. Мы подготовили подробную пояснительную записку, описывающую изменения конъюнктуры рынка, появление шести новых фирм-конкурентов, которые демпинговыми ценами переманивают наших клиентов и работников и вообще работают более мобильно и эффективно из-за применения ими ЕНВД. Также в пояснительной записке мы сделали вывод о том, что в сложившейся рыночной ситуации компания вынуждена прекратить оказание услуг по вывозу мусора и перейти к предоставлению в аренду мусоровозов, офисных и ремонтных помещений. А также к оказанию консультационных, бухгалтерских, маркетинговых и управленческих услуг.

Наверняка у налоговиков появились подозрения в том, что все происходящее делается, чтобы платить меньше налогов. Однако наша реорганизация была основана на законных возможностях, вновь созданные компании не являлись взаимозависимыми, а объяснения были логичны и обоснованны. Наверное, именно поэтому никаких официальных претензий предъявлено не было и в суд налоговики не обращались.

P.S. В заключение отмечу, что, к сожалению, на текущий момент конкретно к компаниям, занимающимся вывозом мусора, тот способ оптимизации, о котором я рассказал, неприменим. Минфин в письме от 20.06.06 № 03-11-04/3/299 высказал мнение, что вывоз твердых бытовых отходов все-таки нельзя считать автотранспортной деятельностью, переводимой на ЕНВД. Поэтому скорее всего налоговики сейчас будут отказывать таким компаниям в постановке на учет в качестве плательщика этого налога.

Однако оптимизировать подобным образом налоговые платежи компаний, занимающихся перевозками грузов, вполне возможно. Или же можно выделить в отдельное юридическое лицо и перевести на ЕНВД транспортный отдел любой компании. Это легальный метод значительно снизить налоговую нагрузку, и было бы неправильно им не воспользоваться.

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Генеральный директор компании внезапно ворвался в кабинет аудитора и рявкнул: «Сколько будет дважды два?» Аудитор вздрогнул и надолго задумался. Он, конечно, знал, сколько будет дважды два, ему об этом говорили на инструктаже в налоговых органах, но он не знал, знает ли это гендиректор компании. И если знает, то кто ему сказал? Может быть, у него есть связи в УФНС? Аудитор еще никогда не был так близок к провалу.
Читать далее >>

Подписка

Сервисы