Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Зарубежный холдинг прямых инвестиций для налогового планирования

20 ноября 2006   3907  

Почему выгодно инвестировать денежные средства из-за рубежа
На что обратить внимание при выборе юрисдикции для инвестиционной компании
Наиболее распространенные модели инвестирования средств

Транзитная торговля - это способ продажи товара, при котором торговая компания (оптовая или торгово-закупочная) поставляет товары покупателю не со своего склада, а непосредственно со склада своего поставщика либо производителя продукции. Сфера деятельности таких компаний состоит в приобретении продукции исключительно под полученные от крупных покупателей заказы. Их прибыль формируется за счет небольшого процента, на который увеличивается стоимость приобретенных товаров. Транзитные компании не имеют товарных остатков - фактическое движение товара минует данные организации, они перевозятся от их поставщиков напрямую основным покупателям.

 

Механизм деятельности транзитных компаний достаточно прост. Он не включает в себя вопросы обеспечения товарных запасов, их доставки до конечного покупателя. Однако на практике налоговые риски транзитных компаний существенно выше - доначисление налогов даже по одной сделке может привести к ее банкротству. Поэтому им следует проявлять большую осторожность при внедрении любых методов налогового планирования.

Построение грамотной договорной политики

Правильная разработка условий договоров, заключаемых транзитной компанией со своими покупателями, - один из эффективных способов снижения налогового бремени. Рекомендуем обратить внимание на следующие положения:
•--предмет договора;
•--определение момента совершения обязательств сторонами;
•--порядок определения и формирования цены договора, механизма расчетов;
•--положения по ответственности сторон.

Для определения вида договора первоочередной характер носит содержание обязательств. Во избежание разночтений необходимо контролировать соответствие наименований договоров их сути. Например, на практике встречаются ситуации, когда договоры поставки, заключенные транзитными компаниями, по своему содержанию являются посредническими. Однако компании, руководствуясь исключительно формой договора, принимают НДС к вычету по этим операциям, что и порождает риск налогового спора. Кроме того, у налоговиков есть право изменить юридическую квалификацию договора компании и на этом основании пересчитать налоги (ст. 45 НК РФ).

Текст договора должен однозначно определять момент перехода права собственности. От него зависит дата признания доходов этой компании для целей налогообложения прибыли. Для налога на прибыль доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. Для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (ст. 271 НК РФ). А реализация - это передача на возмездной основе права собственности на товары (ст. 39 НК РФ).

Комментарий эксперта
Ольга Федотова, консультант ООО АФ "ВнешЭкономАудит":
- Транзитной компании очень важно правильно прописать в договорах с покупателями момент перехода права собственности на товар. Ведь это напрямую влияет на момент определения доходов и расходов для исчисления базы по налогу на прибыль.

По общему правилу право собственности на товар возникает с момента его передачи (п. 1 ст. 223 ГК РФ). При этом передачей признается вручение товара покупателю, а равно и сдача перевозчику для отправки покупателю. Но транзитная торговая компания не может непосредственно вручить товар покупателю, потому что на свой склад она товар фактически не получает. Кроме того, при транзитной торговле товар перевозчику сдает не сама компания, а ее поставщик.

Поэтому в договоре поставки необходимо четко прописать момент перехода права собственности на товар от транзитной компании к покупателю. Это поможет не только правильно определить дату возникновения дохода от реализации товаров, но и спланировать платежи по налогу на прибыль.

Возможны следующие варианты определения момента перехода права собственности:

1. Передача товара при его доставке на склад покупателя. Тогда доход транзитной компании для целей налогообложения появится только когда покупатель фактически получит товар. Таким образом компания ненадолго оттягивает момент признания доходов в налоговом учете. А также получает небольшую отсрочку по уплате в бюджет НДС. Ведь транзитная компания получает право собственности на товары в момент их передачи перевозчику на складе своего поставщика, а передает это право покупателю спустя какое-то время при доставке товаров на склад покупателя. Это особенно актуально, если поставка осуществляется в конце отчетного (налогового) периода.

2. В договоре можно определить, что товар поступает покупателю на ответственное хранение, а право собственности переходит к нему только после полной оплаты товара. В этом случае транзитная компания отразит в учете доход только после окончательного расчета с покупателем. Она сможет надолго оттянуть отражение доходов от реализации в налоговом учете, особенно если покупатель не будет торопиться с оплатой товаров. Это удобно, когда транзитная компания поставляет материально-производственные запасы очень крупным промышленным предприятиям (как правило, в районах Крайнего Севера), которые всегда делают достаточно большие запасы сырья и материалов. Однако компании стоит иметь в виду, что она понесет потери в оборотных средствах и не сможет вовремя заплатить своим поставщикам.

3. Право собственности на товар переходит к покупателю в момент его передачи перевозчику на складе поставщика. Тогда доход от реализации товара возникнет у торговой компании сразу после передачи товара перевозчику. В последнем варианте компания ничего не выигрывает в налоговом учете доходов. Однако и не утруждает себя контролем за сохранностью товара. Ведь получение и передача права собственности на товар происходит одномоментно.

Как оформление документов может повлиять на налоговое бремя компании

Товаросопроводительные документы. Ошибки при оформлении товаросопроводительных документов (товарной и товарно-транспортной накладной), а также при заполнении счетов-фактур могут привести к значительным налоговым потерям. Отсутствие части реквизитов в товарной и товарно-транспортной накладной может повлечь не только гражданско-правовые риски, связанные с невозможностью взыскания задолженности по сделкам, но и налоговые.

Комментарий эксперта
Владимир Парфус, руководитель юридического департамента компании "М-Аудит":

- В своей работе с торговыми фирмами мы часто сталкиваемся с недостаточным контролем входящих накладных и документов на перевозки, сведения в которых явно не соответствуют действительности. Например, в соответствии с договором получателем груза является непосредственно покупатель - третье лицо, а по накладной товар получен посредником, не имеющим склада. Налоговому инспектору будет очевидно, что фактически товар доставлялся по другой схеме, и инспектор будет "копать". Такие противоречия в документах и схеме доставки товара могут привести к негативным налоговым последствиям (постановление Президиума ВАС РФ от 08.02.05 № 10423/04).

Если товар доставляют сторонние перевозчики и соответствующие затраты учитываются, следует обратить внимание на подтверждение реальности таких услуг. Налоговые инспекторы обязательно проверят наличие документов, подтверждающих получение или передачу товара перевозчику, например товарно-транспортных накладных. Если торговая фирма не сможет их предъявить, она как минимум теряет расходы на перевозку, а часто получает обвинение в фиктивности операций с товаром и, значит, в недобросовестности (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.05 № А56-13869/2005).

Отсутствие товарно-транспортной накладной контролирующие органы трактуют как "правонарушение, выразившееся в отсутствии первичных документов бухгалтерского учета". В свою очередь это является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, ответственность за которое установлена в статье 120 НК РФ. Претензии налоговиков чаще всего связаны с неправомерным предъявлением компанией к вычету из бюджета НДС на основании таких документов. Ведь при отсутствии некоторых реквизитов или самой накладной установить факт и точную дату оприходования товара транзитной компанией не представляется возможным. Суды в ряде случаев считают требования налоговиков правомерными и подлежащими удовлетворению (например, постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского от 10.10.04 № А19-3867/04-30-Ф02-4661/04-С1, от 02.11.04 № А19-6649/04-50-Ф02-4774/04-С1, Северо-Кавказского от 07.02.05 № Ф08-120/2005-42А округов).

Комментарий эксперта
Ольга Федотова, консультант ООО АФ "ВнешЭкономАудит":
- У транзитной компании должна быть копия товарно-транспортной накладной или транспортной железнодорожной накладной с отметками:
• -покупателя как грузополучателя - о получении груза, если в договорах торговой компании с покупателем предусмотрен переход права собственности на товар к последнему в момент получения им товара, а с поставщиком - в момент отгрузки товара;
• -поставщика как грузоотправителя - об отгрузке груза, если в договоре торговой компании с покупателем предусмотрен переход права собственности на товар к последнему в момент отгрузки ему товара.

Кроме того, в товарно-транспортной или транспортной железнодорожной накладной должно быть указано, что в соответствии с вытекающими из договоров моментами перехода права собственности на товар:
• -собственником транспортируемого груза является транзитная компания, если в период транспортировки он является ее собственностью;
• -груз транспортируется по указанию транзитной организации, если в период транспортировки он не является ее собственностью.

В связи с этим целесообразно в договор торговой компании с поставщиком включить, к примеру, такое условие: "При оформлении отгрузки товара поставщик обязан указать в товарно-транспортных накладных, что отгрузка произведена во исполнение его обязательств по договору, заключенному с покупателем". И указать при этом наименование покупателя, дату и номер настоящего договора.

Счета-фактуры. Транзитная компания должна уделить особое внимание порядку оформления счетов-фактур, особенно от своих поставщиков. Несоответствие счетов-фактур требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса приведет к невозможности предъявить к вычету из бюджета НДС.

Следует избегать получения счетов-фактур, подписанных посредством факсимильной подписи.

Как указано в пункте 6 статьи 169 НК РФ, счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации. Согласно толкованию налоговых органов, эта норма не предоставляет возможности использования ни электронно-цифровых, ни факсимильных подписей руководителя и главного бухгалтера.

Следовательно, документ, подписанный с помощью факсимиле, не соответствует установленным нормам их заполнения и не может регистрироваться в книге покупок налогоплательщика (письмо ФНС России от 14.02.05 №03- 1-03/210/11).

Комментарий эксперта
Татьяна ВАСИЛЬЕВА, юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры":
- Транзитная компания, которая не осуществляет таможенное оформление самостоятельно, должна прописывать в договоре с поставщиком его обязанность предоставить таможенные документы. Только так она сможет обезопасить себя от предъявления претензий таможенными или налоговыми органами. Ведь в случае обнаружения схемы "серого импорта" таможенные органы, не разыскав импортера, предъявят претензии к владельцу товара и компании придется затратить определенное время, чтобы отстоять свои интересы. Известны также случаи, когда налоговые органы, обнаружив "исчезнувшего" импортера, отказывают транзитной компании в применении вычета по НДС.

Самое распространенное нарушение при заполнении счетов-фактур - ненадлежащее заполнение полей, содержащих информацию об участниках сделки. Отсутствие реквизитов грузоотправителя, грузополучателя, продавца или покупателя будет истолковано проверяющими как нарушение порядка заполнения документа со всеми вытекающими негативными налоговыми последствиями.

Комментарий эксперта
Ольга Федотова, консультант ООО АФ "ВнешЭкономАудит":
- В счетах-фактурах, выставленных поставщиком в адрес торговой организации, в строках "продавец", "грузоотправитель и его адрес" указываются реквизиты поставщика. В строке "покупатель" - реквизиты торговой организации. В строке "грузополучатель и его адрес" следует указывать реквизиты фактического получателя товаров, то есть покупателя транзитной компании. Если счет-фактура будет заполнен по-другому, торговая компания не сможет подтвердить свое право на вычет.

В счетах-фактурах, которые транзитная компания выставляет покупателю, в строке "продавец" следует указать реквизиты транзитной компании, в строках "грузополучатель и его адрес" и "покупатель" - реквизиты организации-покупателя. В строке "грузоотправитель и его адрес" указываются реквизиты поставщика торговой организации.

Если условиями договора не предусмотрена обязанность поставщика по доставке товара до покупателя (или указанного им лица), то моментом перехода права собственности является передача товара первому перевозчику. В этом случае основанием для предъявления к вычету НДС, фактически уплаченного поставщику, может быть извещение поставщика о передаче товара перевозчику с приложенными к нему товарораспорядительными документами.

Как выгодно учесть транспортные расходы

Кроме затрат на приобретение товаров транзитная компания может нести и другие расходы. Большую долю их составляют транспортные расходы.

Комментарий эксперта
Ольга Федотова, консультант ООО АФ "ВнешЭкономАудит":
- Так как организация реализует товары транзитом, без их поступления на собственный склад, расходы по оплате услуг транспортной организации в налоговом учете рассматриваются как расходы, связанные с продажей, а не с приобретением товара. Таким образом, при транзитной торговле компания может полностью признать транспортные расходы на доставку товаров от склада первого поставщика до склада покупателя косвенными.

Рассмотрим другой вариант: договором поставки предусмотрено, что продавец доставляет товар до склада покупателя, а торговая компания впоследствии возмещает продавцу эти затраты по доставке товара. В этом случае продавец должен направить торговой компании копии документов, подтверждающих понесенные транспортные расходы. Поскольку продавец выставляет счет транзитной организации на основании документов транспортной компании, в сумме к возмещению следует выделять указанный перевозчиком НДС. Таким образом, торговая компания отразит в книге покупок НДС, связанный с доставкой товара, на основании счета-фактуры перевозчика. Расходы на доставку также будут учитываться в составе косвенных расходов.

И наконец, самый ходовой, но и самый проблематичный вариант: по условиям договора транспортные расходы несет транзитная торговая компания, а покупатель впоследствии возмещает ей эти расходы. Обычно это расходы на оплату услуг сторонней транспортной организации. Данные расходы переадресовываются торговой компанией покупателю и не включаются в состав собственных расходов, связанных с реализацией товаров.

Однако когда по условиям договора покупатель возмещает торговой компании расходы по доставке, однозначно сказать, включается ли полученная от покупателя сумма возмещения транспортных расходов в налогооблагаемые доходы торговой организации, достаточно сложно. Вывод этот основывается на точке зрения Минфина России, высказанной в письме от 10.05.05 № 03-03-01-04/1/103. Специалисты финансового ведомства считают, что сумму возмещения, полученного от покупателя, организация должна включить в налогооблагаемые доходы. А деньги, перечисленные транспортной компании за оказанную услугу, - учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Соответственно, если полученная компенсация окажется больше суммы, уплаченной транспортной организации за доставку товаров торговой компанией, с разницы нужно заплатить налог на прибыль.

Более того, с суммы компенсации транспортных расходов, полученной от покупателя, продавцу следует начислить НДС. В свою очередь, уплаченный транспортной компании НДС можно принять к вычету в общеустановленном порядке.

Таким образом, по мнению специалистов Минфина России, компенсацию транспортных расходов следует учитывать при налогообложении прибыли, то есть включать в налогооблагаемые доходы.

Соответственно и расходы на доставку товаров тоже можно включать в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Такой порядок применяется при заключении договора поставки с условием возмещения транспортных расходов покупателем.

Однако, по моему мнению, сумма транспортных расходов не должна включаться в состав доходов и расходов и облагаться налогом на прибыль и НДС. Ведь в этом случае организация, реализующая товар, фактически выступает в качестве посредника между транспортной компанией и покупателем. То есть не получает доход (вознаграждение) от оказания услуг и не несет связанных с ним расходов. В таких случаях, чтобы избежать спорных ситуаций, я бы рекомендовала торговым компаниям заключить агентский договор на оказание услуг по организации перевозок, а не включать в договор поставки положение о возмещении транспортных расходов, понесенных торговой организацией.

Официальная позиция
Григорий Лалаев, консультант отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:
- Перевыставить транспортные расходы без учета их при налогообложении прибыли можно только если между сторонами заключен договор комиссии, поручения или агентский договор. Данная возможность предусмотрена подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса.

Если же стороны заключили только договор купли-продажи, транспортные расходы должен осуществлять продавец за счет прибыли от реализации продукции. Для покупателя затраты на оплату транспортных расходов поставщика не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.

В заключение отметим, что, несмотря на большое количество требований, которые необходимо соблюдать при осуществлении деятельности транзитным компаниям, соответствие им - лишь вопрос выстраивания механизмов внутреннего контроля в организации. Разработка мер, направленных на устранение налоговых рисков, - эффективный способ снижения дополнительных налоговых издержек, отсутствие которых является показателем грамотного налогового планирования.

 

Ошибки при оформлении товаросопроводительных документов могут привести к значительным налоговым потерям

 

Детально

Как сократить налоговые потери при цене договора в у. е.

Транзитные компании, продающие товары иностранного производства, часто устанавливают их стоимость в условных единицах (евро, долларах США). Расчеты осуществляются в российских рублях по курсу на день оплаты товара. В этом случае компания сталкивается с суммовыми разницами, которые неизбежно приводят к налоговым потерям. Например, при растущем курсе евро отсрочка платежа приведет к налогооблагаемому доходу у компании.

Поэтому, если вы заключаете договор поставки со значительной отсрочкой платежа, есть смысл установить цену в рублях для сокращения налоговых потерь.

 

Транзитная компания должна уделить особое внимание порядку оформления счетов-фактур

 

 

При транзитной торговле компания может полностью учесть транспортные расходы

 

 

Сумма транспортных расходов не должна включаться в состав доходов и расходов и облагаться налогом на прибыль и НДС
Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы