Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Оптимизация налоговой нагрузки – без ошибок

17 мая   8  

Ошибки налогового планирования чреваты серьезными доначислениями, а иногда и банкротством компании. Поэтому важно предпринимать все возможное, чтобы исключить их.

Ошибки налогового планирования

Чтобы выяснить, удается ли нашим читателям проводить оптимизацию налоговой нагрузки без ошибок, редакция «ПНП» провела опрос.

Выяснилось, что далеко не все опрошенные склонны перестраховываться и предвосхищать налоговые претензии. Люди не всегда готовы собирать дополнительные подтверждающие документы и инструктировать персонал.

Основные первичные документы в порядке только у половины компаний

Половина участников опроса своевременно запрашивают основные первичные документы по сделкам, связанным с налоговой оптимизацией. То есть перед формированием налоговой отчетности имеют все первичные документы, подтверждающие затраты в целях исчисления налога на прибыль, и вычеты по НДС. Такое поведение способствует снижению налоговых рисков, подтверждает достоверность налоговой отчетности и снижает вероятность представления уточненных деклараций.

В то же время 48 процентов проголосовавших имеют не все необходимые первичные документы на момент сдачи налоговой отчетности. Как правило, в этом случае по некоторым сделкам имеются только копии первичных документов. При этом впоследствии некоторые документы спорные поставщики составляют задним числом или переделывают много раз. Однако в случае выездной или камеральной проверки отсутствие товарных накладных, актов выполненных работ, счетов-фактур грозит доначислениями, пенями и штрафами.

Но некоторых участников опроса это совсем не пугает. Поскольку 2 процента налогоплательщиков совсем не заботятся о наличии документов на момент сдачи отчетности по налогу на прибыль и НДС. Такая ситуация возможна, когда большая часть сделок, связанных с налоговой оптимизацией, совершается с взаимозависимыми, аффилированными или подконтрольными контрагентами. Поэтому организация неспешно может собрать все необходимые первичные документы по «схемным» сделкам.

Методы налоговой оптимизации руководство не скрывает от персонала

Почти половина опрошенных (47%) указали, что рядовые сотрудники не осведомлены о структуре группы компаний и о методах оптимизации, которые применяются налогоплательщиком. О схемах знает лишь руководство и непосредственно задействованные сотрудники. Руководство таких компаний опасается делиться с работниками лишней информацией. Отчасти это разумно. Если каждый сотрудник отвечает только за свой участок работы, он не сможет поделиться с налоговиками никакой лишней информацией. Не будет пищи для домыслов и беспочвенных подозрений.

Но четверть респондентов (26%) предпочитают держать все под контролем. Руководство этих компаний самостоятельно разъясняет сотрудникам особенности деятельности организации и ее место в группе компаний. Этим оно достигает той же цели: удовлетворяет любопытство работников и исключает появление слухов и фантазий. Такой инструктаж поможет персоналу правильно вести себя на допросах.

Для 27 процентов опрошенных вопрос оказался неактуальным, так как они либо используют только те способы налоговой оптимизации, которые на практике не вызывают споров, либо вообще не занимаются налоговым планированием (8% и 19% соответственно). Да, в таком случае руководству компании скрывать от людей, действительно, нечего. Но стоит задуматься о том, что проверяющие зачастую видят схему там, где ее нет. Поэтому не стоит пренебрегать инструктажем персонала. Рядовым сотрудникам компании тоже нужно быть готовыми к налоговой проверке, тогда сюрпризов не будет.


Еще 11 досадных ошибок в налоговом планировании >>>


Способы налоговой оптимизации оценивают поверхностно

Большинство (63%), принимая решение об использовании того или иного способа налоговой оптимизации и снижения налоговой нагрузки, оценивают сумму сэкономленных налогов за год. Ведь налоговая схема в первую очередь внедряется для получения финансового эффекта — экономии денег. Но при этом важно учитывать затраты на реализацию и поддержание схемы. Так поступает около 40 процентов компаний.

Вот, что учитывали респонденты, выбирая способы налоговой оптимизации

* У участников была возможность выбрать более одного варианта ответов. Поэтому на диаграмме сумма показателей превышает 100 процентов — она отражает долю респондентов, выбравших этот вариант ответа. 

Например, при переводе юрадреса в субъект РФ с льготными налоговыми ставками необходимо приобрести помещение или арендовать офис в нужном регионе. Для подтверждения достаточного присутствия офшорной компании необходимо иметь реально действующий офис за рубежом. Поэтому затраты на функционирование схемы могут быть значительными.

Почти половина проголосовавших (47%), принимая решение об использовании той или иной схемы, изучают арбитражную налоговую практику. Это снижает риски.

Опрос показал, что пятая часть респондентов (18%) перед внедрением схемы тестируют ее на небольших оборотах. Это позволяет оценить вероятность предъявления налоговых претензий. При небольших оборотах и доначисления будут небольшими. А если проверка закончилась успешно, значит риск минимален. Схему можно использовать и дальше, наращивая обороты.

Третья часть опрошенных (34%), принимая решение об использовании схемы, изучают публикации в прессе. Некоторые консультируются со сторонними юристами (14%), а 16 процентов проголосовавших даже делают запрос в Минфин России. Эти способы оценки налоговых рисков не всегда эффективны по отдельности. Однако если компания их использует в совокупности, они могут серьезно снизить риски.

Не оглядываются на концепцию системы планирования выездных налоговых проверок

Около 40 процентов опрошенных указали, что схемы, приведенные в приложении к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» не подходят для серьезного анализа рисков налогового планирования. Причем 11 процентов участников считают, что этот документ полностью бесполезен для анализа рисков. Вероятно, это связано с тем, что в приложении к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ присутствуют очень узкие схемы, которые редко применяются на практике. Например, получение необоснованной выгоды при реализации недвижимости, при производстве алкогольной продукции, а также путем приобретения фиктивных инвестиционных инструментов. Привлечение подконтрольного аутсорсера для получения «инвалидной» льготы по НДС (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ) также сложно назвать типовой схемой.

В то же время 30 процентов компаний старается избегать описанных в приложении к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ схем. Скорее всего, эти респонденты применяют схемы, связанные с использованием подконтрольных компаний для оптимизации налога на прибыль и НДС. А также с использованием подконтрольных посреднических организаций с целью оптимизации налога на прибыль. Но самое интересное, что пятая часть налогоплательщиков (21%) никогда не слышали о методичках ФНС России и приведенных в них налоговых схемах.

Подтверждающие сделку документы по всем операциям собирают одинаковые

Опрос показал, что половина участников (49%) по всем сделкам собирают один и тот же пакет документов, подтверждающих сделку. То есть первичные документы, договоры, а также бумаги, подтверждающие должную осмотрительность. В то же время безопаснее, чтобы по потенциально рискованным сделкам организация имела дополнительные аргументы в свою пользу. Это могут быть лицензии, допуски СРО, отчеты оценщиков, фотографии спорных товаров (работ, услуг). И, конечно, полный пакет документов, подтверждающих проявление должной осмотрительности. В ходе исследования выяснилось, что более 30 процентов компаний именно так и поступают.

У 14 процентов проголосовавших разный подход к сбору документов в отношении дружественных и сторонних контрагентов. Поскольку если сделки совершаются с подконтрольными контрагентами, то компания может в любой момент запросить все необходимые документы. При этом 7 процентов участников не контролируют правильность оформления и полноту сбора документов.

Обжалованием решения налоговой занимаются штатные специалисты компании

Выяснилось, что в 58 процентах случаев оспариванием решения занимаются штатные сотрудники компании. Это может быть главбух, юрист. Они подбирают аргументы в пользу организации.

При выстраивании защиты стоит опираться на положительную арбитражную практику и разъяснения контролирующих ведомств. Стоит также изучить рекомендации, отраженные в бухгалтерских справочных системах и в специализированных периодических изданиях. Однако 33 процента опрошенных прибегают к помощи адвокатов. И подбором аргументов занимаются уже они.

Остальные вообще не оспаривают доначисления. Возможно, они ошибочно считают, что это слишком сложное и затратное дело, или согласны с тем, что компания, действительно, нарушила закон.

Деловая цель сделки письменно не сформулирована

Большая часть респондентов (44%) заявили, что каждая сделка компании проходит оценку на наличие деловой цели. При этом деловая цель не фиксируется в каких-либо внутренних документах компании. В то же время 19 процентов участников опроса указали, что заранее формируют деловые цели рискованных сделок и прописывают их в самостоятельных внутренних документах. Рискованной операцией может быть, к примеру, присоединение убыточной компании к прибыльной. При этом деловой целью присоединения чужих убытков может стать освоение новых рынков, снижение издержек, оптимизация структуры управления компанией.

Деловую цель можно зафиксировать в приказах, протоколах, служебных записках, бизнес-планах. Однако это требует значительных усилий и создает дополнительную нагрузку на сотрудников бухгалтерии. Вероятно, поэтому значительное число опрошенных (37%) считают, что деловую цель можно сформулировать в случае возникновения претензий.

Забывают, что деловая переписка доказывает реальность сделки

Для того чтобы доказать реальность сделок, связанных с налоговой оптимизацией, подавляющее большинство респондентов (89%) собирают только первичные документы, которые требует Налоговый кодекс. Например, счета-фактуры и другие стандартные документы: договоры, товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг), документы складского учета, оборотно-сальдовые ведомости, регистры бухгалтерского и налогового учета, книги покупок и книги продаж, документы от перевозчиков.

Какие документы ваша компания собирает для того, чтобы доказать реальность сделок, связанных с налоговой оптимизацией

* У участников была возможность выбрать более одного варианта ответов. Поэтому на диаграмме сумма показателей превышает 100 процентов — она отражает долю респондентов, выбравших этот вариант ответа. 

Примечательно, что 42 процента опрошенных для обоснования реальности рискованных сделок используют деловую переписку с контрагентами. Это имеет смысл. Деловая переписка, в том числе электронная, зачастую помогает доказать реальность сделки в суде. И обосновать правомерность расходов и вычетов (постановления ФАС Поволжского от 01.04.14 № А72-12341/2012, Восточно-Сибирского от 10.04.13 № А19-17726/2012, Волго-Вятского от 16.12.13 № А79-14012/2012 округов).

Опрос показал, что 22 процента участников в качестве доказательств реальности сделки используют служебные записки, видео- и аудиозаписи, письменные свидетельства участников сделки. Причем 9 процентов компаний в качестве подтверждения реальности сделки использует фотографии спорных товаров, работ, услуг. Суды зачастую принимают такой аргумент и отменяют доначисления (постановления ФАС Московского от 13.07.12 № А40-108846/10-35-572, Уральского от 28.12.13 № Ф09-13998/13 округов). Четверть компаний (23%) оформляет нестандартные документы, подтверждающие реальность сделок. Это могут быть экспертные заключения, отчеты оценщиков. И даже решения третейского суда, мировые соглашения в отношении спорных сделок.

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы