Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Страховые взносы вернули налоговикам

12 апреля   2  

Скоро изменится порядок администрирования страховых взносов. Со следующего года контроль за своевременностью и уплатой взносов перейдет к Федеральной налоговой службе.

Всего несколько лет налоговики отдыхали от сбора социальных взносов. Администрированием страховых взносов занимались фонды. Но с 2017 года налоговая служба возвращает себе эти функции. Президент подписал указ от 15.01.16 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с ПФР, ФСС РФ и ФФОМС РФ». До 1 мая 2016 года Правительство РФ должно внести в Госдуму два законопроекта. Первый вернет функции по администрированию взносов ФНС России. Второй усилит административные ресурсы этой службы. Налоговики получат единую федеральную базу данных о населении, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

Страховыми взносами дело может не ограничиться. Планируется, что систему администрирования изменят также в отношении других фискальных платежей — таможенных и акцизных сборов.

История повторяется

Вопрос об улучшении администрирования страховых взносов поднимается уже не в первый раз. Именно с этой целью с 1 января 2001 года платежи в фонды объединили в ЕСН. До этого порядок был схож с существующим на сегодняшний день: контролировали сборы фонды. Такой порядок правительство признало нерациональным. С введением ЕСН функции по администрированию платежей в фонды получил единый контролирующий орган — ФНС России.

После отмены ЕСН с 1 января 2010 года полномочия по контролю за исчислением и уплатой взносов в фонды перешли в ведение самих фондов. Специалисты объясняли, что цель реформы — вывести данные выплаты из системы налоговых платежей и из бюджетной системы.

Нынешние преобразования пока не касаются структуры начислений. Порядок расчета и уплаты взносов не изменится, новый ЕСН вводить не планируют. Иным будет лишь контроль за уплатой взносов — вместо нескольких контролирующих органов проверять налогоплательщика будет один.

Цель реформы — экономия средств, времени и сил

Проверки по страховым взносам для плательщиков оборачиваются двойным контролем. Формально такие проверки называются совместными. Но зачастую на практике в организацию сначала приходят проверяющие из ФСС РФ, а потом сотрудники ПФР. Несмотря на то что вторая проверка уже основывается на данных первой и требует меньшей подготовки со стороны финансового отдела организации, один и тот же период налогоплательщику приходится защищать дважды.

Одна из задач передачи администрирования страховых взносов в ФНС — снизить количество бюрократических процедур при уплате взносов. Тем более, алгоритмы формирования налоговой базы для исчисления НДФЛ и страховых взносов во многом схожи. Государство сэкономит деньги, сократив число контролирующих лиц. Снизится нагрузка на финансовые отделы организаций. В рамках проверки они будут представлять требуемые документы одному контролирующему органу, а не нескольким.

Переход на новую модель  будет быстрым. Налоговики и страховщики в рамках двустороннего соглашения давно обмениваются информацией, касающейся налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Администрирование страховых взносов ФНС по новым правилам

На сегодняшний день законопроект о передаче администрирование взносов в ФНС России, еще не опубликован. Предполагается, что качество администрирования взносов будет выше. ФНС России обладает более широким инструментарием при проведении проверок и располагает продвинутой автоматизированной системой, содержащей данные о налогоплательщиках. А значит, централизация не только снизит издержки государства, но и поспособствует росту собираемости взносов.

Налоговики уже сейчас активно применяют статью 93.1 НК РФ. А она позволяет запрашивать сведения о проверяемом лице у всех, кто такими данными располагает. В рамках проверки уплаты страховых взносов инспекторы смогут применить ее к сотрудникам организации, в отношении которой проводится проверка. Их могут вызвать на допрос, в ходе которого поинтересуются, соответствует ли реальное вознаграждение сотрудника данным, заявленным работодателем при начислении взносов.

Но плательщиков страховых взносов должен беспокоить не только вопрос о полномочиях. В контексте планируемых изменений важно и то, участятся ли налоговые проверки при передаче полномочий по контролю за уплатой взносов в ведение ФНС России.

С одной стороны, налоговики теперь смогут одновременно проверять НДФЛ и страховые взносы. Это должно привести к уменьшению количества проверок конкретного налогоплательщика. Но критерии включения той или иной организации в план налоговой проверки (приказ ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@) отличаются от критериев страховщиков (письмо ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13–2872 от 21.12.10). К примеру, фонды опасными считают наличие выплат, освобождаемых от взносов, недоимки по взносам, несоблюдение сроков представления РВС-1 ПФР. Если такие критерии будут применять и налоговики, то не исключено, что компании, которые подпадут под эти признаки, проверят не только в отношении уплаты страховых взносов, но и НДФЛ. Налоговикам придется расширить свой план выездных налоговых проверок.

Уголовная ответственность за неуплату страховых взносо

Изменения в Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ сделают процедуру проверок и контроля за уплатой страховых взносов более похожей на налоговые проверки. Законопроект № 927406–6 предусматривает возможность проведения совместных проверок за уплатой взносов ФНС России и органами внутренних дел. Плательщикам налоговики будут напоминать, что они передают в следственные органы сведения о недоимке в крупном размере.

В Госдуму также уже внесен законопроект № 927133–6 об уголовной ответственности за неуплату страховых взносов. Ответственность наступит:

  • за уклонение от уплаты взносов путем любого заведомо неправильного исчисления страховых взносов, в том числе занижения базы;
  • непредставление расчета по начисленным и уплаченным взносам;
  • включение в документы заведомо недостоверных сведений.

Размер штрафа за неуплату взносов в крупном размере для организаций составит до 300 тыс. рублей, а при недоимке в особо крупном размере — до 500 тыс. рублей. Недоимка учитывается за три финансовых года подряд. Крупным размером названа сумма в 600 тыс. рублей, если она превышает 10 процентов от подлежащих уплате сумм страховых взносов в совокупности, или же сумма в размере 1,8 млн рублей. Особо крупный размер — это сумма более 3 млн рублей, соответственно при превышении 20 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов в совокупности, либо сумма от 9 млн рублей. Физические лица — плательщики взносов и предприниматели будут уплачивать штрафы до 200 тыс. рублей при недоимке в крупном размере и до 300 тыс. рублей — в особо крупном.

Ответственность наступит и за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по страховым взносам. Организации и предпринимателей оштрафуют на сумму до 500 тыс. рублей, а при совершении правонарушения в особо крупном размере — до 2 млн рублей.

Введение уголовной ответственности за неуплату страховых взносов заполнит существовавший ранее пробел. Неуплата страховых взносов приравняется к уклонению от уплаты налогов. А усиление администрирования сделает еще более рискованными различные схемы оптимизации страховых взносов, да и обычную просрочку их уплаты.

Официальное мнение

Валерий Рязанский, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике:

Перераспределение полномочий — первый шаг по реформированию системы страхования. Речь идет не о повышении собираемости взносов — она и сейчас составляет 98–99 процентов. Необходимо обложить страховыми взносами трудоспособное неработающее население. Механизма такого обложения еще нет, но от реформы мы ожидаем улучшения качества администрирования, что приблизит решение этой проблемы.

Мнение практика

Елена Дерябкина, главный бухгалтер ООО «Гостиничный центр»:

Идея вполне разумна. Государству будет проще контролировать уплату взносов. Бухгалтерам это позволит экономить время — исчезнет необходимость бегать по разным инстанциям. Для добросовестных плательщиков количество проверок должно уменьшиться. Но нужно наладить взаимодействие между ведомствами для корректного переноса остатков, чтобы не было зависших сумм, как после отмены ЕСН.

Мнение эксперта

Ольга Дьяконова, заместитель генерального директора «Консалтинговая группа „ТАКО“»:

С точки зрения оптимизации ресурсов государства, это, вероятно, принесет положительный эффект. Однако в этом шаге чувствуется ужесточение по отношению к предпринимателям, о чем говорит и проект изменений в УК РФ. Такие нововведения без уменьшения размера взносов могут привести к сокращению секторов малого и микропредпринимательства, наиболее незащищенных членов бизнес-сообщества.

Подготовлено по материалам журнала "Практическое налоговое планирование"

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы