Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

В 2016–2018 годах Минфин сосредоточится на сборе налогов, а не на их реформировании

5 июня 2015   7  

Какие выгодные изменения по НДС ждут налогоплательщиков

Какие льготы предусмотрены для малого бизнеса

Как налогоплательщиков обяжут быть более осмотрительными

В конце апреля опубликован проект основных направлений налоговой политики правительства на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее — Проект). В преамбуле документа мы видим традиционные слова о стабилизации налоговой системы в средне- и долгосрочной перспективе. Стабилизация будет проходить на фоне применения мер налогового стимулирования структурных преобразований и повышения эффективности налоговой системы. Разберемся, что конкретно под этими общими словами подразумевает правительство и к чему готовиться налогоплательщикам.

Выясняется, что очень много внимания Проект уделяет вопросам администрирования и противодействия использованию налоговых схем. Почти половина страниц третьей части Проекта — как раз той, в которой рассматривается налоговая политика на ближайшие три года — отведена вопросам администрирования и противодействия использованию налоговых схем. Сразу в нескольких разделах предложены различные меры, которые предположительно помогут повысить собираемость налогов. В целом можно заключить, что радикальных налоговых реформ правительство проводить не планирует. Его основная цель в ближайшие годы — повышение эффективности налоговой системы. Упор будет сделан на администрирование. Общая картина предстоящих изменений представлена в таблице.

 

Какие меры в области налоговой политики власти планируют предпринять в период 2016–2018 годов

 
Объект налогового планирования Планировалось
на 2015–2017 годы
Планируется
на 2016–2018 годы
Налог на прибыль организаций Нет Да
НДС Нет Да
Страховые взносы Нет Нет
Акцизы Да Нет
Имущественные налоги Нет Нет
Налогообложение природных ресурсов Да Нет
Специальные налоговые режимы Да Да
Инновационная деятельность Нет Нет
Инвестиционная деятельность Да Да
Мониторинг эффективности налоговых льгот Да Нет
Налоговое администрирование Да Да
Международное сотрудничество, информационный обмен Да Да
Сближение бухгалтерского и налогового учета Да Нет

 

НДС снова упростят

Начнем все же с тех изменений, которые повлияют на исчисление и уплату налогов. Наверное, новаций больше всего будут ждать компании и предприниматели, осуществляющие экспортную деятельность. В настоящее время налоговые вычеты по товарам, работам, услугам, приобретенным для операций, облагаемых по ставке 0 процентов, возможны после подтверждения права на применение этой ставки. Очевидно, что это требование бессмысленно, если речь идет о добросовестных налогоплательщиках. Поскольку в случае неподтверждения экспорта разница только в том, что НДС придется начислить с реализации, а право на вычет все равно возникает. Фактически это была страховка бюджета на случай, если компания, не подтвердившая нулевую ставку, исчезнет, прихватив из бюджета вычет.

Проект содержит меры по упрощению процедуры вычета для операций, облагаемых по ставке 0 процентов: для него достаточно будет постановки товаров, работ, услуг на учет и получения от поставщиков счета-фактуры. То есть будет применяться общий порядок вычета. То же самое планируется сделать в отношении товаров, работ, услуг, используемых для осуществления операций с нулевой ставкой. Вычет можно будет осуществить в общем порядке.

Есть изменения по заявительному порядку возмещения НДС. Его смогут применять налогоплательщики, которые представят поручительство материнской компании. Для этого у нее совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, уплаченная в бюджет за три предшествующих года, должна быть не менее 10 млрд рублей.

Некоторые из планируемых правок призваны закрыть существующие налоговые схемы. Так, суды поддерживают компании-правопреемники, которые отказываются восстанавливать НДС из-за перехода на спецрежим сразу после реорганизации. В настоящее время налоговое законодательство требует восстановления НДС в такой ситуации лицом, принявшим налог к вычету. Правопреемник не является таким лицом. Этот пробел законодательства достаточно часто используют в целях оптимизации НДС: правопредшественник принимает налог к вычету и передает объект правопреемнику, применяющему спецрежим.

Разработчики Проекта хотят обязать реорганизуемую компанию восстанавливать НДС перед реорганизацией, если правопреемник будет применять спецрежим. При этом непонятно, как будут препятствовать применению схемы в случае, если правопреемник перейдет на упрощенку или уплату ЕНВД не с момента образования, а со следующего года.

Некоторые из предложений, названные в Проекте мерами борьбы с незаконным возмещением НДС, вызывают недоумение. Например, предполагается обязать покупателя восстановить НДС, принятый к вычету с предоплаты (п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ), если поставка товара не осуществляется в течение определенного времени. Учитывая, что праву на вычет корреспондирует обязанность уплаты НДС с полученного аванса поставщиком (подп. 1 п. 1 ст. 167 НКРФ), какого-либо злоупотребления в данном случае нет. Можно предположить, что разработчики Проекта борются с вычетами по предоплате в адрес однодневок.

Проект предусматривает уточнение некоторых норм в целях обеспечения единообразного толкования. Например, в настоящее время споры часто возникают из-за отсутствия в статьях 171 и 172 НК РФ положений о вычете продавцом имущественных прав НДС, уплаченного с полученной предоплаты. Тогда как покупатель, перечисливший такую предоплату, вправе претендовать на вычет НДС (п. 12 ст. 171 НКРФ).

Кроме того, налоговые агенты находятся в худшем положении по сравнению с обычными налогоплательщиками в части вычетов по перечисленным авансам. Есть неурегулированные вопросы по определению налоговой базы при получении авансов в рублях по договорам, обязательства в которых выражены в иностранной валюте. Эти пробелы законодательства предполагается устранить, внеся соответствующие правки.

Внимание Минфина России обращено также на область телекоммуникационных услуг. Правда, пока что только в части анализа и подготовки предложений. Планируется с участием бизнес-сообщества рассмотреть вопросы, касающиеся налогообложения сделок в этой области. В частности, будут определены лица, обязанные уплачивать НДС, и установлены элементы обложения этим налогом. Данная работа будет проводиться в целях приведения в соответствие с международной практикой порядка применения НДС по подобным сделкам.

Амортизируемого имущества станет меньше

Многих затронет повышение размера выручки, при котором можно платить авансовые платежи по налогу на прибыль только поквартально. Сейчас этот лимит составляет 10 млн рублей за квартал и должен соблюдаться в течение четырех предшествующих кварталов (п. 3 ст. 286 НКРФ). Хотя, скорее всего, не стоит ожидать резкого увеличения числа налогоплательщиков, использующих такую преференцию: мера позволит продолжить платить авансовые платежи по налогу ежеквартально тем, кто сейчас потерял такую возможность из-за роста цен и, соответственно, выручки.

Действительно интересным для большинства плательщиков налога на прибыль будет увеличение порогового значения стоимости амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли. Сейчас он составляет 40 тыс. рублей (п. 1 ст. 256 НКРФ). Увеличение позволит единовременно списывать на затраты стоимость большего числа объектов.

Кроме того, сообщается, что уже разработан законопроект, дающий существенные льготы вновь созданным предприятиям промышленности («гринфилдам»). Но применять их смогут только участники регионального инвестиционного проекта. В частности, они могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет, а ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов, может быть снижена по решению властей региона до 10 процентов.

Описанным в Проекте условиям удовлетворяет законопроект, разработанный Минфином России, но на момент подписания номера в печать еще не внесенный в Госдуму. В нем указано, что льготу можно будет применять с периода, когда были признаны первые доходы от реализации регионального инвестиционного проекта (но не позднее пяти лет с даты включения в реестр участников региональных инвестиционных проектов). Заканчивается применение льготы отчетным (налоговым) периодом, в котором сумма не подлежащего уплате налога, определенная нарастающим итогом за указанные отчетные (налоговые) периоды, возместит затраты на капитальные вложения.

Капитальные вложения учитываются за определенный период — три года или пять лет (в зависимости от суммы — от 50 и от 500 млн рублей за соответствующие периоды). Исчисление срока начнется со дня включения организации в реестр участников региональных проектов. При этом в составе капитальных вложений не будет учитываться стоимость имущества, ранее признаваемого амортизируемым. То есть предполагается компенсация за счет налога на прибыль только нового оборудования.

Спецрежимники получат льготы

Планируется существенная поддержка малого бизнеса. В частности, субъектам РФ разрешат снижать ставку налога до 1 процента для упрощенцев с объектом налогообложения «доходы». А представительные органы муниципальных образований, законодательные органы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя смогут снизить ставку ЕНВД в последние годы применения этой налоговой системы с 15 до 7,5 процента.

Переход на упрощенку станет доступен и компаниям, имеющим представительства. Расширят перечень видов деятельности, по которым может применяться патентная система. Компании и предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере бытовых услуг на упрощенной или патентной системе налогообложения, смогут воспользоваться двухлетними налоговыми каникулами.

В качестве положительного момента можно оценить исключение уже на законодательном уровне из суммы доходов упрощенцев и плательщиков ЕСХН сумм НДС, полученных от покупателей и уплаченных в бюджет в случае выставления счетов-фактур.

Минфин России видит причину отказа от регистрации в качестве предпринимателей самозанятых граждан в том, что существующая процедура налогообложения и уплаты страховых взносов слишком сложна. Для преодоления этой проблемы предполагается два шага. Во-первых, самозанятых физических лиц зарегистрируют в качестве предпринимателей на патенте по принципу «одного окна». Это позволит им уплатить налог и страховые взносы в момент регистрации. А во-вторых, Минфин России предполагает введение особого порядка уплаты НДФЛ для самозанятых граждан, осуществляющих некоторые виды деятельности.

Контроль за уплатой НДФЛ ужесточится

Увеличивать собираемость налогов Минфин России намерен и за счет НДФЛ. В этой связи устанавливается обязанность по представлению налоговыми агентами ежеквартальных отчетов. Соответствующие поправки уже приняты (Федеральный закон от02.05.15 №113ФЗ). Предусмотрена также ответственность налоговых агентов за непредставление отчетов или же представление искаженных данных. Налоговики также смогут приостанавливать операции налогового агента по счетам в банке в случае непредставления ежеквартальной отчетности по НДФЛ.

Разработан комплекс мер по ужесточению законодательства в части налогообложения доходов физических лиц. Налоговая база окончательно перестанет быть консолидированной. Сейчас из доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, выделены дивиденды. Их сумму нельзя уменьшить на различные налоговые вычеты (абз. 2 п. 3 ст. 210 НКРФ). В перспективе может быть запрещено уменьшать доходы в виде оплаты труда на убытки, полученные от операций по ценным бумагам или по деятельности, осуществляемой в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того, будет пересмотрена система преференций. Планируется исключить возможность получения необоснованно льгот, а также пересмотреть порядок освобождения от налогообложения некоторых видов доходов. Будет уточнен порядок налогообложения выигрышей в лотерею.

В настоящее время пунктом 6 статьи 220 НК РФ предусмотрена возможность получения имущественного налогового вычета родителями в случае приобретения недвижимости в собственность несовершеннолетнего ребенка. Размер вычета на приобретение не может превышать 2 млн рублей. А вот размер вычета по сумме уплаченных процентов по целевому кредиту не ограничен. В итоге сложилась ситуация, что в отношении аналогичных вычетов, получаемых «на себя», налогоплательщики оказались в более худшем положении — там лимит установлен в размере 3 млн рублей. Этот пробел и собираются исправить, размер вычета расходов на проценты за приобретение жилья детям ограничат той же суммой.

Прочие налоги и сборы реформировать не планируют

В ближайшем будущем не предполагается менять ставки акцизов. Но они могут быть проиндексированы в 2018 году. Напротив, собираются упростить процедуру подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при экспорте (по аналогии с подтверждением нулевой ставки НДС). А крупнейшие налогоплательщики могут быть освобождены от уплаты акцизов по товарам, реализуемым на экспорт, без предъявления банковских гарантий.

По части НДПИ Минфин России предусматривает только аналитическую работу и оценку целесообразности тех или иных шагов. Подготовка законопроектов планируется только для приведения главы 26 НК РФ в соответствие с нормативной правовой базой в части классификации запасов углеводородного сырья.

В третьей части Проекта основных направлений нет ни слова об имущественных налогах. Можно предположить, что в отношении них будут проводиться ранее запланированные мероприятия, никаких дополнительных новаций не предвидится.

Не предвидится также изменений в части исчисления страховых взносов. Предполагается сохранение тарифов на рассматриваемый период. И при этом планово будет осуществляться постепенный вывод из льготного обложения страховыми взносами отдельных категорий плательщиков.

Ставку рефинансирования заменят ключевой

В Проекте указано, что в Налоговом кодексе решено использовать ключевую ставку вместо ставки рефинансирования. Федеральным законом от08.03.15 №32ФЗ такая замена уже осуществлена в целях определения в 2015 году предельной величины процентов по статье 269 НК РФ. Однако на текущий момент ставка рефинансирования все еще используется при определении размера санкций за различные налоговые нарушения, в том числе за просрочку возврата налоговым органом денежных средств из бюджета.

В части определения налоговых обязательств ставка рефинансирования имеет значение для расчета налоговой базы по НДС с суммы процентов по товарному кредиту, дисконта по векселям и облигациям, полученным при расчетах за товары, работы, услуги (подп. 3 п. 1 ст. 162 НКРФ). Упоминается ставка рефинансирования в главе 26 НК РФ, регулирующей порядок уплаты НДПИ.

В главе 25 НК РФ на основании ставки определяются доходы негосударственных пенсионных фондов (п. 5 ст. 295 НКРФ). И, пожалуй, наиболее заинтересованными лицами являются плательщики НДФЛ — с учетом ставки рефинансирования определяется налоговая база при получении материальной выгоды, работе с ценными бумагами, ФИСС и в некоторых иных случаях (подп. 1 п. 2 ст. 212, подп. 2 п. 1 ст. 213, подп. 11 п. 10 ст. 214.1, ст. 214.2, 214.2.1, п. 6 ст. 214.3, п. 5 ст. 214.4, п. 27, п. 27.1 ст. 217 НК РФ).

Тайны станет меньше, контроля больше

Предполагаются значительные и важные изменения в области администрирования. Попытки переложить на добросовестных налогоплательщиков ответственность за недобросовестность контрагентов предпринимаются давно. Но не всегда они находят поддержку в судах. Компании объясняют, что не обладают достаточными возможностями для поиска информации о контрагентах, особенно о небольших, которые прекрасно могут обходиться без сайтов в интернете.

В связи с этим планируется расширить перечень информации, не относящейся к налоговой тайне. В отношении таких данных можно будет сделать запрос в налоговый орган. Речь идет о представленной отчетности, показателях налоговой отчетности, средней численности персонала, средней заработной плате, сумме уплаченных налогов. Отсутствие ресурсов, как правило, и отличает однодневки. Если такие изменения будут приняты, то компании уже будет сложнее объяснить причину игнорирования фактов того, что контрагент по факту существует только на бумаге.

Интересным представляется намерение расширить программу таксруллинга — возможности для налогоплательщика получить информацию о налоговых последствиях по планируемой сделке. В настоящий момент такое право предусмотрено для крупных налогоплательщиков, заключивших соглашение о налоговом мониторинге. Проект не конкретизирует, в отношении каких налогоплательщиков предполагается применение данного института. Возможно, услуга будет доступна всем. И после принятия таких изменений уже не нужно будет раскрывать перед налоговиками все регистры бухгалтерского и налогового учета для получения консультации.

В документе отмечена двойная цель данного шага. Во-первых, значительное снижение налоговых рисков для налогоплательщика. Естественно, если в запросе он представит полную и достоверную информацию, касающуюся сделки, и будет действовать в соответствии с разъяснениями. А во-вторых, целью является осуществление предварительного налогового контроля деятельности налогоплательщика и сокращение временных издержек при проведении последующих налоговых проверок. В целом ожидается, что данная мера поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Правда, не ясно, как это все будет происходить на практике. Согласно статье 105.30 НК РФ, мотивированное мнение налогового органа в настоящее время составляется в течение месяца. А при несогласии налогоплательщика с выраженной позицией еще месяц уходит на взаимосогласительную процедуру. Даже сейчас это слишком долго, а если такая возможность появится у всех налогоплательщиков, сроки могут еще увеличить. Иначе налоговые органы просто не справятся с количеством запросов.

Планируется расширить круг лиц, обязанных представлять налоговую отчетность в электронной форме. Порог численности работников будет снижен со 100 до 50 человек.

Будет усовершенствован порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (ст. 101 НКРФ). В частности, уточнят порядок ознакомления проверяемых лиц с материалами по результатам дополнительных мероприятий. В настоящее время, как отметил Пленум ВАС РФ в пункте 38 постановления от 30.07.13 № 57, в данном вопросе существует неопределенность. Статьей 101 НК РФ не предусмотрены порядок и сроки направления лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля. Не установлен и срок для направления данным лицом возражений на такие материалы. Поэтому существует возможность ненаправления этих материалов проверяемому лицу. Существенность данного нарушения оценивает суд с учетом обстоятельств конкретного дела.

На законодательном уровне планируется определить механизмы, ограничивающие использование однодневок. Скорее всего, термин «ограничение» применен не вполне уместно, поскольку в вопросе использования однодневок дозволенных законом границ нет. Скорее всего, попробуют усилить санкции за участие в создании и использование однодневок, шаги в этом направлении уже предпринимаются. В частности, подготовлен к третьему чтению в Государственной думе законопроект № 599584–6 об ужесточении уголовной ответственности за работу с фирмами, созданными через подставных лиц (ст. 173.1, 199 УК РФ).

Планируют на законодательном уровне назвать злоупотреблением использование формально правомерных действий с основной целью неуплаты или уплаты налогов в меньшей сумме. Возможно, речь идет о другом законопроекте (№ 529775–6), вносящем поправки в Налоговый кодекс относительно оснований принятия к вычету НДС и учета налоговых расходов. Их суть состоит в том, что (за некоторыми исключениями) счета-фактуры и первичные документы по расходам, подписанные неуполномоченным либо неустановленным лицом, не могут влиять на обязательства налогоплательщика по НДС и налогу на прибыль. То же самое относится и к документам по сделкам, реальность которых в ходе проверки не подтвердилась. Кроме того, в статью 54 НК РФ законопроект вносит общее правило, запрещающее налогоплательщикам учитывать в целях налогообложения факты хозяйственной жизни, основной целью учета которых является неуплата или неполная уплата или зачет (возврат) сумм налога.

Исключать налоговые потери бюджета будут всем миром

Акцент сделан на реализации международного Плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (OECD Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting — BEPS (ОЭСР/G20)). Цель плана — исключить злоупотребления при использовании института соглашений об избежании двойного налогообложения. Разработчики Проекта отмечают, что будут пресекать размывание прибыли за счет выплат по корпоративному заимствованию и через использование КИК. Такие способы налоговой оптимизации названы агрессивными. Но в чем конкретно выразится борьба с ними, не уточнено.

Планируется внести изменения в налоговое законодательство, которые обеспечат возможности автоматического обмена налоговой информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями. Конечной целью является присоединение в 2018 году РФ к многостороннему соглашению по автоматическому обмену финансовой информацией. После внедрения Единого стандарта отчетности по финансовым операциям налоговые органы смогут более оперативно и точно получать необходимую информацию для определения налоговых обязательств национальных налогоплательщиков.

Но для начала потенциальные объекты налогообложения хотят посчитать. Для этого продолжится практика налоговой амнистии. Предполагается внесение изменений в налоговое законодательство РФ, предусматривающих добровольное декларирование физическими лицами имущества (вкладов) в банках. Прирост стоимости активов не будет облагаться налогами у российских собственников при их переводе в российскую юрисдикцию до момента реализации. Соответствующий законопроект № 754388–6 20 мая прошел второе чтение в Госдуме.

Максимум внимания в Проекте уделено новым инструментам

Наиболее объемно описаны планы в области трансфертного ценообразования. Будут пересмотрены требования к раскрытию информации о контролируемых сделках, можно предположить, что также в сторону усиления администрирования. Это следует из остальных пунктов программы. В частности, под трансфертный контроль предполагается подвести большее число сделок с участием иностранного элемента, увеличить санкции за непредставление документации о ценообразовании и уведомлений о контролируемых сделках, а также за их представление с искаженными данными. В настоящее время за непредставление уведомлений о контролируемых сделках или за представление уведомлений с недостоверными данными штраф составляет 5 тыс. рублей (ст. 129.4 НКРФ). В то же время предполагается рассмотреть вопрос об освобождении налогоплательщиков от представления документации по «несущественным сделкам». Однако в Проекте не расскрывается, какое именно значение вкладывается в это понятие.

Будет усовершенствован порядок признания лиц взаимозависимыми. Предполагается уточнить порядок определения суммы доходов в целях признания сделок контролируемыми и порядок применения методов определения цен для целей налогообложения. Кроме того, будут уточнены полномочия ФНС России и территориальных налоговых органов в части применения норм о контролируемых сделках.

Столь же обширные планы и в отношении института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Во-первых, ряд мер призван устранить технические пробелы функционирования групп. В частности, будет уточнен перечень условий создания КГН, которые должны применяться в течение всего периода действия группы, порядок внесения изменений в договор при реорганизации участников, закреплен механизм смены ответственного участника и передачи полномочий.

Во-вторых, изменения коснутся и непосредственно налогообложения. Будет уточнен порядок распределения налога на прибыль для уплаты в бюджеты субъектов РФ по местонахождению участников КГН и их подразделений, процедура перерасчета налоговых обязательств, возникших до момента создания КГН, установлен порядок зачета ответственным участником КГН налога, уплаченного участниками группы за пределами РФ, упорядочено применение участниками КГН ставки налога, установленной законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков.

Как правительство планирует изменить условия признания имущества амортизируемым? увеличить минимальный срок полезного использования; увеличить минимальный размер первоначальной стоимости; отнести часть товаров к основным средствам; исключить из перечня амортизируемого имущества нематериальные активы. Правительство планирует увеличение порогового значения стоимости амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли до 100 тыс. рублей. Такое увеличение позволит единовременно списывать на затраты стоимость большего числа объектов.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы