Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как выбрать юрисдикцию для регистрации дружественного иностранного перевозчика

28 апреля 2015   101  

В экспортно-импортных цепочках российского бизнеса часто участвуют дружественные иностранные транспортные компании. Это вызвано не только логистической целесообразностью, но и фискальными причинами. Поскольку во многих государствах для компаний, осуществляющих международные перевозки, установлены налоговые преференции. Прежде всего это касается налога на доходы, получаемого иностранной компанией от эксплуатации судов и транспорта в международных перевозках.

Напомним, что доходы от международных перевозок относятся к доходам иностранной организации от источников в России и подлежат обложению налогом на прибыль, который удерживается у источника выплаты (подп. 8 п. 1, п. 1.1 ст. 309 НК РФ). При этом налог на прибыль в связи с осуществлением иностранной компанией, не имеющей постоянного представительства в РФ, международных перевозок исчисляется по ставке 10 процентов (подп. 2 п. 2 ст. 284 НКРФ).

Однако в случае выплаты доходов, которые в соответствии с международными соглашениями не облагаются налогом в России, исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, налоговым агентом не производятся (подп. 4 п. 2 ст. 310 НКРФ). К тому же в силу статьи 7 НК РФ если международными соглашениями установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров. Поэтому обычно крупные международные перевозчики зарегистрированы не там, где удобно работать с точки зрения логистики, а в низконалоговых и офшорных юрисдикциях.

Впрочем, не все российские бенефициары могут переместить управленческий и иной персонал в льготную юрисдикцию. А некоторые бенефициары не хотят нести дополнительные расходы, связанные с содержанием офиса за границей. К тому же не все специалисты готовы к международному переезду. Поэтому на практике зачастую встречаются случаи, когда полноценный офис функционирует в России, а компания, созданная в низконалоговой юрисдикции, выступает в качестве «неаффилированного» партнера. Сотрудничество с таким партнером позволяет переместить часть прибыли из России в страну с минимальной налоговой нагрузкой. В то же время использование компании «без достаточного присутствия в стране регистрации» таит в себе серьезные налоговые риски*.

* Подробнее об этом читайте в статье «Как дружественный иностранный перевозчик поможет сэкономить налоги вРоссии» в «ПНП» № 4, 201.

Как правило, в каждом соглашении об избежании двойного налогообложения термин «международная перевозка» имеет разную суть. К международным перевозкам могут относиться перевозки не только морским и воздушным судном, но и автомобильным, железнодорожным и даже речным транспортом. При этом главное, чтобы перевозки осуществлялись между пунктами, расположенными в разных государствах.

В отдельных соглашениях зафиксирована возможность применения льготного режима арендаторами и фрахтователями транспорта, а не только их владельцами. От сути этих формулировок зависит выбор профиля деятельности иностранной компании.

В некоторых международных договорах есть указание на то, что транспортное средство должно «эксплуатироваться», в некоторых — «управляться». Иногда упоминается о том, что «перевозка может осуществляться». В одних случаях транспортное средство должно эксплуатироваться (управляться) предприятием договаривающегося государства, в других — резидентом, а иногда — лицом с постоянным местопребыванием в договаривающемся государстве. В то же время в каждом соглашении указано, что термин «международная перевозка» справедлив за исключением случаев, когда транспорт или судно эксплуатируется (или перевозка осуществляется) исключительно между пунктами, расположенными в другом договаривающемся государстве. Эти термины кажутся близкими по сути, но в какой-то конкретной ситуации разница в деталях может привести к дополнительной налоговой нагрузке или ограничить виды деловой активности.

В таблице ниже отражена суть термина «международная перевозка» в различных налоговых соглашениях России, заключенных с теми странами, которые чаще всего используются в международном налоговом планировании. А также отличительные особенности налогообложения доходов, получаемых при осуществлении международных перевозок. Примечательно, что во всех международных соглашениях установлено отсутствие налога стране, которая является источником выплаты дохода (Россия).

 
№  Наименование юрисдикции Реквизиты международного договора об избежании двойного налогообложения Суть термина «международная перевозка» Особенности налогообложения прибыли, получаемой от международных перевозок
1 Австрия Конвенция между Правительством РФиПравительством Австрийской Республики от13.04.2000 Термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного договаривающегося государства (подп. gп. 1 ст. 3 Конвенции) Прибыль, получаемая предприятием одного договаривающегося государства от эксплуатации морских, речных и воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом договаривающемся государстве. Эти же правила применяются и к прибыли от участия в пуле (форма объединения компаний, при которой прибыль всех участников пула поступает в общий фонд и распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции). А также от участия в совместной деятельности или в международной организации по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Конвенции)
2 Великобритания Конвенция между Правительством РФиПравительством Соединенного Королевства Великобритании иСеверной Ирландии от15.02.94 Международной признается любая перевозка морским или воздушным судном, которое управляется предприятием одного договаривающегося государства (подп. hп. 1 ст. 3 Конвенции) Прибыль, полученная лицом с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом государстве. Прибыль от международных перевозок включает в себя доход, получаемый от сдачи в аренду морских и воздушных судов без экипажа. А также прибыль от сдачи в аренду контейнеров. При этом прибыль от сдачи в аренду облагается налогом в «нужном» государстве, только если эта деятельность является неосновной по отношению к эксплуатации судов в международных перевозках. Эти правила применяются также, если лицо с постоянным местопребыванием в договаривающемся государстве получает прибыль от участия в пуле, совместном предприятии или в международной организации по эксплуатации транспорта (ст. 8 Конвенции)
3 Венгрия Конвенция между Правительством РФиПравительством Венгерской Республики от01.04.94 Международной признается любая перевозка морским, речным, воздушным судном или дорожно — транспортным средством, эксплуатируемым лицом с постоянным местопребыванием в договаривающемся государстве (подп. gп. 1 ст. 3 Конвенции) Доход, получаемый лицом с постоянным местопребыванием в договаривающемся государстве от эксплуатации морских, речных, воздушных судов или дорожно-транспортных средств в международных перевозках, облагается налогом только в этом государстве. Это правило применяется также к доходам от участия в пуле, совместном предприятии или в международной организации по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Конвенции)
4 Дания Конвенция между Правительством РФиПравительством Королевства Дании от08.02.96 Международная перевозка означает любую перевозку пассажиров и грузов любым транспортным средством. При этом перевозка осуществляется лицом с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве за пределы этого договаривающегося государства (подп. еп. 1 ст. 3 Конвенции) Доход, получаемый лицом с постоянным местопребыванием в договаривающемся государстве от эксплуатации транспортных средств в международных перевозках, облагается налогом только в этом договаривающемся государстве. Это правило распространяется на доходы от использования транспортных средств при поставках оборудования, продовольствия и персонала к месту деятельности, связанному с предварительными исследованиями, разведкой (добычей углеводородов) на территории другого договаривающегося государства. Кроме того, доход от международных перевозок включает в себя доход, получаемый от прямого использования и сдачи в аренду транспортных средств. Эти правила применяются также к доходам от участия в пуле, совместной деятельности или в международной организации по эксплуатации транспорта (ст. 8 Конвенции)
5 Казахстан Конвенция между Правительством РФиПравительством Республики Казахстан от18.10.96 Термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским, речным, воздушным судном, а также железнодорожным или автомобильным транспортом, эксплуатируемым предприятием договаривающегося государства (подп. еп. 1 ст. 3 Конвенции) Прибыль, полученная резидентом договаривающегося государства от эксплуатации морских, речных, воздушных судов, железнодорожного или автомобильного транспорта, облагается налогом только в этом государстве. Доходы резидента договаривающегося государства от сдачи в аренду транспортных средств, контейнеров и относящегося к ним оборудования для их эксплуатации в международных перевозках также облагаются налогом только в этом государстве. Кроме того, эти правила распространяются на прибыль от участия в пуле, совместном предприятии или в международной организации по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Конвенции)
6 Кипр Соглашение между Правительством РФиПравительством Республики Кипр от05.12.98 Международной признается любая перевозка морским или воздушным судном, а также дорожным транспортом, эксплуатируемым резидентом одного договаривающегося государства (подп. gп. 1 ст. 3 Соглашения) Доходы от эксплуатации морских или воздушных судов и дорожного транспорта в международных перевозках владельцами, а также арендаторами и фрахтователями подлежат налогообложению только в договаривающемся государстве, в котором расположено место эффективного управления лиц, получающих такие доходы. Аналогичным образом облагаются доходы от сдачи в аренду контейнеров и соответствующего оборудования, относящегося к эксплуатации морских (воздушных) судов и дорожного транспорта в международных перевозках. Эти правила применяются также к доходам от участия в пуле, совместной деятельности или в международной организации по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Соглашения)
7 Латвия Соглашение между Правительством РФиПравительством Латвийской Республики от20.12.10 Термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским, воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортным средством, которое эксплуатируется предприятием договаривающегося государства (подп. gп. 1 ст. 3 Соглашения) Прибыль, полученная предприятием договаривающегося государства от эксплуатации судов и транспорта в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом государстве. В аналогичном порядке облагается прибыль от сдачи в аренду без экипажа судов (транспорта) и от использования, эксплуатации или сдачи в аренду контейнеров (включая трейлеры и необходимое для перевозки контейнеров оборудование), которые применяются для перевозки товаров или изделий. Эти правила применяются также к доходам от участия в пуле, совместной предпринимательской деятельности или в международном агентстве по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Соглашения)
8 Люксембург Соглашение между Правительством РФиВеликим Герцогством Люксембург от28.06.93 Международной признается любая перевозка морским (речным, воздушным) судном или любым другим транспортным средством, эксплуатируемым лицом с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве (подп. fп. 1 ст. 3 Соглашения) Доходы лица с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве от операций по эксплуатации транспортных средств, указанных в подпункте f пункта 1 статьи 3 Соглашения, в международных перевозках подлежат налогообложению только в этом государстве. Аналогичным образом облагаются доходы от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме этих транспортных средств в международных перевозках (включая использование, содержание и сдачу в аренду контейнеров и относящегося к ним оборудования). Эти правила также подлежат применению к прибыли, полученной от участия в пуле, совместном предприятии или в международной организации по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Соглашения)
9 Нидерланды Соглашение между Правительством РФиПравительством Королевства Нидерландов от16.12.96 Термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием договаривающегося государства (подп. gп. 1 ст. 3 Соглашения) Прибыль от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках облагается налогом только в том договаривающемся государстве, в котором предприятие, получающее такую прибыль, является резидентом. Это правило применяется также к прибыли от участия в пуле, совместной деятельности или в международной организации по эксплуатации транспортных средств. Кроме того, прибыль от осуществления международных перевозок включает в себя прибыль от сдачи в аренду судов без экипажа, контейнеров и сопутствующего оборудования. При этом главное, чтобы прибыль от аренды являлась побочной по отношению к прибыли, получаемой от эксплуатации морских и воздушных судов (ст. 8 Соглашения)
10 Сингапур Соглашение между Правительством РФиПравительством Республики Сингапур от09.09.02 Международная перевозка означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием договаривающегося государства (подп. gп. 1 ст. 3 Соглашения) Прибыль, получаемая предприятием одного договаривающегося государства от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом договаривающемся государстве. В аналогичном порядке облагается прибыль от аренды судов (с экипажем и без экипажа), контейнеров и соответствующего оборудования, которые связаны с эксплуатацией морских или воздушных судов в международных перевозках. Эти правила применяются также к прибыли от участия в пуле, совместном предприятии или в международной организации по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Соглашения)
11 Украина Соглашение между Правительством РФиПравительством Украины от08.02.95 Международная перевозка означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, а также автотранспортным средством или железнодорожным транспортом. При этом перевозка осуществляется резидентом договаривающегося государства (подп. еп. 1 ст. 3 Соглашения) Доходы, полученные резидентом договаривающегося государства от эксплуатации в международных перевозках транспортных средств, указанных в подпункте е пункта 1 статьи 3 Соглашения, облагаются налогом только в этом государстве. Это правило распространяется также на доходы от участия в пуле, совместном предприятии или в международной организации по эксплуатации транспортных средств. Кроме того, к доходам от международных перевозок относятся доходы от сдачи в аренду морских, речных и воздушных судов, а также доходы от использования, содержания и сдачи в аренду контейнеров (включая трейлеры и сопутствующее оборудование для транспортировки контейнеров), используемых для перевозки товаров (изделий). Главное, чтобы такая сдача в аренду (использование или содержание) являлась неосновным видом деятельности по отношению к международным перевозкам (ст. 8 Соглашения)
12 Швейцария Соглашение между РФиШвейцарской Конфедерацией от15.11.95 Термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного договаривающегося государства, (подп. gп. 1 ст. 3 Соглашения) Прибыль, полученная предприятием одного договаривающегося государства от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках, облагается налогом только в этом договаривающемся государстве. Это правило распространяется и на прибыль, полученную от участия в пуле, в совместной предпринимательской деятельности или в международной организации по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Соглашения)

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы