Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как выбрать юрисдикцию для регистрации дружественного иностранного перевозчика

28 апреля 2015   1375  

В экспортно-импортных цепочках российского бизнеса часто участвуют дружественные иностранные транспортные компании. Это вызвано не только логистической целесообразностью, но и фискальными причинами. Поскольку во многих государствах для компаний, осуществляющих международные перевозки, установлены налоговые преференции. Прежде всего это касается налога на доходы, получаемого иностранной компанией от эксплуатации судов и транспорта в международных перевозках.

Напомним, что доходы от международных перевозок относятся к доходам иностранной организации от источников в России и подлежат обложению налогом на прибыль, который удерживается у источника выплаты (подп. 8 п. 1, п. 1.1 ст. 309 НК РФ). При этом налог на прибыль в связи с осуществлением иностранной компанией, не имеющей постоянного представительства в РФ, международных перевозок исчисляется по ставке 10 процентов (подп. 2 п. 2 ст. 284 НКРФ).

Однако в случае выплаты доходов, которые в соответствии с международными соглашениями не облагаются налогом в России, исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, налоговым агентом не производятся (подп. 4 п. 2 ст. 310 НКРФ). К тому же в силу статьи 7 НК РФ если международными соглашениями установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров. Поэтому обычно крупные международные перевозчики зарегистрированы не там, где удобно работать с точки зрения логистики, а в низконалоговых и офшорных юрисдикциях.

Впрочем, не все российские бенефициары могут переместить управленческий и иной персонал в льготную юрисдикцию. А некоторые бенефициары не хотят нести дополнительные расходы, связанные с содержанием офиса за границей. К тому же не все специалисты готовы к международному переезду. Поэтому на практике зачастую встречаются случаи, когда полноценный офис функционирует в России, а компания, созданная в низконалоговой юрисдикции, выступает в качестве «неаффилированного» партнера. Сотрудничество с таким партнером позволяет переместить часть прибыли из России в страну с минимальной налоговой нагрузкой. В то же время использование компании «без достаточного присутствия в стране регистрации» таит в себе серьезные налоговые риски*.

* Подробнее об этом читайте в статье «Как дружественный иностранный перевозчик поможет сэкономить налоги вРоссии» в «ПНП» № 4, 201.

Как правило, в каждом соглашении об избежании двойного налогообложения термин «международная перевозка» имеет разную суть. К международным перевозкам могут относиться перевозки не только морским и воздушным судном, но и автомобильным, железнодорожным и даже речным транспортом. При этом главное, чтобы перевозки осуществлялись между пунктами, расположенными в разных государствах.

В отдельных соглашениях зафиксирована возможность применения льготного режима арендаторами и фрахтователями транспорта, а не только их владельцами. От сути этих формулировок зависит выбор профиля деятельности иностранной компании.

В некоторых международных договорах есть указание на то, что транспортное средство должно «эксплуатироваться», в некоторых — «управляться». Иногда упоминается о том, что «перевозка может осуществляться». В одних случаях транспортное средство должно эксплуатироваться (управляться) предприятием договаривающегося государства, в других — резидентом, а иногда — лицом с постоянным местопребыванием в договаривающемся государстве. В то же время в каждом соглашении указано, что термин «международная перевозка» справедлив за исключением случаев, когда транспорт или судно эксплуатируется (или перевозка осуществляется) исключительно между пунктами, расположенными в другом договаривающемся государстве. Эти термины кажутся близкими по сути, но в какой-то конкретной ситуации разница в деталях может привести к дополнительной налоговой нагрузке или ограничить виды деловой активности.

В таблице ниже отражена суть термина «международная перевозка» в различных налоговых соглашениях России, заключенных с теми странами, которые чаще всего используются в международном налоговом планировании. А также отличительные особенности налогообложения доходов, получаемых при осуществлении международных перевозок. Примечательно, что во всех международных соглашениях установлено отсутствие налога стране, которая является источником выплаты дохода (Россия).

 
№  Наименование юрисдикции Реквизиты международного договора об избежании двойного налогообложения Суть термина «международная перевозка» Особенности налогообложения прибыли, получаемой от международных перевозок
1 Австрия Конвенция между Правительством РФиПравительством Австрийской Республики от13.04.2000 Термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного договаривающегося государства (подп. gп. 1 ст. 3 Конвенции) Прибыль, получаемая предприятием одного договаривающегося государства от эксплуатации морских, речных и воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом договаривающемся государстве. Эти же правила применяются и к прибыли от участия в пуле (форма объединения компаний, при которой прибыль всех участников пула поступает в общий фонд и распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции). А также от участия в совместной деятельности или в международной организации по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Конвенции)
2 Великобритания Конвенция между Правительством РФиПравительством Соединенного Королевства Великобритании иСеверной Ирландии от15.02.94 Международной признается любая перевозка морским или воздушным судном, которое управляется предприятием одного договаривающегося государства (подп. hп. 1 ст. 3 Конвенции) Прибыль, полученная лицом с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом государстве. Прибыль от международных перевозок включает в себя доход, получаемый от сдачи в аренду морских и воздушных судов без экипажа. А также прибыль от сдачи в аренду контейнеров. При этом прибыль от сдачи в аренду облагается налогом в «нужном» государстве, только если эта деятельность является неосновной по отношению к эксплуатации судов в международных перевозках. Эти правила применяются также, если лицо с постоянным местопребыванием в договаривающемся государстве получает прибыль от участия в пуле, совместном предприятии или в международной организации по эксплуатации транспорта (ст. 8 Конвенции)
3 Венгрия Конвенция между Правительством РФиПравительством Венгерской Республики от01.04.94 Международной признается любая перевозка морским, речным, воздушным судном или дорожно — транспортным средством, эксплуатируемым лицом с постоянным местопребыванием в договаривающемся государстве (подп. gп. 1 ст. 3 Конвенции) Доход, получаемый лицом с постоянным местопребыванием в договаривающемся государстве от эксплуатации морских, речных, воздушных судов или дорожно-транспортных средств в международных перевозках, облагается налогом только в этом государстве. Это правило применяется также к доходам от участия в пуле, совместном предприятии или в международной организации по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Конвенции)
4 Дания Конвенция между Правительством РФиПравительством Королевства Дании от08.02.96 Международная перевозка означает любую перевозку пассажиров и грузов любым транспортным средством. При этом перевозка осуществляется лицом с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве за пределы этого договаривающегося государства (подп. еп. 1 ст. 3 Конвенции) Доход, получаемый лицом с постоянным местопребыванием в договаривающемся государстве от эксплуатации транспортных средств в международных перевозках, облагается налогом только в этом договаривающемся государстве. Это правило распространяется на доходы от использования транспортных средств при поставках оборудования, продовольствия и персонала к месту деятельности, связанному с предварительными исследованиями, разведкой (добычей углеводородов) на территории другого договаривающегося государства. Кроме того, доход от международных перевозок включает в себя доход, получаемый от прямого использования и сдачи в аренду транспортных средств. Эти правила применяются также к доходам от участия в пуле, совместной деятельности или в международной организации по эксплуатации транспорта (ст. 8 Конвенции)
5 Казахстан Конвенция между Правительством РФиПравительством Республики Казахстан от18.10.96 Термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским, речным, воздушным судном, а также железнодорожным или автомобильным транспортом, эксплуатируемым предприятием договаривающегося государства (подп. еп. 1 ст. 3 Конвенции) Прибыль, полученная резидентом договаривающегося государства от эксплуатации морских, речных, воздушных судов, железнодорожного или автомобильного транспорта, облагается налогом только в этом государстве. Доходы резидента договаривающегося государства от сдачи в аренду транспортных средств, контейнеров и относящегося к ним оборудования для их эксплуатации в международных перевозках также облагаются налогом только в этом государстве. Кроме того, эти правила распространяются на прибыль от участия в пуле, совместном предприятии или в международной организации по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Конвенции)
6 Кипр Соглашение между Правительством РФиПравительством Республики Кипр от05.12.98 Международной признается любая перевозка морским или воздушным судном, а также дорожным транспортом, эксплуатируемым резидентом одного договаривающегося государства (подп. gп. 1 ст. 3 Соглашения) Доходы от эксплуатации морских или воздушных судов и дорожного транспорта в международных перевозках владельцами, а также арендаторами и фрахтователями подлежат налогообложению только в договаривающемся государстве, в котором расположено место эффективного управления лиц, получающих такие доходы. Аналогичным образом облагаются доходы от сдачи в аренду контейнеров и соответствующего оборудования, относящегося к эксплуатации морских (воздушных) судов и дорожного транспорта в международных перевозках. Эти правила применяются также к доходам от участия в пуле, совместной деятельности или в международной организации по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Соглашения)
7 Латвия Соглашение между Правительством РФиПравительством Латвийской Республики от20.12.10 Термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским, воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортным средством, которое эксплуатируется предприятием договаривающегося государства (подп. gп. 1 ст. 3 Соглашения) Прибыль, полученная предприятием договаривающегося государства от эксплуатации судов и транспорта в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом государстве. В аналогичном порядке облагается прибыль от сдачи в аренду без экипажа судов (транспорта) и от использования, эксплуатации или сдачи в аренду контейнеров (включая трейлеры и необходимое для перевозки контейнеров оборудование), которые применяются для перевозки товаров или изделий. Эти правила применяются также к доходам от участия в пуле, совместной предпринимательской деятельности или в международном агентстве по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Соглашения)
8 Люксембург Соглашение между Правительством РФиВеликим Герцогством Люксембург от28.06.93 Международной признается любая перевозка морским (речным, воздушным) судном или любым другим транспортным средством, эксплуатируемым лицом с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве (подп. fп. 1 ст. 3 Соглашения) Доходы лица с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве от операций по эксплуатации транспортных средств, указанных в подпункте f пункта 1 статьи 3 Соглашения, в международных перевозках подлежат налогообложению только в этом государстве. Аналогичным образом облагаются доходы от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме этих транспортных средств в международных перевозках (включая использование, содержание и сдачу в аренду контейнеров и относящегося к ним оборудования). Эти правила также подлежат применению к прибыли, полученной от участия в пуле, совместном предприятии или в международной организации по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Соглашения)
9 Нидерланды Соглашение между Правительством РФиПравительством Королевства Нидерландов от16.12.96 Термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием договаривающегося государства (подп. gп. 1 ст. 3 Соглашения) Прибыль от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках облагается налогом только в том договаривающемся государстве, в котором предприятие, получающее такую прибыль, является резидентом. Это правило применяется также к прибыли от участия в пуле, совместной деятельности или в международной организации по эксплуатации транспортных средств. Кроме того, прибыль от осуществления международных перевозок включает в себя прибыль от сдачи в аренду судов без экипажа, контейнеров и сопутствующего оборудования. При этом главное, чтобы прибыль от аренды являлась побочной по отношению к прибыли, получаемой от эксплуатации морских и воздушных судов (ст. 8 Соглашения)
10 Сингапур Соглашение между Правительством РФиПравительством Республики Сингапур от09.09.02 Международная перевозка означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием договаривающегося государства (подп. gп. 1 ст. 3 Соглашения) Прибыль, получаемая предприятием одного договаривающегося государства от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом договаривающемся государстве. В аналогичном порядке облагается прибыль от аренды судов (с экипажем и без экипажа), контейнеров и соответствующего оборудования, которые связаны с эксплуатацией морских или воздушных судов в международных перевозках. Эти правила применяются также к прибыли от участия в пуле, совместном предприятии или в международной организации по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Соглашения)
11 Украина Соглашение между Правительством РФиПравительством Украины от08.02.95 Международная перевозка означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, а также автотранспортным средством или железнодорожным транспортом. При этом перевозка осуществляется резидентом договаривающегося государства (подп. еп. 1 ст. 3 Соглашения) Доходы, полученные резидентом договаривающегося государства от эксплуатации в международных перевозках транспортных средств, указанных в подпункте е пункта 1 статьи 3 Соглашения, облагаются налогом только в этом государстве. Это правило распространяется также на доходы от участия в пуле, совместном предприятии или в международной организации по эксплуатации транспортных средств. Кроме того, к доходам от международных перевозок относятся доходы от сдачи в аренду морских, речных и воздушных судов, а также доходы от использования, содержания и сдачи в аренду контейнеров (включая трейлеры и сопутствующее оборудование для транспортировки контейнеров), используемых для перевозки товаров (изделий). Главное, чтобы такая сдача в аренду (использование или содержание) являлась неосновным видом деятельности по отношению к международным перевозкам (ст. 8 Соглашения)
12 Швейцария Соглашение между РФиШвейцарской Конфедерацией от15.11.95 Термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного договаривающегося государства, (подп. gп. 1 ст. 3 Соглашения) Прибыль, полученная предприятием одного договаривающегося государства от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках, облагается налогом только в этом договаривающемся государстве. Это правило распространяется и на прибыль, полученную от участия в пуле, в совместной предпринимательской деятельности или в международной организации по эксплуатации транспортных средств (ст. 8 Соглашения)

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Жила-была компания на общем режиме. Нужно было ей закупить у производителей товар для перепродажи. Производители нашлись, товар — тоже, качество и цена покупателя устроили. Но тут выяснилось, что оба найденных производителя применяют упрощенку. Значит, входящего НДС от них не жди. Опечалилась компания…
Руководство производителей, заметив, что выгодный покупатель резко погрустнел от таких известий, пишет ему послание: «Не печальтесь, есть у нас несколько дистрибьютеров на общем режиме — заключите-ка договор с ними, и будет вам НДС в полном объеме». Подписал покупатель бумаги с этими дистрибьютерами, исправно получал от них счета-фактуры. А товар, разумеется, приходил напрямую от производителей. Тут и сказочке… нет, пока не конец.

Читать далее >>

Подписка

Сервисы