Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Торговые сборы как разновидность вмененного налога

19 января 2015   120  

комментируемое событие Президент подписал Федеральный закон от 29.11.14 № 382-ФЗ, которым в налоговую систему России вводится торговый сбор, а в Налоговый кодекс — глава 33 «Торговый сбор»

основные темы Увеличение налоговой нагрузки на торговые компании

В России введен новый вид обязательных платежей — торговый сбор (гл.33 НКРФ). Уже с 1 июля 2015 года он может появиться в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Однако, скорее всего, сбор введут с указанной даты только в Москве. Для его введения в остальных регионах сначала нужно принять соответствующий федеральный закон, который, вероятно, будут принимать уже с учетом итогов эксперимента над московскими коммерсантами.

Торгуешь — плати!

Фактически объектом обложения сбором признается использование хотя бы раз в квартал здания, сооружения, помещения, торговой точки и иного торгового объекта для осуществления торговой деятельности. К торговой деятельности относятся торговля через объекты стационарной и нестационарной торговли, торговля со склада, организация розничных рынков.

Сбор уплачивается ежеквартально по определенным в зависимости от объекта или его площади ставкам. Местные органы власти могут устанавливать льготы, а также дифференцированные ставки в зависимости от территории, категории плательщика, особенностей отдельных видов торговли, а также особенностей самих объектов торговли (например, аптеки, вендинговые автоматы). Плательщик обязан самостоятельно исчислить сумму сбора и перечислить ее в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом.

Ключевой элемент — механизм учета и контроля плательщиков, точнее принадлежащих им объектов торговли. Плательщики обязаны подавать в налоговые органы уведомления о своей торговой деятельности не позднее пяти дней с момента возникновения объекта обложения, по сути — с даты хотя бы единичного факта торговли. Если такое уведомление не подано, это приравнивается к ведению деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Такое нарушение влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей (ст. 116 НКРФ). Поскольку доказать размер таких доходов очень сложно, гарантированный штраф составит, таким образом, 40 тыс. рублей.

Местным властям предоставлены полномочия по сбору и передаче налоговым органам сведений о торговых объектах. Для этого, например, Мосгордума определит уполномоченный орган городской власти, который будет вправе заниматься выявлением торговых объектов. При выявлении объекта торговли, о котором его владелец не уведомил налоговый орган, или неверно указанных в отношении такого объекта сведений местные мытари будут составлять акт и направлять его в налоговую службу. Этот акт может быть обжалован предпринимателем в административном или судебном порядке.

Не хочешь — заставим

Появлением своим торговый сбор обязан налогу с продаж, точнее нереализованной идее его введения. Как можно судить по публичным высказываниям разработчиков, этот сбор не предназначен для повышения нагрузки на налогоплательщиков, его предназначение — заставить заплатить налоги тех, кто остается в тени. В частности, по словам премьер-министра, «надо, чтобы и малый бизнес выполнял свою часть социального контракта».

Согласно закону, от уплаты сбора освобождаются лица, применяющие патентную систему налогообложения, и плательщики единого сельхозналога. Сам сбор не может превышать стоимость патента. Сумма НДФЛ, налога на прибыль или налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения, подлежит уменьшению на сумму сбора. Таким образом, правительство рассчитывает гарантированно получить минимальную часть НДФЛ, налога на прибыль и налога при УСН с тех, кто не желает сегодня платить эти налоги. Вроде бы цель благая и социально одобряемая. Но тут начинаются вопросы.

Не может не беспокоить, что если раньше власти старались расширить налоговую базу, а для этого сделать налоговые спецрежимы привлекательными для добровольной уплаты, то теперь акцент сделан на принуждение. По уровню техники администрирования этот сбор-налог поразительно напоминает давно забытые на Руси поборы с купцов. Например, на въезде в город с них собиралась торговая пошлина (мыт): один воз с товаром — 1 рубль, два воза — 2 рубля и т. д.

Новые налоги всегда приводят к сопротивлению. Здесь тоже можно ожидать попыток использования многочисленных пробелов и неясностей подготовленного наспех закона в расчете на победу в суде в случае предъявления претензий контролирующих органов. Московским коммерсантам следует дождаться нормативных актов местных властей, в которых будут установлены ставки и, возможно, льготы. Такие акты должны быть приняты не позднее мая 2015 года. Но одно ясно уже сейчас: уклониться от сбора будет довольно сложно — именно для этого он и принимался. Можно отметить лишь, что пока под сбор не подпадает интернет-торговля.

Не назвать ли нам кошку кошкой?

Введение в налоговую систему России торговых сборов вызывает у юристов большие вопросы. Прежде всего отметим, что власти многократно обещали не вводить до 2018 года новые налоги. Поэтому, чтобы не называть новый платеж налогом, внесены изменения в статью 8 НК РФ «Понятие налога и сбора».

Под сбором теперь следует понимать также платеж, обусловленный осуществлением организациями и гражданами определенных видов деятельности. Такое откровенно конъюнктурное изменение определения сбора в Налоговом кодексе не отвечает ни конституционно-правовому понятию налогов и сборов в статье 57 Конституции, ни существующим научным доктринам, ни зарубежному опыту.

Кроме того, согласно статье 104 Конституции РФ, законопроекты о введении налогов могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Депутатский законопроект № 527250–6, получивший заключение Правительства РФ от 17.09.14 № 6091п-П13, поначалу не предусматривал введение торгового сбора. Нормы о торговом сборе были включены в законопроект в виде поправок только ко второму чтению. Такой налог не может считаться законно установленным, как того требует статья 57 Конституции РФ.

Мнение чиновника

Андрей Макаров, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам

Я считаю, что сделан очень важный шаг на пути реализации статьи 132 Конституции РФ, в которой сказано, что органы местного самоуправления не только исполняют свои бюджеты, но и принимают налоги и сборы. То есть имеют инструмент для решения тех задач, которые на них возлагаются. К сожалению, после 1998 года, когда был принят Налоговый кодекс, мы были вынуждены из него убрать все местные налоги и сборы, так как их количество на практике доходило до 500. Теперь эта ситуация исправлена. При этом приняты все меры для того, чтобы удара по бизнесу торговые сборы не нанесли. Я считаю, что их введение не повышает налоговую нагрузку, одновременно решая очень важную задачу увидеть тех, кто налоги не платит. Госдума определяет только предельные значения, а конкретные ставки назовет субъект федерации, в данном случае город Москва, где этот закон будет реализовываться с 1 июля 2015 года.

Мнение эксперта

Константин Кантырев, управляющий партнер международного юридического бюро Ruscounsel.com

Основная ответственность за то, в каком именно виде может появиться торговый сбор в городе Москве, ложится на местные власти. У них будут полномочия и уменьшить налог, и предоставить льготы. Пока предварительный расчет показывает, что сумма сбора может составить порядка 2400 рублей за 1 кв. м площади торгового зала в год для объектов площадью до 50 кв. м. Однако ставка за площадь свыше 50 кв. м планируется на уровне 200 рублей за кв. м в год. Это не так много. На принятие серьезных коммерческих решений такая ставка торгового сбора скорее всего не повлияет. Исходя из логики начисления сборов, основной способ их оптимизации — уменьшать площадь магазинов, внимательно смотреть на целесообразность всех излишков площадей торгового зала. Однако это не очень практично с коммерческой точки зрения. Поэтому, скорее, теперь при открытии магазина будет стоять выбор между периферией Москвы и ближним Подмосковьем, где торгового сбора пока нет и не ожидается в ближайшее время.

Мнение практика

Алексей Каневский, президент компании «Интерпортфолио», коммерческий директор группы компаний «Кентавр»

Прогнозировать и приводить цифры о том, как это в итоге скажется на бизнесе, пока сложно: закон вышел в таком формате, что к нему пока нет конкретизирующих цифры нормативных актов. Пока что все эти решения лежат на рассмотрении в правительстве Москвы, и ситуация с введением сборов только постепенно к маю будет обрастать подробностями. Однако уже можно сказать однозначно, что любой сбор, который будет взиматься (особенно с торговых сетей), будет переложен в цены, и в конечном итоге — на конечного покупателя. Скорее всего, нас ждет большая волатильность на рынке недвижимости в торговых центрах, потому что мелкие предприятия будут закрываться, а площади, соответственно, освобождаться. Избежать сборов на законном основании смогут лишь предприниматели на патенте и сельхозпроизводители. Остальным дополнительного налогообложения избежать не удастся. Единственный выход — менять регион, но и тут нет гарантии, что-то же Подмосковье со временем не введет сборы и на своей территории.

У каких торговых компаний увеличится налоговая нагрузка в результате введения торговых сборов? ни у каких; только у убыточных компаний; у всех. Сумма НДФЛ, налога на прибыль или налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения, подлежит уменьшению на сумму сбора. Поэтому у прибыльных компаний налоговая нагрузка увеличиться не должна. Однако торговым организациям с налоговым убытком вычитать сумму сборов не из чего. У них налоговая нагрузка увеличится.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы