Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как оспорить кадастровую стоимость участка и снизить земельный налог

26 ноября 2014   1012  

Как многим компаниям удается оспорить кадастровую стоимость

Какие документы нужно собрать для оспаривания в суде

Когда суды отказывают компаниям в снижении стоимости

В  последнее время большинство компаний пытается снизить свои обязательства по земельному налогу путем оспаривания кадастровой стоимости участков. И, как показывает судебная практика, многим налогоплательщикам это удается (постановления арбитражных судов Волго-Вятского от17.10.14 №А17-1024/2013, от22.09.14 №А17-4169/2013, Дальневосточного от07.10.14 №Ф03-3776/2014, от05.09.14 №Ф03-2590/2014 и Московского от30.10.14 №Ф05-12096/14, от20.10.14 №Ф05-11427/14 округов). Причем в отношении земельных участков такой способ оптимизации налоговых обязательств применяется уже достаточно давно.

Однако с 2014 года с помощью оспаривания кадастровой стоимости можно снизить и налог на имущество. Поскольку теперь в отношении определенной недвижимости (например, административно-деловые и торговые центры) налог на имущество рассчитывается исходя из ее кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НКРФ)*. Впрочем, оспаривание кадастровой стоимости недвижимости не совсем корректно называть способом оптимизации налога на имущество. Поскольку сумма налога, рассчитываемая исходя из кадастровой стоимости, практически всегда больше суммы налога, исчисляемой исходя из среднегодовой стоимости недвижимости.

* Подробнее об этом читайте в статье «Насколько выгодно облагать налогом наимущество оборудование отдельно отздания» в «ПНП» № 7, 2014.

Оспорить кадастровую стоимость может не только собственник, но и арендатор земельного участка

Для того чтобы рассчитать земельный налог, нужно знать кадастровую стоимость земельного участка и налоговую ставку (ст. 390, 394, 396 НК РФ). При этом под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной оценки или в процессе рассмотрения споров о результатах ее определения (ст. 3 Федерального закона от29.07.98 №135-ФЗ «Обоценочной деятельности», далее — Закон № 135-ФЗ).

Кадастровая стоимость по своей сути очень приближена к рыночной. Однако зачастую кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его реальную рыночную цену. Основной причиной таких расхождений является невозможность определения кадастровой стоимости каждого конкретного участка при массовой государственной оценке (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ). В то же время рыночная стоимость рассчитывается индивидуально для конкретного объекта (п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» , утвержденного приказом Минэкономразвития России от22.10.10 №508).

Кроме того, при определении кадастровой стоимости заказчиком работ является, как правило, исполнительный орган власти субъекта РФ. При этом оценка производится не реже одного раза в течение пяти лет с момента проведения последней госоценки (ст. 24.12 Закона №135-ФЗ). Получается, что компания вынуждена уплачивать земельный налог исходя из стоимости, существенно превышающей рыночную. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или в территориальной комиссии по рассмотрению споров о результатах ее определения (абз. 1 ст. 24.18 Закона №135-ФЗ). При оспаривании кадастровой стоимости организация может ссылаться на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является (ст. 24.18 Закона №135-ФЗ):

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Закона № 135ФЗ юридические лица могут оспорить результаты государственной оценки в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. На основании этой нормы можно сделать вывод, что снизить кадастровую стоимость участка на основании решения суда может не только собственник, но и арендатор земли. Это позволит ему уменьшить арендную плату за пользование участком. Но только в том случае, если кадастровая стоимость является базой для расчета арендных платежей.

Аналогичного мнения придерживаются и судьи. К примеру, в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от09.06.12 №Ф09-3272/12 указано, что действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки с наличием исключительно права собственности на объект. Наличие права аренды на земельный участок, плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации предоставленного законом права на пересмотр этой стоимости. И, соответственно, для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов (ст. 6 Закона №135-ФЗ).

В то же время некоторые арбитражные суды отказывают в удовлетворении подобных исков арендаторов (в частности, решения Арбитражного суда г. Москвы от21.01.14 №А40-96560/13, от25.10.13 №А40-59687/2013, от27.12.13 №А40-104707/2013). Поскольку считают, что независимая оценка может быть проведена только в отношении объектов, принадлежащих компании на праве собственности.

Для юрлиц предусмотрен досудебный порядок обжалования размера кадастровой стоимости

Конечно, для того, чтобы оценить экономический эффект от уменьшения кадастровой стоимости, необходимо сравнить налоговую экономию, полученную вследствие ее снижения, с суммой затрат, связанных с оспариванием в арбитражном суде. Если экономический эффект от снижения кадастровой стоимости очевиден, то компании можно приступить непосредственно к ее оспариванию. Для юридических лиц предусмотрен досудебный порядок обжалования, который является обязательным и предполагает обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В настоящее время указанные комиссии функционируют во многих регионах России.

Перечень территориальных комиссий и информацию об их работе можно найти на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru — Кадастровая оценка — Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости — Информация о работе комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости). Порядок создания и работы территориальных комиссий зафиксирован в приказе Минэкономразвития России от04.05.12 №263.

Для обращения в территориальную комиссию необходимо оформить заявление о пересмотре кадастровой стоимости. К заявлению нужно приложить следующие документы (ст. 24.18 Закона №135-ФЗ)*:

* Подробнее об этом читайте в статье «Заявление опересмотре кадастровой стоимости поможет снизить земельный налог» в «ПНП» № 3, 2014.
  • справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего документа на объект недвижимости;
  • отчет оценщика об установлении рыночной стоимости объекта, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа;
  • положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом СРО, членом которой является оценщик.

Самым длительным на практике оказывается получение отчета независимого оценщика и положительного заключения эксперта СРО. Как правило, на это уходит не менее трех-четырех недель.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде. Как правило, рассмотрение споров проходит «по шаблону». То есть если представлен полный пакет документов (отчет об оценке, положительное экспертное заключение), то суды удовлетворяют требования компаний (например, постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского от12.12.13 №А53-35595/2012, Уральского от06.06.14 №Ф09-2904/14, Восточно-Сибирского от13.08.13 №А33-15595/2012 округов). Отметим, что рассмотрение исков в арбитражном суде занимает не менее полугода. Кроме того, с середины 2014 года полномочия по рассмотрению кадастровых споров перешли от арбитражных судов к судам общей юрисдикции. Поэтому новая практика только начинает формироваться.

Что же касается физических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей, то досудебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости для них не предусмотрен (абз. 3 ст. 24.18 Закона №135-ФЗ). То есть предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Поэтому можно сразу подавать исковое заявление в суд. Правда, отчет оценщика и экспертное заключение СРО все равно придется заказывать.

Самая распространенная причина отказа в снижении стоимости — отсутствие экспертного заключения

Конечно, в процессе оспаривания кадастровой стоимости можно столкнуться с рядом подводных камней, на которые следует обратить внимание. Практика показывает, что основные причины отказа со стороны комиссий в удовлетворении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости следующие:

  • экспертное заключение не соответствует требованиям Закона №135-ФЗ или Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от20.07.07 №256;
  • вместо кадастрового паспорта представлена выписка из государственного кадастра недвижимости;
  • отсутствует положительное экспертное заключение СРО, членом которой является оценщик, выполнивший отчет;
  • дата оценки в отчете независимого оценщика об определении рыночной стоимости не соответствует дате установления кадастровой стоимости;
  • экспертное заключение не соответствует требованиям Федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от04.07.11 №328.

Для успешного оспаривания размера кадастровой стоимости в суде необходимо тщательно относиться к подготовке всех необходимых документов. Поскольку любое отступление от требований к оформлению документов (ст. 24.18 Закона №135-ФЗ) предоставляет комиссии возможность отклонить заявление компании. В частности, если к заявлению будут приложены отчет оценщика или экспертное заключение в электронном виде, но без электронной подписи.

Зачастую участники территориальной комиссии оспаривают сами расчеты или применяемые в отчетах оценщиков подходы, выполняя тем самым немного не свойственную им функцию. Как правило, такие претензии являются следствием не совсем добросовестных действий оценщика, который занижает рыночную стоимость в отчетах.

Примечательно, что самой распространенной причиной отказа судов в снижении кадастровой стоимости является отсутствие положительного экспертного заключения СРО оценщиков. Такой вывод можно сделать из множества судебных решений (например, постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от04.06.14 №А12-18919/2013, Уральского от09.12.13 №Ф09-12774/13 , от06.08.13 №Ф09-11230/12, от09.08.13 №Ф09-6243/13, Волго-Вятского от08.10.12 №А29-9636/2010 округов).

Отметим также, что зачастую, если рыночная стоимость участка существенно отличается от его кадастровой стоимости, то и комиссии, и суды отказывают компаниям в снижении кадастровой стоимости (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от26.07.13 №Ф09-6527/13).

Как рассчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости

Если кадастровая стоимость земельного участка изменяется по решению суда или комиссии по рассмотрению споров, то измененная кадастровая стоимость применяется с 1 января года, в котором было подано заявление о ее пересмотре. Такой порядок следует из положений абзаца 5 статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ и подтверждается письмом Минфина России от29.09.14 №03-05-РЗ/48574.

К примеру, в декабре 2014 года общество обратилось в суд с заявлением об уменьшении кадастровой стоимости участка. При этом кадастровая стоимость была введена в действие 1 января 2013 года. Решение суда вступило в силу в апреле 2015 года. В этом случае для расчета земельного налога измененная кадастровая стоимость применяется с 1 января 2014 года. Пересчитывать земельный налог за предыдущие налоговые периоды не нужно.

Такой подход разделяют и судьи. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от07.05.14 №А65-3769/2013 указано, что в случае установления арбитражным судом кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной перерасчет сумм земельного налога ретроспективно не осуществляется. Новая кадастровая стоимость не распространяется на более ранние периоды. Аналогичные выводы содержатся во множестве других подобных споров (например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от14.02.14 №Ф09-14604/13).

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы