Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Евразийский экономический союз: каких перемен ждать в налоговой сфере

30 октября 2014   653  

Чем Евразийский союз отличается от Таможенного

Как изменится налогообложение экспортно-импортных операций

Какой тариф страховых взносов применим к работникам из ЕАЭС

На базе Таможенного союза (ТС) с 2015 года создается Евразийский экономический союз (ЕАЭС). 29 мая 2014 года Россией, Белоруссией и Казахстаном (на сегодняшний день все три этих государства входят в Таможенный союз) был подписан соответствующий договор оЕвразийском экономическом союзе. Парламенты этих стран на момент подписания номера уже ратифицировали документ, а это означает, что, как и планировалось, Евразийский союз заработает в полную силу с 1 января 2015 года.

Ожидается, что следующим членом ЕАЭС в самое ближайшее время станет Армения. Договор о присоединении Республики Армения к договору о Евразийском экономическом союзе был подписан в Минске 10 октября 2014 года. И осталось дождаться только официальной ратификации этого договора армянским парламентом и парламентами остальных стран-участниц.

Также вероятными кандидатами на вступление являются Киргизия и Таджикистан. Официальные лица первого государства планируют подписать договор о присоединении к ЕАЭС в 2015 году, а таджикские чиновники пока не ставят конкретных сроков по присоединению к союзу.

ЕАЭС дополняет экономические возможности прежних структур

Договор о создании Евразийского экономического союза официальные лица называют новым этапом интеграции государств-участников. В чем же отличия ЕАЭС от действующих на текущий момент аналогичных структур?

Зона свободной торговли СНГ, в которую в 2011 году вошли Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины». А экспортные пошлины фиксируются на определенном уровне с перспективой поэтапной отмены. Однако на практике существуют множественные исключения.

В частности, такие изъятия из общих правил Россия применила в 2014 году в отношении Молдавии, которая подписала и ввела в действие договор об ассоциации с ЕС. А Украина под угрозой отмены режима беспошлинной торговли с Россией была вынуждена отложить вступление в силу такого же соглашения с Евросоюзом.

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, помимо абстрактного декларирования принципа стремления к беспошлинной торговле между странами-участницами, предусматривает жесткое согласование общей таможенной политики при торговле с третьими странами. Для этого с 1 января 2010 года на территории России, Белоруссии и Казахстана были введены единый таможенный тариф, единая система нетарифного регулирования и порядок взимания косвенных налогов. Единый таможенный кодекс начал действовать с 1 июля 2010 года. Кроме того, был устранен ряд несоответствий в национальных законодательствах.

Единое экономическое пространство в рамках этих же трех государств подразумевает создание унифицированных правил по свободному перемещению не только товаров, но и рабочей силы, услуг и капитала. Действует оно с 2012 года.

В рамках создания такого пространства стороны объявили о том, что они «будут проводить согласованную макроэкономическую политику, основанную на единых принципах и правилах конкуренции и регулирования деятельности естественных монополий». И «применять единые подходы к поддержке промышленности и сельского хозяйства, а также к осуществлению госзакупок».

Насколько успешно реализованы эти намерения, судить сложно. Теперь тем же самым стороны займутся в рамках ЕАЭС.

Евразийский экономический союз в дополнение к предыдущим стадиям межгосударственной интеграции ставит целью выработку общей торговой, денежной, налоговой политики. Кроме того, в рамках ЕАЭС создаются наднациональные управляющие, контрольные и судебные органы:

  • высший евразийский экономический совет;
  • евразийская экономическая комиссия;
  • комиссия по сырьевым ресурсам (устанавливает цены и квоты на сырьевые товары и энергоносители, координирует политику в области добычи, продажи золота и других драгоценных металлов и др.);
  • фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, формирующийся за счет вкладов стран ЕАЭС (финансирует перспективные наукоемкие экономические и научно-технические программы, оказывает помощь в решении ряда задач, в том числе правовых, налоговых, финансовых, экологических и т. д.);
  • комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям;
  • международный инвестиционный банк ЕАЭС;
  • международный арбитраж ЕАЭС;
  • комиссия по вводу расчетной денежной единицы;
  • комиссия по экологии.

Изменения налогового и таможенного регулирования минимальны

Таким образом, ЕАЭС претендует на то, чтобы в течение следующих 10 лет стать новым интеграционным объединением с общим экономическим регулированием, устроенным по типу Евросоюза. Следующей ступенью после Таможенного союза и единого экономического пространства. Договор о создании ЕАЭС, в частности, регулирует достаточно широкий круг отношений, в том числе в сферах внешней торговли, интеллектуальной собственности, налогообложения. Впрочем, в налоговые правоотношения договор о создании ЕАЭС революционных изменений не привнесет.

Непосредственно с вступлением в силу договора три ключевых документа Таможенного союза в области косвенного налогообложения утратят свою силу. Речь, в частности, идет:

  • о соглашении от25.01.08 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»;
  • о протоколе от11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе»;
  • о протоколе от11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».

Вопросам налогообложения в договоре посвящены три статьи (ст. 71–73) и приложение № 18. Фактически можно сказать, что все перечисленные выше документы Таможенного союза перекочевали в договор о Евразийском экономическом союзе.

К примеру, под экспортом товаров в договоре понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Под импортом — ввоз товаров налогоплательщиками на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена. Аналогичные определения понятию экспорта и импорта содержатся сейчас в соглашении от25.01.08 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».

Однако важно отметить два новых принципиальных момента, которых ранее не было в налоговом законодательстве Таможенного союза.

Передача товара в иностранный филиал НДС не облагается

В соответствии с пунктом 6 статьи 72 договора косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена товаров в связи с их передачей с территории другого государства-члена в пределах одного юридического лица.

Ранее документы Таможенного союза не содержали правил налогообложения товаров, передаваемых между головной организацией и ее филиалом в другом государстве Таможенного союза. Приходилось руководствоваться разъяснениями Минфина России и налоговых органов, которые в целом разделяли позицию о том, что, так как филиал не является самостоятельным юрлицом, передача ему товаров не признается реализацией, в связи с чем не облагается НДС. В частности, ФНС России высказывала такое мнение в отношении передачи товаров из головной компании, находящейся на территории Республики Беларусь, в филиал в России (письмо от30.09.11 №ЕД-4-3/16146@). А в письме от23.01.12 №03-07-13/01–02 уже Минфин России разъяснил, что при перемещении товаров между головной организацией, находящейся в России, и ее филиалом в Казахстане перехода права собственности на товары не происходит и НДС не уплачивается.

Однако на практике в настоящее время такой подход разделяют налоговые органы не всех стран. Так, если российская организация передает какое-либо имущество своему филиалу в Казахстане, налоговые органы этого государства считают эту операцию импортом товаров и требуют уплатить ввозной НДС по ставке 12 процентов. С вступлением в силу договора о Евразийском экономическом союзе будет действовать прямая и логически правильная норма, регулирующая данный вопрос.

Впрочем, пока налогообложение остается суверенным правом каждого государства, такое регулирование может привести и к налоговым рискам. Ведь для целей налогообложения получается, что, к примеру, у казахстанского филиала, которому передан товар из российской головной компании, нет права принять НДС к вычету в Казахстане. При этом формально у российского головной компании право на вычет НДС есть. При условии что товар будет далее использован в облагаемой НДС деятельности, пусть и на территории другого государства. Главное, что оно входит в ЕАЭС. Однако здесь российский налоговый орган может придумывать различные основания, требуя от российской головной компании восстановить НДС в отношении рассматриваемого товара.

Все граждане стран ЕАЭС уравнены для целей НДФЛ и страховых взносов

В статье 73 «Налогообложение доходов физических лиц» договора закреплено правило, согласно которому в рамках Евразийского экономического союза с первого дня работы по найму к физическим лицам — нерезидентам должна применяться ставка подоходного налога, установленная для резидентов.

Это означает, что с выплат гражданам Казахстана, Белоруссии или Армении российские работодатели будут с первого дня их трудовой деятельности удерживать НДФЛ по ставке 13 процентов. В отношении россиян, приехавших на заработок в Казахстан или Армению, указанное правило ничего не изменит, поскольку на данный момент в этих странах ставки подоходного налога для резидентов и нерезидентов не дифференцируются и составляют соответственно 10 и 26 процентов. Но в Белоруссии различия в ставках есть (12% против 15%).

Кроме того, в число отменяемых договором о ЕАЭС правовых актов попало и соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.10. Что вызовет изменения в миграционном регулировании. Так, в статье 1 соглашения от 19.11.10 трудовая деятельность рассматривается исключительно как деятельность на основании трудового договора. А в договоре о ЕАЭС понятие «трудовая деятельность» включает и выполнение работ (оказание услуг) на основании гражданско-правового договора (п. 5 ст. 96 договора оЕАЭС). А работник с гражданством государства ЕАЭС теперь будет называться «трудящийся государства-члена», а не «трудящийся-мигрант».

В результате российские работодатели с 2015 года получают право привлекать к трудовой деятельности граждан стран — членов ЕАЭС без учета внутренних миграционных ограничений. Для таких работников больше не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в России (п. 1 ст. 97 договора оЕАЭС). При въезде гражданина страны ЕАЭС необходимо оформить лишь миграционную карту (п. 7 ст. 97 договора оЕАЭС), да и то, если он въехал в Россию без процедуры прохождения пограничного контроля (п. 8 ст. 97 договора оЕАЭС).

Впрочем, новшеством это будет лишь в отношении граждан Армении. Жители Казахстана и Белоруссии и до этого могли работать в России без соблюдения большинства миграционных ограничений.

Уравнивание в правах граждан стран — членов ЕАЭС коснулось и страховых взносов. Страховой стаж трудящихся государств — членов ЕАЭС с 2015 года будет засчитываться в общий страховой стаж для целей социального страхования. В связи с чем социальное страхование трудящихся из стран ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что предусмотрены для граждан Российской Федерации (п. 3 ст. 98 договора оЕАЭС). То есть с выплат временно пребывающим на территории России работникам из стран ЕАЭС нужно платить все страховые взносы во внебюджетные фонды РФ.

Напомним, что на текущий момент подпунктом 15 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ предусмотрено, что суммы выплат в рамках трудовых отношений с лицами, временно пребывающими в России, освобождены от уплаты страховых взносов. Однако пенсионные взносы по ставке 22 процента могут уплачиваться, если работник в общей сложности в течение календарного года трудится в компании более шести месяцев (п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от15.12.01 №167-ФЗ).

С 2015 года к иностранным работникам — гражданам стран — членов ЕАЭС, временно пребывающим на территории России, применяются те же нормы, что и к российским работникам. Что в общем случае увеличит размер тарифа страховых взносов до 30 процентов.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы