Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как компании с выгодой вступить в расширенное взаимодействие с налоговиками

30 сентября 2014   673  

Каковы непременные условия расширенного взаимодействия

Чем закончился пилотный проект горизонтального мониторинга

Какие скрытые угрозы содержит соглашение о взаимодействии

Во многих странах мира налогоплательщики имеют право воспользоваться для снижения своих налоговых рисков так называемым институтом предварительного заключения. Когда относительно планируемой сделки или нескольких взаимосвязанных хозяйственных операций компания заранее может узнать мнение налогового органа об их законности и налоговых последствиях. Более того, по отдельным видам сделок получать предварительное заключение не право, а обязанность компании.

В том же направлении движутся и российские налоговики. В настоящее время ФНС России подведены итоги пилотного проекта по внедрению расширенного информационного взаимодействия налоговых органов и крупнейших налогоплательщиков. Кроме того, уже прошел первое чтение проект федерального закона № 529630–6 от 23.05.14, раскрывающий особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга.

Планируется, что воспользоваться возможностями горизонтального мониторинга некоторые компании смогут уже в 2015 году. Расширенное взаимодействие между налогоплательщиком и налоговым органом будет закрепляться специальным соглашением. Такое соглашение даст налоговикам доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика в режиме реального времени. То есть инспектор сможет удаленно получать данные из бухгалтерских программ компании. Однако, прежде чем ввязываться в такого рода сотрудничество с налоговиками, важно разобраться, какие нюансы необходимо при этом учитывать и к каким негативным последствиям это может привести.

Пока к горизонтальному мониторингу привлекают только крупный бизнес

В ближайшее время соглашения о расширенном информационном взаимодействии с налоговиками не смогут заключать представители малого и среднего бизнеса. Это не вполне соответствует мировому опыту. То ли налоговики планируют, как это было с главой о трансфертном ценообразовании, сначала потренироваться на крупном бизнесе. То ли вообще не заинтересованы в подобного рода «партнерстве» с небольшими компаниями. Однако факт остается фактом: согласно пояснительной записке к законопроекту № 529630–6 от 23.05.14, реализация закона планируется в рамках штатной численности налоговых органов, а это значит, что для большинства компаний выездные налоговые проверки в ближайшие годы еще останутся реальностью.

Касаемо самих критериев соответствия (см. подверстку ниже) следует отметить, что они являются одними из самых суровых в мировой практике. Так, в США к компании, претендующей на «партнерство», предъявляются следующие требования: публичность, ежегодный аудит, размер активов более 10 млн долларов и отсутствие в отношении нее уже назначенной выездной налоговой проверки или судебных налоговых споров. То есть в США, напротив, к расширенному информационному взаимодействию привлекается в основном средний бизнес.

В Нидерландах же участие в горизонтальном мониторинге возможно даже для ИП. На начало 2014 года этим воспользовались 35 процентов голландских предпринимателей. При этом расширенное взаимодействие с малым и средним бизнесом нидерландские налоговики осуществляют через посредников — сертифицированные ассоциации бухгалтеров и аудиторов.

Требования к заключению соглашения

На текущий момент налоговиков интересует онлайновый доступ к бухучету тех компаний, которые за предшествующий подписанию соглашения календарный год одновременно соответствуют следующим критериям:

— совокупная сумма уплаченных в бюджет федеральных налогов — не менее 500 млн рублей;

— суммарный объем полученных доходов — не менее 5 млрд рублей;

— совокупная стоимость активов на 31 декабря — не менее 10 млрд рублей.

Получить консультацию немедленно не получится

Один из недостатков законопроекта состоит в том, что на заключение соглашения о расширенном информационном взаимодействии может уйти значительное время. Сначала до 1 июля компания подает заявление о заключении соглашения с приложением документов. Затем до 1 ноября налоговый орган принимает решение о его заключении. И до 31 декабря стороны соглашение подписывают. А действовать оно начнет лишь в следующем году.

То есть оперативно согласовать налогообложение каких-то сделок у компании не получится. Компании, заключившие соглашения в 2015 году, смогут консультироваться у налоговиков только с 2016 года в течение одного, двух или трех лет в зависимости от того, какой срок будет прописан в соглашении.

Сроки вынесения мотивированного мнения по запросу о неопределенной правовой позиции налогоплательщика в мировой практике варьируются от 28 до 90 дней. В России налоговики должны будут дать ответ в течение одного месяца со дня получения запроса.

В пилотном проекте принимало участие несколько крупных компаний

Нужно сказать, что ФНС в течение 2012–2014 годов уже проводила пилотный проект по расширенному информационному взаимодействию с несколькими крупными компаниями. По итогам этого проекта компании, в нем участвовавшие, оценили эффективность партнерства в среднем на 4 балла по 5-балльной шкале.

К положительным моментам заключения соглашения о расширенном информационном взаимодействии можно отнести не только устранения неопределенности в спорных налоговых ситуациях, минимизирование времени на аудит, но и снижение трудозатрат. Во внутреннем докладе ФНС России по итогам проведения пилотного проекта (письмо от 23.04.14 № СА-4-9/8043@) отмечается сокращение объема истребуемой информации у отдельных компаний на 18 процентов. А бумажный документооборот снизился более чем на 30 процентов. Естественно, при этом электронный документооборот вырос практически на ту же величину.

Редакции «ПНП» удалось на условиях анонимности получить комментарий от представителя одной из компаний, участвовавших в пилотном проекте ФНС.

дословно

Наша компания давно задумывалась о желаемых для нас изменениях в вопросе налогового администрирования. Статус крупной компании и многомиллионные налоги, которые мы платим, сами по себе свидетельствовали о том, что наша компания — серьезный и ответственный налогоплательщик. И может вполне обойтись без позиции «наздираемого» в налоговых отношениях.

Поэтому в конце 2012 года мы подписали с нашей инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам соглашение о расширенном информационном взаимодействии (горизонтальном мониторинге) при исчислении и уплате налогов и сборов. Это позволило перейти на совершенно иные условия взаимоотношений с налоговым органом — к сотрудничеству с ним.

Нельзя сказать, что такой шаг дался нам легко. Естественно, что для нас это могло обернуться дополнительным риском. Ведь в рамках соглашения о горизонтальном мониторинге инспекторы получали доступ к системе ведения бухгалтерского и налогового учета нашей компании в режиме реального времени. А также к нашим базам данных, ко всей первичной документации, в том числе по еще готовящимся сделкам.

И в то же время это снижало налоговые риски. Более тесное взаимодействие с налоговым органом имело свои плюсы. Мы получили уникальную возможность проконсультироваться у налоговиков по той или иной совершаемой сделке. А если следовать полученным рекомендациям, то даже в случае изменения позиции Минфина по какому-либо вопросу мы будем застрахованы от неблагоприятных последствий в виде налоговой ответственности. Поэтому решение все же было принято в пользу соглашения.

ФНС в своем внутреннем документе отмечает, что в течение года у каждой компании, участвовавшей в пилотном проекте, возникла необходимость в направлении запроса о неопределенной правовой позиции в среднем чуть более 10 раз. При этом описывались совершенные операции, позиция налогоплательщика со ссылками на письма Министерства финансов РФ и судебную практику.

Помимо направления запросов, каждая из компаний имела возможность принять участие в среднем в 12 совместных встречах с представителями налогового органа. В ходе таких встреч были урегулированы не только текущие или перспективные вопросы, но и споры, находящиеся в стадии судебного разбирательства. Что позволило сократить количество судебных споров в период действия соглашения по отдельным компаниям до пяти раз.

Все личные встречи в рамках горизонтального мониторинга проводились на территории налогового органа. После вступления федерального закона в силу для приема представителей компаний, заключивших соглашение, ФНС планирует организовать специальные комнаты на территории инспекций. Чтобы не пугать компании перспективой частого присутствия налоговиков на их территории.

Соглашение о взаимодействии содержит скрытые опасности

Пакет документов, прилагаемых к заявлению о заключении соглашения о расширенном информационном взаимодействии, можно было бы назвать небольшим (проект соглашения, сведения о физических и юридических лицах, прямо или косвенно участвующих в организации, информация об основных видах деятельности и учетная политика для целей налогообложения), если бы там не было оговорки о возможности запроса иных документов.

Данный аспект примечателен тем, что такая расплывчатая формулировка может стать основанием для сбора в отношении компании интересующей налоговиков информации, которая позднее может повлечь отказ от заключения соглашения и выездную налоговую проверку. Прописанных в законе оснований для отказа предостаточно: начиная от представления документов в неполном объеме до иных непоименованных оснований. Поэтому если в ходе ведения переговоров по вопросу заключения соглашения возникают подобного рода сомнения, компании стоит воспользоваться правом отзыва заявления.

Соглашение о расширенном информационном взаимодействии устанавливает как период действия соглашения, так и порядок предоставления налоговому органу доступа к сведениям бухгалтерского и налогового учета, иной информации, необходимой для осуществления налогового контроля. А также сроки, форматы и объем предоставляемых документов и информации. Естественно, в ходе переговоров о заключении соглашения эти вопросы будут для налоговиков первоочередными. ФНС России, исходя из опыта пилотного проекта, будет настаивать на максимально широком доступе к бухгалтерским данным и документации компании. Вплоть до отказа от заключения соглашения, если предлагаемые представителями компании условия, по мнению налоговиков, недостаточны.

Компании, принявшей решение заключить соглашение о расширенном информационном взаимодействии, стоит учитывать, что в рамках налогового мониторинга налоговый орган:

  • не вправе давать мотивированные мнения по вопросам трансфертного ценообразования. Для этого необходимо заключить с налоговым органом отдельное соглашение о ценообразовании для целей налогообложения;
  • имеет право проводить камеральную проверку по представленным налогоплательщикам декларациям, а также истребовать необходимые документы и пояснения в связи с уплатой налога в обычном режиме;
  • при подготовке ответов на запросы будет исследовать не только документы, представленные компанией в электронном виде, но и запрашивать дополнительные первичные документы и регистры бухгалтерского учета;
  • может использовать собранную информацию для проведения выездной налоговой проверки в ряде случаев, приведенных в статье 89 НК РФ в новой редакции. В частности, в случае досрочного прекращения такого соглашения, невыполнения мотивированного мнения налогового органа, выявления налогового правонарушения в период действия соглашения или подачи уточненной декларации, уменьшающей сумму налога, после прекращения действия соглашения.

За рубежом существуют иные варианты взаимодействия

Далеко не весь зарубежный опыт взаимодействия с налогоплательщиками в рамках института предварительных заключений нашел отражение в российских нормах. В Нидерландах в рамках горизонтального мониторинга к налоговой отчетности компания прикладывает дополнительный пакет информации (расшифровка, аналитика, копии первичных документов и договоров). А в крупных компаниях США фискальные органы создают налоговый пост с постоянным присутствием инспектора для оперативного доступа к данным и консультаций.

Во многих странах мира с компаний взимают плату за участие в расширенном информационном взаимодействии. Более того, например, в Канаде, стоимость разных видов взаимодействия разная. Так, возможность получения налогоплательщиком платных предварительных консультаций в формате телеконференции (они проходят в течение трех недель с момента обращения) обходится дешевле, чем получение письменных ответов. В порядке исключения может быть организована и встреча с представителем налогового органа.

В российском же законопроекте услуги налоговой службы пока бесплатны. Однако рассматривается вопрос о возможности взимания госпошлины за факт заключения соглашения.

Российское законодательство не предусматривает опубликования полной или сокращенной версии постановлений налогового органа. Тогда как в Канаде, несмотря на то, что информация, предоставляемая налоговой службе, носит конфиденциальный характер, сокращенная версия постановления может быть опубликована в ознакомительных целях. Все, что может сделать налогоплательщик, — это указать, какую информацию нужно удалить из текста и причину ее удаления.

По российскому законодательству институт предварительного заключения в отношении конкретной компании не распространяет последствия принятых налоговым органом решений на взаимосвязанных лиц. Но, к примеру, во Франции позиция, принятая налоговой администрацией в ходе рассмотрения документов, обязательна не только для самого налогоплательщика, а и для всей группы компаний в аналогичной ситуации.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы