Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как перевести юрадрес в регион с льготными налоговыми ставками

4 сентября 2014   644  

Какими способами меняют юрадрес на нужный субъект РФ

В чем преимущества и недостатки перевода юрадреса

Как снизить налоговые риски при «переезде» компании

Перевод юридического адреса в льготный регион может существенно понизить налоговую нагрузку компании. Региональным законодателям дано право уменьшать базовые ставки по налогу на прибыль, транспортному и имущественному налогам, а также по единому налогу по УСН. Однако по результатам опроса, проведенного на сайте www.nalogplan.ru*, выяснилось, что только 30 процентов опрошенных относятся к данному способу экономии положительно. Остальные же 70 процентов оценивают его скептически.

* О результатах этого опроса читайте в статье «Как практики относятся кпопулярным способам налогового планирования» в «ПНП» № 7, 2014.

Одни опасаются, что контролеры при проверке могут обвинить организацию в имитации деятельности на территории льготного региона. Другие не используют региональные различия в ставках налогов по причине того, что это слишком сложное и затратное дело. Попытаемся разобраться, действительно ли перевод юрадреса в льготный регион настолько трудоемкая и опасная процедура.

Процедура смены юрадреса состоит из нескольких этапов

Для получения налоговой экономии стоит, прежде всего, определить перечень налогов, снижение которых принесет максимальную выгоду для бизнеса. Далее выбрать подходящий регион и оптимальную схему перемены адреса.

На практике существует три способа «переезда» компании в льготный регион. Первый — учреждение в нужном регионе новой организации с последующим переводом в нее персонала и активов. Второй — реорганизация путем присоединения к региональной компании. Третий — изменение юридического адреса компании в учредительных документах. Именно последний вариант наиболее универсален и прост.

Формально действующее законодательство не использует термин «юридический адрес». Гражданский кодекс использует понятие «местонахождение юрлица», которое, по общему правилу, определяется местонахождением постоянно действующего исполнительного органа компании (ст. 54 ГКРФ). Поэтому по сути смена юрадреса — это перемещение в другой регион исполнительного органа организации. А в соответствии с пунктом 3 статьи 103 ГК РФ исполнительный орган может быть как коллегиальным (правление, дирекция), так и единоличным (директор, генеральный директор).

На первом этапе внедрения данной схемы компания приобретает помещение в нужном регионе или берет его в аренду. В первом случае подтверждением права разместить в помещении исполнительный орган будет договор купли-продажи и свидетельство о праве собственности. Во втором — договор аренды, акт приемки-передачи недвижимого имущества и копия свидетельства арендодателя о праве собственности на объект аренды.

На практике часто встречается ситуация, когда компания приобретает фиктивный юрадрес в другом регионе, пользуясь предложениями недобросовестных юридических посредников. По сути, просто покупает фиктивные документы об аренде. Конечно, так дешевле, чем реально снимать (тем более приобретать) офисное помещение, но нужно осознавать, что это мнимая сделка (п. 1 ст. 170 ГКРФ). При наличии информации о недостоверности предоставленных сведений об адресе юрлица регистрирующий орган вправе отказать в регистрации изменений (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ, далее — Закон № 129-ФЗ). Обстоятельства, наличие которых свидетельствует о том, что сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, приведены в пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61.

На втором этапе общим собранием участников общества или его акционеров (п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 103 ГК РФ) принимается решение об изменении местонахождения исполнительного органа и о внесении соответствующих изменений в устав компании. При этом изменения в устав могут быть внесены путем составления дополнения к нему или путем утверждения новой редакции. Решение общего собрания участников оформляется протоколом.

Третий этап  — регистрация изменений, внесенных в устав. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений общество обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по своему местонахождению, то есть по старому адресу (п. 5 ст. 5, п. 1 ст. 18 Закона № 129-ФЗ). Уведомление регистрирующего органа осуществляется путем подачи руководителем компании заявления по форме Р13001, утвержденной приказом ФНС России от25.01.12 №ММВ-7-6/25@.

При заполнении данного заявления необходимо указать детальные элементы нового адреса компании, включая номер помещения (офиса). Поскольку отсутствие конкретных элементов налоговый орган расценивает как непредставление документов, отражающих действительный адрес компании (письмо ФНС России от31.01.14 №СА-4-14/1645@). Вместе с заявлением целесообразно представить копии документов, подтверждающих право собственности заявителя на помещение. Либо договор аренды, акт приемки-передачи, а также копию свидетельства арендодателя о праве собственности. Наличие в деле указанных документов поможет снизить риск отказа в регистрации изменений.

Налоговый орган осуществляет регистрацию изменений в течение пяти рабочих дней со дня получения документов (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона № 129-ФЗ). После этого контролеры направляют налогоплательщику предложение пройти сверку взаиморасчетов с бюджетом (п. 3 приказа ФНС России от09.09.05 №САЭ-3-01/444@). Если компания не примет участия в сверке, то инспекторы составят акт сверки в одностороннем порядке (п. 3.3.2 приказа ФНС России от09.09.05 №САЭ-3-01/444@). И перешлют регистрационное дело в налоговый орган по новому местонахождению компании (п. 4 ст. 18 Закона №129-ФЗ).

Четвертый этап  — уведомление контрагентов компании об изменении юридического адреса. Для этого необходимо направить в адрес контрагентов (в том числе в кредитные учреждения, в которых открыты счета налогоплательщика) информационные письма с приложением документов, подтверждающих изменение адреса. Это могут быть свежая выписка из ЕГРЮЛ, протокол или решение о внесении изменений, лист записи ЕГРЮЛ о совершенном регистрационном действии. При этом желательно сохранить документы, подтверждающие отправку контрагентам указанных уведомлений. Данный пакет документов будет являться подтверждением реальности действий компании по смене юридического адреса. В том числе в случае, если налоговый орган заявит о формальности данного действия и обвинит компанию в получении необоснованной налоговой выгоды.

На заключительном этапе необходимо определить статус подразделения, которое будет располагаться по прежнему местонахождению компании. Если компания решит преобразовать подразделение в филиал или представительство, то она обязана зафиксировать это в своих учредительных документах, в том числе в уставе, зарегистрировав соответствующие изменения (п. 3 ст. 55 ГКРФ). Отметим, что для образования обособленного подразделения организации необходимо создать как минимум одно стационарное рабочее место на срок более одного месяца (абз. 20 п. 2 ст. 11 НКРФ). При этом понятие «обособленное подразделение» шире понятий «филиалы» и «представительства».

При выборе статуса подразделения важно учитывать налоговые последствия этого шага. Поскольку организации, имеющие филиалы или представительства, не вправе применять упрощенку (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НКРФ). В то же время если у организации есть обособленные подразделения, то применять УСН можно. Для этого обособленное подразделение не должно быть указано в учредительных документах организации в качестве филиала или представительства (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от19.06.13 №Ф09-5283/13). Аналогичная точка зрения отражена в письмах УФНС по г. Москве от19.08.11 №16–15/081345@, от22.06.11 №16–15/060374@, от31.08.10 №16–15/091423@, Минфина России от29.06.09 №03-11-06/3/173.

Перевод юрадреса в другой регион позволит оптимизировать налоговую нагрузку

У регионов есть некоторые возможности по управлению налоговой нагрузкой на своих территориях. Это касается ставок и льгот по налогу на прибыль, единому налогу при УСН и транспортному налогу. В случае введения в ближайшем будущем налога с продаж у регионов также будет возможность варьировать его ставку. Правильный выбор льготного региона для «переезда» способен принести компании существенную налоговую экономию (см. подверстку).

Регионы могут варьировать ставки налогов

По налогу на прибыль 2 процента зачисляется в федеральный бюджет, а 18 — в бюджеты субъектов РФ. И у регионов есть право снижать «свою» ставку вплоть до 13,5 процента (п. 1 ст. 284 НКРФ). Большинство регионов воспользовалось этим правом. По УСН с базой «доходы минус расходы» региональные законодатели могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НКРФ). Базовые ставки транспортного налога регионы могут увеличивать или уменьшать, но не более чем в десять раз (п. 2 ст. 361 НКРФ). Также местные власти могут устанавливать пониженные ставки по налогу на имущество организаций (п. 1 ст. 380 НКРФ), налогу на игорный бизнес (п. 1 ст. 369 НКРФ), а также земельному налогу (п. 1, 2 ст. 394 НК РФ).

Для компаний, у которых есть обособленные подразделения, предусмотрены особые правила исчисления налога на прибыль. Региональную часть налога нужно делить между головной организацией и ее обособленным подразделением (п. 2 ст. 288 НКРФ). Для этого необходимо определить долю налоговой базы по прибыли, приходящуюся на обособленное подразделение. При этом компания может самостоятельно определить, какой из показателей использовать при распределении налога — расходы на оплату труда или среднесписочную численность сотрудников (абз. 4 п. 2 ст. 288 НКРФ).

Чаще всего для получения налоговой экономии организации выгоднее выбрать среднесписочную численность сотрудников (порядок ее определения приведен в указаниях по заполнению формы № П-4, утвержденных приказом Росстата от28.10.13 №428), а не расходы на оплату труда (ст. 255 НКРФ). Поскольку наибольшие налоговые льготы предоставляются именно в тех регионах, в которых низкий средний уровень зарплат. При определении удельного веса остаточной стоимости учитываются все основные средства, которые являются амортизируемым имуществом. При этом в расчет включаются только те основные средства, которые фактически используются обособленным подразделением независимо от того, на чьем балансе они отражены (абз. 3 п. 2 ст. 288 НКРФ, письма Минфина России от13.11.10 №03-03-06/2/193 и ФНС России от14.04.10 №3-2-10/11).

Для того чтобы платить налог на имущество по льготным региональным ставкам, необходимо выделить обособленное подразделение на отдельный баланс, а имущество, закрепленное за ним, учитывать отдельно от имущества головной организации. В этом случае налог на имущество уплачивается по местонахождению обособленного подразделения (ст. 384 НКРФ). С транспортным налогом аналогично. Необходимо зарегистрировать транспортное средств в органах ГИБДД по местонахождению обособленного подразделения (п. 1 ст. 363, подп. 2 п. 5 ст. 83 НКРФ).

Низкий средний уровень зарплаты в льготном регионе позволит компании получить дополнительную налоговую экономию, переложив часть функций на местных жителей — сотрудников головного офиса. Более того, если организации в скором времени грозит выездная проверка, то переезд отложит эту процедуру на неопределенный срок. Поскольку пройдет немало времени, пока передадут документы из одной инспекции в другую, пока контролеры в новой инспекции примут решение о проверке, а то и вовсе не примут.

Основным недостатком данного способа налоговой экономии является риск признания действий по смене юрадреса схемой, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды. При этом суды могут встать на сторону проверяющих, если будет установлено, что главной целью компании являлось получение дохода исключительно за счет налоговой выгоды в отсутствии намерения осуществлять реальную экономическую деятельность (п. 9 постановления Пленума ВАС РФот12.10.06 №53).

Таким образом, если будет доказано, что компания осуществила смену юридического адреса исключительно в целях снижения налогового бремени и ее головной офис отсутствует или не осуществляет деятельность, то судьи могут встать на сторону проверяющих. Так, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от11.07.07 №А42-1199/2006 налоговый орган указал, что контрагенты налогоплательщика были зарегистрированы на территории с льготным режимом налогообложения и действовали в рамках договоров, направленных не на извлечение прибыли, а на создание видимости получения прибыли. Аналогичные аргументы приводились в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от15.10.09 №09АП-17813/2009-АК и решении Арбитражного суда Мурманской области от05.11.08 №А42-3201/2005.

Пути снижения рисков при «переезде» в льготный регион

Прежде всего, необходимо обосновать деловую цель смены региона, не связанную с налоговой экономией. Практика показывает, что наиболее распространенными деловыми целями переезда в другой регион являются, к примеру, наличие в новом регионе стратегически важных заказчиков или поставщиков, более квалифицированных кадров. При этом рекомендуется обоснование выбора нового региона зафиксировать документально в виде служебных записок или отчетов. Осуществление деятельности головного офиса невозможно без наличия собственного или арендованного помещения. В результате реальной экономической деятельности головного офиса у организации должны появиться определенные документы. Например, договоры на ремонт офиса, приобретение программного обеспечения, договоры аренды, трудовые договоры. Во всех этих и других договорах должен быть указан новый адрес компании. Указанные договоры должны быть исполнены, в том числе по ним должна пройти оплата. И на официальном сайте компании тоже должны произойти изменения в части адреса. Эти выводы подтверждаются судебной практикой. Так, в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от25.04.14 №А27-15408/2013 суд пришел к выводу, что, несмотря на регистрацию изменений в уставе, издание положения о филиале и назначение его руководителя, филиал фактически не был создан. Причиной тому было отсутствие «следов деятельности» руководителя филиала, а также отсутствие факта создания условий для его функционирования.

К тому же если ранее компания неоднократно меняла юридический адрес, то целесообразно использовать вариант «переезда» с помощью присоединения к региональной компании. В результате реорганизации будет прекращено существование компании, что в свою очередь прервет цепочку миграции между налоговыми органами.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы