Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Третье пришествие налога с продаж

4 сентября 2014   301  

комментируемое событие Правительство РФ приняло решение вернуть налог с продаж. Министерство финансов разработало соответствующий законопроект

основные темы Налог с продаж, розничная торговля, схемы ухода от налогов

Косвенные налоги, уплачиваемые с продаж, имеют древнейшую историю, они существовали еще в Древнем Египте. Их суть состоит в том, что покупатель уплачивает розничному продавцу цену с учетом налога, а продавец перечисляет его в бюджет. То есть фактическим плательщиком налога с продаж является конечный покупатель в цепочке движения товара. Исходя из мирового опыта, как правило, налог с продаж устанавливается на местном или региональном уровне, и средства по нему идут в соответствующий бюджет.

Цитата:

«Косвенные налоги скрывают от каждого отдельного лица сумму, которую оно платит государству, тогда как прямой налог ничем не замаскирован, взимается открыто и не вводит в заблуждение даже самого темного человека. Прямые налоги, следовательно, побуждают каждого контролировать правительство, тогда как косвенные налоги подавляют всякое стремление к самоуправлению» – Карл Маркс (1818–1883), немецкий экономист, социолог, философ.

С 2015 года налог с продаж будет введен и в России. Наличие такого законопроекта (на момент подписания номера в печать он еще не был опубликован) подтверждают чиновники Минфина. Судя по их заявлениям, плательщиками налога с продаж станут организации и индивидуальные предприниматели, реализующие физическим лицам товары, работы и услуги. Максимальная ставка налога – 3 процента от цены реализации, включая НДС и акцизы. Регионы по желанию смогут установить и меньшую ставку, но она должна быть единой для всех – проект запрещает дифференцировать ставку по видам товаров и категориям плательщиков. Предусмотрен ряд льготных групп товаров, освобожденных от налога с продаж.

Предполагается, что налоговый период по налогу составит месяц. Поэтому регионы смогут вводить налог с продаж на своей территории по мере готовности их законодательной базы: с 1 февраля, 1 марта, 1 апреля и т.д., или не вводить вообще. Законопроект дает им такое право.

В России налог с продаж вводился уже дважды

В России налог с продаж был впервые введен с 1 января 1991 года в целях финансового обеспечения социально-экономических программ поддержки малообеспеченного населения, а также стабилизации денежного обращения. Налог с продаж действовал в течение одного года и 1 января 1992 года был отменен в связи с введением НДС. На тот момент решили, что одновременное взимание сразу двух косвенных налогов с оборота – это излишество.

Однако в 1998 году налог с продаж снова ввели в дополнение к НДС. На этот раз – для решения вопроса финансовой поддержки регионов. Объектом обложения признавалась только стоимость товаров, работ и услуг, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Налог с продаж был тогда введен в 75 субъектах РФ. В большинстве субъектов была установлена максимально возможная ставка 5 процентов. Отменили налог в 2004 году.

Опыт взимания в России налога с продаж говорит о том, что его собираемость гораздо ниже, чем НДС. Розничные продавцы массово уклонялись от его уплаты, не проводя часть выручки через ККТ или заменяя наличные продажи безналичными. Возможно, некоторые из этих схем возродятся в 2015 году.

У налога с продаж больше минусов, чем плюсов

Единственный плюс налога с продаж – признание регионов самостоятельными субъектами бюджетной системы. Местным властям дают инструмент для пополнения региональных бюджетов. Есть шанс, что это сделает местных чиновников более ответственными перед местными жителями и местным бизнесом.

Однако именно по жителям данный налог и ударит больнее всего. Причем по самым малоимущим слоям населения, тем, у кого текущее потребление «съедает» практически весь бюджет. Именно они в первую очередь ощутят на себе 3-процентное повышение цен.

Кроме того, правительство ранее декларировало, что будет развивать малый и средний бизнес, упрощая для него систему налогообложения и налоговой отчетности. Но налог с продаж одинаков и для крупных розничных сетей, и для небольших компаний на упрощенке. А наличие льготируемых групп товаров дополнительно усложняет учет. Следовательно, повышается трудоемкость налогового учета, растут затраты на персонал и программное обеспечение. Кроме того, для плательщиков ЕНВД, вероятно, вновь возникнет необходимость применения ККТ.

Считается, что основная характеристика эффективности любого налога – собранная сумма в отношении к затратам на администрирование. Администрирование, в свою очередь, складывается, как ни странно, из заинтересованности налогоплательщика уплатить налог (как в случае с НДС, когда один неплательщик налога может поставить под угрозу вычет НДС у всей цепочки плательщиков) и возможности налоговиков эффективно организовать контроль над уплатой налога и выявлением налоговых уклонистов.

Говорить о какой-либо заинтересованности в уплате налога с продаж не приходится. Этот налог будут платить, скорее всего, из-под палки, то есть из-за страха быть пойманными налоговым инспектором, со всеми вытекающими отсюда последствиями. А вот готовность налоговых органов администрировать налог с продаж, цена администрирования, прогноз собираемости и как следствие обоснованный, а не методом прямой экстраполяции расчет эффективности введения такого налога – это те самые вопросы, на которые следовало бы отвечать каждый раз перед тем, как предлагать то или иное кардинальное нововведение в сфере налогообложения.

 

Мнение законодателя

Михаил Орлов, председатель экспертного совета по налоговому законодательству комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ

Налог с продаж уже действовал в России в связке с НДС. Причем это считалось одним из недостатков нашей налоговой системы и в итоге стало одной из причин его отмены. Возвращение налога с продаж вызывает как минимум тревогу. Слишком уж много у него минусов.Так, очень сложно четко определить объект налогообложения таким образом, чтобы под него попала только реализация конечному потребителю. Практика начала 2000-х годов – яркое тому подтверждение. К примеру, товары, используемые в деятельности индивидуальных предпринимателей (а то и любого малого бизнеса), будут несколько раз облагаться налогом с продаж, что сильно скажется на конкурентоспособности.Не менее важно, что налог с продаж будет аккумулироваться в очень небольшом количестве регионов. В прошлом 60 процентов сборов налога с продаж давали три региона – Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Похожая ситуация будет и сейчас. А дотационные регионы, скажем, Северного Кавказа, долгожданных дополнительных доходов не получат.Обеспокоенность вызывает и переложение налогового бремени на одну отрасль – розничную торговлю. Которая сейчас преимущественно торгует «по-белому». Налог с продаж розничную торговлю затормозит и заставит частично уйти в тень.

 

 

Мнение эксперта

Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп»

ФНС России проведет в ближайшие месяцы эксперимент с онлайн-отчетами о продажах, когда кассовые аппараты будут моментально через интернет сообщать в налоговую службу о каждой транзакции. Правительство надеется, что это позволит собрать налог с продаж. Но торговые сети и без того платят налоги, а заставить средний, малый и микробизнес понести немалые расходы на оборудование будет непросто.У меня нет сомнений, что вернутся схемы десятилетней давности, и не только схемы, но и явное уклонение – сокрытие выручки. Приставить к каждому кассовому аппарату инспектора, а к инспектору – контролера, а к контролеру – следователя невозможно. Поэтому мнение, что этот налог легко собрать, – это опасное заблуждение. «Продажный» налог легко исчислять, но добиться его уплаты, то есть администрировать, крайне сложно, и ФНС России это прекрасно понимает.Пока не понятно, как правительство планирует развязать юридические узлы. Например, при продаже индивидуальному предпринимателю, который может использовать приобретенное в своей предпринимательской деятельности (тогда возникает кумулятивный эффект – налог на налог), а может потребить как физическое лицо. Ведь в момент продажи определить это невозможно. Может возникнуть и сложность с определением места уплаты налога. Например, организация зарегистрирована в Москве, а продает в Московской области, или наоборот. Не ясно, какой бюджет вправе претендовать на доходы.

Мнение практика

Надежда Абакумова, главный юрисконсульт по налоговому праву сети кофеен «Шоколадница»

С одной стороны, вполне понятно желание государства увеличить поступления в бюджет за счет повышения налоговой нагрузки. Причем сделать это за счет введения налога с продаж, исчисление которого предельно упрощено. Однако на практике налог с продаж вызовет множество отрицательных последствий как для конечного потребителя, так и для компаний, непосредственно работающих с ним.Скорее всего, введение налога приведет к моментальному пропорциональному повышению практически всех розничных цен. В нашем случае это окажет негативное влияние на сумму среднего чека и, следовательно, на операционную рентабельность ресторанов и кафе. А недобросовестные конкуренты попытаются получить ценовое преимущество, уклоняясь от уплаты налога с продаж.В целом повышение цен серьезно повлияет на потребительскую активность. В последнее время, на фоне замедления экономического роста, было отмечено снижение спроса на товары в сегменте одежды и обуви. При введении налога с продаж падение значительно ускорится, и вдобавок оно коснется еще и продуктового сегмента.Что касается взимания налога с продаж на местах, придется оборудовать ККТ специальным программным обеспечением, поскольку кассиры не будут на калькуляторе высчитывать 3 процента от суммы чека. Это также повлечет дополнительные расходы на собственников бизнеса. Все они, естественно, будут перенесены на конечного потребителя.

 

Какие категории налогоплательщиков согласно указанному законопроекту будут уплачивать налог с продаж? индивидуальные предприниматели, реализующие товары, работы, услуги физическим лицам за наличный расчет на территории того субъекта РФ, в котором установлен налог с продаж; организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары, работы, услуги физическим лицам за наличный расчет на территории того субъекта РФ, в котором установлен налог с продаж; организации и индивидуальные предприниматели, реализующие физическим лицам товары, работы и услуги за наличный и безналичный расчет на территории того субъекта РФ, в котором установлен налог с продаж; организации, реализующие товары, работы, услуги физическим лицам за наличный и безналичный расчет на территории того субъекта РФ, в котором установлен налог с продаж. Судя по заявлениям чиновников Минфина, плательщиками налога с продаж станут организации и индивидуальные предприниматели, реализующие физическим лицам товары, работы и услуги. Максимальная ставка налога — 3 процента от цены реализации, включая НДС и акцизы. Регионы по желанию смогут установить и меньшую ставку, но она должна быть единой для всех — проект запрещает дифференцировать ставку по видам товаров и категориям плательщиков.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы