Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Налоговики рассказали, как будут проверять имущественные налоги

12 августа 2014   471  

Какие недочеты по проверкам имущественных налогов выявлены

Какие контрольные соотношения сверяют в декларациях

В каких случаях оправданны требования о подтверждении льготы

В распоряжении редакции «ПНП» оказалось внутреннее письмо УФНС России по г. Москве, в котором дана оценка администрированию налога на имущество организаций, а также транспортного и земельного налогов за периоды 2011, 2012 и 9 месяцев 2013 годов. Поскольку практически во всех регионах России наблюдаются одни и те же недочеты, выводы московских инспекторов будут интересны для всех компаний.

Кроме того, ФНС России в письме от 25.03.14 № 11-1-05/0129@ довела до сведений налогоплательщиков контрольные соотношения для проверки деклараций по этим же налогам. Обобщив данные из этих двух источников, читатели смогут просчитать налоговые риски.

Налог на имущество проверяют по соотношению показателей

Несмотря на то что налоговики делали анализ именно годовой декларации, так как только по итогам завершенного налогового периода они могут доначислить налоги, многие их выводы применимы и к авансовым расчетам.

Данные сверяются с декларацией по налогу на имущество за предыдущий период. В первую очередь инспекторы проверят, равна ли остаточная стоимость имущества на начало отчетного или налогового периода в поданном расчете или декларации (стр. 020 раздела 2 декларации или расчета) этому показателю на конец года в декларации за предыдущий период (стр. 140 раздела 2 декларации). Разночтений здесь, действительно, быть не должно. Даже если объект выбыл из эксплуатации 1 января, то по состоянию на 01.01.14 он все равно должен быть отражен в отчетности.

Остаточная стоимость имущества на начало каждого месяца в декларации или в расчете должна быть равна соответствующему показателю на ту же дату в предыдущих авансовых расчетах (раздел 2). К примеру, остаточная стоимость на начало января, февраля и марта, указанная в расчете за первое полугодие 2014 года, должна быть равна соответствующим показателям в расчете за I квартал 2014 года.

Если компания обнаружила ошибку в предоставленных ранее данных и исправила ее в следующих расчетах, то выявленное расхождение придется объяснять, отвечая на запрос инспекторов. На это статья 88 НК РФ отводит пять дней.

Информацию сверяют с показателями бухгалтерского баланса за предыдущий год. В письменном отчете московские налоговики предлагают сверять данные авансовых расчетов по налогу на имущество с данными баланса на соответствующую отчетную дату. Поскольку промежуточная бухотчетность в инспекцию больше не предоставляется, то сверять можно только с годовым балансом.

В частности, в авансовых расчетах по налогу на имущество инспекторы сверят показатель по строке 020 раздела 2 – остаточную стоимость ОС, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января 2014 года – с данными строки 1150 «Основные средства» бухгалтерского баланса на 31 декабря 2013 года. В декларации за 2014 год сверять с балансом будут данные по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Опасность возникает, если бухгалтерские данные отличаются от данных налоговой декларации или расчета. В этом случае инспекторы обязаны проанализировать причины расхождений, которые УФНС России по г. Москве подробно описало.

Расхождение может быть вызвано отражением на балансе компании объектов обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, или недвижимости в другом регионе. Ведь по таким активам компания уплачивает налог на имущество по местонахождению активов (ст. 384 и 385 НК РФ соответственно).

В случае с подразделением внутреннее письмо предписывает инспекторам затребовать документы, подтверждающие выделение имущества на отдельный баланс: учредительные документы, учетную политику и т.д. Такое требование вполне законно, чего нельзя сказать о другом.

Так, по мнению УФНС России по г. Москве, в случае наличия на балансе юрлица имущества, подлежащего налогообложению в другом субъекте, компания должна подтвердить факт уплаты налога с их стоимости. Однако такое требование не предусмотрено Налоговым кодексом.

Инспекторы имеют право требовать документы только по тем объектам, которые облагаются налогом в подведомственном им субъекте. Также они могут получить документы, подтверждающие, что часть активов расположена в другом регионе. Но вопрос об уплате налогов с таких активов находится в ведении налоговых органов этого другого региона. Местные инспекторы могут только послать запрос своим коллегам из другого субъекта с просьбой подтвердить факт уплаты налога. Возникает вопрос, зачем это нужно местным налоговикам. Ведь даже если они обнаружат недоимку, взыскивать ее будут в бюджет другого региона. И на показателях местных инспекторов эта работа никак не скажется.

Объяснить различия между бухгалтерскими и налоговыми данными может наличие на балансе компании объектов, по которым не уплачивается налог на имущество. Например, основные средства, которые не являются объектами налогообложения (земельные участки, движимое имущество, принятое на учет после 1 января 2013 года и т.д. – п. 4 ст. 374 НК РФ). Необлагаемыми могут быть объекты, используемые во «вмененной» деятельности (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

При описании этой причины налоговики во внутреннем письме вроде бы не предписывают инспекторам на местах каких-либо действий. Однако в дальнейшем УФНС России по г. Москве подчеркивает, что при проведении камеральных проверок контролеры вправе истребовать у компаний документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Но можно ли назвать льготами неуплату налога по активам, которые не признаются объектом налогообложения или используются во «вмененной» деятельности?

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ, под налоговыми льготами понимаются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере. Ключевым здесь является тот факт, что льгота устанавливается для отдельной категории налогоплательщиков. Если же возможность не платить налог предоставлена всем лицам, то речи о налоговой льготе не идет. Аналогичный вывод содержится и в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.12 № 4517/12.

Так, пункт 4 статьи 374 НК РФ, который предусматривает исключение некоторых основных средств из числа объектов налогообложения, распространяется на всех налогоплательщиков, а не на отдельные категории лиц. То же самое касается и пункта 4 статьи 346.26 НК РФ, который действует для всех лиц, перешедших на уплату ЕНВД. Таким образом, в рамках камералки налоговые органы не имеют права требовать документы, подтверждающие право не платить налог на имущество по указанным основаниям.

Рекомендаций использовать внешние ресурсы нет. Столичные налоговики не упомянули в письме о Едином государственном реестре недвижимости. А ведь с помощью него инспекторы могут выявить неплательщиков налога на имущество из разряда владельцев зданий, которые не подали декларации. Или же лиц, которые не включили недвижимость в налоговую базу. Раздел 3 декларации или авансового расчета заполняется отдельно по каждому объекту недвижимости. По-видимому, недочетов в этом аспекте в ходе аудита выявлено не было.

Показатели декларации расчета сверяются между собой. Контрольные соотношения (далее – КС) по налогу на имущество, разработанные ФНС России, в основном содержат арифметическую проверку показателей декларации. К примеру, КС 1.5 заключается в проверке того факта, что среднегодовая стоимость имущества определена как сумма стоимостей имущества на начало каждого месяца и конец налогового периода, деленная на 13.

Но есть и соотношения другого плана. Так, если налогоплательщик, заявивший льготу по налогу, не укажет ее код по строкам 160, 200 или 240 раздела 2, то инспекторы усомнятся в оправданности ее применения (КС 1.12, 1.14 или 1.15 соответственно). В этом случае они обязаны потребовать от компании документы, подтверждающие льготу. Аналогичные соотношения разработаны и для налогового расчета по авансовым платежам.

Наличие транспортных средств не уточняют в ГИБДД

Декларацию по транспортному налогу представляют ее не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). При ее проверке налоговым инспекторам предписано прояснить ряд вопросов.

Объекты налогообложения определяются по внутренней базе. Столичные налоговики рекомендуют инспекторам сверить данные по регистрации транспортных средств только по собственной базе – Единому государственному реестру налогоплательщиков. Специальные запросы в ГИБДД не делаются, по-видимому, налоговики всецело полагаются на добросовестное исполнение органом МВД России обязанности по информированию налоговых органов обо всех регистрационных действиях, совершенных с транспортными средствами. Она установлена пунктом 4 статьи 85 НК РФ.

Так, при камеральной проверке инспекторы обязаны проверить, все ли транспортные средства, зарегистрированные на данного налогоплательщика, указаны в декларации. Раздел 2 заполняется для каждой машины отдельно. Ведь именно регистрация авто является ключевым фактором для возникновения обязанности по уплате налога (ст. 357 НК РФ). Кроме того, реестр поможет выявить владельцев транспортных средств, которые так и не подали декларацию.

Рекомендации по порядку применения ставок формальны. Каждый субъект РФ вправе установить собственные ставки транспортного налога в пределах, установленных НК РФ (ст. 356 НК РФ). При этом они могут дифференцироваться, в том числе, в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска авто (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Столичные налоговики особенно подробно остановились на порядке расчета этих лет использования машины. Однако на проверку все рекомендации сводятся к цитированию пункта 5.10 Раздела V Порядка заполнения Раздела 2 декларации вплоть до примера.

Противоречия в данных толкуют в пользу компаний, но уточняют. Нередко налогоплательщики не могут самостоятельно определить, к какому типу и категории относится то или иное транспортное средство.

Столичные налоговики отмечают, что ставки для других самоходных транспортных средств (обычно самые низкие) можно использовать только в отношении авто, которые зарегистрированы в органах госнадзора за техническим состоянием самоходных машин.

Если же автомобиль зарегистрирован в ГИБДД, то категория и тип транспортного средства в налоговых целях должны определяться на основании сведений, указанных в техпаспорте на основании Одобрения типа транспортного средства.

Если же нельзя четко определить вид транспортного средства и, соответственно, ставку налога, то инспекторы должны руководствоваться пунктом 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустановленные сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу налогоплательщика. Это подтверждает и Минфин России в письме от 28.10.13 № 03-05-06-04/45552. В нем также рекомендовано в случае противоречий обращаться за уточнениями в соответствующий орган, осуществляющий госрегистрацию транспортного средства.

Данные декларации соотносятся с формами ГИБДД. Контрольные соотношения по транспортному налогу в большинстве своем направлены на проверку арифметических расчетов (КС 1.1–1.22). Как и по налогу на имущество, у компании, заявившей льготу по транспортному налогу и не указавшей ее код, потребуют документы, подтверждающие ее применение (КС 1.4, 1.6 и 1.8).

Кроме того, по транспортному налогу предусмотрены соотношения, в которых используется информация из внешних источников. Так, КС 2.1 предполагает сверять регистрационный знак транспортного средства, указанный в декларации, с данными форм, по которым в разные периоды органы, осуществляющие госрегистрацию транспортных средств, предоставляли сведения об этом имуществе и его владельцах в налоговые органы. Ведь ошибка в регистрационном знаке может привести к некорректной идентификации объекта налогообложения.

В аналогичном порядке сверяется информация о мощности автомобиля, виде, типе и категории транспортного средства, его годе выпуска и ИНН налогоплательщика (КС 2.2–2.5). Во всех случаях выявления несоответствия в контрольных соотношениях ФНС России предписывает инспекторам направить письменное уведомление налогоплательщику о представлении в течение пяти дней пояснений или внесении соответствующих исправлений.

Земельный налог проверяют по внешним источникам

Выявленные нарушения проверки правильности исчисления и уплаты земельного налога не ограничиваются претензией к аудиту налоговой отчетности. Напомним, что декларация представляется в инспекцию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Не все плательщики земельного налога подают декларации. Столичным налоговикам поставлено на вид, что они недостаточно стимулируют налогоплательщиков к представлению деклараций. Чтобы выявить уклонистов, информацию о земельных участках, зарегистрированных на юридических лиц, предлагают сверять с двумя источниками:

  • с базой данных «Система ЭОД»;
  • со сведениями Управления Росреестра по субъекту о земельных участках, являющихся объектами налогообложения, и их правообладателях.

Налоговая база и налоговые ставки часто занижают. Ввиду того что налоговые ставки устанавливаются дифференцированно для различного вида земельных участков, возможны случаи ошибочного применения пониженных ставок. Порядок определения кадастровой стоимости в целом повторяет соответствующие нормы статей 391, 392 НК РФ. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте территориального отделения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (основной сайт – www.rosreestr.ru).

Показатели декларации сверяют не только друг с другом и Росреестром. Контрольных соотношений для декларации по земельному налогу существенно больше, чем для налога на имущества или транспортного налога – 40 внутренних КС и 9 междокументных КС.

Соотношения, проверяющие соответствие данных внутри декларации, в большинстве своем чисто арифметические. Традиционно рекомендуют проверять основания для использования льгот, если не указан ее код (к примеру, КС 1.4).

Междокументные КС предполагают сверку данных из деклараций по земельному налогу с формой КНД 1114235, в которой содержатся сведения о зарегистрированных правах на недвижмое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях и об объектах недвижимого имущества (утв. приказом Минфина России и ФНС России от 13.01.11 № ММВ-7-11/11@). В частности, инспекторы проверят:

  • кадастровый номер участка (КС 2.1 и 2.4);
  • кадастровую стоимость (КС 2.2);
  • код ОКТМО (КС 2.3);
  • ИНН налогоплательщика (КС 2.5);
  • долю в праве на объект недвижимости (КС 2.6, 2.7, 2.8 и 2.9).

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы