Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Законопроект о налоговом мониторинге

12 августа 2014   408  

комментируемое событие Законопроект о налоговом контроле в форме налогового мониторинга (№ 529630-6, принят Государственной думой в первом чтении 1 июля 2014 года).

основные темы Налоговый контроль, налоговый мониторинг, горизонтальный мониторинг, налоговая ответственность.

В Государственную думу поступил и уже рассмотрен в первом чтении законопроект, цель которого заключается в совершенствовании информационного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами. Оно будет достигаться за счет двусторонних соглашений о расширенном информационном взаимодействии (налоговом мониторинге). Регулировать всю эту процедуру призвана новая глава V.2 НК РФ.

Налоговый мониторинг заменит выездные проверки

Заключение соглашения избавит налогоплательщика от выездных налоговых проверок, за исключением отдельных случаев. Например, при невыполнении компанией мотивированного мнения налогового органа. Но в целом в отношении компании за период действия соглашения могут проводиться только камеральные проверки деклараций и расчетов (п. 2 ст. 105.30, п. 5.1 ст. 89 НК РФ в редакции законопроекта).

Мотивированное мнение представляет собой позицию налогового органа по спорным вопросам. При возникновении ситуации, когда компания не уверена в правильности трактовки ею нормы или сомневается в том, каким должен быть порядок учета по планируемой операции, можно будет направить запрос в налоговый орган. В запросе нужно будет описать ситуацию, изложить свое видение возможности отражения доходов и расходов и описать налоговые последствия таких действий. В течение месяца налоговый орган обязан будет или подтвердить позицию налогоплательщика, или указать, в чем именно заключается ее ошибочность, и разъяснить порядок применения налоговых норм (п. 3, 4 ст. 105.31 НК РФ).

Компания может не согласиться с мотивированным мнением. Тогда в течение месяца со дня его получения она вправе представить разногласия. Они рассматриваются на взаимосогласительной процедуре, инициируемой через ФНС России в течение месяца с момента получения разногласий. По итогам этой процедуры составляется протокол (ст. 105.32 НК РФ).

Если налогоплательщик руководствуется мотивированным мнением или протоколом, то последствия в случае их ошибочности будут такими же, как и при выполнении письменных разъяснений налогового органа. Сумма доначислений не облагается пенями, и на компанию не налагается штраф (п. 7 ст. 105.31, п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111, п. 1 ст. 112 НК РФ в редакции законопроекта).

Налоговиков интересует только крупный бизнес

Отметим, что подобные процедуры предварительного согласования налоговых последствий предусмотрены в некоторых странах в отношении всех налогоплательщиков. В соответствии с планами законодателя в РФ данный механизм пока что будет доступен только для крупного бизнеса. Заключить соглашение вправе лишь та компания, которая соответствует ряду критериев, перечисленных в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ:

  • совокупная сумма федеральных налогов составляет не менее 0,5 млрд рублей по данным деклараций (расчетов) за календарный год;
  • суммарный объем полученных доходов за этот же период составляет не менее 5 млрд рублей (по данным бухгалтерской отчетности);
  • совокупная стоимость активов составляет не менее 10 млрд рублей по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря.

Во всех случаях показатели учитываются за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о заключении соглашения.

Некоторые компании, соответствующие названным требованиям, ранее уже подписали соглашение о горизонтальном мониторинге. Однако законопроект не позволяет им всем продолжить такое партнерство с налоговиками. Стороной соглашения по новым правилам не могут быть участники консолидированной группы налогоплательщиков. В этом недостаток новой модели. Исключение из числа участников тех, кто, по сути, тестировал «пилотный проект», как минимум требует дополнительных разъяснений.

Взамен – допуск налоговиков к регистрам бухгалтерского и налогового учета

Соблазняясь описанными преимуществами, стоит иметь в виду, что налоговые органы заключают соглашения для получения онлайн-доступа к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика. Целью названо осуществление контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и сборов (п. 1 ст. 105.26 НК РФ).

Отметим, что в общем случае компания для осуществления контроля обязана предоставлять лишь ту информацию, которая позволит проверить правильность исчисления налогов и сборов. И требуя документы, налоговый орган обязан обосновать, какое отношение они имеют к проверяемым налогам (п. 1 ст. 93 НК РФ). Вопрос о том, необходимы ли данные бухгалтерского учета для налогового контроля, является спорным (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного от 28.02.13 № А13-3557/2012, Поволжского от 19.09.13 № А55-31523/2012, Восточно-Сибирского от 25.02.13 № А10-2227/2012 округов). Компания вправе указать в учетной политике для целей налогообложения, что осуществляет налоговый учет в специальных регистрах. Тогда налоговый орган не сможет обосновать свой запрос и компания вправе не представлять бухгалтерские регистры, сочтя требование незаконным (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Возникает вопрос, удастся ли ограничить доступ налоговикам к регистрам бухучета в случае заключения соглашения. Исходя из пункта 2 статьи 105.31 НК РФ, налоговые органы будут вправе проверять не только правильность исчисления и уплаты налогов, но и порядок отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Если мнение налоговиков не совпадет с позицией компании, мотивированное мнение может быть направлено не обязательно в ближайшее время. Кодекс устанавливает срок вплоть до окончания февраля года, следующего за тем, в котором были выявлены несоответствия.

При этом на представление разногласий компании отпущен месяц, а дальнейшие урегулирования могут занять еще один. Очевидно, что разрешение спора может затянуться до конца апреля. Таким образом, вполне возможна ситуация, что к дате утверждения годовой отчетности у бухгалтерии компании еще не будет уверенности, что составленная отчетность не содержит ошибок.

Минусом можно признать также то, что сотрудничество с налоговиками в рамках расширенного информационного взаимодействия не означает отмену контроля по трансфертному ценообразованию. В рамках налогового мониторинга налоговый орган не вправе давать мотивированные мнения по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных налогоплательщиком в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Но на момент запроса компании и представления налоговым органом мотивированного мнения сделка еще может и не быть контролируемой. То есть имеет место правовая коллизия. Например, компания следовала указаниям налогового органа в периоде, когда сделка не была контролируемой. А впоследствии она стала таковой и у другого подразделения ФНС России возникли претензии по порядку отражения операций из-за признания цен нерыночными. Будут ли в этом случае применяться к компании санкции – пока что открытый вопрос.

 

Мнение чиновника

Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса

Законопроект имеет существенные недостатки и принимать его в этом виде рано. Его нужно дорабатывать. Во всем мире горизонтальный мониторинг основан на взаимном доверии, и отбор налогоплательщиков для заключения таких соглашений базируется на том же. А доверие не определяется бухгалтерскими критериями.Вопросы вызывает открытый перечень документов, необходимых для заключения соглашения. Предмет соглашения о расширенном информационном взаимодействии ограничен данными бухгалтерского и налогового учета, иной информации налогоплательщика. Вместе с тем выездная налоговая проверка оперирует несравнимо значительно более широким спектром источников сведений о деятельности налогоплательщика.Есть неопределенность в вопросе о правомерности проведения выездных налоговых проверок за периоды, не охватываемые действием соглашения. Также неопределенными являются периоды, за которые налоговые органы вправе претендовать на доступ к информации о деятельности налогоплательщика.

Мнение эксперта

Эльдар Зиатдинов, директор департамента налогового права юридической фирмы GRATA

Учитывая положительные отзывы компаний, уже участвовавших в горизонтальном мониторинге, шаги по приданию законной формы подобному сотрудничеству государства и бизнеса можно рассматривать как хорошую новость. Тем более, что не планируется заставлять кого-либо подписывать соглашение. Право выбора остается за компанией. А появление инструмента, который позволит не доводить дело до большого налогового спора, – это всегда плюс.

 

 

Мнение практика

Надежда Абакумова, главный юрисконсульт по налоговому праву сети кофеен «Шоколадница»

Законодатели ориентируются только на крупный бизнес, и это можно считать недостатком. И установленный срок представления мотивированного мнения налоговым органом подходит только для крупных сделок, которые планируются не один месяц.Минусом является и то, что, даже руководствуясь мотивированным мнением, налогоплательщик не сможет избежать доначислений – он освобождается только от уплаты пеней и штрафов.

 

 

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы