Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как на практике будет осуществляться обмен информацией в автоматическом режиме

20 мая 2014   1166  

Какие сведения могут запросить в рамках автоматического обмена

Как будет работать Единый глобальный стандарт обмена

Какую информацию должен содержать запрос о доходах компании

В феврале 2014 года ОЭСР опубликовала Единый глобальный стандарт автоматического обмена информацией о доходах налогоплательщиков. Данные правила были разработаны для Большой двадцатки на основе соглашения с США (FATCA) и включили в себя Модельное соглашение и Единый стандарт представления отчетности. Хотя технические вопросы реализации такого обмена должны быть внесены в глобальный стандарт до сентября 2014 года, его основной принцип уже сформулирован предельно ясно. Теперь государства будут ежегодно в автоматическом режиме получать данные о зарубежных доходах своих резидентов (юридических и физических лиц).

Санкции не помешают автоматическому обмену по двусторонним соглашениям

Россия выразила готовность присоединиться к Модельной конвенции, стать участницей ОЭСР и одобрить Единый глобальный стандарт по обмену налоговой информацией. Однако после введения международных санкций в связи с политической ситуацией на Украине, переговоры о вступлении России в ОЭСР были приостановлены. Кроме того, в настоящий момент правительством США также приостановлены переговоры по заключению с РФ соглашения об обмене информацией по правилам FATCA.

Но, несмотря на то, что между Россией и некоторыми юрисдикциями пока отсутствуют двусторонние соглашения об обмене налоговой информацией, их заключение планируется в будущем. В этом случае автоматический порядок обмена будет возможен как на основании уже существующих договоров об избежании двойного налогообложения, так и будущих двусторонних соглашений об обмене информацией. В результате автоматический режим может стать эффективным методом антиофшорной политики наряду с внутрироссийскими мерами по стимулированию раскрытия информации и усилению ответственности за использование офшорных механизмов налоговой оптимизации.

В любом случае, сотрудничество России с ОЭСР будет рано или поздно возобновлено, и механизмы автоматического обмена информацией станут применяться к российскому бизнесу в полном объеме. В связи с чем полезно разобраться, к каким налоговым последствиям приведет такой грандиозный проект и чем грозят новые правила обмена российским компаниям. Тем более что в настоящий момент в России проводится активная работа по раскрытию информации о бенефициарах и усилению ответственности за использование офшоров. Тем самым подготавливается национальная законодательная база согласно Единому глобальному стандарту ОЭСР.

В качестве примеров национальных мер по борьбе с офшорами можно привести законопроект о контролируемых иностранных компаниях*. А также национальный план по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний. Этот документ был представлен Росфинмониторингом Правительству РФ в марте 2014 года (www.kommersant.ru/doc/2444518).


* Подробнее об этом читайте в статье «Как поправки о контролируемых иностранных компаниях повлияют на схемы» ПНП № 5, 2014.

Можно будет запросить любые сведения о налогоплательщике, имеющиеся у банка и номиналов

В рамках ОЭСР была разработана международно-правовая база, которая определяет единые стандарты налоговой прозрачности. Это, прежде всего, Модельное соглашение об обмене информацией в сфере налогообложения (Tax Information Exchange Agreements, 2002 год, далее – TIEA), Модельная конвенция об избежании двойного налогообложения (Model convention for the avoidance of double taxation with respect to taxes on income and on capital, 1999 год, далее – Модельная конвенция). При этом в статье 26 Модельной конвенции прописан порядок обмена налоговой информацией.

Кроме того, все члены ОЭСР подписывали Многостороннюю конвенцию о взаимной административной помощи (Convention on mutual administrative assistance in tax matters, 1988 год). В данном документе регламентируется возможность обмена сведениями при отсутствии двусторонних соглашений, а также возможность использования информации правоприменительными органами. Помимо этого, в Многосторонней конвенции зафиксированы положения, касающиеся защиты трансграничной передачи персональных данных и контроля за соблюдением стандартов.

Для того чтобы заставить государства выполнять свои обязательства по обмену налоговыми сведениями, ОЭСР установила определенные списки. Так, в черный список входят юрисдикции, не соответствующие международным стандартам обмена, в серый – имеющие неэффективные механизмы обмена, а в белый – полностью удовлетворяющие стандартам прозрачности. Однако на данный момент черный и серый списки пусты. А в белый вошли многие офшорные зоны, успевшие заключить 12 соглашений со странами – участницами ОЭСР.

Напомним, что, согласно статье 26 Модельной конвенции, компетентные органы договаривающихся государств обязаны использовать все имеющиеся в их распоряжении механизмы по сбору информации. Даже при отсутствии личной заинтересованности в ней. При этом по запросу могут быть предоставлены любые сведения о налогоплательщике, хранящиеся в банке или ином финансовом учреждении. А также у номинальных лиц, оказывающих услуги директора или держателя акций. Зачастую в рамках обмена предоставляется информация, имеющаяся в распоряжении у агента, осуществляющего регистрационные и секретарские услуги.

В то же время компетентные органы не вправе проводить административные мероприятия, противоречащие законодательству и административной практике договаривающихся стран. Кроме того, государственные органы не могут предоставлять информацию, которая раскрывает торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую и профессиональную тайну. А также сведения, раскрытие которых противоречило бы государственной политике.

Причем защита адвокатской тайной допускается только в отношении данных, предоставленных для получения правовой консультации или для целей осуществляемых процессуальных действий. Однако не раскрываются лишь те сведения, которые были переданы адвокату или юристу, имеющему допуск к ведению юридической практики.

Следовательно, запрос может быть отклонен, если его исполнение нелегитимно по законам как запрашиваемой, так и запрашивающей стороны. Информация, полученная адвокатами, также не подлежит разглашению, поскольку считается профессиональной тайной (в отличие от информации, полученной банками о своих клиентах).

Сведения могут быть запрошены вне рамок судебного процесса

Отметим, что TIEA более детально описывает процедуру обмена информацией. В этом соглашении определена структура запроса с указанием перечня сведений, которые запрашивающая сторона должна предоставить другому государству. А также предусмотрена возможность участия представителей компетентного органа запрашивающего государства в мероприятиях по получению налоговой информации.

TIEA, так же как и Модельная конвенция, открывает доступ к информации, имеющейся в распоряжении у банков, номиналов, агентов, доверенных лиц. И даже у доверительных собственников в отношении создаваемых в офшорных зонах трастов. Причем статья 26 Модельной конвенции ОЭСР, в отличие от положений TIEA, не включает в список доверительного собственника (trustee).

Кроме того, согласно нормам TIEA, подлежат раскрытию сведения о собственниках юридических лиц, партнерств, трастов, фондов, включая информацию обо всех участниках цепочки владения. Помимо этого, в отношении трастов и фондов раскрываются данные об учредителях, доверительных собственниках трастов, управляющих фондов и бенефициарах.

Немаловажно, что запрос обязательно должен содержать достаточную и полную информацию о налогоплательщике. Сведения могут быть запрошены как в рамках судебного процесса в связи с налоговым преступлением, так и в случае, когда запрашивающему государству требуется помощь по установлению, исчислению и сбору налогов.

При этом информация об интересующем лице предоставляется запрашиваемым государством независимо от того, является ли конкретное деяние уголовно наказуемым в соответствии с правовыми нормами этой страны (п. 1 ст. 5 Модельной конвенции). Следовательно, Модельная конвенция исключает возможные основания для отказов в запросах при отсутствии состава преступления по нормам запрашиваемой стороны, которые были ранее закреплены в двусторонних договорах о правовой помощи.

Российские налоговики обязаны подтвердить свои подозрения в недобросовестном поведении компании

Рассмотрим процедуру обмена налоговой информацией на примере офшорной юрисдикции Ангилья. Российская сторона направляет по электронной почте запрос в Финансовый следственный отдел Ангильи (Financial Intelligence Unit be Royal Anguilla Police Force). При этом она обязана документально подтвердить, что использовала все доступные методы по сбору необходимой информации и имеет разумные подозрения в недобросовестном поведении своего налогоплательщика. Запрос должен содержать как можно больше информации о компании, бенефициарах и банковских счетах.

После подтверждения правомерности такого запроса компетентный орган внутренних дел Ангильи передает его в Комиссию по финансовым услугам (Financial Services Commision, далее – Комиссия). Далее Комиссия должна запросить соответствующую информацию у агента, банка или иного лица с указанием формы заверения документов и срока для передачи. При этом лицо, получившее такое уведомление, вправе в течение трех дней оспорить запрос в судебном порядке. Хотя это и не освобождает его от исполнения обязательства по запросу.

В случае если Комиссия уверена в наличии запрашиваемой информации, она обращается к судье для проведения в отношении данного лица допроса под присягой. Однако в случае отказа определенного лица предоставить информацию Комиссия обращается к судье для выдачи ордера на обыск (search warrant).

В дальнейшем Комиссия обязана сотрудничать с иностранными компетентными органами путем предоставления им любой информации, которая не подпадает под внутренние гарантии нераскрытия. В частности, в случае профессиональных отношений между адвокатом и его клиентом (attorney-client priviledge).

Поскольку Россия не заключила соглашения об обмене информацией с Ангильей, то контролеры смогут получить доступ к сведениям о компаниях, контролируемых российскими налогоплательщиками, только после начала функционирования процедуры автоматического обмена информацией между странами Евросоюза и другими государствами. Отметим также, что Ангилья входит в «черный» список офшоров Минфина России (приказ от 13.11.07 № 108н).

Практика показывает, что большинство запросов от российских налоговиков остается без ответа

Однако российский бизнес, естественно, больше волнует обмен информацией с наиболее популярной на практике низконалоговой юрисдикцией, с Кипром. Процедура обмена информацией между Кипром и Россией регулируется статьей 26 Соглашения об избежании двойного налогообложения от 05.12.98. А также нормами Закона № 69(I)92 «О международных трастах», Закона № 138(I)/2001 «Об обработке персональных данных», Закона № 188(I)/2007 «О предотвращении деятельности по отмыванию денежных средств».

Как правило, российские налоговики направляют письменный запрос с указанием наименования и подробным описанием налогоплательщика в отдел международных отношений департамента внутренних доходов кипрского минфина (International Tax Relations Unit of the Department of Inland Revenue of the Ministry of Finance). Далее этот отдел направляет такой запрос в территориальный налоговый орган, в котором зарегистрирован нужный налогоплательщик.

Территориальный налоговый орган собирает всю нужную информацию и направляет ее в департамент. В случае если запрос российского налогового органа касается облагаемого дохода на Кипре, то кипрские контролеры могут запросить информацию и пояснения у аудиторов налогоплательщика.

При этом кипрские налоговики законодательно уполномочены проводить расследования для сбора сведений. И могут запрашивать у налогоплательщика или третьих лиц определенную информацию. Для этих целей директор департамента направляет лицу, владеющему такой информацией, письменное уведомление о предоставлении нужных данных. Это может быть бухгалтерская отчетность, книги учета и любые другие документы, находящиеся в распоряжении такого лица или под его контролем.

Директор департамента также может обратиться в районный суд для получения ордера на обыск. Это возможно в случае, если имеются предположения, что совершено правонарушение. При этом законное допустимое доказательство совершения нарушения может быть обнаружено в помещении. Районный суд может выдать ордер на обыск для проникновения в здание, указанное в ордере. Исключение – помещения тех лиц, которые в соответствии с Законом о доказательствах (Law of Evidence) обязаны соблюдать профессиональную тайну, например, адвокатскую.

В 2008 году были введены новые требования, касающиеся предоставления кипрскими налоговыми органами информации в административном порядке (без санкции суда):

  • кипрские контролеры могут не предоставлять информацию в случае отсутствия обоюдной взаимности в отношении обмена между Кипром и другим договаривающимся государством;
  • налоговые органы Кипра могут осуществлять свои полномочия по сбору информации только после получения письменного согласия от генерального прокурора Кипра;
  • кипрские ревизоры могут запрашивать информацию в отношении любых лиц, включая компании и партнерства, которые были ликвидированы и включены в специальный реестр.

Отметим также, что российские фискалы активно сотрудничают с компетентными органами Кипра в области обмена налоговой информацией. Однако практика показывает, что, несмотря на гибкость законодательной базы и исключение Кипра из «черного» списка офшоров (приказ Минфина России от 21.08.12 № 115н), большинство запросов так и остаются неудовлетворенными.

Перечень видов информации, подлежащей раскрытию, остается открытым

Новый порядок обмена информацией в автоматическом режиме принимают все страны – участницы ОЭСР, подписавшие Единый глобальный стандарт. При этом Единый стандарт предполагает инкорпорацию соответствующих норм в законодательство стран-участниц и заключение соглашений об автоматическом обмене. Окончательная доработка всех технических вопросов глобального стандарта ожидается до конца 2015 года.

Предполагается, что налоговые органы стран – участниц ОЭСР будут автоматически обмениваться информацией, которая будет включать в себя сведения об инвестиционных доходах (дивидендах, процентах, доходах от страховых контрактов, доходах от продажи финансовых активов и недвижимости), сумму остатка денежных средств на банковских счетах. А также размер доходов от реализации и иных доходов.

Данную информацию должны будут предоставлять банки, структуры коллективных инвестиций. А также финансовые институты, управляющие чужими капиталами, владеющие секретной информацией или отвечающие за сохранность ее секретности. Это, в частности, депозитарии, брокеры, инвестиционные фонды, страховые компании. Предполагается, что пенсионные фонды и прочие финансовые учреждения, которые довольно редко используются для уклонения от уплаты налогов, не будут предоставлять информацию о доходах налогоплательщиков.

Примечательно, что финансовые организации должны будут отслеживать операции на сумму свыше 250 тыс. долларов США и предоставлять полную информацию в отношении их получателей. Такие сведения будут предоставляться ежегодно не только в отношении физических и юридических лиц, но и трастов. Хотя последние до настоящего времени выпадали из сферы обмена информацией в связи с ее защитой законами о коммерческой тайне. Информация, подлежащая раскрытию, необходима проверяющим для того, чтобы установить истинных владельцев структур, использующих различные трансграничные механизмы оптимизации. Именно поэтому перечень видов информации, подлежащей раскрытию, остается открытым.

Для раскрытия сведений о бенефициарах в Едином стандарте предусмотрена специальная процедура, регламентирующая работу банков. Теперь банки перед проведением операций по поручениям клиентов должны будут запрашивать полную информацию о получателях платежей. Это необходимо для того, чтобы исключить любой риск отмывания денежных средств с помощью однодневок, трастов, сомнительных контрактов и прочих нелегальных инструментов ведения бизнеса. Ожидается, что информация о клиентах, которую будут предоставлять финансовые учреждения, будет обрабатываться фискалами и затем поступать в соответствующее ведомство страны, гражданин которой был обнаружен в списках зарубежных бенефициаров.

В продолжение инициатив ОЭСР в марте 2014 года участники ЕС договорились о введении автоматического обмена информацией внутри ЕС. Это также позволит участникам Евросоюза обмениваться сведениями о банковских счетах и доходах в автоматическом режиме.

 

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Чиновники в Минфине уже много лет думают, как бы взять денег с тех, кто вроде как работает, но скрытно. Не сообщает об этом органам власти и не платит никаких налогов и взносов. Сидит у себя дома какой-нибудь зловредный бухгалтер и ведет бухгалтерию сразу 10 фирм, зарплату в конверте получает. А плитку в Москве на что класть?
Читать далее >>

Подписка

Сервисы