Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как закон о запрете заемного труда повлияет на схемы с использованием аутстаффинга

20 мая 2014   3271  

Какие схемы по аутстаффингу будут закрыты с 2016 года

Какую лазейку оставил закон для дружественных компаний

В чем отличие заемного труда от предоставления персонала

С 2016 года вступает в действие Федеральный закон от 05.05.14 № 116-ФЗ, который, несмотря на декларируемый в его тексте запрет заемного труда, на деле лишь регламентирует особенности предоставления персонала третьим лицам. При этом введенные законом нормы фактически сводят на нет большинство выгод от налоговых схем на основе аутстаффинга (аренды персонала).
 

Заемный труд запрещен, а временное предоставление персонала разрешено
 
В новой редакции статьи 56.1 ТК РФ прямо прописано, что «заемный труд запрещен». Однако временное предоставление персонала допускается, и особенности его регулирования устанавливаются отдельной главой 53.1 ТК РФ. Получается, что основное отличие, которое ТК РФ делает между заемным трудом и предоставлением персонала, заключается во временности последнего. Однако не уточняется, какой именно промежуток времени имеется в виду.
 

Аутстаффинг позволяет экономить налог на прибыль
 

В классической схеме на основе аутстаффинга обычно участвуют компания на общем режиме и дружественная ей организация на упрощенке. Организатор схемы увольняет часть своих сотрудников, которые затем устраиваются работать у дружественного упрощенца, или же весь необходимый персонал сразу же нанимают на работу в компанию, применяющую УСН.

Далее компания на спецрежиме предоставляет основной компании внештатный (out staff – вне штата) персонал за плату, значительно перекрывающую фонд оплаты труда и страховые взносы. За счет такого искусственного увеличения расходов основной компании происходит перевод налоговой базы на более благоприятный режим налогообложения. У компании на общем режиме возникают дополнительные расходы, уменьшающие прибыль, облагаемую по ставке 20 процентов. А на упрощенке с объектом «доходы» с этих сумм будет уплачено лишь 6 процентов единого налога. Далее дружественный спецрежимник теми или иными способами возвращает сумму налоговой экономии основной компании.

Кроме того, при использовании аутстаффинга вместо налога на прибыль возможна экономия страховых взносов. Дело в том, что определенной категории упрощенцев (п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ) дано право применять пониженный тариф страховых взносов – 20 процентов против стандартных 30. Поэтому, переведя часть персонала в штат такого упрощенца, возможно добиться снижения совокупной суммы страховых взносов. Однако для этого доля доходов по льготируемому виду деятельности (в основном льготы связаны с производством) не должна быть менее 70 процентов от общего объема доходов (ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Поэтому такая компания, во-первых, должна будет, помимо аутстаффинга, вести реальную производственную деятельность, во-вторых, – получать сравнительно низкие доходы от сдачи персонала в аренду. Последнее, вероятнее всего, исключает возможность экономии налога на прибыль.

Арендой персонала смогут заниматься далеко не все
 

Федеральный закон от 05.05.14 № 116-ФЗ вносит в Закон РФ от 19.04.91 № 1032I «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) новую статью 18.1. Согласно пункту 3 этой нормы, осуществлять деятельность по предоставлению персонала начиная с 2016 года вправе только две категории лиц.

Первая – это частные агентства занятости, в качестве которых могут выступать юрлица, прошедшие специальную аккредитацию (см. врез). Порядок такой аккредитации Правительство РФ пока еще не утвердило. Но ключевое изменение состоит в том, что таким агентствам прямо запрещено применять упрощенку (п. 8 ст. 18.1 Закона РФ о занятости в ред. 2016 года, подп. 21 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в ред. 2016 года). Эти поправки серьезно препятствуют использованию налоговой схемы на основе аутстаффинга.
 

Аккредитацию получат только крупные агентства занятости
 
Требования к частным агентствам занятости прописаны в пункте 6 статьи 18.1 Закона о занятости. В частности, к таковым относятся:
– наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн рублей;
– отсутствие долгов по налогам и иным обязательным платежам в бюджет;
– наличие у руководителя высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействие занятости населения в РФ не менее двух лет за последние три года;
– отсутствие у руководителя агентства судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.


Однако существует и вторая категория лиц, которые могут заниматься предоставлением персонала. Это все прочие компании в том случае, если их работники направляются временно к:

  • юрлицу, являющемуся аффилированным по отношению к направляющей стороне (см. врез на стр. 32);
  • юрлицу, подписавшему вместе с организацией, направляющей персонал, одно акционерное соглашение.

Особенности регулирования предоставления персонала лицами, которые не являются частными агентствами занятости, должны устанавливаться специальным федеральным законом (ст. 341.3 Трудового кодекса в ред. 2016 года). Пока такой закон еще не разработан. Отметим, что индивидуальные предприниматели не упомянуты ни в одной из категорий, поэтому с 2016 года они не вправе заниматься аутстаффингом.

В отношении аффилированных аутстафферов запрета применять спецрежим нет. Следовательно, сохраняется возможность продолжать использовать способы оптимизации налогов на основе аутстаффинга, правда, в усеченном варианте, рискуя нарваться на обвинения в получении необоснованной налоговой выгоды. Ведь взаимозависимость сторон уже нельзя будет скрывать, в противном случае аутстаффер потеряет право на предоставление персонала. А открытая взаимозависимость создает существенные трудности для обоснования налоговой экономии.

В то же время дружественный аутстаффинг вряд ли может быть признан контролируемой сделкой. Из всего перечня таких сделок для операций аутстаффинга подходит только подпункт 1 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ. Согласно этой норме, контролируемой признается сделка между взаимозависимыми лицами, если доход по ней за календарный год превышает 1 млрд рублей. Однако схемы оптимизации с использованием аутстаффинга не предполагают таких сумм, так как для сохранения права на спецрежим доходы упрощенца не должны превышать определенного лимита за календарный год (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). В 2014 году – 64,02 млн рублей.

Предоставление персонала жестко регламентировано
 

С 2016 года аффилированным лицам придется учитывать жесткие условия и ограничения, введенные для предоставления персонала общими для всех компаний нормами. А в отношении дружественного аутстаффинга значительно усложнить регулирование может отдельный закон, которого пока нет.

Ограничение по времени предоставления персонала. Само определение деятельности по предоставлению персонала указывает на то, что оно должно быть временным (п. 1 и 2 ст. 18.1 Закона о занятости и ст. 341.1 ТК РФ в ред. 2016 года). Но четкие критерии отличия по срокам запрещенного заемного труда от разрешенного аутстаффинга не определены ни для частных агентств занятости, ни для аффилированных компаний. Лишь для случая направления персонала в период заведомо временного расширения производства у принимающей стороны указан конкретный срок – не более девяти месяцев (ст. 341.2 ТК РФ и п. 10 ст. 18.1 Закона о занятости в ред. 2016 года). Вероятнее всего, если до 2016 года законодатели не внесут ясность в вопрос со сроками, заключение договоров аутстаффинга на срок свыше девяти месяцев будет поводом усомниться в законности услуг по предоставлению персонала.

Также неясно, относится ли временный характер предоставления труда только к конкретному сотруднику или к принимающей стороне в целом. К примеру, компания направляет работника к дружественному лицу сроком на шесть месяцев. По истечении этого времени он возвращается, а на то же место и на тот же срок направляется другой сотрудник и т.д. Пока непонятно, будет ли это рассматриваться как предоставление персонала на год или как две отдельные операции по аутстаффингу длительностью по полгода каждая. Особенно если они оформлены разными договорами.

Ограничение по цели предоставления персонала. В пункте 12 статьи 18.1 Закона о занятости в редакции 2016 года прямо прописано, что не допускается предоставление персонала в целях:

  • замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны;
  • выполнения работ в случае простоя, банкротства или угрозы массового увольнения работников принимающей стороны;
  • замены работников в случае их законного отказа от работы, например в связи с задержкой зарплаты.

Ограничения по условиям труда. Согласно статье 341.1 ТК РФ в редакции 2016 года, условия оплаты труда при предоставлении персонала должны быть не хуже, чем условия оплаты труда работников принимающей стороны, выполняющих такие же функции и имеющих такую же квалификацию. Это касается, в том числе, компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда и иных видов облагаемых страховыми взносами выплат. Кроме того, принимающая сторона обязана обеспечивать безопасные условия и охрану труда (п. 11 ст. 18.1 Закона о занятости в ред. 2016 года).

Данные нормы призваны ограничить возможности работодателя снижать собственные издержки на оплату труда за счет аутстаффинга. Затронут данные изменения прежде всего агентства, использующие труд временно пребывающих на территории России иностранцев. Как правило, стоимость труда этих категорий работников намного ниже, чем граждан России, при более суровых условиях труда и полном отсутствии социальных гарантий. Впрочем, и ранее такие агентства предпочитали предоставлять иностранный персонал не в аренду, а по договорам производства работ или оказания услуг (аутсорсинг), либо по договору подряда. С 2016 года такая практика, вероятно, станет массовой.

Условие о субсидиарной ответственности. В статье 341.5 ТК РФ в редакции 2016 года указано, что по обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с сотрудниками, принимающая и направляющая стороны несут субсидиарную ответственность. В частности, это касается обязательств по выплате зарплаты и различных компенсаций. Если направляющая сторона не сможет выплатить те или иные суммы, то работник вправе требовать этого у принимающей стороны (ст. 399 ГК РФ).

Возможно, данная норма закрывает серую схему экономии на налогах и страховых взносах, когда аутстаффером становится однодневка, не уплачивающая ни налог на прибыль, ни НДФЛ, ни взносы. Это зависит от того, являются ли последние два обязательства «обязательствами работодателя, вытекающими из трудовых отношений с сотрудниками» (тогда возникает субсидиарная ответственность), или же это отдельные взаимоотношения однодневки с бюджетом и фондами.

Условие о согласии работника на предоставление его труда. Такое требование содержится сразу в нескольких нормах – пункте 2 статьи 18.1 Закона о занятости и статье 341.1 ТК РФ в редакции 2016 года. Для аффилированных компаний пока не прописана форма получения такого согласия, а частные агентства занятости обязаны включать его непосредственно в трудовой договор (ст. 341.2 ТК РФ в ред. 2016 года).

Ограничения по видам деятельности. Частные агентства не вправе предоставлять персонал для выполнения опасных или вредных работ, а также для замещения штатной должности, наличие которой позволит принимающей стороне получить лицензии, членство в саморегулируемой организации или иной допуск к определенным работам (п. 13 ст. 18.1 Закона о занятости в ред. 2016 года). Кроме того, агентства обязаны вносить в трудовую книжку работника сведения о принимающей стороне (ст. 341.2 ТК РФ в ред. 2016 года) и следить, чтобы его фактическая работа соответствовала функциям, прописанным в договоре.

Конец экономии взносов от несчастных случаев
 

На текущий момент страховые взносы рассчитываются исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом деятельности работодателя – направляющей стороны. И, если аутстаффером является упрощенец с льготным тарифом страховых взносов 20 процентов, к выплатам в пользу сотрудников, переданных в аренду, применяется именно он.

Кроме того, основной вид деятельности аутстаффера связан с оказанием услуг по предоставлению персонала. А такая деятельность относится к 1-му классу риска (код 74.50.1 «Предоставление услуг по найму рабочей силы»), который имеет самый низкий страховой тариф 0,2 процента (ст. 1 Федерального закона от 22.12.05 № 179-ФЗ). Что также позволяет экономить на взносах.

Однако с 2016 года статья 22 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» дополняется новым пунктом 21. Согласно этой норме, страхователи, временно направляющие своих работников по договору о предоставлении персонала, уплачивают страховые взносы с заработка таких сотрудников исходя из страхового тарифа принимающей стороны. Эти поправки сводят на нет возможность получения дополнительной экономии на взносах «от несчастных случаев» в схемах с аутстаффингом.
 

Не все дружественные компании смогут заниматься аутстаффингом
 
В Законе о занятости нет определения аффилированных лиц. По общему правилу в этом случае используется общеупотребимое значение термина. Так, согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», под аффилированными лицами юрлица понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на его деятельность. В частности, таковыми являются:
– юрлица, принадлежащие к той же группе компаний;
– учредители, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов при управлении данной компанией;
– дочерние компании, при управлении которыми данное юрлицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов.

 

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы