Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как реформистские планы правительства на 2015 – 2017 годы повлияют на налоговое планирование

20 мая 2014   2242  

Какие льготы будут предоставлены малому бизнесу

Как изменится обложение сделок с участием иностранных лиц

Какие способы налогового планирования в 2017 году исчезнут

Минфин России обнародовал основные направления налоговой политики на 2015–2017 годы (www.minfin.ru, раздел «Важная информация»). В целом реформы налоговой сферы планируется сконцентрировать на борьбе с уклонением от налогов. Также для компенсации убытков бюджета ввиду негативных прогнозов развития российской экономики чиновники планируют увеличить налоговую нагрузку на бизнес. Хотя год назад обещали не делать этого.

Впрочем, параллельно с этим ожидаются и положительные изменения. Основные акценты предполагается сделать на поддержке предпринимательской и инвестиционной активности. Общая картина предстоящих изменений представлена в таблице.

Какие меры в области налоговой политики власти планируют предпринять в период 2015–2017 годов

Объект налогового планирования Планировалось
на 2014–2016 годы
Планируется
на 2015–2017 годы
Налог на прибыль организаций Да Нет
НДС Да Нет
Страховые взносы Да Нет
Акцизы Да Да
Налог на недвижимость Да Нет
Налогообложение природных ресурсов Да Да
Специальные налоговые режимы Нет Да
Инновационная деятельность Нет Нет
Инвестиционная деятельность Да Да
Мониторинг эффективности налоговых льгот Да Да
Налоговое администрирование Да Да
Международное сотрудничество, информационный обмен Да Да
Сближение бухгалтерского и налогового учета Да Да

Налоговые каникулы! Но только для предпринимателей

Если в 2013 году малый бизнес оказался серьезно подавлен в связи со значительным увеличением ставок по страховым взносам, то в следующем году, наоборот, ожидаются весьма благоприятные для развития малого предпринимательства новшества. Налоговые каникулы действительно могут стать реальностью. Но не для всех, а только для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Да и это возможно только после принятия соответствующих законов на федеральном и региональном уровне. Кроме того, для получения льготы необходимо соблюдение совокупности особых условий:

  • применение упрощенной системы (гл. 26.2 НК РФ) или патентной системы налогообложения (гл. 26.5 НК РФ);
  • осуществление деятельности в производственной, социальной или научной сферах;
  • соблюдение ограничений, установленных для применения данной льготы в конкретном регионе, причем эти ограничения могут быть существенно ниже общих пределов по данным спецрежимам (например, объем выручки, среднесписочная численность работников).

Если все сложится, то многие предприниматели-новички смогут применять нулевую ставку по единому налогу при УСН или фактически бесплатно получать патенты в течение 2015–2018 годов. Кроме того, предполагается стимулировать малый бизнес посредством выдачи в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе патентов самозанятым гражданам с одновременной постановкой их на учет в качестве ИП на срок действия такого патента. Однако таким лицам придется справляться со своим бизнесом в одиночку. Поскольку для применения данного порядка у самозанятого гражданина не должно быть наемных работников.

Что же касается остальных субъектов малого и среднего бизнеса, то каких-то глобальных изменений ожидать пока не приходится. В апреле депутаты Госдумы приступили к обсуждению законопроекта № 492560-6, повышающего стоимостные ограничения для применения упрощенки в три–пять раз с 2015 года. Однако когда этот проект дойдет хотя бы до первого чтения, неизвестно.

Главным источником пополнения бюджета должно стать противодействие офшорным схемам

Запланированный дефицит бюджета и предоставление налоговых льгот требует привлечения средств из иных источников. Причем наиболее существенным источником для Минфина представляется сокращение масштабов применения офшорных схем. Для этого был даже разработан Национальный план по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных собственников. Согласно этому документу, все юридические лица будут обязаны собирать, хранить и раскрывать информацию о своих бенефициарах.

Кроме того, особая роль отдана развитию системы безналичного денежного оборота и совершенствованию механизмов информационного обмена между компетентными органами, как на национальном, так и на международном уровне. В этой связи необходимо отметить, что еще в феврале 2014 года глава налогового центра ОЭСР представил новый стандарт автоматического обмена информацией о доходах налогоплательщиков (физических и юридических лиц), который подлежит применению всеми странами Большой двадцатки*.

* Подробнее об этом читайте в статье «Как на практике будет осуществляться обмен информацией в автоматическом режиме».

Для достижения поставленных целей запланировано комплексное изменение налогового законодательства в части взаимоотношений с иностранными лицами. По сути, речь идет о совершенно новом порядке налогообложения иностранных компаний, признаваемых налоговыми резидентами РФ.

Во-первых, будет введено понятие налогового резидентства для юридических лиц. Кроме созданных в соответствии с российским законодательством также будут признаваться налоговыми резидентами организации, местом управления которых является РФ. То есть наличие отечественного физического или юридического лица в числе владельцев зарубежной компании становится основанием для признания ее налоговым резидентом России.

Во-вторых, предполагается создать механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. И наконец, готовится к принятию ряд международных норм о проведении совместных налоговых проверок и помощи по взиманию налогов на территории России и зарубежных стран.

В частности, предполагается внедрить механизмы обложения доходов иностранных компаний, содержащиеся во многих двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения, распространив их действие также и на случаи косвенного владения. Это касается обложения доходов, полученных от реализации акций российских организаций, а также доходов иностранных организаций, активы которых более чем наполовину состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ. Помимо этого будут прописаны нормы проведения налоговых проверок в иностранных организациях, которые не осуществляют деятельность в России через обособленные подразделения.

Рассматривается также и достаточно серьезная мера, с помощью которой проверяющие рассчитывают эффективно противостоять уклонению от налогообложения с помощью использования иностранных юрисдикций. Чиновники планируют применять порядок, предусмотренный пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ для истребования документов или информации о контролируемых сделках с участием иностранных контрагентов. Это дополняет ряд действующих норм, согласно которым налогоплательщик обязан сам уведомить налоговый орган о контролируемой сделке. А в случае необходимости должен также представить необходимую документацию по требованию налогового органа (ст. 105.15, 105.16 НК РФ).

Пошаговые планы Минфина отражены в так называемых дорожных картах

В проекте основных направлений налоговой политики на 2015–2017 годы о совершенствовании налогового администрирования сказано несколько общих фраз о продолжении перехода на электронный документооборот. А также про обмен информацией с банками и налогоплательщиками. Гораздо более четкие шаги были прописаны в так называемой дорожной карте, создатели которой попытались сократить время, затрачиваемое на подготовку налоговой отчетности, и максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет (распоряжение Правительства РФ от 10.02.14 № 162-р «Об утверждении плана мероприятий “Совершенствование налогового администрирования”»).

В отношении последней задачи уже имеются успехи. Так, благодаря Федеральному закону от 20.04.14 № 81-ФЗ, с 2015 года можно будет забыть о методе ЛИФО, журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур. А также о суммовых разницах и порядке их учета. А еще со следующего года организации вправе по своему усмотрению выбирать способ списания неамортизируемого имущества, единовременно списывать убыток от уступки права требования, совершенной после наступления срока платежа по договору.

В ближайшем будущем финансисты обещают разработать правила о предварительном налоговом разъяснении. Такие нововведения позволят снизить риски доначислений, заранее выяснить и при необходимости оспорить противоречивые нормы НК РФ. А также позволят сократить срок проведения проверок и масштабы дополнительных мероприятий налогового контроля. Кроме того, у Минфина есть намерение заставить налоговиков уделять больше внимания консультированию налогоплательщиков, улучшая тем самым взаимоотношения между проверяющими и компаниями.

Поставлена цель сократить и упростить ведение учета и составление отчетности, в том числе за счет стимулирования перехода на электронный документооборот. На сегодня возможность электронного обмена документами с налоговыми органами ограничена исчерпывающим перечнем первичных документов, утвержденных приказом ФНС России от 29.06.12 № ММВ-7-6/465@. А также несколькими утвержденными форматами для счетов-фактур и уведомлений о контролируемых сделках (приказы ФНС России от 27.07.12 № ММВ-7-13/524@, от 30.01.12 № ММВ-7-6/36@).

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 93 НК РФ налогоплательщики вправе представлять документы в инспекцию в электронном виде только по утвержденным форматам (письмо Минфина России от 11.01.12 № 03-02-07/1-1). Все остальное приходится по старинке распечатывать в виде копий, а потом заверять собственноручной подписью руководителя и печатью организации.

Очевидно, что введение указанных мер не может не сказаться на улучшении инвестиционного климата в России. Но этому могут поспособствовать и другие шаги, запланированные в иных дорожных картах и имеющие отношение к налоговым обязательствам. Так, например, в дорожной карте «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (распоряжение Правительства РФ от 07.03.13 № 317-р) предусмотрены мероприятия, направленные на увеличение количества создаваемых юрлиц. А также на увеличение доли малого бизнеса в экономике и создание новых рабочих мест.

Достичь этого поможет оптимизация регистрационных процедур. Показательными примерами здесь служат отмена обязанности налогоплательщиков по уведомлению инспекций об открытии или закрытии банковских счетов (абз. «б» ст. 1 Федерального закона от 02.04.14 № 52-ФЗ), а также свободный доступ к сведениям из ЕГРЮЛ. При этом свободный доступ не означает отсутствия платы за предоставление сведений, в том числе и для выписок в электронном виде (абз. 4 п. 4 постановления Правительства РФ от 19.06.02 № 438).

В другой дорожной карте, посвященной вопросам поддержки российского экспорта (распоряжение Правительства РФ от 29.06.12 № 1128р), содержатся поправки в статью 165 НК РФ. Которые касаются возможности представления подтверждающих нулевую ставку по НДС документов в электронном виде. Кроме того, планируется рассмотреть вопрос о возможном предоставлении налоговых льгот или иных преференций производителям-экспортерам несырьевых товаров.

Для повышения прозрачности и комфортности ведения бизнеса в дорожной карте «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса» (распоряжение Правительства РФ от 11.06.13 № 953р) предусмотрены меры по сокращению издержек компаний в процессе осуществления контрольных мероприятий. Так, при использовании контрольно-кассовой техники можно будет определять в качестве максимального срока эксплуатации моделей, исключенных из Государственного реестра ККТ, срок полезного использования, установленный производителем (но не более 10 лет).

Отметим также, что для улучшения инвестиционного климата проводится реформирование порядка обложения операций на финансовых рынках (распоряжение Правительства РФ от 19.06.13 № 1012-р). Согласно этому документу, в 2014 году должны быть завершены мероприятия по уточнению порядка обложения выплат по еврооблигациям, учета убытков по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, учета расходов в виде процентов. По всем этим вопросам разрабатываются и готовятся к принятию федеральные законы. Такие меры позволят активнее привлекать инвестиции, устранить ценовой дисконт стоимости российских финансовых активов в сравнении с активами других развивающихся рынков.

В ближайшие три года сохранится рост акцизов

Ранее запланированный темп роста акцизов на период 2014–2016 годов (согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 29.11.12 № 203ФЗ, в статьи 181 и 193 НК РФ) сохранился в основных направлениях налоговой политики и на предстоящие три года. Зато немного изменился порядок уплаты акцизов для некоторых производителей. Так, с 1 июля 2014 года вводится авансовый платеж акциза компаниями, закупающими спирт в странах – участницах Таможенного союза.

При этом на спиртосодержащую и крепкую алкогольную продукцию в 2016 году заложен рост на 10 процентов по сравнению с 2015 годом, а на слабоалкогольные виды – на 5,4 процента. При этом финансисты озаботились проблемой употребления россиянами спиртосодержащих лекарственных средств. В связи с чем планируется отменить освобождение от уплаты акцизов реализации таких лекарственных средств. В исключительном порядке без акцизов можно будет продавать лекарства, изготовленные в аптеках по рецептам врачей и входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (распоряжение Правительства РФ от 19.12.13 № 2427-р).

Ставки акцизов на моторное топливо в период 2015–2016 годов практически не изменятся, за исключением топлива класса 4, ставка акциза по которому с 2016 года будет приравнена к ставке по топливу класса 5. По дизельному топливу данного типа ставка вырастет на 13,8 процента (с 5244 рублей за тонну до 5970 рублей), а по бензину – на 22,5 процента (с 7750 рублей за тонну до 9500 рублей). Рост акцизов по моторным маслам сохранится на близком к показателям инфляции уровне в 5,4 процента. То же самое можно сказать и о ставке на прямогонный бензин – ее рост в предстоящие два календарных года составит 8,6 процента.

Иначе будет складываться ситуация с акцизами по табачной продукции. Под влиянием положений Концепции осуществления политики по противодействию потреблению табака в 2010–2015 годах (распоряжение Правительства РФ от 23.09.10 № 1563р) и в целях достижения соответствия налоговых и таможенных ставок в странах – участницах Таможенного союза минимальная ставка акциза в 2016 году вырастет на 28 процентов по отношению к 2015 году. Хотя этот показатель и больше темпа роста в 2015 году (20% к уровню 2014 года), но все же не столь шокирующе, как рост в текущем году, когда ставка выросла почти на 50 процентов к уровню прошлого года. Таким образом, за 2014–2016 годы акциз по данной группе товаров увеличится в 2,27 раза.

На 2017 год практически по всем подакцизным товарам запланирован рост налоговых ставок, который финансисты, тем не менее, обещают удержать на весьма скромном уровне в 4,5 процента по всем видам алкогольной продукции. Рост ставок на бензин связан с переходом на производство бензина и дизельного топлива не ниже класса 5.

Поэтому все не соответствующие этим требованиям виды топлива будут облагаться акцизами по ставке, почти вдвое превышающей ставку 2016 года. Не исключено также, что такое увеличение ставок по топливу может быть произведено с опережением уже с начала 2016 года. А вот по дизельному топливу ставки акцизов планируют оставить на прежнем уровне, заданном еще на период 2014–2015 годов, 5970 и 7735 рублей за тонну топлива класса 5 и прочих видов дизельного горючего соответственно.

Каким реформам подвергся налог на добычу полезных ископаемых

Продолжается начатый в 2013 году налоговый маневр в нефтяной сфере, благодаря которому были снижены таможенные пошлины на сырую нефть и одновременно повышена налоговая ставка по НДПИ при добыче нефти. Так, с начала 2014 года введены налоговые преференции в виде освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины в отношении добытых на морских месторождениях углеводородов. Кроме того, с 1 июля 2014 года исчисление величины НДПИ при добыче газа горючего природного и газового конденсата будет осуществляться по обновленной формуле.

В этой формуле учитываются условия разработки месторождений, состав газа, макроэкономические показатели и ценовая конъюнктура на целевых рынках сбыта. А также расходы на транспортировку и необходимость стимулирования разработки новых газовых месторождений (Федеральный закон от 30.09.13 № 263-ФЗ ввел новую ст. 342.4 НК РФ). При этом расширен перечень сведений, представляемых в налоговые органы.

Теперь необходимо будет сообщать минимальную глубину залегания сырья и учитывать накопленную добычу природного газа (за исключением попутного газа), а также потери при добыче и начальные запасы по каждому участку недр. Хотя, согласно формулировке статьи 345.1 НК РФ, это входит в обязанности органов управления государственным фондом недр. А также органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере природопользования. Получать такие сведения они будут, скорее всего, от самих недропользователей – налогоплательщиков. И эта информация потребуется госорганам уже к 1 января 2015 года.

В отношении реформирования НДПИ финансисты больше внимания уделили объективным особенностям и степени сложности технологического процесса добычи природных ресурсов. К примеру, были установлены специальные коэффициенты в зависимости от сложности добычи трудноизвлекаемых запасов нефти или способа добычи кондиционных руд черных металлов.

Немаловажно, что финансисты не остановились лишь на одних налоговых особенностях. Чиновники подготовили методологию для предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин. Правда, сейчас эти правила применяются только в отношении сырой нефти, но в перспективе они могут быть перенесены и на другие важные объекты экспорта.

Планируется ограничить право учета убытков в консолидированной группе

Отметим, что введение в российское налоговое законодательство института консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН) оказало заметное влияние на поступление налоговых доходов в региональные бюджеты. Тем не менее в 2013 году уход крупных налогоплательщиков из одних регионов был частично компенсирован покрытием убытков внутри групп. Так, за девять месяцев 2013 года в 60 регионах страны поступления по налогу на прибыль выросли в общей сложности на 29 млрд рублей, а в 23 – снизились в целом на 45 млрд рублей. В целом же потеря доходов субъектов РФ в результате создания КГН оказалась незначительной – всего 0,24 процента.

Оценивая ситуацию и анализируя эти данные, финансисты столкнулись с трудностями прогнозирования бюджетных доходов на уровне отдельных субъектов РФ. В случае получения крупного убытка каким-либо из участников КГН потеря бюджетных доходов внезапно может возникнуть в другом регионе, в котором и располагается ответственный участник. В связи с чем предполагается обязать всех участников КГН раскрывать информацию о прибыли, убытке, налоговой базе по налогу на прибыль. То есть так, как если бы они не входили в консолидированную группу. Однако обязанность представлять такую отчетность в налоговый орган пока намереваются оставить исключительно за ответственным участником.

Для таких ситуаций рассматриваются возможности введения определенных ограничений в части учета убытков отдельных участников КГН. Это делается с целью не допустить существенных потерь бюджетов тех регионов, в которых нет убыточных участников группы. При этом скорее всего будет выбран один из двух вариантов. Либо пропорционально распределять такой убыток на всех участников группы (с переносом остатка на последующие годы). Либо только на тех участников, которые не получили убытка. В первом варианте при наличии серьезных убытков среди участников возможен рост налоговых платежей в том налоговом периоде, в котором и были получены убытки.

Однако это может быть компенсировано возможностью переноса убытков на будущие периоды и скорее всего не приведет к росту нагрузки в среднесрочной перспективе. Второй вариант близок к ныне действующим нормам и не меняет общего уровня налоговых платежей по группе в целом. Но он и не решает проблемы покрытия убытка в региональном бюджете из-за убытков компании – участницы КГН, расположенной в другом регионе.

Можно предположить, что наиболее предпочтительным будет все-таки первый вариант, поскольку аналогичный порядок распределения прибыли и переноса убытков давно уже применяется при расчете налога на прибыль одной организации, имеющей обособленные подразделения в разных регионах России. Помимо этого для участников ликвидированной КГН планируется ограничить возможность повторного формирования КГН, допуская это лишь спустя три–пять лет после ликвидации.

Особенности налогообложения на территории Крыма и Севастополя

Включение в состав РФ двух новых субъектов было неожиданным и потребовало серьезной работы по введению на территориях Крыма и Севастополя норм российского налогового законодательства. В статье 15 Федерального закона от 21.03.14 № 6-ФКЗ оговорено, что НК РФ будет применяться на этих территориях с 1 января 2015 года. Но уже сейчас необходимо в срочном порядке принять переходные нормы. Надо отдать должное ФНС России. Специалисты этого ведомства чуть ли не ежедневно выпускают разъяснения по вопросам учета, регистрации и перерегистрации налогоплательщиков в новых субъектах России (например, письма от 02.04.14 № СА-4-14/6035, от 16.04.14 № ГД-4-3/7267@, от 17.04.14 № СА-4-14/7403@).

Кроме того, в этих регионах пора уже начинать работу по принятию целого ряда региональных и местных налогов (ЕНВД, ПСН, налог на имущество и транспортный налог). В новых субъектах предполагается реализовать региональные инвестиционные проекты в соответствии со статей 25.8 НК РФ. Это выражается в возможном предоставлении льгот по налогу на прибыль, НДПИ, а также по региональным и местным налогам. Со слов официального руководства, в Крыму может быть даже создана игровая зона, пятая в России.

Хотя конкретных налоговых норм пока еще нет, тем не менее можно с большой долей вероятности ожидать повышенный интерес российского бизнеса к новым рынкам сбыта и инвестиционным объектам. И также вполне возможно, что в первые годы налоговое законодательство будет применяться не в полной мере (за счет предоставления налоговых преференций). А налоговые проверки – проводиться не в полную силу, включая снижение меры ответственности за правонарушения.

Продолжается пересмотр налоговых льгот

Продолжается начатая в 2011 году работа по пересмотру налоговых льгот. При этом речь идет не только об их отмене, но и об изменении действующих преференций и введении новых благоприятных условий для налогоплательщиков. Однако нельзя не учитывать, что главной задачей при любых решениях в этой сфере является создание крепкой системы, обеспечивающей поступление налогов в бюджеты разных уровней. И любые налоговые освобождения преследуют определенную цель, при достижении которой эти льготы чаще всего отменяются.

Именно поэтому в рамках реализации налоговой политики на 2015–2017 годы рекомендовано установить правило, в соответствии с которым принятие новой льготы или иного стимулирующего механизма должно сопровождаться определением «источника» для такого решения. В качестве такового предложено рассматривать отмену других неэффективных льгот. Еще одно рекомендованное составителями бюджета правило гласит, что любая налоговая льгота должна первоначально приниматься на временной основе, а ее итоги должны обязательно анализироваться на предмет эффективности применения льготы.

В ближайшие годы при реализации налоговой политики будут применяться следующие принципы:

  • окончательный отказ от установления новых льгот по региональным и местным налогам (включая освобождение от налогообложения, исключение из налоговой базы объекта обложения);
  • отмена всех существующих льгот по региональным и местным налогам;
  • новые льготы по федеральным налогам (специальным налоговым режимам), доходы от которых поступают в бюджеты субъектов или местные бюджеты, условия их введения и определение параметров их предоставления принимаются на уровне органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы