Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Приказ руководителя, который обоснует расходы на тюнинг автомобиля

24 апреля 2014   704  

Как документ позволит сэкономить. Наиболее распространенным способом оптимизации налога на прибыль является увеличение расходов компании. При этом четкий перечень налоговых затрат не установлен (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому компании принимают к налоговому учету те или иные затраты в соответствии со своим собственным пониманием принципа направленности расходов на получение дохода. Практика показывает, что расходы на тюнинг автомобиля вполне могут уменьшать облагаемую прибыль при должном обосновании их экономического смысла во внутреннем документе организации.

Как документ позволит сэкономить. Наиболее распространенным способом оптимизации налога на прибыль является увеличение расходов компании. При этом четкий перечень налоговых затрат не установлен (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому компании принимают к налоговому учету те или иные затраты в соответствии со своим собственным пониманием принципа направленности расходов на получение дохода. Практика показывает, что расходы на тюнинг автомобиля вполне могут уменьшать облагаемую прибыль при должном обосновании их экономического смысла во внутреннем документе организации.

Официальная позиция налоговиков состоит в том, что расходы на тюнинг автомобиля не увеличивают его первоначальную стоимость, поскольку в НК РФ такие услуги не квалифицируются в качестве работ по достройке, дооборудованию и модернизации. Кроме того, эти затраты нельзя учесть и в качестве расходов на ремонт (ст. 260 НК РФ). Ведь, по сути, транспортное средство исправно (письмо УФНС по г. Москве от 12.12.08 № 19–12/116029).

Однако судьи не столь категоричны. Они не ленятся разобраться в пользе того или иного автомобильного улучшения. И если тюнинг действительно помогает компании успешно вести дела, то не возражают против учета соответствующих расходов при исчислении налога на прибыль. В частности, такие решения суды принимали в отношении работ по:

В документах, сопутствующих расходам на тюнинг, должна быть четко показана их польза для деятельности компании. Вряд ли фискалы и суды согласятся с правомерностью учета затрат на установку дорогостоящих тюнинг-бамперов и спойлеров, которые, полезных свойств автомобилю не придают, лишь добавляют «спортивности». Это же касается покраски машины в новый цвет или установки подсветки на днище и диски автомобиля.

В каком виде составляется. Приказ руководителя является внутренним документом компании, который она вправе составить в свободной форме.

Что обязательно должно быть в документе. В приказе важно прописать три основных момента. Во-первых, кто из сотрудников будет пользоваться авто, в отношении которого проводится тюнинг. Практика показывает, что чаще всего именно от этого зависит оправданность расходов. Например, установка бронированных стекол может понадобиться сотруднику, который ежедневно отвозит в банк наличные деньги. А в автомобиле руководителя не лишним будет наличие кожаного салона, улучшенной приборной панели. Ведь это влияет на имидж работника и соответственно положительно сказывается на деловой репутации самой компании. Таким образом, приказ на тюнинг стоит оформлять в разрезе сотрудников компании.

Во-вторых, в документе обязательно нужно указать цель проведения улучшений с точки зрения выгоды для компании. К примеру, в одном из споров компания обосновала деловую цель установки монитора в автомобиль частыми служебными командировками руководителя, поскольку он готовился к встречам с деловыми партнерами в пути (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.06.11 № КА-А40/6029–11).

В другом деле суд согласился с доводом компании о том, что тонировка стекол предохраняет автомобиль от преждевременного износа. Причем арбитры не ссылались на какие-то специальные технические нормы (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.08.05, 08.08.05 № КА-А40/7398–05).

В-третьих, в приказе целесообразно описать характеристики объекта, который планируется установить в автомобиль. Практика показывает, что зачастую налоговики пристально изучают способности оборудования улучшать авто. И если некоторые функции для предпринимательской деятельности не важны, отказывают в признании расходов на тюнинг. Поэтому в приказе руководитель может отметить, что оборудование должно соответствовать определенным требованиям. К примеру, приобретаемые автомагнитола и колонки должны обладать выходной мощностью не менее 4×55 Вт, иметь сенсорный дисплей, цифровой тюнер, порт USB и т. п. Указание в документе таких деталей также обоснует высокую стоимость приобретенного улучшения.

Прописывая в документе необходимость проведения тюнинга, важно указать марку и государственный номер конкретного автомобиля. Это позволит идентифицировать транспортное средство и в случае возникновения претензий объяснить налоговикам, что именно на этом служебном автомобиле передвигается тот или иной сотрудник.

Кроме того, в документе целесообразно указать сотрудника, который будет ответственным за приобретение и установку тюнинга. Желательно, чтобы это был специалист, разбирающийся в нюансах автомобильных улучшений и их рыночной стоимости. Это позволит не только сэкономить деньги, но и объяснить инспекторам все прелести дополнительного оборудования на авто.

Дополнительные меры безопасности. Иногда установка дополнительного и полезного оборудования в автомобиль является не тюнингом, а требованием закона. В этом случае обосновать расходы компании будет проще. В частности, это касается навигаторов, которые в настоящее время чаще всего входят в современные штатные устройства с множеством полезных функций — Bluetooth, 3G интернет, камера заднего вида, парктроник и т. п. При этом системами навигации в обязательном порядке снабжаются автомобили, в которых перевозятся специальные и опасные грузы (п. 1 ст. 4 закона от 14.02.09 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности»). Следовательно, соответствующие затраты являются обоснованными и компания вправе учесть их в составе расходов на содержание служебного транспорта (п. 1 ст. 252, подп. 11 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Нередко инспекторы не отказывают в признании расходов на тюнинг авто, но оспаривают порядок их учета. Так, например, в случае приобретения и установки автомагнитол и автопокрышек налоговики заявляют, что такие расходы увеличивают первоначальную стоимость автомобиля. А списывая расходы единовременно, компания неправомерно занижает налог на прибыль. Суды с таким мнением не соглашаются и указывают, что автомобиль можно использовать и без дополнительного оборудования, поэтому его установка не увеличивает стоимость авто (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.08 № А55-6448/07). Аналогичные выводы Федеральный арбитражный суд Московского округа высказал в отношении затрат по замене кабины КамАЗа. Суд отметил, что компания вправе списать их единовременно в составе расходов на ремонт. Ведь цель замены кабины — восстановление утраченных первоначальных технических характеристик авто (постановление от 14.09.09 № КА-А40/8093–09).

Фрагмент приказа, обосновывающего правомерность проведения работ по улучшению служебных автомобилей

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы