Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

После расширения Таможенного союза использовать армянские компании станет выгоднее

21 марта 2014   481  

Какие выгоды для бизнеса принесет вступление Армении в ТС

Как вывести в Россию доход, полученный в Армении

Чем привлекательны для инвесторов армянские налоговые льготы

Республика Армения – закавказское государство, имеющее давние культурные и экономические связи с Россией. В будущем эти связи укрепятся, так как в сентябре 2013 года президент Армении заявил о принципиальном желании страны вступить в Таможенный союз, который в настоящий момент включает в себя Россию, Белоруссию и Казахстан.

Ожидается, что подготовительный этап к вступлению в ТС Армения завершит уже к маю 2014 года. Вступление республики в Таможенный союз предоставит определенные налоговые преимущества как армянским компаниям при импорте товаров в Россию, так и российским поставщикам при экспорте товаров в Армению. Прежде всего это касается уплаты НДС и таможенных пошлин.

В настоящее время в Армении зарегистрировано около 1300 компаний, контролируемых россиянами. Российский капитал инвестирован в такие стратегические отрасли, как производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации и транспорт. Причем 45 процентов всех иностранных инвестиций в стране было произведено российскими компаниями.

Экономическое сближение открывает для российского бизнеса новые перспективы использования подконтрольных армянских компаний для торговой и производственной внешнеэкономической деятельности. Дополнительный плюс состоит в наличии между Россией и Арменией достаточно интересного с точки зрения налогового планирования соглашения об устранении двойного налогообложения, потенциально привлекательного для создания холдинговых структур.

Налоговая система Армении в целом похожа на российскую

Согласно Гражданскому кодексу Республики Армения (ГК РА), юридические лица могут регистрироваться в качестве акционерных обществ открытого и закрытого типа, обществ с ограниченной ответственностью, а также обществ с дополнительной ответственностью. Учредителями компании могут быть любые (армянские или иностранные) юридические или физические лица. Число акционеров в ОАО не ограничивается, а ЗАО должно иметь не более 49 акционеров. Юрлицо может создаваться даже одним учредителем либо состоять из одного лица в случае приобретения акционером всех акций общества. Но в случае учреждения компании одним лицом, в целях защиты интересов кредиторов, законодательство ограничивает возможность создания других хозяйственных обществ этим же обществом (ст. 96 и 106 ГК РА).

Налоговая система Армении в целом несильно отличается от российской. В Армении установлены налог на прибыль компаний, НДС, а также акцизы, налоги на доходы физлиц, отчисления в социальные фонды и налоги на имущество.

Основной вид налога, формирующий бюджет государства, – НДС. Его общая ставка – 20 процентов. Экспорт облагается по ставке 0 процентов, а реализация некоторых товаров, работ, услуг НДС не облагается. Так же как и в случае с российским НДС, в Армении сумму начислений можно уменьшить на сумму вычетов.

Налог на прибыль взимается по ставке 20 процентов. Компании – резиденты Армении и постоянные представительства иностранных компаний уплачивают налог со всего своего общемирового дохода. Иностранные компании – с доходов, полученных от источников на территории Армении (налог удерживает налоговый агент). Так же как в России, доходы можно уменьшить на относимые к их получению расходы.

Интересны особенности налогообложения дивидендов, полученных армянской компанией от резидента этой же страны. Налогом на прибыль у получателя они не облагаются. Будь этим получателем юридическое или физическое лицо. Однако дивиденды из иностранных источников включаются в налоговую базу на общих основаниях.

Проценты и роялти, уплаченные армянской компанией, уменьшают налогооблагаемую прибыль. Роялти – без ограничений по сумме, а проценты нормируются по двойной ставке рефинансирования Банка Армении.

Отчисления в социальные фонды производятся как за счет работника, так и за счет работодателя. Из зарплаты работника компания удерживает 3 процента, а отчисления за счет собственных средств рассчитывает по регрессивной шкале от 35 процентов с самых низких зарплат (порядка 1800 рублей в месяц) до 5 процентов – с самых высоких.

Физлица уплачивают налог на свои доходы по ставке 20 процентов. При этом данная ставка применяется как к резидентам Армении (проведшим на территории этой страны более 183 дней в году), так и к нерезидентам. При этом у первых налогом облагается любой доход, у вторых – доход от источников в Армении.

В Армении существует ряд налоговых льгот для иностранных инвесторов

Отметим, что в настоящее время иностранный капитал рассматривается правительством страны как ключевой элемент экономического роста. Еще в 1994 году правительство Армении объявило о применении политики открытых дверей для инвесторов, которая выражается в превалировании защиты иностранных инвестиций и инвесторов.

Так, законодательством Армении для инвесторов предусмотрена возможность получить трехлетнюю отсрочку по уплате ввозного НДС. Такая льгота касается только тех компаний, которые осуществляют импорт товаров в Армению на сумму более 300 млн драмов (примерно 26,3 млн рублей). Это делается для того, чтобы компании могли производить значительный объем продукции и только после этого уплачивать налог.

Армения является членом Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, а также подписала Конвенцию о защите прав инвестора, заключенную в Москве 28.03.97. Кроме того, компании, основанные иностранными инвесторами, имеют право приобретать в Армении землю. А для вложения инвестиций в экономику страны иностранным инвесторам не нужно получать специальные государственные разрешения, за исключением лицензируемых видов деятельности. Среди правовых документов, регулирующих сферу инвестиций, важнейшими являются Закон Республики Армения от 31.07.94 № ЗР-115 «Об иностранных инвестициях», Концепция от 21.04.05 «Об инвестиционной политике Республики Армения», а также Соглашение между Россией и Арменией о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенное в Ереване 15.09.01.

Закон «Об иностранных инвестициях» гарантирует равное отношение ко всем видам инвестиций, значительно ограничивает возможность конфискации имущества государством. А также предусматривает полную компенсацию со стороны государства в случаях конфискации имущества и защищает инвестиции от неблагоприятных изменений законодательства сроком на пять лет.

Кроме того, данный закон освобождает импорт определенных видов товаров, ввезенных для пополнения уставного фонда, от таможенных пошлин на срок три года. Помимо этого указанный закон предоставляет возможность обращения инвесторов в суды Армении для решения экономических споров. Однако такие преимущества распространяются только на предприятия, в которых иностранный капитал составляет не менее 30 процентов в момент его формирования.

Также Закон Республики Армения от 14.04.97 № ЗА-107 «О налогах» предусматривает освобождение инвесторов от определенных видов налогов, а также льготные налоговые ставки и отсрочку по уплате некоторых видов налогов. Статьей 6 Закона Республики Армения от 16.06.97 № 3Р-118 «О налоге на добавленную стоимость» предусмотрена отсрочка уплаты НДС в отношении конкретных групп товара сроком от одного года до трех лет, исходя из его таможенной стоимости.

После вступления в ТС упростится порядок взимания НДС

В настоящее время перемещение товаров между Арменией и Россией фиксируется таможенными органами при оформлении таможенной декларации. Тогда как в рамках ТС перемещение большинства товаров осуществляется без таможенного оформления и, соответственно, декларации на такие товары не составляются. А контроль над уплатой косвенных налогов осуществляют налоговые органы.

Несмотря на этот нюанс вступления Армении в Таможенный союз, нагрузка по НДС на участников внешнеэкономической деятельности не изменится. Экспорт, так же как и раньше, будет облагаться НДС по ставке 0 процентов, упростится лишь порядок ее подтверждения.

Напомним, что порядок исчисления НДС при поставках внутри Таможенного союза регламентируется Соглашением от 25.01.08, которое введено в действие решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.10 № 36 (далее – Соглашение). Порядок определения налоговой базы, налоговая ставка и условия применения вычетов при экспорте в страны Таможенного союза регулируются Протоколом, ратифицированным законом от 19.05.10 № 98-ФЗ (далее – Протокол).

После подтверждения нулевой ставки суммы входного НДС по товарам, работам, услугам, использованным для реализации товаров на экспорт, можно будет принять к вычету (абз. 2 п. 1 ст. 1 Протокола). Если по истечении 180 календарных дней компания не соберет пакет документов, подтверждающих экспорт, то у российского экспортера операции по реализации будут облагаться по ставке 10 или 18 процентов (п. 9 ст. 165 НК РФ). При этом сумму входного НДС по товарам, работам, услугам, которые использованы для проведения неподтвержденной экспортной сделки, можно принять к вычету в момент отгрузки (п. 3 ст. 172 НК РФ). Армянское законодательство содержит аналогичные нормы.

Если сейчас при импорте из России в Армению или наоборот НДС уплачивается на таможне, то в рамках ТС взимание этого налога осуществляется налоговыми органами государства – члена ТС, на территорию которого ввезены товары, по месту постановки на учет плательщиков – собственников товаров (ст. 3 Соглашения и ст. 2 Протокола). При этом налоговой базой для расчета НДС будет договорная стоимость экспортированных товаров (п. 2 ст. 153 НК РФ), а не таможенная стоимость, как сейчас.

Принять к вычету ввозной НДС импортер сможет после его уплаты и принятия на учет ввезенных товаров. Дополнительным условием для вычета, по мнению Минфина (письмо от 17.08.11 № 03-07-13/01-36), является отметка налогового органа об уплате налога на заявлении о ввозе товаров. В целом аналогичный порядок получения вычета по импортному НДС существует и сейчас.

При поставках внутри Таможенного союза пошлины можно не платить

Еще одно преимущество вступления Армении в Таможенный союз состоит в том, что при экспортно-импортных операциях в границах стран-участниц товары не облагаются таможенными сборами и пошлинами (п. 1 ст. 75 ТК ТС). В результате перспективным направлением для российского бизнеса может стать импорт сельхозпродукции из Армении. Когда Армения станет участницей ТС, то вся сельхозпродукция будет экспортироваться в страны ТС без уплаты таможенных пошлин. Это поможет снизить издержки и сделает армянскую продукцию более конкурентоспособной.

Кроме того, при импорте товара из-за пределов Таможенного союза российский импортер теперь сможет рассматривать Армению в качестве государства, на территорию которого товар ввозится первично – ведь дальнейшие его перемещения внутри ТС уже не вызовут контактов с таможней. Смысл здесь в том, что, несмотря на то, что таможенные пошлины всех стран – участниц ТС должны быть едины – полностью соответствовать Единому таможенному тарифу Таможенного союза, утвержденному решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.12 № 54, ставки НДС везде разные.

Имеется в виду НДС, который импортер уплачивает на таможне при ввозе товара в ТС из-за его пределов. Так, в России в отношении ввезенных товаров действует ставка 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ), в Казахстане – 12 процентов (п. 1 ст. 268 НК РК), в Белоруссии – 20 процентов (подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК РБ). Как уже упоминалось, ставка армянского НДС также 20 процентов. То есть импортер в разных странах уплатит разные суммы НДС. В Казахстане – существенно меньше.

При условии дальнейшей реализации товаров на территории, куда был осуществлен импорт, различие в ставках не принципиально, поскольку есть возможность для их зачета. Однако в механизме возмещения НДС, уплаченного на таможне, существует временной разрыв – компания на определенный срок (до трех месяцев) лишается части средств в обороте. При наличии такого разрыва ввоз товаров через Казахстан имеет преимущество, в том числе и перед Арменией.

В случае с Арменией минусом также является и отсутствие сухопутных границ с остальными членами ТС. Соответственно, контактов с таможней при поставках внутри ТС можно будет избежать лишь при авиаперевозках. Во всех прочих случаях товары в режиме транзита, как и прежде, будут передвигаться через страну, не входящую в ТС, – Грузию или Азербайджан.

Доходы, полученные в Армении, выгодно выводить в Россию через роялти

При ведении бизнеса с использованием армянской компании важно проанализировать различные варианты вывода ее дохода в Россию, чтобы минимизировать налоговую нагрузку. Как уже упоминалось выше, российско-армянское налоговое соглашение (Соглашение об устранении двойного налогообложения, заключенное в Москве 28.12.96) содержит ряд интересных положений.

Так, налог на прибыль у источника выплаты дивидендов не может превышать 10 процентов ( подп. b п. 2 ст. 10 Соглашения об избежании ). А если вклад в уставный капитал составляет не менее 40 тыс. долларов – 5 процентов (подп. а п. 2 ст. 10 Соглашения об избежании). Для сравнения: при выплате дивидендов в страну, с которой отсутствует налоговое соглашение, в России взимается налог по ставке 15 процентов (подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ), а в Армении – 10 процентов.

Кроме того, в России для учредителя существует возможность получить право на нулевую ставку налога на прибыль по полученным из Армении дивидендам (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Таким образом, при соблюдении требований у источника выплаты дивидендов в Армении будет уплачено 5 процентов, а получателем в России – 0 процентов. Совокупная нагрузка по данному варианту составит 5 процентов (5% + 0%).

В отношении роялти и процентов по займам и вовсе налог у источника выплаты взиматься не должен (п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 12 Соглашения об избежании). Учитывая, что в Армении роялти можно учитывать в расходах без ограничения по сумме, интересен вариант вывода дохода из Армении в Россию именно с помощью роялти. Особенно если получателем таких доходов в России будет компания на упрощенке с базой «доходы». Тогда в Армении роялти полностью уменьшат прибыль плательщика, облагаемую по ставке 20 процентов, налога у источника не возникнет, а российский получатель уплатит налог по ставке 6 процентов. То есть такой способ передачи дохода из Армении в Россию приведет к получению совокупной налоговой выгоды в размере 14 процентов (20% – 6%).

Но даже если получателем процентов или роялти в России будет компания на общем режиме, подобный вариант все равно выгоднее выплаты дивидендов, так как имеет нулевую совокупную нагрузку (20% – 20%). Тогда как по дивидендам придется заплатить 5 процентов. Однако для использования преимуществ Соглашения об избежании необходимо иметь сертификат резидентности.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Федеральная налоговая служба выпустила письмо, которое в прессе назвали свидетельством налоговой оттепели. Дескать, повернулись чиновники лицом к налогоплательщику. Теперь перестанут кошмарить бизнес, и заживем. Мы в редакции подробно разобрали письмо налоговиков и составили карточки.
По этому поводу вспомнился мне один бородатый анекдот времен хрущевской оттепели. Армянское радио спрашивают: «В чем причина оттепели?» Оно отвечает: «А вы пробовали на морозе гайки закручивать?»
Читать далее >>

Подписка

Сервисы