Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Какие сделки компании могут вызвать подозрения Росфинмониторинга

26 ноября 2013   498  

Федеральная служба по финансовому мониторингу обновила критерии выявления необычных сделок в целях создания эффективного механизма противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем (приказ Росфинмониторинга от 23.08.13 № 231).

Использовать эти критерии в своей работе должны профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, операторы по приему платежей, негосударственные пенсионные фонды, операторы связи, адвокаты, нотариусы, агенты по недвижимости, а также ИП, осуществляющие оказание юридических или бухгалтерских услуг.

Контролю подлежат отдельные операции клиентов указанных лиц. Например, сделки с недвижимым имуществом, отчуждение денежных средств и ценных бумаг (п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ). Если имеются основания полагать, что сделки, проводимые клиентом, соответствуют приведенным ниже критериям, организация или предприниматель должны уведомить об этом Росфинмониторинг. Тот, в свою очередь, в рамках информационного обмена должен делиться полученной информацией с налоговиками. Рассмотрим, какие налоговые последствия могут возникнуть у компании, если такая информация попадет в руки налоговых органов.

 
Критерий необычной сделки Налоговые последствия для компании

Общие критерии необычных сделок

Запутанный характер сделки, не имеющей экономического смысла или очевидной законной цели Наличие одного или нескольких указанных признаков может свидетельствовать о получении компанией необоснованной налоговой выгоды. А налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому, если контролеры установят, что главной целью компании являлось получение дохода исключительно за счет налоговой выгоды, в отсутствие намерения осуществлять реальную деятельность, ее признают необоснованной (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53). Практика показывает, что суды нередко встают на сторону инспекции при рассмотрении подобных споров (определение ВАС РФ от 28.03.13 № ВАС-1228/13, постановления федеральных арбитражных судов Уральского от 01.08.12 № Ф09-6648/12, Дальневосточного от 06.04.12 № Ф03-802/2012 округов). Таким образом, если фискалы обнаружат, что указанные в данных критериях несоответствия приводят к занижению сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, то скорее всего данный вопрос будет более подробно изучен в рамках выездной налоговой проверки
Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами
Неоднократное совершение операций, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур контроля, предусмотренных законом от 07.08.01 № 115-ФЗ
Отказ клиента в предоставлении запрошенных организацией документов, которые необходимы ей для выполнения требований закона от 07.08.01 № 115-ФЗ
Излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности при осуществлении сделки, в том числе вопросами раскрытия информации государственным органам
Наличие нестандартных или необычно сложных схем проведения расчетов, отличающихся от обычной рыночной практики
Пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг. А также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычного тарифа при оказании подобного рода услуг
Внесение клиентом в ранее согласованную схему сделки непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, касающихся движения денежных средств или иного имущества Наличие одного или нескольких из приведенных критериев может говорить о том, что клиент является компанией с сомнительными признаками. То есть не уплачивает налоги, не представляет в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность, а также не отвечает на запросы при проведении встречных проверок. Конечно, если такая информация попадет в руки налоговиков, то рано или поздно в организацию придет выездная налоговая проверка. Естественно, проводить налоговую проверку в отношении самой однодневки смысла нет. Ведь такие компании выступают лишь инструментом для реализации схем ухода от налогообложения. Поэтому целью проверяющих будет изучить всю цепочку контрагентов однодневки. И обнаружить организатора схемы, который является реальным получателем денежных средств. Для этого фискалы на основе анализа банковских выписок выявляют компании, которые перечисляют или получают денежные средства от однодневок. Далее выявляются получатели необоснованной налоговой выгоды. Наиболее подходящих кандидатов включают в план выездных проверок. Поэтому наличие таких критериев необычных сделок грозит доначислениями не самим клиентам соответствующих организаций, а компаниям – организаторам схем ухода от налогов
Передача клиентом поручения об осуществлении операции через посредника. При этом посредник выполняет поручение клиента без вступления в личный контакт с организацией
Отсутствие информации о клиенте в официальных справочных изданиях либо невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам
Сложности, возникающие у организации при проверке предоставляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в предоставлении документов. А также наличие информации, которую невозможно проверить
Отсутствие очевидной связи между родом деятельности клиента и услугами, которые намеревается оказать организация
Совершение операции в интересах контрагента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев. При этом клиент имеет незначительный размер уставного капитала по сравнению с суммой сделки, которую намеревается совершить организация
Поручение клиента перечислить полученные по сделке денежные средства на счет клиента, отличный от счета, указанного в договоре. В том числе на счет в иностранном банке либо на счет третьего лица, не являющегося стороной по сделке Наличие данных критериев может говорить о том, что компания является кандидатом для вызова в инспекцию на комиссию по легализации налоговой базы. Так, инспекторы на местах нередко обращают внимание на налогоплательщиков, в отношении которых имеется информация от источников иностранных государств о получении ими дохода, подлежащего обложению на территории России (письмо ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722). Кроме того, одним из критериев предпроверочного анализа для отбора кандидатов на комиссию является наличие информации о получении компанией подозрительного дохода. Причем такие сведения могут быть представлены надзорными ведомствами, гражданами и организациями
Поручение клиента осуществить возврат в наличной форме ранее перечисленных средств в течение короткого промежутка времени с момента заключения сделки. В том числе осуществить возврат средств третьему лицу
Совершение операций с использованием дистанционных систем обслуживания в случае, если возникает подозрение, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент Наличие такого критерия может свидетельствовать о том, что деятельностью компании руководят номинальные лица, а фактическое управление осуществляет организатор схемы. То есть это подконтрольная организация, созданная для проведения сомнительных операций. Взаимосвязь с такой компанией может свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды (постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.10 № 18162/09). Для того чтобы доказать использование в деятельности подконтрольных организаций, проверяющие часто используют критерий наличия дистанционных систем обслуживания. Например, использование контрагентами компьютерной техники и помещений проверяемой компании. Кроме того, нередко несколько предприятий устанавливают систему «Банк-клиент» на один компьютер. Это говорит о том, что все их денежные потоки подконтрольны налогоплательщику. Судебная практика показывает, что совпадение IP-адреса организации и ее контрагента в суде объяснить довольно сложно. При обнаружении таких совпадений в большинстве случаев арбитры встают на строну инспекторов (к примеру, определение ВАС РФ от 01.06.11 № ВАС-6451/11)
Существенное отклонение договорной цены от действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента Обнаружение фискалами значительного отклонения договорной цены сделки от рыночных цен может спровоцировать проведение налоговой проверки. Особенно в случаях совершения подобных операций с взаимозависимыми лицами (ст. 105.1 НК РФ). Однако даже если сделки не подпадают под критерии контролируемых, такой контроль все равно может осуществляться в ходе проведения выездных и камеральных проверок. Такой вывод следует из письма ФНС России от 02.11.12 № ЕД-4-3/18615. Налоговики считают, что в таких случаях инспекторам на местах необходимо доказывать получение необоснованной выгоды, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ

Признаки необычных сделок с использованием бюджетных средств

Клиент, учредитель или выгодоприобретатель является участником федеральных, региональных либо муниципальных целевых программ Целевое расходование денежных средств, полученных из бюджетов всех уровней, всегда подвергается тотальному контролю, в том числе и со стороны налоговиков. Так, если организация не докажет целевое использование бюджетных средств, то соответствующий государственный орган потребует вернуть сумму субсидии (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.01.13 № А70-2858/2012). Отметим также, что фискалы зачастую пытаются включить суммы полученных субсидий в состав доходов при расчете налога на прибыль. Однако если установлено целевое расходование и наличие раздельного учета, то суды встают на сторону компаний (определение ВАС РФ от 15.10.12 № ВАС-10051/12)
Клиент, учредитель или бенефициарный владелец является получателем субсидий, грантов или иных видов государственной поддержки за счет средств бюджета РФ
Совершение сделки по поручению клиента, являющегося исполнителем по государственному контракту, если сумма такого контракта составляет или превышает 6 млн рублей. При этом компания имеет незначительный размер уставного капитала по сравнению
с суммой операции, которую намеревается совершить. А период ее деятельности не превышает шести месяцев с момента государственной регистрации

Признаки необычных сделок, основанные на стране регистрации или местонахождении клиента, его контрагента или выгодоприобретателя

Клиент, его контрагент, бенефициарный владелец, выгодоприобретатель или учредитель клиента зарегистрирован в государстве, предоставляющем льготный режим налогообложения или не предусматривающем раскрытия информации при проведении финансовых операций. Либо счета этих лиц открыты в банке, зарегистрированном на указанной территории Наличие таких признаков может говорить о том, что компания осуществляет операции, которые подлежат контролю со стороны налоговиков. Напомним, что к контролируемым относятся сделки между российской организацией и компанией, зарегистрированной в стране с льготным налогообложением (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При условии, что сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом в течение календарного года, превышает 60 млн рублей (п. 7 ст. 105.14 НК РФ)

Признаки необычных сделок при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом в наличной форме

Компания настаивает на проведении расчетов наличными денежными средствами Проверяющие нередко настаивают на том, что оплата поставщику наличными денежными средствами из кассы может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. К аналогичному выводу иногда приходят и судьи (постановления федеральных арбитражных судов Московского от 26.02.13 № А41-20688/11, Уральского от 12.02.13 № Ф09-10978/12 округов, определение ВАС РФ от 23.05.13 № ВАС-5978/13)
Регулярное получение по инициативе клиента денежных средств, причитающихся по сделке, в наличной форме

Признаки необычных сделок при проведении операций по договорам займа

Предоставление или получение займа, процентная ставка по которому ниже ставки рефинансирования Проверяющие уделяют пристальное внимание операциям заемного финансирования между взаимозависимыми лицами. В том числе и при оплате приобретенных товаров, работ, услуг за счет заемных средств (постановления федеральных арбитражных судов Уральского от 18.09.12 № Ф09-8103/12, от 31.05.12 № Ф09-3543/11, Западно-Сибирского от 08.08.11 № А27-13692/2010 округов). Налоговые риски усиливаются, если договоры займа заключаются с иностранными организациями, зарегистрированными в офшорных зонах. Поскольку ключевым вопросом при совершении таких сделок является обоснование нерыночного уровня цен (разд. V.1 НК РФ). Кроме того, Минфин считает, что при выдаче беспроцентного займа взаимозависимому лицу компания должна учесть неполученные доходы, которые она могла бы получить при выдаче процентного займа невзаимозависимому лицу (письма от 05.10.12 № 03-01-18/7-137, от 18.07.12 № 03-01-18/5-97, п. 6 ст. 250, п. 1 ст. 105.3 НК РФ)
Получение займа от нерезидента или предоставление займа нерезиденту

Признаки необычных сделок при проведении международных расчетов

Выплата резидентом в адрес нерезидента неустойки, пеней или штрафа за неисполнение или за нарушение условий договора. При этом размер неустойки, пеней или штрафа превышает 10 процентов от суммы непоставленных товаров, невыполненных работ, неоказанных услуг Наличие таких критериев может свидетельствовать о том, что компания осуществляет сделки, которые подлежат контролю со стороны проверяющих (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Правда, в случае, если у российской компании имеется на руках решение суда, на основании которого взыскиваются санкции, риски предъявления претензий снижаются. Сам факт получения денежных средств, причитающихся по контракту, третьим лицом, а не стороной по сделке, может вызвать серьезные подозрения у налоговиков. Перечисление денежных средств в адрес нерезидента, связанных с оказанием нематериальных услуг, может говорить о том, что сделка является мнимой (п. 1 ст. 170 ГК РФ). Для усиления налоговой безопасности компании целесообразно запастись дополнительными документами, подтверждающими реальность операции. Это могут быть отчеты о проведенных маркетинговых исследованиях, вопросы заказчика, оформленные в письменном виде и адресованные исполнителю, экспертные заключения, разъяснения, рекомендации, а также другие документы, составляемые исполнителем в процессе оказания услуг по контракту
Осуществление экспортных и импортных операций с нерезидентом, который зарегистрирован на территории, предоставляющей льготный режим налогообложения или не предусматривающей раскрытия финансовой информации
Получателем денежных средств или товаров, работ, услуг выступает нерезидент, не являющийся стороной по внешнеэкономическому контракту
Перечисление денежных средств в адрес нерезидента по внешнеторговым сделкам, связанным с оказанием консультационных и маркетинговых услуг, а также с передачей результатов интеллектуальной деятельности

Признаки необычных сделок при проведении операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами

Совершение операций с ценными бумагами, необеспеченными активами своих эмитентов, а также векселями, выданными юрлицами, имеющими минимальный уставный капитал. При условии, что период деятельности таких лиц менее одного года с момента государственной регистрации В ходе проведения проверки контролеры нередко подозревают, что использование векселей в расчетах свидетельствует о получении компанией необоснованной выгоды (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.06.12 № А40-81218/09-112-522). По мнению проверяющих, чаще всего в вексельных схемах участвуют однодневки, аффилированные и взаимозависимые лица, а также фиктивные посредники. На этом основании фискалы признают вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль необоснованными (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского от 29.06.12 № А53-22759/2010, Поволжского от 26.06.12 № А55-12215/2011, Московского от 14.02.13 № А40-3941/12-107-21 округов)
Приобретение физлицом ценных бумаг за наличный расчет на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей либо ее эквивалент в иностранной валюте

Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении лизинговой деятельности

Получение или предоставление имущества по договору лизинга, когда продавцом объекта лизинга и лизингополучателем выступает одно и то же лицо Возвратный лизинг до сих пор вызывает подозрения проверяющих. Однако еще в 2007 году Президиум ВАС РФ в постановлении от 16.01.07 № 9010/06 подтвердил, что осуществление возвратного лизинга не влечет за собой получение необоснованной налоговой выгоды. По мнению высших судей, применение такого механизма имеет разумные хозяйственные причины. Вместе с тем зачастую инспекторы на местах считают, что такие сделки не имеют деловой цели и заключаются с целью ухода от налогообложения. При этом налоговые риски возрастают, если будущий лизингополучатель продает свое имущество по минимально возможной цене, а последующие платежи за пользование этим имуществом устанавливаются в максимальном размере. В таком случае претензии фискалов окажутся справедливыми, поскольку разумными экономическими причинами подобные операции объяснить сложно
Приобретение имущества для последующей передачи в лизинг по стоимости, более чем на 30 процентов превышающей среднерыночную

 


 

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы