Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Каких налоговых реформ стоит ожидать от правительства в ближайшее время

18 июня 2013   1526  

Как планируют улучшать инвестиционный налоговый климат

Какие схемы оптимизации станут неактуальными

Что изменится в проведении камеральных проверок

В современной капиталистической России планирование бюджета производится не по пятилеткам, а ежегодно, да еще и с перспективой на два последующих года вперед. Такой подход позволяет, с одной стороны, прослеживать и проводить в жизнь долгосрочные программы, а с другой – отмечать изменения в общем налоговом курсе.

И вот 30 мая 2013 года Правительство РФ одобрило очередные планы в области налоговой политики. Они представлены в документе «Основные направления налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Необходимо отметить, что сам документ не является нормативным правовым актом. Это означает, что его отдельные положения не порождают у кого бы то ни было прав или обязанностей. Тем не менее некоторые планы уже сейчас оформляются в виде законопроектов, прочие находятся на этапе обсуждения концепций.

Но благодаря сформулированным в этом документе основным принципам и задачам налогообложения на ближайшие годы можно уяснить для себя перспективы изменений налоговой политики. А значит и учесть ближайшие возможные изменения в налоговом законодательстве при планировании тех или иных действий и сделок.

Введения новых налогов не предполагается

Основные цели налоговой политики не сменили ориентиры. Как и прежде, ими остаются бюджетная устойчивость, поддержание сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. Однако при этом число задач в области налоговой политики на 2014–2016 годы возросло (см. таблицу).

Какие элементы налоговой системы планирует реформировать Минфин в 2014–2016 годах

Объект налогового планирования Требуется ли выполнение задачи
в рамках основных направлений
налоговой политики
как планировалось раньше
на 2013–2015 годы
как планируется сейчас
на 2014–2016 годы
Налог на прибыль организаций Да Да
НДС Нет Да
Страховые взносы Нет Да
Акцизное налогообложение Да Да
Налог на недвижимость Да Да
Налогообложение природных ресурсов Да Да
Специальные налоговые режимы Да Нет
Инновационная деятельность Да Нет
Инвестиционная деятельность Да Да
Мониторинг эффективности налоговых льгот Да Да
Налоговое администрирование Да Да
Международное сотрудничество Нет Да
Сближение налогового учета с бухгалтерским учетом Нет Да

Из заявленных в 2013–2015 годах задач не нуждается в реформировании, по мнению Минфина России, лишь налоговая политика в области инновационной деятельности и установления специальных налоговых режимов. В число требующих реформирования вопросов ожидаемо вернулись страховые взносы. Предполагается принять ряд изменений, стимулирующих инвестиционную активность юридических и физических лиц. Однако на этом глобальные изменения непосредственно «налоговых» статей заканчиваются. В остальных случаях речь идет о точечных решениях старых проблем.

В целом же кардинальных изменений в структуре налоговой системы пока не ожидается. Минфин отмечает, что уровень налоговой нагрузки сегодня соответствует минимальному уровню нагрузки развитых стран. При этом чиновники считают его близким к оптимальному для обеспечения нужд бюджетов всех уровней. Поэтому предполагается сохранить неизменной налоговую нагрузку по большинству секторов экономики, кроме добычи углеводородного сырья. Введение новых налогов в среднесрочном периоде, судя по всему, не ожидается. Если не считать предполагаемой замены налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость.

На первый взгляд, не изменились планы по совершенствованию налогового администрирования. Но в отличие от прошлого периода уже не предполагается внесения каких-либо изменений в нормы о налоговом контроле в рамках трансфертного ценообразования. Однако оно само рассматривается Минфином как инструмент совершенствования налоговой политики.

В части администрирования основных направлений два. Блок вопросов касается противодействия уклонению от налогообложения в низконалоговых юрисдикциях. Это предполагает как разработку собственных механизмов, так и расширение сотрудничества с зарубежными странами. Планируется усиление борьбы с однодневками.

Рассмотрим подробнее эти тенденции. И как они отразятся на налоговом планировании.

Предельный размер доходов оказался не предельным

Подтвердились планы относительно продления срока действия 10-процентного неперсонифицированного тарифа в ПФР на сумму зарплатных выплат сверх предельного размера. Как минимум обещают взимать страховые взносы по этому тарифу до конца 2016 года. В качестве встречной меры предлагается «заморозить» тарифы страховых взносов на допредельную сумму дохода. Они также в ближайшие три с половиной года не изменятся, останутся на уровне 30 процентов. Но, напомним, сама предельная сумма ежегодно растет, ее замораживать не собираются.

Сроки действия льготных ставок пересмотрены не будут. Таким образом, уже в следующем году количество компаний, уплачивающих страховые взносы по общим ставкам, увеличится. При этом определена дальнейшая политика в части поддержки отдельных секторов экономики – она будет предоставляться за счет иных механизмов, не затрагивающих систему социального обеспечения.

Таким образом, основанные на льготах «страховые» схемы снижения величины страховых платежей будут постепенно уходить. Хотя затратность таких методов уже сейчас подчас не окупается полученной экономией. Зато можно предположить рост интереса к VIP-схемам. Особенно учитывая, что повышать ставку НДФЛ в планы не входит.

Предполагается исправление ошибки, допущенной в отношении предпринимателей. Их вернут на ту же схему исчисления страховых взносов, от которой ушли с отменой ЕСН. Страховые взносы будут уплачиваться по дифференцированному тарифу в зависимости от величины годового дохода.

Не озвучены в тексте намерения перевести в ведение налоговой службы администрирование страховых взносов. Хорошо или плохо это – сказать однозначно нельзя. Предложения такие звучали, и если они будут проведены в жизнь, то для плательщиков от проведенной реформы страховых взносов это будет означать возврат к прежней системе взаимодействия со страховыми внебюджетными фондами. С другой стороны, включение налоговых органов в администрирование, скорее всего, повлечет распространение инструментария части первой Кодекса на этот процесс. В частности, и в вопросе определения материальной выгоды от передачи работникам товаров, работ и услуг по сниженным ценам. Сейчас пока использование такого метода оптимизации страховых взносов доступно.

Внутренние инвестиционные схемы станут более привлекательными

Главными ориентирами остаются, как и прежде, налоговые преференции для инвестиций. Продолжится работа по совершенствованию системы налогообложения и уплаты налогов на финансовых рынках. Планируется внесение ряда поправок в главу 25 НК РФ.

Предполагается отмена ценового интервала. Минфин склоняется к необходимости упрощения порядка определения рыночной цены по сделкам с ценными бумагами. Для целей налогообложения прибыли организаций доходы и расходы по таким операциям будут определяться исходя из фактической цены сделки.

Напомним, что сейчас при совершении операций с ценными бумагами приходится отслеживать их рыночную цену. Компании определяют интервал между минимальной или максимальной ценой сделок на ОРЦБ. А для необращающихся ценных бумаг этот интервал определяется как 20-процентное отклонение от расчетной цены. В случае выхода за него фактической ценой признается минимальная (для доходов) или максимальная (для расходов) граница. Договорная цена сделки устраивала налоговиков, только если она не выходила за пределы интервала.

Этот порядок не будет отменен полностью. Его продолжат применять, но только в отношении контролируемых сделок. В остальных случаях налогоплательщики смогут покупать и продавать ценные бумаги, не думая о подтверждении обоснованности их стоимости.

В последнее время налогоплательщики осваивают способы передачи имущества через сделки с продажей долей в уставных капиталах. Применение этой схемы в случае с акциями останавливал ценовой контроль по сделкам. Можно предположить, что принятие планируемых изменений повысит рейтинг таких схем.

Убытки от операций с ценными бумагами станет проще учесть. Доходы и расходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, не будут больше учитываться обособленно и образовывать собственную налоговую базу. Порядок их учета сделают аналогичным учету доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, активом которых являются такие ценные бумаги. А они формируют общую налоговую базу.

По операциям с активами, не обращающимися на ОРЦБ, Минфин предлагает формировать хоть и отдельную, но единую налоговую базу. Ее составят доходы и расходы как по операциям с ценными бумагами, так и с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенными вне организованного рынка.

В случае принятия таких поправок определят и специальный порядок учета ранее полученного убытка. А это может подстегнуть интерес к схемам присоединения компаний, получивших такой убыток в прошлых периодах.

Сделки РЕПО потребуют повышенного внимания. Предполагается изменение статей, регулирующих налогообложение сделок РЕПО. В данной части не уточнено, о каком налоге идет речь. Можно предположить, что изменения коснутся как налога на прибыль, так и НДФЛ.

Признано необходимым на законодательном уровне уточнить понятие переквалификации операций РЕПО в операции по реализации (приобретению) ценных бумаг в случае ненадлежащего исполнения второй части сделки. Напомним, что ненадлежащее исполнение имеет место при расторжении договора РЕПО или пропуске срока обратного выкупа акций. Сейчас он равен календарному году (абз. 3 п. 1 ст. 282 НК РФ). К сожалению, не уточнено, будет ли такая переквалификация проводиться налоговыми органами при проверке или же ее вменят в обязанность налогоплательщику.

Предлагаемые изменения обяжут налогоплательщиков при переквалификации операции РЕПО производить корректировку ранее признанных по ней доходов и расходов в части ценных бумаг, обязательство по которым не исполнено. Отметим, что Минфин уходит от практики корректировок прошлых отчетных (налоговых) периодов. В данном случае корректировка будет производиться в периоде переквалификации.

Сейчас дата реализации в таких случаях зависит от того, предусмотрены или нет договором РЕПО процедуры урегулирования взаимных требований. Если она не предусмотрена, то реализация признается на дату исполнения второй части РЕПО. Это позволяет отсрочить признание прибыли по сделкам.

Физических лиц загоняют на фондовый рынок

Минфин обратил внимание на налоговую непривлекательность для физических лиц инвестиций в ценные бумаги по сравнению с иными видами инвестиций. В качестве более привлекательных альтернатив названы приобретение и продажа недвижимости, вклады в банках. Предлагается ряд мер, которые это устранят. При этом акцент сделан на стимулировании долгосрочных инвестиций на финансовом рынке.

Достигнуть этого предполагается, прежде всего, за счет сокращения преференций по альтернативным видам инвестиций. В частности, размера необлагаемого дохода от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам. По вкладам в рублях льгота будет снижена до величины ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 3 процентных пункта, а по вкладам в иностранной валюте – до 6 процентов годовых. Сейчас эти показатели составляют 5 процентных пунктов и 9 процентов соответственно (п. 27 ст. 217 НК РФ).

Ограничат также право на освобождение от налогообложения доходов, полученных от продажи недвижимости. Оно будет применяться, только если в собственности лица находится не более трех таких объектов. При этом предполагается изменить принцип предоставления имущественного вычета на приобретение жилья. Он не будет зависеть от количества приобретаемых объектов. А значит, появится возможность полностью использовать сумму этого вычета. Напомним, он предоставляется только раз в размере 2 млн рублей (подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Завлечь физических лиц на фондовый рынок предполагается инвестиционным налоговым вычетом. Его планируют определять как положительный финансовый результат, полученный от реализации или погашения ценных бумаг с обязательным централизованным хранением. Данные ценные бумаги должны быть обращающимися на ОРЦБ и находиться в собственности налогоплательщика более трех лет. Но сумму вычета ограничат, максимальный размер будет рассчитываться исходя из срока владения акциями.

Выход на рынок иностранных заимствований планируют упростить

В самое ближайшее время – еще до конца текущего года – будут внесены изменения порядка налогообложения доходов иностранных компаний по еврооблигациям. Это связано с прекращением действия с 1 января 2014 года режима, который позволяет российским компаниям – источникам дохода не удерживать налог по процентным выплатам.

К сожалению, о сути этих изменений Минфин не высказался достаточно четко. Но, учитывая общую антиофшорную направленность документа, можно предположить, что правительство не отказалось от намерения выйти на конечного получателя доходов – «лицо, имеющее фактическое право на эти доходы». Однако по-прежнему остается открытым вопрос о том, как будет решаться вопрос в случае оформления заемных обязательств без участия облигаций.

Очевидно желание Минфина создать альтернативную систему иностранных заимствований. При ее использовании иностранные инвесторы смогут покупать облигации российских компаний напрямую через российский финансовый центр. Предполагается обязательное централизованное хранение таких облигаций на счетах номинального держателя, открытых в российском центральном депозитарии. При этом владельцами этих счетов должны быть крупнейшие международные депозитарно-клиринговые системы. В этом случае планируется налогообложение полученных доходов по ставкам, не превышающим налогообложение доходов по еврооблигациям.

Инвестиции в российские офшоры будут ограниченно доступны

Предполагается введение налоговых преференций по налогу на прибыль для инвесторов офшорных зон в Дальневосточном федеральном округе, Забайкальском крае, Республике Бурятия или Иркутской области. Это уже третий и самый крупный на сегодня подобный региональный проект после не менее масштабных в плане налоговых решений Сколково и Сочи.

В качестве меры налогового стимулирования предлагается ставка 0 процентов по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на период 10 лет реализации инвестиционного проекта. Для обеспечения адресности льгот в законодательство РФ будет введена новая категория – участник инвестиционного проекта. Такими участниками могут быть только коммерческие и не связанные с финансовой деятельностью организации.

От участника ожидаются существенные денежные вливания в регионы. Объем капитальных вложений должен составлять не менее 150 млн рублей или 500 млн рублей в зависимости от срока их осуществления (три и пять лет соответственно). Кроме того, необходимо иметь в собственности или в долгосрочной аренде земельный участок, на котором планируется реализация инвестиционного проекта. При этом инвесторы должны быть зарегистрированы только в указанном субъекте и не могут иметь обособленных подразделений за его пределами.

К этому прилагается двойной контроль. Налоговый в виде контроля за трансфертным ценообразованием по сделкам, стороной которых является участник инвестиционного проекта. И административный в виде обязательного управления инвестиционными проектами и мониторинга их реализации со стороны государственных органов соответствующих субъектов. В целом это может существенно остудить желание участвовать в подобных проектах.

Налог на прибыль упростят и дополнят

Прочие изменения по налогу на прибыль, планируемые правительством, скорее являются решением давно существующих проблем. Насколько полезны для налогоплательщиков предполагаемые меры – вопрос очень спорный.

Нормирование процентов по сопоставимости планируют убрать. В ближайшее время предполагается отмена существующего порядка расчета предельного размера процентов по долговым обязательствам. Арбитражная практика последних лет настолько широко трактует вопрос о сопоставимости условий по займам и кредитам для признания расходов, что налоговое администрирование с учетом судебных издержек обходится государству дороже полученной выгоды от доначислений.

Поэтому действующий порядок контроля за предельными суммами процентов теперь уже и Минфином признан трудоемким и обременительным. Предполагается вместо этого установить максимальные значения ставок процентов. В их пределах в расходах будет признаваться вся сумма фактически начисленных процентов. При этом в отношении долговых обязательств, проценты по которым не превышают такое предельное значение, действие правил трансфертного контроля будет ограничено или отменено.

Предполагается, что правила трансфертного ценообразования будут применяться в отношении ставок процентов, превышающих предельное значение. Однако не совсем понятно, зачем и как. Ведь расходы, судя по озвученным планам, признать не разрешат, а доходы получатель процентов и так начислит.

Оценить благотворность подобных нововведений можно будет только после того, как озвучат предельную ставку процентов. Однако для налогового планирования это намерение неутешительное. Из практики уйдут схемы, основанные на выплатах между взаимозависимыми лицами процентов при искусственно созданных условиях сопоставимости.

Налоговый учет сблизят с бухгалтерским через порядок признания расходов. Радостным может стать возможное изменение порядка признания убытков от уступки права требования после наступления срока платежа. В рамках сближения бухгалтерского и налогового учета предполагается рассмотреть возможность признания таких убытков единовременно на дату уступки.

По той же причине предполагается отменить суммовые разницы. Вне зависимости от валюты платежа разницы по обязательствам, выраженным в иностранной валюте, будут признаваться курсовыми.

Но маловероятно, что налогоплательщиков прельстит возможность амортизировать малоценку в течение срока ее эксплуатации вместо того, чтобы учитывать такие расходы единовременно. Такое решение может оптимизировать только применение ПБУ 18/02 . Но не налогообложение.

Кражи признают естественной убылью. Наконец-то предпринимаются шаги по установлению права учитывать недостачи от краж в целях налогообложения прибыли. Такой вид убытков будет доступным для компаний, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам.

Потери предлагается учитывать в размере, не превышающем 0,75 процента выручки от реализации, что повода для оптимизма не дает. При этом перечень продукции, по которой возможны такие расходы, предлагается устанавливать в порядке, определенном Правительством РФ. Так что, возможно, налогоплательщикам уже надо вспоминать споры о расходах по естественной убыли в период, когда соответствующие нормы не были утверждены.

Кроме того, максимально затруднен организационный вопрос учета. Система учета и контроля должна соответствовать установленным требованиям, пока еще не понятно каким. И на это необходимо иметь подтверждение аудиторской организации. Также требуется подтверждение аудитором акта инвентаризации о выявленных недостачах. Учитывая, что в рознице недостача может выявляться от сдачи к сдаче смены, представляется не вполне понятным, как осуществить такое подтверждение.

Вычеты НДС по ненормируемым расходам защищать больше не придется

Огорчат налогоплательщиков и некоторые планы в части изменений по НДС. Предполагается устранить неопределенность в отношении вычета НДС по нормируемым расходам. Вычет будет осуществляться в размерах, соответствующих установленным нормативам. Напомним, что такое требование содержится в пункте 7 статьи 171 НК РФ. Прямо в ней упомянуты только командировочные и представительские расходы.

Но планируется облегчение работы с импортом и экспортом. Предполагается установление единого порядка вычетов по НДС вне зависимости от назначения товаров, работ и услуг – для осуществления экспорта или для операций на внутреннем рынке. А значит, уйдут в прошлое споры о восстановлении ранее принятого НДС по экспортным операциям.

Кроме того, упростится порядок принятия к вычету НДС, уплаченного на таможне при ввозе товаров. Станут необязательными копии таможенных деклараций и перевозочных документов с отметками таможенных органов на бумажных носителях. Вместо них можно будет предоставлять сведения из этих документов, необходимые для налогового контроля, в виде реестров в электронной форме.

Налог на недвижимость будет, и не только для физических лиц

Несмотря на многолетние усилия по введению нового порядка обложения недвижимости физических лиц, непосредственное его внедрение постоянно откладывалось из года в год. В «Основных направлениях» упомянут пакет поправок к соответствующей главе НК РФ. Проектом поправок предусматривается переходный период до 1 января 2018 года. Он направлен на постепенное введение налога на недвижимое имущество на всей территории РФ по мере готовности муниципальных образований к его введению.

Для физических лиц ставки налога будут различаться в зависимости от кадастровой стоимости и объекта недвижимого имущества. Предполагается установить всем налогоплательщикам налоговый вычет на жилое помещение или земельный участок в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров каждого такого объекта налогообложения.

Предполагается, что такой же налог в отношении организаций будет разработан и принят в планируемом периоде. Этот налог, по задумке Минфина, отнесут к региональным налогам, и часть поступающих сумм будет зачисляться в местные бюджеты. Но для реализации планов необходимо разработать методику определения кадастровой стоимости для объектов недвижимости.

Усиление позиции налоговых органов

Существенно планируется усилить администрирование и налоговый контроль. В прошлом периоде основные направления в этой области касались вопросов ведения системы контроля за трансфертным ценообразованием. Сейчас на повестке дня – борьба с однодневками и усиление международного сотрудничества.

Для реализации первой задачи предполагается существенно расширить полномочия налоговых органов. Уже сейчас Минфин считает возможным привлечение экспертов, специалистов и переводчиков при проведении камеральных проверок. Налоговикам хотят также предоставить уже в ближайшем будущем право таких мероприятий налогового контроля, как доступ на территорию налогоплательщика и осмотр его помещений (см. законопроект № 196666-6 и новости в текущем номере «ПНП»).

Под контроль подпадут договоры простых товариществ. На законодательном уровне предлагается ввести обязанность участников сообщать в налоговые органы о заключении таких договоров, об их участниках, а также о прекращении этих договоров.

Планируется увеличить с 15 рабочих дней до месяца срок на подачу возражений по актам налоговых проверок. Эта мера является прямым следствием развития взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

В общих чертах обозначены в документе планы, направленные на противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций. Предполагается ввести необходимые нормы для обмена информацией, стандартизовать механизм контроля экспортно-импортных сделок и их налогообложения за счет создания типового межправительственного соглашения. Налоговые органы РФ будут принимать участие в проверках налогоплательщиков за рубежом. А к проверкам на территории РФ предполагается привлечение иностранных специалистов.

Планирует ли правительство отказаться от понятия «расчетная цена ценной бумаги»? Да, в будущем для целей налогообложения будет приниматься фактическая цена сделки Не полностью – в отношении контролируемых по трансфертным правилам сделок будет использоваться расчетная цена Ценовой контроль не будет отменен полностью. Его продолжат применять, но только в отношении контролируемыми сделок. При этом сумма доходов для целей применения главы V.1 НК РФ считается по всем сделкам участников, а не по каждому отдельно.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы