Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Кому в организации грозит уголовная ответственность за неуплату налогов

26 марта 2013   1105  

Что позволяет исключить умысел в уклонении от уплаты налогов

Когда рядового сотрудника могут привлечь к ответственности

Что в настоящее время тормозит выявление преступлений

Наиболее применяемой из имеющихся на сегодняшний день налоговых составов преступлений является статья 199 УК РФ. Из общего числа зарегистрированных в 2011 году преступлений по ней расследовано 95 процентов. Направлено в суд менее 23 процентов от расследованных. В 2012 году соответствующие показатели составили 91,5 и 22 процента.

Рассмотрим, какие факторы могут помешать довести до суда возбужденное уголовное дело. Для этого необходимо в общих чертах определиться с общими правилами наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации. В этом поможет анализ названной статьи и постановление Пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64. В данном документе раскрыты признаки, особенности и иные содержательные характеристики налоговых преступлений.

Без состава преступления его нет – нет и уголовной ответственности

Для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы сложился состав преступления. Это четыре кита, на которых держится уголовное дело: субъект, субъективная сторона, объективная сторона и объект. При отсутствии хотя бы одного из них лицо не может быть признано виновным. Рассмотрим, на что стоит обратить внимание при оценке обстоятельств дела.

Объектом преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, является налоговая система государства. А именно правоотношения, возникающие в связи с исчислением и уплатой в бюджеты налогов и сборов с организаций. При этом имеет значение то, что данные налоги и сборы должны быть установлены в соответствии с законодательством РФ.

В данном случае следует обратить внимание на то, что при определении состава преступления в расчет принимаются только те налоги и сборы, налоговые ставки и их размеры, которые были установлены законодательством для конкретного налогового периода. Если законом были отменены налоги или сборы либо снижены размеры их ставок, расчет должен производиться с учетом этого нового обстоятельства, если соответствующему акту придана обратная сила (п. 4 ст. 5 НК РФ).

Объективная сторона – это признаки, которые характеризуют преступление с внешней стороны. Комментируемая статья предусматривает уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленных налогов и сборов в нарушение закрепленных в законодательстве правил.

Преступные действия могут выражаться в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным. А также путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Обязательным признаком преступления является наличие материального ущерба в виде неуплаченных налогов или сборов. При этом основанием для уголовной ответственности является неуплата налогов и сборов в крупном размере. Крупный размер определяется двумя числовыми критериями. Во-первых, это сумма налогов и сборов, превышающая 2 млн рублей, но при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 10 процентов от общей суммы, подлежащей уплате за тот же период. Или это сумма, превышающая 6 млн рублей за период.

Имеют значение так называемые квалифицирующие признаки преступления. В данном случае они определены в части 2 статьи 199 УК РФ. Повышенную общественную опасность, по мнению законодателя, составляют преступления, совершенные:

  • группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК РФ);
  • в особо крупном размере (прим. 1 ч. 2 ст. 199 УК РФ).

Предварительный сговор предполагает участие лиц, которые заранее договорились о совместном совершении преступления. Наказание за такое деяние значительно серьезнее.

Поэтому, сумев избежать обвинений в сговоре, удастся уменьшить ответственность за преступление. Так, совершение каждым из должностных лиц отдельных преступлений не будет являться преступным сговором. А разграничение их по суммам неуплаченных налогов и сборов, возможно, позволит избежать обвинения в уклонении от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере.

Особо крупным размером является сумма, превышающая 30 млн рублей. Либо составляющая более 10 млн рублей, но при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм.

При определении временных рамок, за которые определяется сумма недоимки, могут быть взяты как указанные в статье 199 УК РФ три финансовых года подряд, так и отдельный налоговый период, установленный НК РФ. Достаточно, чтобы уклонение от уплаты одного или нескольких налогов и сборов составило крупный или особо крупный размер.

При исчислении размера уклонения от уплаты налогов и сборов все недоимки суммируются за взятый период. Но при этом учитываются лишь суммы тех налогов и сборов, сроки уплаты по которым, установленные налоговым законодательством, истекли.

Субъект , прежде всего, это физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Согласно постановлению Пленума, к уголовной ответственности могут быть привлечены не только руководитель и главный бухгалтер (при его отсутствии – бухгалтер) компании, но и иные лица. К ним относятся все лица, уполномоченные на подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а также фактически исполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера.

Иные служащие компании могут быть привлечены к уголовной ответственности только как пособники данного преступления. Ими могут оказаться лица, оформляющие первичные документы, участвующие в операциях по обналичке средств.

В случае участия учредителей в совершении налоговых преступлений они могут привлекаться к уголовной ответственности в качестве соучастников. Если учредитель одновременно является генеральным директором или главным бухгалтером, такое лицо привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях.

Отдельно следует выделить лиц, которые организуют совершение преступления, склоняют к нему или содействуют его совершению. Содействие может выражаться в советах, указаниях. Такие лица несут ответственность в зависимости от содеянного ими как организатор, подстрекатель или пособник (ст. 33, 199 УК РФ).

В некоторых случаях ответственность назначается по совокупности преступления. Такое возможно, например, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и сборов осуществляет подделку официальных документов организации, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков. Это влечет уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 199 и 327 УК РФ. «Двойное» применение статьи 199 УК РФ происходит, если лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и сборов.

Следует помнить, что юридические лица не являются субъектами уголовной ответственности. Хотя подобные предложения по изменению законодательства периодически возникают.

Субъективная сторона налогового преступления характеризуется наличием прямого умысла (ч. 2 ст. 25 УК РФ). В данном случае умысел заключается в поставленной цели избежать уплаты законно установленных налогов и сборов. В постановлении КС РФ от 27.05.03 № 9-П разъяснено, что на это указывает использование в диспозиции статьи 199 УК РФ термина «уклонение».

Об уклонении от уплаты налогов свидетельствуют такие действия, как сокрытие выручки, имущества, фальсификация документов, участие в схемах по обналичиванию денежных средств, использование реквизитов фиктивных организаций и целый ряд других. Под включением в налоговую декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений понимается умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных. Это могут быть показатели, характеризующие объект налогообложения, уменьшение доходов или завышение расходов, незаконное применение налоговых льгот или вычетов. В целом это искажение любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов.

Умысел всегда необходимо отличать от допущенных ошибок при составлении документов. Поэтому в первую очередь следует опасаться документов и фактов, которые могут свидетельствовать о его наличии.

Например, в одном из уголовных дел из первичных документов, представленных экспортером сухого молока, следовало, что за налоговый период им было закуплено продукции больше, чем произведено всеми производителями в стране происхождения этого продукта (Республика Беларусь) за тот же период времени. Дальше доказательство вины было уже делом техники. Встречные запросы, направленные в органы прокуратуры Республики Беларусь, показали, что установить местонахождение юридических лиц – поставщиков сухого молока не представилось возможным. А экспертно-криминалистические исследования документов подтвердили, что они выполнены на одном принтере и заверены недействительной печатью таможенного органа.

При решении вопроса о наличии у лица умысла надлежит учитывать обстоятельства, указанные в статье 111 НК РФ, исключающие вину в налоговом правонарушении. По сути все они свидетельствуют о том, что подозреваемое лицо не имело умысла. Такими обстоятельствами признаются:

  • совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  • совершение деяния лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  • выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или сбора или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Эти разъяснения должны быть даны ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти;
  • иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Суды предпочитают штрафовать правонарушителей

Статья 199 УК РФ предусматривает несколько видов ответственности. Мера определяется тяжестью совершенного преступления и наличием квалифицирующих признаков. В общем случае преступление наказывается одним из следующих способов:

  • штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей;
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • принудительными работами на срок до двух лет;
  • арестом на срок до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до двух лет.

Принудительные работы и лишение свободы могут быть сопряжены с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При наличии квалифицирующих признаков сумма штрафа возрастает от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. Также увеличиваются периоды наказаний, указанных выше. Период, за который осужденный может быть лишен дохода, – до трех лет, для принудительных работ – до пяти лет, для лишения свободы – до шести лет.

Статистическое исследование видов наказаний, назначенных российскими судами по статье 199 УК РФ (как первой, так и второй частей) за 2010, 2011 и первую половину 2012 года, позволило выявить некоторые тенденции. К реальному лишению свободы приговорены чуть больше 6 процентов осужденных. Более 43 процентов осуждены условно. Почти половина подсудимых приговорены к уплате штрафов. И около процента оправданы.

Таким образом, судебная практика по налоговым преступлениям идет по пути превалирования штрафных санкций и условного осуждения. Отметим также, что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 199 УК РФ, может быть освобождено от уголовной ответственности. Для этого ему или организации (уклонение от уплаты налогов и сборов с которой вменяется в вину данному лицу) необходимо полностью уплатить суммы недоимки, пеней и штрафов.

Организационная неустроенность помогает правонарушителям

Следует признать, что схемы выявления преступления по уклонению от уплаты налогов и сборов излишне зарегулированы и неэффективны. Основная причина этого видится в ликвидации отдельного направления по борьбе с налоговыми преступлениями, произошедшей в ходе реформирования органов внутренних дел. Сегодняшний «механизм» противодействия налоговой преступности – это разрозненные остатки некогда единой системы, единого цикла от выявления налогового преступления до направления дела в суд. При этом не удалось разделить должным образом полномочия между налоговой службой, полицией и следственным ведомством.

Уголовное дело можно возбудить только на основании материалов налоговых органов. Но они формируются посредством контрольной работы. В них не проработаны вопросы установления умысла, противоправной схемы, соучастия иных лиц, сокрытия следов противоправного деяния и выявления прочих признаков, наличие которых обязательно для возбуждения уголовного дела.

В то же время существуют ограничения в полномочиях налоговых органов по проведению повторных налоговых проверок одной и той же организации. Это практически не позволяет учитывать выявленные оперативным или следственным путем новые эпизоды противоправных деяний в сфере налогообложения и соответственно корректировать итоговую сумму крупного или особо крупного размера уклонения.

Следует отметить, что Правительством РФ издано распоряжение от 03.12.12 № 2250-р, которым утвержден План мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты налогов. Данный документ предусматривает принятие актов, которые должны способствовать усилению контроля за соблюдением законности и предотвращению и выявлению налоговых преступлений. Будут определены порядок взыскания задолженности по налогам и сборам, образовавшейся после принятия организацией решения о своей ликвидации, понятия «налоговый резидент – организация», «фактический получатель дохода», порядок налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний.

Планируется, что налоговым органам будет предоставлено право истребовать информацию, касающуюся деятельности лиц, с участием которых проверяемым налогоплательщиком совершаются сделки. Также будет прописан порядок определения налоговых последствий сделок, совершенных с участием организаций, имеющих признаки однодневок. Планируется введение обеспечительной меры в виде приостановления операций по счетам организации в банке в случае отсутствия ее по местонахождению, указанному в ЕГРЮЛ. Предполагается усовершенствование процедуры камеральной налоговой проверки.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы