Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

От проверок таможенной службы невозможно скрыться, но можно себя защитить

17 августа 2012   777  

Где таможенники берут сведения для предпроверочного анализа

Почему под выездную проверку может попасть любая компания

Что провоцирует контроль таможенной стоимости товара

С 1 августа 2012 года применяется новый порядок проведения таможенных проверок. Он регламентируется Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки (утв. приказом ФТС России от 06.07.12 № 1373).

Кандидатов на проверку выбирают не наугад

Рассматриваемая Инструкция не содержит критериев, по которым принимается решение о проведении таможенной проверки. В пункте 9 Инструкции указаны лишь два основания – по результатам аналитической работы или по поручению вышестоящего таможенного органа.

Разумеется, наиболее распространенным источником сведений о деятельности «кандидатов на проверку» являются находящиеся в распоряжении таможенных органов документы и сведения. К ним относятся таможенные декларации, отчетность со складов временного хранения, грузовые и товарно-транспортные накладные, коммерческие документы, чертежи и паспорта изделий, образцы товаров, результаты предыдущих проверок.

Однако данный источник не единственный способ получения информации. В частности, налоговые и иные государственные органы обязаны представлять по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую и налоговую тайну.

Кредитные организации также входят в перечень «обязанных» лиц и представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну (ст. 136 ТК ТС). Кроме того, на основании положений пункта 13 статьи 23 Федерального закона от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» банки обязаны предоставлять практически любые запрашиваемые таможенным органом документы (в том числе паспорта сделок и ведомости банковского контроля).

Еще одним источником информации является Роспатент, с которым ФТС России подписала Соглашение о взаимодействии от 30.04.07. Роспатент предоставляет сведения о товарных знаках и знаках обслуживания; наименованиях мест происхождения товаров РФ; сведения относительно наличия/отсутствия обеспечительных мер, действующих в отношении товарных знаков, и иную информацию. Cоглашения о сотрудничестве заключены с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, ФАС России и другими службами. Сведения о деятельности компаний могут быть получены из средств массовой информации (п. 8 ст. 132 ТК ТС).

Попасть в поле зрения таможенных органов может даже компания, ни разу ничего не декларировавшая. Согласно пункту 40 Инструкции, таможенный орган вправе инициировать встречную выездную таможенную проверку у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами. Для основания достаточно необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом.

Защитить компанию может знание порядка проведения проверки

Компаниям, которые потенциально могут попасть под таможенную проверку, необходимо хорошо ориентироваться в процессуальных нормах. Их нарушение проверяющими позволит компании оспорить решение по результатам проверки по формальным основаниям.

У таможенных органов полномочий на порядок больше, чем у налоговиков. Для сравнения: при воспрепятствовании доступа должностным лицам налоговых органов на проверяемые территории или в помещения составляется акт. На основании этого акта налоговый орган по имеющимся у него данным или по аналогии доначисляет налоги (п. 3 ст. 91 НК РФ). Необоснованный отказ в доступе на объект должностным лицам таможенного органа может завершиться «пресечением сопротивления» и «вскрытием запертых помещений». Прокурор уведомляется о случившемся в течение следующих 24 часов (п. 4 ст. 133 ТК ТС). Полный перечень прав и обязанностей должностных лиц таможенных органов определен в статьях 98, 134 ТК ТС и в статьях 166 и 184 Закона о таможенном регулировании.

Кроме того, таможенные органы при проведении выездных таможенных проверок вправе проводить инвентаризацию (требовать проведения инвентаризации) товаров, опечатывать помещения с товарами, в отношении которых проводится проверка, налагать арест на такие товары или изымать их. Последние мероприятия направлены на пресечение действий по отчуждению этих товаров либо распоряжению ими иным способом. Срок ареста и изъятия ограничен сроком проверки.

Перед началом выездной плановой проверки проверяемому лицу направляется уведомление о ее проведении. Оно может быть послано заказным письмом с уведомлением о вручении или передано иным способом, позволяющим подтвердить факт получения документа. Проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней после получения уведомления проверяемым лицом. Начало проверки знаменуется вручением ему копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).

Не стоит отказываться от получения решения или сообщать таможенникам адрес, по которому компанию не найдут. Это не поможет: таможенная проверка все равно будет проведена, ее началом будет считаться дата записи в решении об отказе или дата поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

Проверяемое лицо вправе требовать предъявления служебных удостоверений. Они должны быть предъявлены теми же лицами, которые указаны в решении (предписании, акте о назначении проверки), которые, естественно, тоже предъявляются проверяемому. Если для доступа на объект требуется специальное разрешение в соответствии с законодательством государств – членов ТС, то таможенники должны также предъявить и его. Если что-то из перечисленного отсутствует, в доступе на объект может быть отказано.

Проверяющие не вправе нарушать установленный режим работы проверяемого лица в период проведения выездной таможенной проверки. Недопустимо причинение вреда имуществу или документации проверяемых лиц. Об изъятии документов или их копий составляются акты.

Следует также помнить, что на выявленные в рамках таможенных проверок нарушения действующего законодательства распространяются правила о производстве по делам об административных правонарушениях и преступлениях. Указанные правила установлены КоАП РФ и УПК РФ соответственно. Решения и действия (бездействие) таможенных органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ и главой 3 Закона о таможенном регулировании.

Также следует учитывать специфику осуществления отдельных форм таможенного контроля. Так, например, таможенный досмотр может проводиться в отсутствие декларанта (или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товара) только в ограниченных законом случаях. При этом в любом случае декларант должен быть уведомлен о проведении досмотра и иметь разумное время для прибытия к месту досмотра (ст. 116 ТК ТС).

Таможенная проверка может проводиться как до, так и после выпуска товаров

Как правило, при проведении проверок действия таможенных органов направлены на несколько объектов контроля. В частности, проверяющих может заинтересовать следуещее.

Классификация. От правильной классификации товара зависит размер таможенной пошлины.

При обнаружении несоответствия таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Если в результате этого увеличивается сумма таможенных платежей, то товары не выпускаются до их уплаты либо до предоставления обеспечения. Если компания не уложится в установленные для выпуска товара сроки, таможенный орган откажет в выпуске товара (ст. 196, п. 1 ст. 201 ТК ТС).

Страна происхождения. От этого показателя зависят меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования (ст. 58 ТК ТС). Например, применение пониженных таможенных пошлин либо полное освобождение от них. Или применение специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин.

При обнаружении признаков недостоверности заявленных сведений о стране происхождения товаров таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий их. Такими документами являются декларация или сертификат о происхождении товара. При выявлении недостоверности указанных сведений уполномоченное должностное лицо таможенного поста принимает решение о стране происхождения товара. Если переопределение страны происхождения повлекло изменение размера таможенных пошлин, то последствия такие же, как и в предыдущем случае.

Решение об изменении классификации и страны происхождения товара не обязательно приводит к доначислению таможенных платежей или влияет на применение к товарам запретов и ограничений. В таком случае результаты проверки не являются основанием для отказа в выпуске товаров. Декларант (таможенный представитель) в течение пяти рабочих дней со дня выпуска товаров корректирует заявленные сведения.

Таможенная стоимость. Правильность определения таможенной стоимости может быть проконтролирована как до, так и после выпуска товаров.

По результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров должностное лицо соглашается с декларантом или принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров. На основании этого решения декларант должен произвести корректировку самостоятельно и доплатить таможенные пошлины. При его несогласии соответствующий пересчет делает таможенный орган (ст. 66, 67, п. 2, 3 ст. 68 ТК ТС).

Правильность применения льгот. Данный объект контроля может включать установление факта целевого использования имущества, проведение идентификационной экспертизы по льготируемым товарам (постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского от 31.05.12 № А33-11732/2011, от 11.01.12 № А33-3653/2011, Поволжского от 15.06.11 № А49-6097/2010 округов).

По итогам данной проверки таможенным органом могут быть приняты решения об отказе в предоставлении указанных льгот или тарифных преференций. И, соответственно, вынесено требование об уплате таможенных платежей.

Взаимозависимость лиц привлекает внимание к цене сделки

На практике спорные вопросы чаще всего возникают из-за корректировки таможенной стоимости товаров. В настоящее время этот вопрос регулируется Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.08 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и постановлением Правительства РФ от 06.03.12 № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

Основным методом определения таможенной стоимости товара в обоих документах назван «метод по стоимости сделки». Под таможенной стоимостью в этом случае понимается цена, фактически установленная договором, и увеличенная на расходы, перечисленные в статье 5 Соглашения и пунктах 17–25 Правил.

Подтверждающим стоимость товаров документом является договор (инвойс). Таможенники могут доначислить стоимость в случае расхождений между указанными в договоре (инвойсе) ценами и прайс-листом поставщика. При отсутствии других оснований суды, как правило, встают на сторону декларантов, указывая, что приоритет имеют положения договора (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.07.12 № А40-106894/11-72-698, от 20.07.12 № А40-87721/11-149-531).

Не следует отказываться от представления объяснений и необходимых документов, обосновывающих заявленную таможенную стоимость. Иначе ее могут подвергнуть корректировке по причине неподтверждения данных (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.05.12 № А40-44891/11-145-343, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.12 № 09АП-33698/2011). Но чаще всего претензии таможенных органов основываются на несоблюдении условий применения основного метода. И в своих претензиях таможенники могут быть не правы.

Например, основной метод применяется при условии, что никакая часть дохода или выручки не причитается прямо или косвенно продавцу. Под частью дохода или выручки могут пониматься не только какие-то бонусы или проценты от оборота, но и возможные дивиденды (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.12 № 09АП-15300/2012). Это неправильно – в пункте 7 статьи 5 Соглашения указано, что дивиденды не являются стоимостью таможенного товара, если только они не связаны с ввозимым товаром.

Основной метод не может применяться, если взаимозависимость лиц повлияла на условия сделки. Отметим, что для таможенных целей используется определение, установленное статьей 3 Соглашения. Для корректировки таможенной стоимости таможенным органам достаточно порой самого факта взаимозависимости. Суды же учитывают факт влияния взаимозависимости на цену сделки. При его отсутствии решение принимается в пользу декларанта, при наличии – против (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.03.11 № КА-А41/1347-11, от 13.07.12 № А40-87204/11-92-733, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.12 № 15АП-6773/2012).

На текущий момент таможенники не вправе подключать к проверкам налоговиков или оперативников

Таможенные проверки – одна из форм таможенного контроля (ст. 110 ТК ТС). Они проводятся в соответствии с Федеральным законом от 27.11.10 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в целях проверки соблюдения требований, установленных ТК ТС.

Таможенные проверки осуществляются сотрудниками подразделений таможенного контроля после выпуска товаров. Для участия в проверке могут привлекаться должностные лица других государственных контролирующих органов (п. 7, 8 Инструкции). Порядок их привлечения должен быть утвержден соответствующими нормативно-правовыми актами. В настоящее время такие акты не приняты, следовательно, совместные проверки нескольких ведомств вне закона.

Выделяют две формы таможенных проверок: камеральную и выездную. Выездные таможенные проверки возможны только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 7 ст. 122, п. 1 ст. 132 ТК ТС, п. 3 Инструкции).

Срок проведения выездных проверок – два месяца. Но он может быть продлен на один месяц, а также приостановлен. Выездные проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Плановые проверки по общему правилу осуществляются не чаще одного раза в год. Внеплановые (как и камеральные) не содержат подобных ограничений (п. 7 ст. 132 ТК ТС). Встречная выездная проверка считается внеплановой.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы