Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как российский бизнес может использовать новые белорусские налоговые преференции

17 августа 2012   809  

Какие налоговые новации вносит белорусский Декрет № 6

Когда доработка признается собственным производством

Почему налог 15 процентов бывает выгоднее, чем 9

Республика Беларусь продолжает попытки улучшить привлекательность страны для иностранных инвесторов. С этой целью Президентом РБ был подписан Декрет от 07.05.12 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Декрет вступил в силу 1 июля 2012 года.

Под действие документа подпадают (за некоторыми перечисленными в нем исключениями) коммерческие предприятия, находящиеся на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на таких территориях деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), а также обособленные подразделения коммерческих организаций Республики Беларусь. Льготы установлены на срок, равный семи календарным годам со дня регистрации компании и со дня принятия в установленном порядке решения о создании обособленных подразделений.

У компаний остается валютная выручка и полученный доход

Существенная часть преференций носит узконаправленный характер. Они связаны с поддержкой собственного производства.

Компании освобождаются от уплаты налога на прибыль и от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с нерезидентами (как юридическими, так и физическими лицами). Но применимы они только к прибыли и средствам, полученным от продажи товаров (работ, услуг) собственного производства (и сдачи имущества в аренду в части льготирования продажи валютной выручки). И при условии ведения раздельного учета сумм, участвующих при определении льготируемой налоговой базы (п. 2 ст. 141 НК РБ). Стоит отметить, что льготы по налогу на прибыль, установленные Декретом № 6, не могут применять «упрощенцы», плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.

Также компании освобождаются от уплаты налога на недвижимость по зданиям, сооружениям, машиноместам на территории малых городов и от отчислений в инновационные фонды. Компании вправе не исчислять и не уплачивать иные налоги, сборы (пошлины). Впрочем, по этому пункту есть исключения.

Список исключений достаточно обширный, но не все упомянутые налоги и сборы непременно возникнут в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Компаниям все-таки придется уплатить налог на прибыль с непроизводственных доходов, налог на недвижимость, расположенную вне территорий средних и малых поселений, сельской местности, НДС, акцизы, гербовый и офшорный сборы, государственную и патентную пошлины, таможенные пошлины и сборы, земельный налог, экологический налог, налог на добычу природных ресурсов.

Резиденты малых, средних городов и сельской местности не освобождаются и от обязанностей налогового агента. Они должны исчислять, удерживать и перечислять соответствующие налоги в установленных законом случаях.

Также компании обязаны продавать 30 процентов валютной выручки, не подпадающей под условия льготы. Это выручка, поступление которой не связано с реализацией товаров (работ, услуг) собственного производства или со сдачей имущества в аренду.

Ограниченные льготы предусмотрены для компаний, оказывающих услуги перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В части доходов от осуществления такой деятельности компании освобождены от уплаты налога на прибыль, а также от продажи валютной выручки, полученной от нерезидентов. Эти компании не производят отчисления в инновационные фонды.

Льготы применяются, если компания оказывает услуги по перевозке автомобильным транспортом, а пункты отправления и назначения расположены на льготируемых территориях. Кроме того, на льготируемых территориях должны быть зарегистрированы в установленном порядке транспортные средства, используемые для таких перевозок.

Дополнительные льготы для создания производственных фондов

Декрет предусматривает освобождение от ввозных таможенных пошлин и НДС товаров, передаваемых в счет вклада в уставный фонд коммерческих организаций, зарегистрированных на льготируемых территориях. Хотя список этих товаров достаточно ограничен. Причем в случае отчуждения полученного имущества или ликвидации компании в течение пяти лет со дня использования тарифных (налоговых) льгот компания обязана будет в полном объеме заплатить таможенные пошлины и НДС.

Также для компаний, подпадающих под льготу, Декрет № 6 упрощает порядок покупки у государства незавершенных объектов недвижимости. А земельные участки под такими объектами будут предоставляться в аренду без проведения аукциона и без взимания платы за право заключения договора аренды. Причем если такая недвижимость приобретается для организации производства или реализации продукции собственного производства, то покупателям предоставляется рассрочка оплаты на срок до пяти лет со дня заключения договора купли-продажи.

Для компаний, создающих на территории сельской местности объекты недвижимости в целях организации собственного производства товаров (работ, услуг), предусмотрено еще одно интересное нововведение. Строительство инженерной или транспортной инфраструктуры для обслуживания таких объектов возможно за счет средств местных бюджетов. К сожалению, формулировка Декрета № 6 говорит не об обязанности, а о праве местных властей профинансировать инфраструктуру.

Свое производство – это новая продукция и минимальное участие чужого труда

Очевидно, что требования законодателя направлены на ограничение применения льгот теми лицами, которые не образуют собственного производства. Под действие льгот не подпадут компании, изготавливающие продукцию (выполняющие работы, оказывающие услуги) через заказы, размещаемые на других предприятиях, а также осуществляющие вспомогательную деятельность по приданию чужой продукции товарного вида (предпродажную подготовку).

Это подтверждает список исключений – перечень операций, осуществление которых не признается производством продукции. Полный перечень приведен в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Совмина РБ от 17.12.01 № 1817. Среди прочего там упомянуты мойка, чистка, удаление пыли, простое соединение частей (узлов) в целях получения готового изделия, разборка изделий по частям, смешивание и разделение, разлив, фасовка и другие простые операции по упаковке, не направленные на изменение свойств продукции.

Однако при условии выполнения всех вышеназванных требований производителям продукции допустимо привлекать подрядчиков. При этом стоимость выполненных сторонними исполнителями работ и услуг производственного характера не должна превышать 15 процентов в себестоимости производимой продукции.

Компания может признать собственной не изготовленную, а прошедшую переработку (обработку) продукцию. Для этого готовая (переработанная) продукция должна удовлетворять любому из следующих критериев:

 

  • в результате переработки (обработки) изменился (на уровне любого из первых четырех знаков) классификационный код по единой ТНВД ТС (Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза);
  • отпускная цена (без учета налогов) должна превышать минимум на 30 процентов цену сырья (материалов) (также без учета налогов), использованного при изготовлении продукции;
  • признание продукта переработки (обработки) товаром, происходящим с территории Республики Беларусь в соответствии с Приложением 1 Правил определения страны происхождения товаров (Решение Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000). При применении Приложения учитываются примечания к нему, за исключением пункта 3.1 к примечанию 3.

 

Основанием для признания результатов деятельности продукцией (работами, услугами) собственного производства является одноименный сертификат. Порядок его выдачи установлен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Совмина РБ от 20.10.10 № 1520.

Для получения этого сертификата проводится экспертиза, в ходе которой подтверждается наличие собственного производства. Экспертизу проводит Белорусская торгово-промышленная палата. Срок экспертизы не может превышать 20 дней, если только БелТПП не потребуется запросить какие-то уточнения.

Сравнение трех вариантов говорит в пользу Декрета

Есть ли смысл организовывать производство, проходить все инстанции для получения льгот, поможет определить простой расчет. Условно предположим, что российская компания планирует из импортных деталей собирать готовые изделия и реализовывать их на территории России. Можно наладить производство в России, а можно для этих целей создать компанию на территории среднего, малого поселения, сельской местности Республики Беларусь и продавать продукцию в Россию с максимальной наценкой, чтобы вывести из-под налогообложения значительную часть прибыли (см. схему).

Вывод прибыли от организации производства на льготируемых территориях Белоруссии

на цифрах

Рассчитаем налоговую нагрузку для компаний, зарегистрированных в Минске, Дзержинске (40 км от Минска) и на территории России (см. таблицу). За условие примем, что стоимость закупленных узлов и материалов составила 30 тыс. евро, иные расходы (лизинговые платежи за оборудование, аренда, заработная плата и страховые взносы) – 20 тыс. евро (всего расходы – 50 тыс. евро). Цена реализации продукции (вся сумма, которую хочет получить компания, без учета НДС) – 100 тыс. евро. Итого прибыль до налогообложения составляет 50 тыс. евро.

В таблице рассмотрен самый простой вариант – полученная прибыль распределяется как дивиденды. Ставка налога на дивиденды по налогу на прибыль на территории России равна 9 процентам (подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ). При выплате дивидендов российскому участнику белорусская компания удержит налог по ставке 15 процентов (п. 1 ст. 149 НК РБ). Поскольку сумма того налога превышает сумму, которая может быть начислена по НК РФ, то на территории РФ сумма налога равна 0 (подп. 2 ст. 9 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество», п. 3 ст. 311 НК РФ).

Сравнение вариантов организации производства

 
Налоги, сборы Компания в Минске Компания в Дзержинске Компания на территории РФ
Налог на прибыль 9000 евро (50 000 18%) Нет 10 000 евро (50 000 20%)
Доход производителя после налогообложения 41 000 евро (50 000 – 9000) 50 000 евро 40 000 евро (50 000 – 10 000)
Доход на дивиденды для российской компании 6150 евро (41 000 15%) 7500 евро (50 000 15%) 3600 евро (40 000 9%)
Прибыль учредителя после уплаты всех налогов 34 850 евро (41 000 – 6150) 42 500 евро (50 000 – 7500) 36 400 евро (40 000 – 3600)

Естественно, что приведенный в таблице расчет очень приблизительный. Сопутствующие деятельности расходы в виде аренды, заработной платы (а значит, и страховых взносов) в Дзержинске будут в два раза ниже, чем в Минске. На территории России эти расходы также сильно зависят от расположения компании. Кроме того, в таблице не учтены расходы на налоги, от которых освобождено производство в Дзержинске, но которые будут уплачиваться в Минске и на территории России (налог на недвижимость и налог на имущество, например).

Дополнительный плюс российского и дзержинского производства – возможность не продавать полученную валютную выручку. При получении выручки в Минске 30 процентов ее будет продано на внутреннем рынке.

Мы не рассматривали возможности, которые предоставляют «серые» схемы вывода выручки из-под дивидендного налогообложения. Но даже и без них и с учетом всех погрешностей очевидно: налоговые преференции, которые предоставляются по Декрету № 6, делают инвестиции в производство в Дзержинске наиболее привлекательными.

Территориальные исключения Декрета № 6 можно обойти

Декрет № 6 не распространяет свое действие на территорию городов: Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск. То есть практически все крупные белорусские города исключены из-под действия документа.

Однако если компанию по каким-либо причинам необходимо зарегистрировать именно в крупном городе (или компания уже там зарегистрирована), то применение льгот, установленных Декретом № 6, все равно возможно. Для этого производство продукции (работ, услуг) нужно организовывать в обособленном подразделении на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. Однако решение о создании таких обособленных подразделений должно быть принято до 31 декабря 2018 года включительно. На филиалы, решение о создании которых принято после этой даты, действие льгот распространяться не будет.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы