Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Почему опасно использовать своих сотрудников в качестве посредников

17 июля 2012   1064  

Схема с привлечением посредника при реализации товаров, работ, услуг является одной из самых распространенных на практике. Зачастую посредниками выступают не только дружественные контрагенты, но и сотрудники самой компании.

Описание схемы. Схема с привлечением посредника при реализации товаров, работ, услуг является одной из самых распространенных на практике. Зачастую посредниками выступают не только дружественные контрагенты, но и сотрудники самой компании. Для этого они становятся индивидуальными предпринимателями. Компания реализует им товары, работы, услуги. А предприниматели в свою очередь продают их конечным потребителям. Естественно, таким предпринимателям продукция реализуется с минимальной наценкой, а конечным покупателям они уже продают ее по рыночным ценам.

Сотрудники, которые участвуют в данной схеме, применяют «упрощенку» с объектом «доходы» и платят единый налог по ставке 6 процентов от выручки. Полученную в результате перепродажи товара наценку они рассматривают в качестве прибавки к зарплате.

В большинстве случаев это приносит налоговую выгоду как компании, так и ее сотрудникам. Компания, уплачивающая налоги по общей системе, передавая часть прибыли «упрощенцам», получает экономию за счет разницы в ставках налога. А также снижает сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, поскольку реализует товары, работы, услуги с минимальной наценкой. Кроме того, компания экономит и на страховых взносах с такой прибавки к зарплате.

Работник вероятнее всего получит экономию на НДФЛ. Однако тут нужно учитывать, что ему придется еще заплатить фиксированный взнос на собственное обязательное страхование. В 2012 году он составляет 17 208,25 рубля (ст. 13, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, ч. 3 ст. 4.5 Федерального закона от 29.12.06 № 255- ФЗ, постановление Правительства РФ от 21.03.12 № 208).

Комментарий «ПНП». Отметим, что эта схема легко раскрывается контролерами. Она часто используется в компаниях, которые реализуют товары через полусамостоятельных менеджеров по продажам. Например, в автосалонах, в компаниях по установке окон и т. п.

Естественно, налоговики всеми способами пытаются доказать отсутствие деловой цели в привлечении таких посредников. И исходя из доходов предпринимателя доначислить компании налоги по общей системе.

При проверке инспекторы, как правило, упирают на взаимозависимость налогоплательщика и предпринимателей. И пытаются доказать, что регистрация ИП, их переход на «упрощенку» и заключение договоров — способ получить необоснованную налоговую выгоду. Поскольку наряду с предпринимательской деятельностью обычно такие люди продолжают работать в компании.

«Узким» местом в данной схеме является и нерыночный уровень цен в отношениях между компанией и «упрощенцами». Однако для того, чтобы доначислить налоги по этому основанию, совокупная сумма сделок между данными контрагентами должна превысить за 2012 год 3 млрд рублей (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.11 № 227-ФЗ).

Также сомнения у инспекторов может вызвать тот факт, что единственным поставщиком для ИП является компания. А иной предпринимательской деятельности они не осуществляют. Подозрительным может оказаться и отсутствие у предпринимателей материальных и финансовых возможностей для организации деятельности.

Для того чтобы исключить риск в данной схеме, компании нужно доказать, что заключение посреднических договоров преследовало разумную деловую цель. А также подтвердить, что договоры реально исполнялись сторонами и принесли необходимый экономический эффект.

Например, в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.12 № А08-2166/2010–16 указано, что работа с предпринимателями позволила компании оптимизировать управленческие и организационные расходы. А также увеличить объем реализации товаров. Поэтому, несмотря на доводы налоговиков, судьи признали недействительным оспариваемое решение инспекции.

Посредническая схема с использованием предпринимателей-сотрудников

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы