Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Мальтийские и кипрские товарищи обеспечат прозрачность датского товарищества

5 июля 2012   545  

Налоги датского товарищества зависят от критерия прозрачности

Когда выгодно участие в товариществе мальтийской компании

Кипр в связке с датскими товариществами менее привлекателен

В международном налоговом планировании широко используются не только обычные компании, но и более экзотические образования, в частности, товарищества. Во многих странах доходы товарищества облагаются налогами не на уровне самого товарищества, а на уровне его участников. В результате товарищества, в том числе зарегистрированные в высоконалоговых юрисдикциях, нередко используются в качестве эффективного безналогового инструмента.

Одним из таких инструментов являются датские коммандитные товарищества (kommanditselskaber, KS). На практике такие товарищества часто используют с целью вывести доходы, полученные в Дании, в иные юрисдикции. Например, офшорные или низконалоговые. При этом важно, что эффективность использования датского товарищества напрямую зависит от того, соответствует ли его деятельность критерию налоговой прозрачности.

Налоговые последствия для датского товарищества напрямую зависят от страны регистрации его участников

Если товарищество признано прозрачным в налоговом отношении и деятельность такого товарищества фактически осуществляется за пределами его страны регистрации, в этой стране нет источников его дохода, а участники товарищества – нерезиденты данной страны, то налогообложения в стране регистрации товарищества не возникает. Ведь доход, полученный нерезидентами из-за рубежа, налогами не облагается.

В рамках международного налогового планирования такие товарищества, зарегистрированные в различных странах, нередко используются в качестве эффективного налогового инструмента. Нередко в качестве их участников выступают офшорные компании, зарегистрированные, например, на Британских Виргинских островах.

Одним из видов таких товариществ являются датские коммандитные товарищества. Однако недавние изменения в законодательстве сделали неэффективным использование товариществ с участниками из классических офшоров.

Суть схемы использования датского товарищества сводится к следующему. Налогообложение доходов такого товарищества, если они получены не на территории Дании и не от датских контрагентов, осуществляется на уровне товарищей. В случае если все товарищи зарегистрированы вне Дании и не осуществляют там деятельность через постоянные представительства, никакие налоги на полученный доход товарищество в Дании не платит.

Казалось бы, такая схема позволяет датскому коммандитному товариществу распределять доходы в офшорную зону практически в безналоговом режиме (см. схему 1). Например, участниками товарищества становятся две компании с Британских Виргинских островов. Они учреждают датское коммандитное товарищество. Это товарищество реализует товары или оказывает услуги за пределами Дании, например, в России. После чего товарищество распределяет почти всю полученную прибыль в виде дивидендов своим виргинским участникам. До 2008 года при таком выстраивании схемы налоговые последствия были следующие. В Дании база по налогу на прибыль отсутствует, налог у источника также не удерживается. На БВО полученные доходы налогом также не облагаются. Однако затем ситуация изменилась.

Схема 1. Популярная до 2008 года схема использования датского коммандитного товарищества

Первая попытка датских властей обложить налогом доход товарищества

Корпоративным налогом в Дании облагаются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, а также некоторые другие виды организаций, но не товарищества, которые считаются прозрачными для целей налогообложения. Именно этим было обусловлено применение датских товариществ с офшорными участниками для ведения международной коммерции.

Однако с целью ограничить использование офшоров для ухода от налогов власти Дании радикально пересмотрели некоторые нормы. В июне 2008 года в законе о корпоративном налоге Дании было установлено, что товарищество теряет прозрачность и облагается налогом по правилам, применимым к организациям с ограниченной ответственностью, при условии, если более 50 процентов капитала или прав голоса в товариществе принадлежит резидентам стран, которые «не осуществляют обмена информацией с уполномоченными органами Дании в соответствии с соглашением об исключении двойного налогообложения, иным международным договором или конвенцией или административным соглашением о правовой помощи в налоговых вопросах». Таким образом, датские товарищества, участники которых зарегистрированы на Британских Виргинских островах (БВО), в качестве участников внезапно потеряли прозрачность, поскольку соглашения об обмене информацией между Данией и БВО тогда не было.

Важно понимать, что потеря налоговой прозрачности может иметь неблагоприятные последствия для товарищества. Мало того, что все доходы от международной коммерции будут в этом случае облагаться в Дании по ставке корпоративного налога 25 процентов, но и дальнейшее распределение прибыли участникам товарищества облагается налогом у источника на дивиденды по ставке 27 процентов. После этого лишь небольшим утешением будет тот факт, что при определенных условиях ставка налога у источника может быть уменьшена до 15 процентов или до другого уровня, предусмотренного налоговым соглашением.

Между тем БВО активно участвовали в процессе заключения соглашений об обмене налоговой информацией со странами, входящими в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В результате уже в мае 2009 года такое соглашение между БВО и Данией было подписано, а в ноябре 2009 года введено в действие. С этого момента датские товарищества с компаниями на БВО в качестве участников опять стали в налоговом плане прозрачными.

Чтобы не потерять на налогах, участники датского товарищества должны иметь соглашение с Данией или быть членами ЕС

Однако датские законодатели, по-видимому, остались неудовлетворены результатами своей противоофшорной деятельности и решили опять внести поправки в части налогообложения товариществ. В марте 2011 года был принят закон, внесший целый ряд существенных исправлений в налоговое законодательство (Lov om ndring af aktieavancebeskatningsloven, selskabsskatteloven og forskellige andre love (30. marts 2011)).

В результате критерий потери налоговой прозрачности был сформулирован следующим образом: «прозрачность утрачивается, если более 50 процентов капитала или прав голоса в товариществе принадлежит резидентам стран, которые не имеют налогового соглашения с Данией, в соответствии с которым налог у источника на дивиденды не взимается или взимается по пониженной ставке и которые не являются членами ЕС». Причем это положение было введено в действие задним числом – с 1 января 2011 года.

Таким образом, датские товарищества с офшорными участниками (такими как компании на БВО) вновь потеряли прозрачность независимо от наличия соглашений об обмене налоговой информацией. В связи с этим международные варианты применения товариществ в Дании опять стали корректироваться.

В частности, один из возможных вариантов модификации схемы – это использование в качестве участников датского товарищества не офшорных компаний, а компаний из юрисдикций с низким налогообложением, но входящих в ЕС или обществ из стран, имеющих соглашение об избежании двойного налогообложения с Данией. Возможные варианты – Кипр и Мальта.

Обе страны являются членами ЕС, и к тому же обе имеют налоговые соглашения с Данией, которые предусматривают, в частности, пониженный или нулевой налог у источника на дивиденды.

Соответственно, датское товарищество, где не менее 50 процентов капитала и голосующих прав принадлежит кипрской или мальтийской компании, рассматривается в налоговом плане как прозрачная структура (см. схему 2).

Схема 2. Модифицированная схема использования датского коммандитного товарищества

Неопределенность кипрского законодательства подвергает кипрского участника риску

С 2011 года в схеме датского товарищества стали чаще использовать товарищей с Кипра или Мальты. В этом случае доход, полученный от участия в товариществе, в том числе и нераспределенный доход, может облагаться налогом по местонахождению участника.

На Мальте номинальная ставка налога – 35 процентов, но поскольку часть налога возвращается акционерам-нерезидентам, эффективная ставка составляет примерно 5 процентов. Основная ставка корпоративного налога на Кипре – 10 процентов. При этом в обеих странах при определенных условиях предусматривается освобождение от налога с дивидендов, получаемых из-за рубежа. Но применимость этой льготы к доходам от участия в товариществе неочевидна.

Кипрский закон не содержит специального определения понятия «дивиденды». По всей видимости, доходы от товарищества не будут считаться дивидендами, так как этим термином обычно обозначается прибыль, распределяемая своим участникам именно корпорацией (компанией или обществом), но не товариществом. В этом случае доход попадет под налогообложение по ставке 10 процентов. Также отметим, что дивиденды из-за рубежа при некоторых условиях могут попасть под так называемый сбор на оборону. То есть если даже доход будет признан дивидендами, он может попасть под налогообложение.

Таким образом, поскольку в кипрских законах нет ясности, ситуация с налогообложением дохода участника датского товарищества, зарегистрированного на Кипре, чревата рисками и налоговыми потерями.

Датское законодательство о товариществах в целом подобно российскому

Несмотря на безналоговый, по общему правилу, статус, товарищество несет обычные для Дании обязательства в отношении финансовой отчетности и аудита. Кроме того, в отличие от некоторых других юрисдикций (например, Великобритания) для такого «квазиофшорного» товарищества можно без особых проблем открыть счет в датском банке, что неплохо как с точки зрения логистики, так и с точки зрения имиджа компании.

Для достижения налоговой прозрачности участником делают мальтийскую компанию

В отличие от кипрского закона, мальтийский закон о налоге на доход (Income Tax Act, Cap. 123, as amended) уделяет специальное внимание доходам, полученным мальтийской компанией от зарубежного коммандитного товарищества.

По общему правилу, для освобождения от налога с дивидендов или прироста капитала, полученных мальтийской компанией от участия в других компаниях, необходимо выполнение любого из шести перечисленных в законе критериев. В частности, один из критериев состоит в том, что мальтийская компания «прямо владеет не менее чем 10 процентами акций (долей) компании, капитал которой разделен на акции (доли), и это владение дает право на не менее чем 10 процентов от любых двух элементов из следующих: право голоса; распределяемая прибыль и активы, распределяемые при ликвидации».

На первый взгляд, к коммандитным товариществам это положение неприменимо. Однако далее закон явно устанавливает, что в случае коммандитных товариществ, зарегистрированных не на территории Мальты и не являющихся резидентами Мальты, то же положение применяется «с необходимыми изменениями» (mutatis mutandis): «акции» понимаются как доля в капитале товарищества и т.п.

Для освобождения дивидендов от налога (в отличие от прироста капитала) дополнительно требуется выполнение одного из нескольких критериев, первый из которых состоит в том, что дочерняя организация «резидентна или инкорпорирована» в одной из стран Европейского союза. Очевидно, для датского коммандитного товарищества это условие выполнено.

Таким образом, если мальтийская компания является участником датского коммандитного товарищества с долей участия не менее 10 процентов, то доходы от такого товарищества налогом на Мальте не облагаются. При этом важно обеспечить, чтобы товарищество не являлось резидентом Мальты. Для чего весь контроль и управление должны осуществляться за пределами Мальты. То есть компании на практике заранее обеспечивают такие условия, при которых все управленческие решения товарищества принимались за пределами Мальты. Напомним также, что для отсутствия налогообложения в Дании никакая содержательная деятельность не должна вестись и в Дании. И кроме того, если остальные участники датского товарищества – офшорные компании, то доля мальтийской компании должна быть более 50 процентов.

 

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы