Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Планы Минфина по снижению налоговой нагрузки на бизнес во многом не снижают ее

25 мая 2012   1695  

  • Какие способы налоговой экономии могут измениться к 2015 году

  • Как налоговиков заставят быть более клиентоориентированными

  • Власти планируют ограничить оптимизацию налога на прибыль

Минфин России обнародовал основные направления налоговой политики на 2013–2015 годы. Основной целью документа чиновники заявляют снижение налоговой нагрузки. Для этого, к примеру, планируют освободить от налога на имущество машины и оборудование. Также обещают, что в среднесрочной перспективе снизится налоговая нагрузка на труд и капитал.

Однако выяснилось, что такие налоговые преимущества власти собираются нивелировать повышением нагрузки в других направлениях. Например, возможны реформы, ухудшающие положение компаний по налогу на прибыль, а также по сделкам с участием офшоров (см. табл.). В связи с чем в ближайшие три года некоторые способы налогового планирования для компаний могут стать невыгодными и уже сейчас потребовать серьезной корректировки.

Какие меры в области налоговой политики власти планируют предпринять в период 2013–2015 годов

Мероприятия налоговой политики Этап реформирования
Выгодные для компании меры налогового стимулирования
Поддержка инвестиций и стимулирование повышения оплаты труда Продолжается работа
Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операций Разработаны льготные механизмы налогообложения
Реформирование ЕНВД и патентной системы Изменены сроки реформ
Взаимосогласительные процедуры в налоговых отношениях Разработан ряд новых процедур
Реформы, которые могут негативно отразиться на налоговом планировании компаний
Налогообложение природных ресурсов Продолжается работа
Акцизное налогообложение Планы по увеличению акцизов и расширению налоговой базы
Введение налога на недвижимость Минфин России завершил подготовку, очередь за Минэкономразвития
Сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений Продолжается работа по определению «лишних» льгот
Реформирование налога на прибыль организаций Продолжается работа
Совершенствование налогового администрирования Продолжается работа
Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций Разработаны новые механизмы противодействия
Страховые взносы Реформ до 2015 года не планируют

В 2013 году планируется прикрыть безналоговую передачу помощи от учредителя «дочке»

С 1 января 2011 года в Налоговом кодексе действует норма, которая позволяет дочерней компании получить помощь от своих учредителей и не платить при этом налог на прибыль. Согласно подпункту 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ, при исчислении прибыли не учитываются доходы в виде имущества, имущественных или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы обществу в целях увеличения чистых активов акционерами или участниками.

На практике введение такой нормы позволило компаниям существенно упростить безналоговую передачу имущества и имущественных прав, которая ранее базировалась на положениях подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Эта норма предъявляет больше требований к получающей или передающей стороне и устанавливает ограничения по использованию полученного имущества.

И вот более чем через год после введения подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ в действие Минфин России пришел к выводу, что он фактически легализует безналоговое дарение между коммерческими организациями, что «противоречит сути предпринимательской деятельности». В связи с этим планируется отменить такое выгодное для группы компаний налоговое послабление.

Отметим, что Минфин предлагает исключить только норму о безналоговом пополнении чистых активов. При этом компании по-прежнему смогут воспользоваться методом экономии с помощью подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Суды не возражают против такой оптимизации (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.03.10 № Ф09-1861/10-С3).

По мнению Минфина, компании широко трактуют понятия агрессивной среды и повышенной сменности

В целях оптимизации налога на прибыль многие компании стремятся как можно быстрее переносить в налоговые расходы стоимость основных средств. В частности, найдя основания для применения к норме амортизации специального коэффициента в размере не более 2. Это так называемый механизм ускоренной амортизации (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.01.12 № А75-786/2011).

В настоящий момент в пункте 1 статьи 259.3 НК РФ установлено два обстоятельства, которые позволяют компании удвоить текущие расходы на амортизацию: при эксплуатации основных средств в условиях агрессивной среды либо в режиме повышенной сменности. При этом в НК РФ даны разъяснения только в отношении агрессивной среды. В частности, это совокупность природных или искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ основных средств.

Однако налоговое законодательство не указывает, какой режим работы основных средств имеет характер повышенной сменности. Даже Минэкономразвития России в своих разъяснениях признало, что наличие или отсутствие повышенной сменности основных средств в целях налогообложения нужно детально исследовать в каждом конкретном случае (письмо от 13.01.11 № д13-13).

Минфин России задумал исправить это положение не только по причине существующего пробела в НК РФ, но и с целью исключить возможность налоговых злоупотреблений. Например, применения выгодного с налоговой точки зрения коэффициента не только в отношении основных средств, находящихся в непосредственном контакте с агрессивной средой, но по любому имуществу, находящемуся на территории опасного производственного объекта – здания или сооружения. Также в отношении оборудования, эксплуатирующегося круглосуточно (лифты, телефоны, пожарная сигнализация и т.п.).

Однако такие планы Минфина не повод для серьезного беспокойства. Чиновники не планируют совсем отменить ускоренную амортизацию, предлагается только сузить сферу ее применения за счет уточнения понятий «агрессивная среда» и «повышенная сменность». Кроме того, власти предлагают прописать в НК РФ, что специальный коэффициент не применяется к основным средствам, изначально предназначенным для работы в контакте с агрессивной средой или используемым в круглосуточном режиме, установленном документацией производителя. Тем более что такое мнение Минфин России уже высказывал и раньше (письмо от 14.10.09 № 03-03-05/182).

Отметим, что в данный момент большинство судов не разделяет такой подход Минфина и указывает, что степень адаптированности ОС к воздействию агрессивной технологической среды не влияет на возможность применения повышающего коэффициента (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.01.12 № А75-786/2011). Суды также отклоняют довод налоговиков о том, что применение специального коэффициента возможно только при работе основного средства в опасной среде при условии, что оборудование не предназначено для такой эксплуатации (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.01.12 № А40-124762/10-90-697 и от 25.04.11 № КА-А40/3104-11).

Обязанность восстанавливать амортизационную премию сохранят только в случае реализации ОС взаимозависимому лицу

Минфин России в очередной раз включил в основные направления налоговой политики вопрос восстановления амортизационной премии в доходах компании при реализации основных средств ранее пяти лет их эксплуатации (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ). В предыдущем документе чиновники предложили отменить такую обязанность. Но высказали опасения по поводу возможных злоупотреблений в виде множественных перепродаж по цепочке дружественных компаний.

Видимо, к настоящему моменту разработчики нашли механизм, как ограничить эти злоупотребления. В частности, в НК РФ предлагается закрепить, что амортизационная премия подлежит восстановлению только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику. В направлениях налоговой политики Минфин России отмечает, что такая норма оградит от многократного применения амортизационной премии к одним и тем же основным средствам при их перепродаже между взаимозависимыми лицами.

При этом остается неясным вопрос, что власти подразумевают под фразой: «в случае реализации основного средства взаимозависимому лицу». Нужно ли в этом случае компаниям ориентироваться на то, является ли сделка контролируемой с точки зрения трансфертных правил или достаточно лишь факта взаимозависимости.

Разрабатывается механизм перераспределения расходов внутри группы компаний

В отношении налога на прибыль компаний Минфин России заявил еще об одном новшестве. Речь идет о возможности учета расходов, понесенных одной компанией, другим взаимозависимым с ним обществом посредством заключения соглашения о распределении расходов.

На первый взгляд, мера может быть выгодна для группы компаний с целью перераспределения налоговой нагрузки между собой. Однако в основных направлениях налоговой политики речь идет только о расходах, которые понесла компания при создании или приобретении нематериальных активов или услуг и результаты которых используются в деятельности группы компаний. Минфин России не разъясняет экономический смысл таких планов. Также чиновники умалчивают о том, будет ли относиться эта норма лишь к консолидированной группе налогоплательщиков.

Кроме того, непонятно, почему власти планируют дать возможность распределять только расходы. Отметим, даже по логике самих же налоговиков, может сложиться ситуация, когда в результате «передачи» значительной части расходов будет сложно проследить их связь с получением дохода. Что приведет к признанию переданных расходов экономически не обоснованными.

С 2013 года выплаты в пользу иностранных компаний по еврооблигациям могут стать невыгодными

Минфин России планирует урегулировать ситуацию с удержанием налога на прибыль с процентных доходов иностранных организаций по еврооблигациям. Дело в том, что многие российские компании выпускали облигации по следующей схеме. Сначала учреждалась сервисная компания в стране, куда проценты из России можно выплачивать без удержания налога. Например, в Нидерландах. Эта сервисная компания выпускала облигации, а привлеченные деньги передавала по займу в Россию. Российская компания платила по займу проценты, не удерживая налог у источника. А сервисная компания, также не удерживая налог, перераспределяла эти проценты держателям облигаций. Среди которых вполне могли быть и резиденты офшоров.

В результате Минфин решил, что если евробонды размещены по подобной схеме до 1 января 2013 года, российские заемщики могут не исполнять обязанности налоговых агентов в отношении держателей облигаций. Однако по выпускам еврооблигаций, которые будут осуществляться позднее указанного срока, на российского заемщика будет возложена обязанность выявить первый уровень держателей ценных бумаг, зарегистрированных в депозитарно-клиринговых системах. Если среди них окажутся резиденты государств, с которыми у России не заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, нужно будет удержать налог по ставке 20 процентов.

При этом такой порядок налогообложения планируют распространить только на еврооблигации, которые прошли листинг на одной или нескольких общепризнанных биржах. Или в случае, если учет прав осуществляется общепризнанными депозитарно-клиринговыми организациями, такими как Euroclear, Clearstream, DTC, а также подразделениями крупных транснациональных банков. По прочим займам Минфин планирует требовать удерживать налог у источника при перечислении процентов сервисной компании.

Минфин России планирует продлить действие ЕНВД до 2018 года

Финансовое ведомство снова заявляет о продолжении работы по совершенствованию специальных налоговых режимов с целью стимулирования малого предпринимательства. Так, в предыдущем проекте Основных направлений налоговой политики Минфин России обещал ввести главу 26.5 «Патентная система налогообложения» с 1 января 2012 года. Сейчас сроки сдвинулись на начало 2013 года.

По мысли Минфина, региональные власти должны до конца 2012 года принять законы о введении на своих территориях патентной системы налогообложения по 47 видам деятельности, указанным в главе 26.5 НК РФ. В данной главе будут также установлены размеры потенциально возможного годового дохода, являющегося базой для исчисления налога. Субъектам России предоставят право увеличивать этот лимит от трех до пяти раз в зависимости от вида и места осуществления деятельности. Средняя численность персонала ИП, применяющего патентную систему налогообложения, не должна превышать 15 человек.

С 2013 года переход на ЕНВД сделают добровольным. Отменить этот спецрежим полностью планируют только с 2018 года. Отметим, что ранее Минфин России намечал сделать это уже в 2014 году. Так что пока у компаний есть достаточно времени, чтобы продолжать использовать ЕНВД в налоговом планировании.

Контролируемые россиянами офшоры хотят заставить платить дивиденды

На примере стран ОЭСР власти включили в Основные направления налоговой политики вопросы противодействия налогового уклонения путем концентрации доходов в низконалоговых юрисдикциях. В будущем планируется заключить рекомендуемые ОЭСР межправительственные соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными юрисдикциями.

Минфин России отметил, что одной лишь возможности контролировать сделки с низконалоговыми юрисдикциями при помощи правил трансфертного ценообразования в настоящее время недостаточно. Чиновники считают, что самый эффективный метод борьбы с выводом денег заключается в том, что не распределяемый между собственниками доход иностранной контролируемой компании или его часть нужно рассматривать в целях налогообложения налогом на прибыль организаций как доход ее владельца, то есть материнской компании или физлица. Минфин России считает, что такой подход предотвратит вывод дохода материнской компании в низконалоговые юрисдикции в результате последовательности сделок.

Технически это может выглядеть следующим образом. Во-первых, власти планируют на законодательном уровне закрепить понятие иностранной контролируемой компании, основываясь на определении взаимозависимых лиц, а также участии в организации.

Во-вторых, предполагается ввести для резидентов России или компаний, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, обязанность указывать в налоговых декларациях все свои иностранные аффилированные компании. Кроме того, компания должна будет предоставлять сведения о ее доле в контролируемой иностранной компании и уплачивать налог с соответствующей доли ее нераспределенного дохода.

Для того чтобы такие планы Минфина претворились в жизнь, необходимо введение в Налоговый кодекс целого комплекса норм о контролируемых иностранных компаниях. Учитывая, что такие нормы будут затрагивать интересы других стран, внедрение может занять много времени. Например, на подготовку правил трансфертного ценообразования ушло порядка 10 лет.

К примеру, в настоящее время НК РФ не использует термин «юридическое лицо – налоговый резидент России», употребляя вместо него термин «российская организация». Такое определение в свете планируемых поправок не учитывает экономическую связь между компанией и ее учредителями. Минфин России планирует ввести понятие налогового резидентства компаний на основе нескольких критериев, аналогичных используемым в международных налоговых соглашениях. Но все же четких механизмов налогообложения нераспределенной прибыли иностранных компаний разработчики пока себе не представляют.

Введение налога на недвижимость теперь зависит от расторопности Минэкономразвития

Минфин России подготовил поправки к проекту федерального закона № 51763-4, который впервые был внесен в Госдуму еще в 2004 году. Проект предусматривает введение налога на недвижимость.

Плательщиками этого налога будут признаваться физические лица, обладающие правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного пользования или правом пожизненно наследуемого владения на земельный участок. В качестве базы для исчисления налога на недвижимое имущество устанавливается кадастровая стоимость соответствующего объекта налогообложения.

Минфин России рассчитывает, что Минэкономразвития успеет завершить оценку всех объектов налогообложения к 2013 году. От этого зависит срок введения налога на недвижимость.

Также кадастровую стоимость необходимо знать для установления конкретных размеров налоговых вычетов. Физлицам предоставят стандартный и социальный вычеты. Первый – в отношении жилого помещения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров. Социальный вычет – отдельным категориям граждан.

В рамках этого же налога будет решаться и вопрос о налоге на роскошь. Так, при определении ставки налога на недвижимость для физлица предполагается учитывать совокупную кадастровую стоимость всех объектов недвижимости в его собственности. Чем больше такая стоимость, тем выше ставка.

Минфин планирует развивать в налоговых отношениях «взаимосогласительные» процедуры

В направлениях налоговой политики власти впервые затронули тему создания благоприятных условий для компаний в случае возникновения споров с налоговиками. Минфин России планирует реформировать порядок досудебного рассмотрения налоговых споров по следующим направлениям.

Ввести обязательную досудебную процедуру для всех актов налоговых органов, а также действий или бездействия инспекторов. По мнению Минфина России, досудебный порядок в отношении всех категорий налоговых споров позволит уменьшить количество судебных дел предположительно в два раза, а также расширит возможности компаний по реализации своих прав.

Для компаний такая поправка может оказаться полезной. К примеру, необоснованный отказ в зачете НДС или в предоставлении отсрочки по налогам можно будет попытаться оспорить в вышестоящем налоговом органе. Соответственно, сэкономить на уплате госпошлины и дорогостоящих услуг юристов.

Минфин России считает, что такая мера выгодна и налоговикам, так как при возможности досудебного обжалования их действий или бездействия у должностных лиц налоговых органов снизятся «репутационные риски».

Увеличить срок на подачу налогоплательщиком апелляционной жалобы. С 10 дней до одного месяца. В основных направлениях налоговой политики указано, что 10 дней недостаточно для того, чтобы компании подготовили качественную жалобу на решение налогового органа. В связи с чем на практике участились случаи формальной подачи жалоб без указания мотивов обжалования решения по всем эпизодам.

Предоставить компаниям возможность кассационного обжалования в ФНС России решений, вступивших в силу. Минфин добавляет, что подача кассационной жалобы не должна лишать компании права подать заявление в суд.

Чиновники указывают, что анализ судебной практики показал, что целесообразно дать компаниям дополнительную возможность пояснить причины незаконности акта налогового органа. По мнению Минфина России, двусторонняя дискуссия в этом случае – наиболее эффективный способ установления фактов.

Применять по отношению к налогоплательщикам клиентоориентированный подход. Так, власти планируют упростить способы взаимодействия компаний с налоговиками, также создать более комфортные условия для исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Но каким образом обеспечить такую клиентоориентированность на практике, Минфин России не указал.

Отменять налоговый учет планируют после переговоров с представителями делового сообщества

В основных направлениях налоговой политики Минфин России указал, что компании вправе самостоятельно организовывать свою систему налогового учета. Налоговые органы не вправе устанавливать для них обязательные формы документов такого учета. Кроме того, согласно статье 313 НК РФ, в целях сближения бухгалтерского и налогового учета компания вправе использовать для целей налогового учета регистры бухгалтерского учета, при необходимости дополняя их необходимыми реквизитами.

Соответственно, НК РФ не запрещает вести налоговый учет на основе регистров бухгалтерского учета. Вести налоговый учет необходимо исключительно при исчислении налога на прибыль.

В связи с этим власти высказались за сближение правил бухгалтерского и налогового учета. При этом простая отмена налогового учета и установление порядка определения налоговой базы на основании бухгалтерских данных, по мнению чиновников, является только лишь формальным решением проблемы. Ведь в этом случае у компаний все равно возникнут сложности с отражением корректировок при расчете налога на прибыль.

Отметим, что ранее финансовое ведомство заявляло о необходимости приведения налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, в соответствие с правилами бухгалтерского учета. Однако пока такие меры остаются на уровне планов.

Правда, сейчас чиновники добавляют, что в целях дальнейшего сближения бухгалтерского и налогового учета целесообразно обсудить подобные вопросы с представителями делового сообщества. Однако такие высказывания Минфина не оставляют надежды, что число налоговых регистров, формируемых компаниями, в ближайшее время резко сократится.

Компаниям могут разрешить представлять в инспекцию для проверки документы в электронном виде

Описываемый документ также затронул такой острый вопрос, как значительные трудозатраты по представлению копий документов в инспекцию для проверки.

Минфин России отметил, что, с одной стороны, налоговый орган не может совсем отказаться от истребования документов. С другой – инспекции также испытывают неудобства при поступлении колоссального количества первичных документов. В связи с этим чиновники планируют перейти на электронное взаимодействие с компаниями при представлении в налоговый орган запрашиваемых документов. Проверять не бумажные, а электронные копии документов.

Кроме того, в планах закрепить срок ознакомления налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. А срок представления возражений по акту проверки хотят увеличить с 15 дней до одного месяца. Срок для представления возражений в случае, если нарушение выявлено вне рамок проверки, – с 10 дней до одного месяца.

Минфин пообещал, что тариф страховых взносов в ближайшие три года пересматривать не будут

Страховые взносы чиновники обещают не трогать до 2015 года. Предполагается на весь этот срок сохранить тарифы взносов на текущем уровне: основная ставка – 30 процентов, льготная – 20 и 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления взносов.

В отношении НДФЛ Минфин России также настроен благодушно. Чиновники планируют освободить от налогообложения ряд социально значимых выплат, таких как гранты президента России, выделяемые молодым ученым, материальная помощь, выплачиваемая органами службы занятости безработным гражданам, оплата медицинских услуг, производимая за физлиц работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, и другие выплаты.

Мощным автомобилям и мотоциклам повышение транспортного налога не грозит, если они являются участниками транспортных соревнований

С 2013 года Минфин России планирует ввести минимальную ставку транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 рублей с 1 л.с. Региональным властям предоставят право только увеличивать эту ставку.

Также предполагается увеличение в пять раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130–150 л.с.), гидроциклов (свыше 150 л.с.), катеров и яхт (свыше 300 л.с.). Повышенные налоговые ставки предлагается применять в отношении транспортных средств, произведенных после 2000 года. При этом в отношении спортивных автомобилей и мотоциклов, используемых исключительно для участия в спортивных соревнованиях, повышения налога не будет.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы