Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как грамотно отказаться предоставлять информацию в сфере налогового контроля цен

25 апреля 2012   1370  

  • Каких полномочий лишились инспекторы на местах
  • Зачем компаниям отслеживать сделки, попадающие под контроль
  • Как написать ответ на запрос о представлении документов

Напомним, что с 2012 года вступили в силу изменения в НК РФ в части порядка налогового контроля за ценами. Новые правила предполагают, что под налоговый контроль подпадает крайне ограниченное количество сделок. По крайней мере, большинство сделок компаний среднего и малого бизнеса внутри России из-под налогового контроля выводятся.

Однако на практике уже имеются случаи, когда «под соусом» соблюдения положений раздела V.1 НК РФ официальные органы требуют от компаний предоставления различных сведений и документов. В основном, касающихся их взаимодействия с контрагентами. Причем зачастую эта информация носит конфиденциальный характер. Кроме того, запрашиваемые объемы информации требуют значительного отвлечения сил бухгалтерских и юридических служб компании на их подготовку.

В сложившейся ситуации весьма актуальным является вопрос о том, какие органы, в какие сроки и какие документы вправе истребовать у компании в отношении контроля цен. И как защититься от неправомерных требований.

Полномочия по контролю цен возложены исключительно на центральный орган ФНС России

Несмотря на сокращение числа контролируемых сделок, сама процедура контроля стала строже. В частности, создается специализированный орган, отслеживающий подконтрольные сделки, вводится обязанность уведомления обо всех таких сделках. Вводятся новые правила определения рыночных цен на интервальной основе и повышенная ответственность за совершение нерыночных сделок.

При всем при этом ни органы внутренних дел, ни Следственный комитет, ни Прокуратура России не имеют права запрашивать у компании документы как в рамках процедуры контроля за трансфертным ценообразованием, так и в рамках налоговых правоотношений вообще. Это касается любых запросов, даже если в нем государственный орган ссылается не на Налоговый кодекс.

Запрашивать какие-либо документы о финансово-хозяйственной деятельности компании эти органы могут только в рамках возбужденного уголовного дела, на основании постановления следователя (ст. 182 и 183 УПК РФ). К таким делам относятся, в частности, уголовные дела по уклонению от уплаты налогов в соответствии со статьей 199 УК РФ, по неисполнению обязанностей налогового агента согласно статье 199.1 УК РФ, по мошенничеству – статья 159 УК РФ, по признакам фиктивного банкротства – статья 197 УК РФ.

Также следует внимательно контролировать полномочия различных налоговых органов в сфере контроля за ценами. Проверка полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами проводится исключительно федеральным органом власти, уполномоченным по контролю в этой области (ст. 105.17 НК РФ). Таким органом, согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506, является ФНС России.

Таким образом, с 2012 года полномочия по проверке правильности уплаты налогов в сфере контролируемых сделок возлагаются исключительно на ФНС России. В том числе по истребованию каких-либо документов для проверки. Налоговые органы на местах полномочий в этой сфере лишаются.

Какие сделки попадают под контроль

Внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами, офшорами и биржевыми товарами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки между взаимозависимыми лицами на территории России, если выполняется одно из следующих условий:

– сумма доходов по всем сделкам между взаимосвязанными лицами за календарный год превышает 1 млрд рублей в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ, причем в 2012 году – 3 млрд рублей, а в 2013 году – 2 млрд рублей (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.11 № 227-ФЗ);

– одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн рублей за календарный год (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);

– одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн рублей за календарный год (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);

– одна из сторон сделки освобождена от обязанностей по уплате налога на прибыль или применяет по нему ставку ноль процентов, кроме того сумма доходов по сделкам превышает 60 млн рублей за календарный год (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Какая информация будет содержаться в уведомлении о контролируемых сделках

В связи с вступлением изменений в силу компания обязана представлять в инспекцию по месту своего учета уведомление о совершенных контролируемых сделках (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Законом установлен штраф за непредставление уведомления в размере 5 тыс. рублей (ст. 129.4 НК РФ).

По мнению Минфина России, в случае, если сделка не признается контролируемой, представление уведомления не требуется независимо от ее суммы, предмета и направленности (письмо от 19.03.12 № 03-01-18/2-32). Кроме того, Минфин обращает внимание на то, что впервые уведомления должны будут предоставляться в срок не позднее 20 мая 2013 года. А в 2012 году направление уведомлений о контролируемых сделках не требуется (письмо от 02.03.12 № 03-01-10/1-24).

В уведомлении должна содержаться следующая информация:

 

  • о предмете и сторонах сделки;
  • о ценах, примененных в сделках (по возможности за единицу товара);
  • о суммах доходов и расходов, полученных по сделке;
  • об использованных методах определения рыночной цены контролируемой сделки;
  • о признаках взаимозависимости сторон;
  • о признаках отнесения сделки к контролируемой;
  • о величине расходов на создание предмета сделки, а также коммерческих и управленческих расходах, связанных со сделкой;
  • о месте совершения сделки.

 

Инспекция по месту учета компании в свою очередь обязана передать полученное уведомление в ФНС России (п. 5 ст. 105.16 НК РФ). А при проведении выездной проверки по месту учета инспекторы вправе проверить надлежащее исполнение компанией обязанности по направлению такого уведомления. И в случае выявления нарушений привлечь компанию к ответственности, предусмотренной статьей 129.4 и пунктом 6 статьи 105.16 НК РФ.

На этом полномочия инспекторов на местах в части контроля за ценами заканчиваются. Никаких документов дополнительно к уведомлению они требовать не вправе. Контролеры даже не имеют права требовать направления самого уведомления. Только проверять необходимость его направления. Не более того. Поэтому любые запросы о предоставлении документов от местных инспекций, мотивированные ссылкой на нормы НК РФ о трансфертном ценообразовании, можно смело игнорировать. Или отвечать на них вежливым отказом.

Главной задачей представления документов в ФНС России является подтверждение факта совершения сделок по рыночным ценам

В соответствии со статьей 105.15 НК РФ компания по запросу ФНС обязана подготовить в произвольной форме комплект документов. В нем будет содержаться обоснование методики ценообразования, использованной при заключении сделки. Такое требование может быть предъявлено не ранее 1 июня года, следующего за календарным, в котором совершена сделка (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

Законный и обоснованный запрос о представлении документов по сделкам может поступить только непосредственно от контролирующего органа. То есть от ФНС России. При этом впервые такой запрос может быть направлен в адрес компании не ранее 1 июня 2013 года. Все более ранние запросы можно игнорировать.

Запрос должен касаться конкретных сделок компании, попадающих под налоговый контроль по правилам раздела V.1 НК РФ. Такой запрос не может содержать требование о предоставлении всей информации по оборотам компании. Или по сделкам между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Срок для ответа на запрос контролирующего органа и объем предоставляемой информации НК РФ не установлены. Компании следует самостоятельно оценить, какой объем информации необходимо предоставить органу контроля. Исходя из международной практики в данной сфере, документы должны содержать обоснование использованной в сделке методики ценообразования. При этом первостепенной задачей документации по трансфертному ценообразованию является подтверждение факта, что компания совершает сделки на уровне рыночных цен.

Для подтверждения данного обстоятельства компании придется предоставить следующую информацию по сделке:

 

  • функциональный анализ всех элементов сделки, который включает анализ используемых активов и принимаемых сторонами экономических рисков;
  • описание условий контролируемой сделки;
  • организационную структуру компании;
  • описание использованного метода трансфертного ценообразования и источников информации;
  • информацию о доходах и расходах в результате осуществления сделки;
  • информацию в отношении полученной выгоды, если сделка совершена в отношении передачи объектов интеллектуальной собственности;
  • информацию о прочих факторах, оказывающих влияние на цену, например о рыночной стратегии или отраслевой специфике.

 

Кроме того, компания должна приложить методику расчета интервала рыночных цен и рентабельности. Это необходимо для обоснования того факта, что контролируемые сделки были совершены по рыночным ценам.

Таким образом, для того, чтобы подготовить обоснованный ответ на запрос ФНС, компании придется в режиме реального времени отслеживать сделки, попадающие под налоговый контроль. И заблаговременно запасаться подтверждающими документами по ним.

Отсутствие взаимозависимости позволяет не придерживаться правил трансфертного ценообразования

На практике встречаются ситуации, когда компании обязаны применять правила трансфертного ценообразования независимо от вида сделки. Поскольку ссылки на их применение содержатся во многих нормах второй части Налогового кодекса. Поэтому существует вероятность, что налоговики будут использовать такие методы в случаях, если цена сделки позволяет получить налоговую экономию.

С 2012 года ранее регулировавшие данную область нормы статьи 40 НК РФ фактически прекратили свое действие. Вместо них появились ссылки на статью 105.3 НК РФ. В частности, исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, рассчитывается налоговая база по НДС в общем случае, при реализации по бартерным операциям, на безвозмездной основе, при оплате труда в натуральной форме (п. 1, 2 ст. 154 НК РФ). А также при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц для перепродажи (п. 5.1 ст. 154 НК РФ). И при реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц (п. 4 ст. 154 НК РФ).

Кроме того, положения статьи 105.3 НК РФ касаются определения доходов при расчете налога на прибыль, полученных в натуральной форме, включая товарообменные операции (п. 4, 5, 6 ст. 274 НК РФ). Поэтому возникает вопрос, обязаны ли компании соблюдать нормы статьи 105.3 НК РФ, если стороны сделки не являются взаимозависимыми лицами.

Так, в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 105.3 НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются независимые лица, признаются рыночными. Исходя из этого, компании могут утверждать, что факт отсутствия взаимозависимости предоставляет им право не придерживаться правил трансфертного ценообразования и отказывать налоговикам в предоставлении информации в отношении контроля цен по данным сделкам.

Как вежливо отказать налоговикам в истребовании документов по контролируемым сделкам

Законных запросов о представлении документов в рамках контроля цен в 2012 году поступать не может. Поскольку уведомления о контролируемых сделках в текущем году представлять не нужно (письмо Минфина России от 02.03.12 № 03-01-10/1-24). А ФНС России может направить запрос об истребовании документов не ранее 1 июня 2013 года (п. 3 ст. 105.15 НК РФ). Но, как отмечалось ранее, на практике уже встречаются случаи требования документов от контролеров на местах. Поэтому приведем пример корректного ответа на такой неправомерный запрос налоговиков.

пример ответа на запрос о представлении документов в ИФНС

В обоснование необходимости представления указанного в запросе перечня документов ИФНС № Х ссылается на Федеральный закон от 18.07.11 № 227-ФЗ и раздел V.1 НК РФ. Действующим законодательством, в частности введенным в действие Федеральным законом от 18.07.11 № 227-ФЗ и пунктом 2 статьи 105.16 НК РФ, предусмотрено следующее. По совершенным контролируемым сделкам налогоплательщик в срок не позднее 20 мая 2013 года направляет в налоговый орган по месту своего учета уведомление по установленной форме.

Если ООО «Компания» придет к выводу, что в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности в 2012 году ею были совершены контролируемые сделки, ООО «Компания», как добросовестный налогоплательщик, исполнит свою обязанность по предоставлению уведомления по всем подконтрольным сделкам в установленные сроки. И с указанием всех предусмотренных сведений.

Также сообщаем, что если ФНС России посчитает необходимым запросить у ООО «Компания» дополнительные сведения по контролируемым сделкам, то ООО «Компания» на основании полученного не ранее 1 июня 2013 года запроса также готово предоставить органу контроля все интересующие его сведения (п. 3 ст. 105.15 НК РФ). Причем в полном объеме и своевременно.

Вместе с тем ваш запрос о представлении документов во исполнение требований Федерального закона от 18.07.11 № 227-ФЗ и раздела V.1 НК РФ считаем преждевременным. Полагаем, что данный запрос не отвечает установленным требованиям законодательства о налогах и сборах. И выходит за пределы компетенции ИФНС № Х.

При этом запрашиваемые сведения составляют коммерческую тайну ООО «Компания». А объем информации предполагает необходимость отвлечения бухгалтерской и юридической служб от выполнения основных должностных обязанностей на значительный срок.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь нормами раздела V.1 и главы 5 НК РФ, ООО «Компания» вынуждено воздержаться от передачи запрашиваемых сведений.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы