Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как правила трансфертного ценообразования повлияют на налоги

31 января 2012   718  

С 1 января 2012 года действуют правила трансфертного ценообразования (Федеральный закон от 18.07.11 № 227-ФЗ). В связи с этим многие компании пересматривают свои прежние способы налогового планирования. Ведь иначе есть риск доначислений в рамках нового вида проверок, проводимых ФНС России.

С 1 января 2012 года действуют правила трансфертного ценообразования (Федеральный закон от 18.07.11 № 227-ФЗ). В связи с этим многие компании пересматривают свои прежние способы налогового планирования. Ведь иначе есть риск доначислений в рамках нового вида проверок, проводимых ФНС России.

Новые положения значительно отличаются от прежних принципов определения рыночной цены. Выяснилось, что с точки зрения налоговой оптимизации у компаний появились как плюсы, так и минусы. Таким образом, еще до внедрения того или иного способа экономии безопаснее заранее учесть все такие нюансы. Пока действуют каникулы по налоговой ответственности.

В таблице мы сравнили прежние правила определения цены товаров, работ, услуг и новые правила трансфертного ценообразования, а также сделали выводы относительно влияния новых правил на способы налогового планирования компании.

Какие плюсы и минусы новых правил трансфертного ценообразования учесть компании в налоговом планировании

По каким правилам определялась рыночная цена до 2012 года Какие правила трансфертного ценообразования действуют с 2012 года Каким образом изменения в НК РФ повлияют на способы налоговой оптимизации

Отсутствие взаимозависимости сторон по сделке по умолчанию делает цену рыночной

Понятие рыночной цены определялось в статье 40 НК РФ. Так, под рыночной ценой товаров, работ, услуг признавалась цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров, работ, услуг в сопоставимых экономических условиях. Для целей налогообложения принималась цена, которую указали участники сделки. Пока не доказано обратное, предполагалось, что эта цена соответствует уровню рыночных цен Цена признается рыночной, если ФНС России не доказала обратное либо если компания не произвела самостоятельно корректировку налога (п. 3 ст. 105.3 НК РФ). Рыночные цены – это:
– цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми;
– цены, применяемые в соответствии с предписаниями антимонопольного органа;
– цены по сделке, заключенной по результатам биржевых торгов;
– цены по сделке, совершение которой по закону требует проведение оценки;
– цены по сделке, определенные в соответствии с соглашением о ценообразовании
В целом новые правила повышают эффективность способов налоговой экономии с использованием формально независимых компаний. Так как отсутствие взаимозависимости, в частности, будет подтверждать правомерность установленной цены по сделке. Однако для взаимозависимых компаний нововведения не столь полезны. Судя по алгоритму расчета «рыночности», предполагается, что интервал цен будет узким. Иными словами, есть вероятность, что значительная часть объективно рыночных цен будет находиться за его пределами

Четко установленный перечень налогов не позволяет ФНС России проверять налог на имущество

Ранее не конкретизировалось, какие налоги инспекторы могли доначислить по причине применения нерыночных цен. Действовало положение о том, что если цена товаров, работ, услуг по сделке отклоняется на 20 процентов от идентичных цен, то контролеры вправе доначислить налоги и пени, как если бы результаты этой сделки оценивались исходя из рыночных цен ФНС России проверяет полноту исчисления и уплаты следующих налогов (п. 4 ст. 105.3 НК РФ):
– налог на прибыль;
– НДС при условии, что одна из сторон по сделке не является плательщиком НДС или освобождена от уплаты этого налога;
– НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 НК РФ – ИП, нотариусами, адвокатами;
– НДПИ, если одна из сторон сделки является плательщиком этого налога, предмет сделки – это добытое полезное ископаемое, облагаемое по ставке, установленной в процентах
Это изменение выгодно с точки зрения оптимизации налога на имущество. Теперь компании могут не опасаться доначислений этого налога в случае, если цена приобретения объекта, по которому он был принят к бухгалтерскому учету, не соответствует ее рыночному уровню. Ведь ФНС России не вправе контролировать правильность уплаты налога на имущество. Хотя здесь остаются риски проверки налога на прибыль у передающей имущество стороны. Еще одним плюсом является тот факт, что какой бы налог налоговики ни доначислили по результатам проверки, взыскать его они смогут только через суд (подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ). То есть в любом случае у компании будет шанс защитить способ оптимизации в суде

До 11 пунктов расширен перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми

Взаимозависимыми лицами признавались лица, отношения между которыми могли оказывать влияние на экономические результаты их деятельности. В частности, лица признавались взаимозависимыми в случаях, если:
– компания непосредственно или косвенно участвует в обществе и доля такого участия – более 20 процентов;
– одно физлицо подчиняется другому физлицу по должностному положению; – лица состоят в брачных или родственных отношениях
Лица признаются взаимозависимыми в случаях, если:
– компания или физлицо прямо или косвенно участвует в обществе и доля такого участия – более 25 процентов;
– в компаниях прямо или косвенно участвует одно и то же лицо и доля участия в каждой компании составляет более 25 процентов;
– лицо (физлицо) вправе назначать единоличный исполнительный орган компании или не менее 50 процентов состава исполнительного органа этой компании;
– единоличные исполнительные органы или не менее 50 процентов совета директоров двух компаний назначаются или избираются по решению одного и того же лица (физлица);
– в компаниях более 50 процентов состава исполнительного органа составляют одни и те же физлица;
– лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа компании;
– полномочия единоличного исполнительного органа компаний осуществляет одно и то же лицо;
– доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей компании составляет более 50 процентов;
– одно физлицо подчиняется другому по должностному положению;
физлица состоят в брачных или родственных отношениях
Расширенный перечень прямо установленных оснований для признания лиц взаимозависимыми, а также увеличение доли участия с 20 до 25 процентов существенно затруднят реализацию способов налогового планирования внутри группы компаний. Изменения прикрыли оптимизацию налогов при помощи выстраивания «сестринских» цепочек, с целью создания благоприятных условий по сделке. Отметим, что, как и раньше, суд остается вправе признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным НК РФ (п. 7 ст. 105.1 НК РФ). Новеллой является право сторон сделки самостоятельно признавать себя взаимозависимыми лицами. Однако теоретически в налоговом плане это право никаких выгод для компании не сулит

Расширен круг сделок, которые подпадают под определение контролируемых

Раньше налоговики были вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
– между взаимозависимыми лицами;
– по товарообменным (бартерным) операциям;
– при совершении внешнеторговых сделок;
– при отклонении цен от рыночных более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения в пределах непродолжительного периода времени
Если местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства всех сторон по сделке является Россия, то сделка признается контролируемой при наличии одного из обстоятельств (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):
– сумма доходов по сделкам превышает 3 млрд рублей в 2012 году, 2 млрд рублей в 2013 году, 1 млрд рублей с 2014 года;
– одна из сторон по сделке является плательщиком НДПИ, предметом сделки является добытое полезное ископаемое. И сумма по сделке превышает 60 млн рублей;
– с 01.01.14 одна из сторон по сделке применяет специальный налоговый режим (ЕСХН, ЕНВД), а другая сторона нет. И сумма по сделкам за год превышает 100 млн рублей;
– одна из сторон по сделке освобождена от уплаты налога на прибыль (упрощенной системы налогообложения) или применяет ставку 0 процентов, другая сторона сделки не имеет таких привилегий. И если сумма по сделкам за год превышает 60 млн рублей;
– с 01.01.14 одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, а другая сторона таковым не является. И сумма по сделкам за год превышает 60 млн рублей
Расширение круга сделок, в отношении которых применяются правила трансфертного ценообразования, сузит возможности налогового планирования. В частности, под контроль попали сделки в области имущественных прав, информации и интеллектуальной собственности. Кроме того, сохранилась направленность контроля как на внешнеторговые операции, так и на операции на внутреннем рынке. Однако, учитывая, что присутствует четко избирательный характер контроля, у группы компаний есть возможность подстроить способ оптимизации так, чтобы избежать проверки

Сделка станет контролируемой, если есть основания приравнять ее к сделкам между взаимозависимыми лицами

Ранее контроль цен не зависел от условий сделок или особенностей ведения деятельности третьих лиц Согласно положениям статьи 105.14 НК РФ , контролируемыми признаются также сделки, которые приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами. В частности, к ним относятся:
– сделки по реализации товаров, работ, услуг, которые совершаются с участием независимых третьих лиц, если последние не выполняют никаких дополнительных функций, кроме как организации такой реализации между взаимозависимыми лицами. Кроме того, в случае, если эти независимые третьи лица не принимают на себя никаких экономических рисков и не используют в своей деятельности никаких активов;
– сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, если предметом сделки являются нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, а также драгоценные металлы и камни;
– сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства которого является государство, содержащееся в перечне, утвержденном Минфином России. Правда, при условии, что сумма доходов по таким сделкам за год превышает 60 млн рублей
Появление дополнительных оснований расценивать сделку контролируемой невыгодно с точки зрения налогового планирования. Однако здесь есть и положительные моменты. В частности, законодатели прописали, что под контроль не попадают следующие сделки (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):
– если стороны сделки являются участниками консолидированной группы налогоплательщиков;
– участники по сделке зарегистрированы в одном субъекте России, не имеют обособленных подразделений в других субъектах и за пределами страны, не имеют убытков. А также отсутствуют обстоятельства, указанные в подпунктах 2–5 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ

У компании появилась возможность варьировать методами определения рыночных цен

НК РФ предписывал последовательно применять следующие методы: – метод сопоставимых рыночных цен (идентичные, однородные товары, работы, услуги); – метод последующей реализации; – затратный метод Перечень методов трансфертного ценообразования дополнен методом сопоставимой рентабельности и методом распределения прибыли (п. 1 ст. 105.7 НК РФ). Те методы, которые сохранились, претерпели существенные изменения. Так, приоритет отдается методу сопоставимых рыночных цен. А при невозможности его использования применяется любой из оставшихся, кроме метода распределения прибыли. Последний будет использоваться лишь при невозможности применения других методов. При этом при выборе метода необходимо принимать во внимание фактические обстоятельства и условия контролируемой сделки. Допускается использование комбинации двух и более методов (п. 2 ст. 105.7 НК РФ) Новые правила более конкретно описывают порядок определения рыночных цен. У компаний больше выбора в применяемых способах расчета цен. Однако избыток оценочных категорий может увеличить число споров с налоговиками. Одним из самых важных изменений с точки зрения налогового планирования является отказ от допустимого отклонения в 20 процентов, которое называли налоговым убежищем. Раньше это позволяло некоторым компаниям вести довольно жесткую налоговую политику

У крупных компаний появится возможность договориться с налоговиками о цене заблаговременно

Устаревшие правила определения цены товаров, работ, услуг не предусматривали заключения соглашений о ценообразовании Компании, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, вправе заключить с налоговиками соглашение, определяющее цены и (или) методы определения таких цен в контролируемых сделках. Соглашение о ценообразовании может быть заключено на срок до трех лет (с возможностью продления еще на два года). Предметом соглашения являются: – виды контролируемых сделок, а также товаров, работ, услуг, в отношении которых заключается соглашение;
– порядок определения цен, описание и порядок применения формул ценообразования;
– перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен рыночному уровню;
– срок действия соглашения;
– перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих условия исполнения соглашения;
– иные условия по соглашению сторон. Соглашение о ценообразовании может быть многосторонним в случае совершения однородных контролируемых сделок между несколькими российскими взаимосвязанными компаниями. Решение об отказе от заключения соглашения должно быть мотивированным. Решение об отказе компания может обжаловать в суде
Возможность заключения соглашения о ценообразовании в налоговом плане может стать выгодной только для крупнейших налогоплательщиков. Такие компании будут более уверены в том, что применяемый ими порядок ценообразования в сделках с взаимозависимыми сторонами удовлетворит аппетиты налоговиков. Таким образом, такая договоренность с контролерами позволит крупным компаниям определить правила игры заранее. Минусом является тот факт, что налоговики получат доступ к большому количеству подробной информации о сделках компании и ее контрагентах. Кроме того, госпошлина за заключение соглашения о ценообразовании составляет немалую сумму – 1,5 млн рублей

Группе компаний может быть выгодно воспользоваться правом проведения симметричных корректировок в отношении контролируемых сделок

Прежняя редакция НК РФ не предусматривала правил, разрешающих проведение симметричных корректировок В случае если налоговики установят, что цена, используемая в контролируемой сделке, не соответствует рыночному уровню, и доначислят налоги одной из сторон этой сделки, другая сторона вправе на симметричную корректировку – уменьшить налоговую базу исходя из скорректированной цены (ст. 105.18 НК РФ).
Главное, что такое право возникает исключительно в случае, если проверяемая компания исполнит решение налоговиков о доначислении налога. При этом о корректировке нужно предварительно уведомить налоговиков. Правило симметричной корректировки действует только для случаев проверки рыночности цен. В обычных проверках этот принцип не применяется в случае, если проверяемая компания самостоятельно доначислила налоги
Право на симметричную корректировку является положительным моментом для компаний. В частности, если говорить о группе компаний, то доначисления одной стороне можно будет сгладить корректировкой налоговой базы у другой стороны по сделке. Отрицательным моментом является то обстоятельство, что осуществление симметричной корректировки контрагентом не предусмотрено
     

Новый вид проверок с участием ФНС России позволит компаниям вывести цены по контролируемым сделкам из-под внимания местных инспекторов

Раньше налоговики могли контролировать цены в рамках камеральных и выездных проверок Проверять рыночность цен в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами вправе только ФНС России. Проверка проводится:
– на основании уведомления о контролируемых сделках;
– на основании извещения территориального органа, проводящего выездную или камеральную проверку;
– при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС России повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку
С одной стороны, можно считать плюсом, что контроль соответствия цен рыночному уровню не может теперь быть предметом выездных и камеральных проверок. Ведь местные инспекторы теперь не смогут диктовать свои цены. Но, с другой стороны, появление проверок с участием ФНС России возлагает на компании дополнительные хлопоты. Кроме того, важно не забывать, что при проведении выездных и камеральных проверок местные инспекторы по-прежнему вправе проверить деловую цель и реальность операций

В течение 2012 и 2013 годов за неудачно проведенную налоговую оптимизацию штрафы компании не грозят

Действовали общие санкции за неуплату налогов и непредставление деклараций За неуплату или неполную уплату налога – штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 129.3). Указанные санкции не применяются в отношении 2012 и 2013 годов Это является отрицательным моментом для компаний. Однако предусмотренный «период амнистии» в течение двух лет позволит компаниям адаптировать способы налогового планирования без угрозы штрафа

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы