Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Какой вариант использования личного автомобиля сотрудника выгоднее для компании

31 января 2012   3045  

  • Как на практике оформляют использование личного автомобиля
  • В чем особенности налогообложения аренды авто с экипажем
  • Чем договор аренды без экипажа выгоднее остальных

Перед собственниками компаний нередко встает вопрос о повышении зарплаты сотрудникам либо о выплате каких-либо вознаграждений топ-менеджерам. Многие не могут себе этого позволить в связи с неизбежными последствиями в виде увеличения нагрузки по страховым взносам. Однако дополнительные доходы сотрудникам можно выплачивать и по иным основаниям.

Часто это делают на практике, компенсируя затраты сотрудника на использование личного автомобиля в служебных целях. Сделать это можно разными способами. Первый – выплатить специальную компенсацию. Второй – заключить договор аренды транспортного средства с экипажем, и третий – без экипажа. При этом каждый из них имеет свои особенности налогообложения, поэтому важно выбрать наиболее оптимальный.

Компенсация за использование личного транспорта учитывается в пределах норм

При использовании сотрудником в интересах компании личного транспорта ему выплачивается компенсация (ст. 188 ТК РФ). Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Компенсация за использование легкового автомобиля сотрудника учитывается при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов в пределах норм (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так, для легковых автомобилей установлены нормы в размере 1200 рублей и 1500 рублей в месяц в зависимости от рабочего объема двигателя (постановление Правительства РФ от 08.02.02 № 92). Выплаты сверх этих сумм идут из чистой прибыли.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ освобождаются от НДФЛ все виды компенсационных выплат в пределах норм, установленных законодательством РФ. Нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей сотрудников главой 23 НК РФ не предусмотрены. Поэтому компенсация не облагается НДФЛ в пределах сумм, зафиксированных в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему (ст. 188 ТК РФ). При этом понадобятся документы, подтверждающие принадлежность используемого автомобиля сотруднику, а также документальное подтверждение использования транспорта в интересах работодателя (письма Минфина России от 01.12.11 № 03-04-06/6-328, от 24.03.10 № 03-04-06/6-47, от 23.12.09 № 03-04-07-01/387).

В пределах норм, указанных в трудовом договоре, такая компенсация не облагается и страховыми взносами (подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, абз. 10 подп. 2 п. 1 ст. 20.2 закона от 24.07.98 № 125-ФЗ). При этом сумма компенсации не подлежит обложению страховыми взносами, только если использование личного автомобиля связано со служебными целями, с разъездным характером трудовой деятельности сотрудника (письмо Минздравсоцразвития России от 12.03.10 № 550-19).

Выплаты по договору аренды личного транспорта без экипажа полностью уменьшают прибыль

При использовании личного легкового автомобиля сотрудника компания может также заключить с ним договор аренды транспортного средства. По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору автомобиль во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им (ст. 642 ГК РФ). В этом случае вместо компенсации сотруднику выплачивается арендная плата за использование личного транспорта в служебных поездках. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ арендная плата в полном объеме учитывается при расчете налога на прибыль. При условии, что данные расходы экономически оправданы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Суммы, выплачиваемые сотруднику по договору аренды транспортного средства, облагаются НДФЛ (подп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ). Однако страховыми взносами они не облагаются, так как выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является передача имущества в пользование, не относятся к объекту обложения (ч. 3 ст. 7 закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, письмо Минздравсоцразвития России от 12.03.10 № 550-19).

Минфин не против аренды автомобиля с экипажем, в роли которого – сам сотрудник

По договору аренды с экипажем арендодатель предоставляет арендатору автомобиль во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). Однако в пункте 2 статьи 635 ГК РФ указано, что члены экипажа должны состоять с арендодателем в трудовых отношениях, то есть в качестве арендодателя лицо, не являющееся работодателем, выступать не может. Получается, что подобная сделка с сотрудником может быть признана ничтожной в силу статьи 168 ГК РФ. Поэтому на практике обычно заключается два договора – договор аренды без экипажа и договор оказания услуг по управлению транспортным средством.

Вместе с тем Минфин России не отрицает возможности заключения с сотрудником договора аренды транспортного средства с экипажем (письмо от 14.07.08 № 03-04-06-02/73). При этом часть платы по договору, причитающаяся за оказание услуг по управлению и технической эксплуатации, облагается страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 закона от 24.07.09 № 212-ФЗ) и НДФЛ (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). За исключением взносов в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ч. 3 ст. 9 закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Вознаграждение по договору оказания услуг, заключенному с сотрудником компании, можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом такие затраты должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

на цифрах  Предположим, сумма вознаграждения, которую необходимо выплатить сотруднику, составляет 50 тыс. рублей в месяц. Компания применяет общую систему налогообложения. Норма компенсации, учитываемой при расчете налога на прибыль, в зависимости от рабочего объема двигателя автомобиля составляет 1,5 тыс. рублей в месяц. При варианте, предполагающем заключение с сотрудником одновременно двух договоров (аренды без экипажа и оказания услуг по управлению транспортными средствами), вознаграждение 50 тыс. рублей равномерно (по 25 тыс. рублей) распределяется между ними.

 

Рассмотрим четыре варианта осуществления таких выплат: повышение зарплаты на 50 тыс. рублей, а также выплату трех различных видов компенсации за использование личного транспорта в той же сумме.

Какой вариант использования личного автомобиля сотрудника выгоднее с точки зрения налогов

Как видно из таблицы, оформление с сотрудником договора аренды личного автомобиля без экипажа является наиболее выгодным вариантом. Эти выплаты освобождены от страховых взносов и в полном объеме уменьшают облагаемую прибыль. В отличие от выплаты компенсации, которая учитывается при расчете налога на прибыль в пределах норм. При оформлении же договора аренды с экипажем возникает иная проблема – часть вознаграждения, относящаяся к оплате услуг экипажа (то есть самого сотрудника), облагается страховыми взносами.

В результате компания по договору аренды без экипажа сэкономит ежемесячно по каждому сотруднику на 12 тыс. рублей больше, чем в случае с повышением зарплаты, на 9,7 тыс. рублей больше, чем в случае выплаты компенсации, и на 5,44 тыс. рублей больше, чем при аренде транспорта с экипажем. Однако для самого сотрудника выгоднее стандартная компенсация за использование компанией его транспорта. Она не облагается НДФЛ в полном объеме.

Расчет выгоды замены повышения заработной платы выплатами за использование личного автомобиля сотрудника, тыс. рублей

Показатель Налог на прибыль Страховые взносы Сумма сотруднику на руки
Вариант 1: Компенсация за использование личного автомобиля сотрудника –0,3 (1,5 20%) 50
Итого налоговая нагрузка –0,3
Вариант 2: Аренда личного автомобиля сотрудника без экипажа –10 (50 20%) 43,5 (50 (100% – 13%))
Итого налоговая нагрузка –10
Вариант 3: Аренда личного автомобиля сотрудника с экипажем –11,36 ((50 + 6,8) 20%) 6,8 (25 27,1%) 43,5 (50 (100% – 13%))
Итого налоговая нагрузка –4,56 (6,8 – 11,36)
Вариант 4: Выплата заработной платы –13 (50 + 15) 20%)) 15 (50 30%) 43,5 (50 (100% – 13%))
Итого налоговая нагрузка 2 (15 – 13)

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы