Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Почему выгодные поправки по страховым взносам большинству экономии не принесут

22 декабря 2011   2375  

  • Почему снижение тарифа по взносам не снижает сумму к уплате
  • Расширение числа льгот по взносам неинтересно большинству
  • Как с иностранцем теперь выгоднее заключать трудовой договор

Президент России сдержал обещание, высказанное в Бюджетном послании Федеральному собранию от 29.06.11 «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» и 3 декабря подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (далее – Закон № 379-ФЗ).

В целом документ призван снизить нагрузку на плательщиков страховых взносов и успокоить волну возмущения в связи с резким повышением взносов в 2011 году. Однако, как выяснилось, не для всех компаний изменения, внесенные этим законом, имеют благоприятные последствия. В большинстве своем поправки не только снижают эффективность тех или иных способов оптимизации страховых взносов, но и вызывают потери при простом пересчете тарифов по новым ставкам (с 34% до 30%).

Кроме того, такое снижение тарифов страховых взносов распространяется лишь на 2012 и 2013 годы. Какой тариф будет в ходу с 2014 года, пока не известно. Поэтому даже те компании, которых новые тарифы порадовали, в 2014 году могут не избежать потерь.

Увеличение необлагаемого лимита нивелирует выгоды от снижения тарифа страховых взносов

Согласно изменениям, максимальный тариф страховых взносов для большинства плательщиков на период 2012–2013 годов снижен с 34 до 30 процентов. Так, в Пенсионный фонд теперь поступает 22 процента вместо 26 процентов, распределение процентов в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования остается прежним – 2,9 и 5,1 процента соответственно. Однако фактическая величина начисленных страховых взносов зависит не только от применяемого тарифа. Скорее всего, законодатели помнили об этом, стремясь компенсировать возможные потери для фондов.

В частности, снижение ставки по взносам сопровождается увеличением предельного годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы – с 463 тыс. до 512 тыс. рублей. А также установлением тарифа свыше предельной величины базы для начисления взносов в размере 10 процентов.

В связи с этим получается интересная ситуация. К примеру, ежемесячный оклад сотрудника составляет 55 тыс. рублей. Его годовой доход составит 660 тыс. рублей. В 2011 году компания заплатила бы в бюджет 157,42 тыс. руб. (463 тыс. руб. 34%). Однако, несмотря на снижение тарифа страхового взноса до 30 процентов в 2012 году, компании придется заплатить сумму в большем размере – 168,4 тыс. руб. (512 тыс. руб. 30% + (660 тыс. руб. – 512 тыс. руб.) 10%).

Таким образом, потери по страховым взносам в 2012 году в связи с нововведениями будут напрямую зависеть от величины официальной зарплаты работника. В частности, если годовой доход сотрудника составляет не более 540 тыс. рублей, то компания будет платить или меньше страховых взносов, или столько же, сколько и в 2011 году. Там, где зарплаты сотрудников превышают 45 тыс. рублей в месяц, снижение ставки страховых взносов на практике обернется ростом отчислений.

С выплат временно пребывающим гражданам придется платить взносы

Интересный нюанс получился с начислением страховых взносов в пользу временно пребывающих граждан. Такие лица ранее активно использовались в оптимизации взносов – на работу охотно оформляли временно пребывающих иностранцев из Белоруссии, Молдавии, Украины, Таджикистана или Узбекистана.

Дело в том, что в пункте 15 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ прямо установлено, что выплаты по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, которые временно пребывают на территории России, не облагаются страховыми взносами.

Положение этой нормы законодатели оставили в таком же виде. Но добавили уточнение «кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования». Временно пребывающие иностранцы – как раз такой случай. Если посмотреть в положения соответствующего Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», то в него внесены существенные изменения.

В частности, расширен круг застрахованных лиц, в пользу которых работодатель будет уплачивать пенсионные взносы. К застрахованным лицам теперь относятся иностранные граждане, имеющие статус временно пребывающих на территории России (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). С выплат таким лицам теперь придется уплачивать пенсионные взносы по общему тарифу, который в 2012–2013 годах составляет 22 процента (ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ).

Причем в статье 22.1 Федерального закона от 15.12.01 № 167ФЗ не сказано, какой конкретно тариф следует применять – 22 или 16 процентов в зависимости от даты рождения лиц (граница – 1966 год). В положении нормы только говорится о том, что за иностранца взносы уплачиваются по тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц. Возможно, что в ближайшее время Пенсионный фонд выпустит разъяснения или уточнения.

Отметим, что возможности оптимизации страховых взносов с помощью временно пребывающих иностранных граждан сохранятся только в случае, если трудовой или гражданско-правовой договор заключен на срок менее шести месяцев. В таком случае иностранный гражданин не будет признаваться застрахованным лицом, в пользу которого нужно начислять пенсионные взносы.

Таким образом, вероятнее всего, что во многих компаниях, использующих труд приезжих, начнется искусственная текучка кадров с целью по-прежнему не платить пенсионные взносы.

Власти стимулируют новые виды экономической деятельности, которые редко кто использует

С 2012 года законодатели изменили список плательщиков, которые имеют право на пониженный тариф страховых взносов. Этот факт особо отмечает Пенсионный фонд России в Информации от 08.12.11 «Изменения для плательщиков страховых взносов в 2012 году». В частности, теперь в этот список дополнительно входят следующие виды плательщиков:

 

  • аптечные организации, уплачивающие ЕНВД (подп. 10 п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ);
  • некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) (подп. 11 п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ);
  • благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (подп. 12 п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).

 

Установили льготный тариф страховых взносов в размере 22 процентов для компаний, оказывающих инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (подп. 13 п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).

Организациям, которые производят выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, предоставили право на применение тарифа страховых взносов по нулевому тарифу (п. 11 ст. 33 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ).
Однако представляется, что с точки зрения оптимизации взносов для большинства компаний практического значения такое расширение льгот иметь не будет. Все дело в слишком специфических видах деятельности таких организаций.

Более перспективны с этой точки зрения образовательные организации. Особенно учитывая, что хлопоты по созданию общества, занимающегося обучением, окупятся еще и в связи с введением нулевой ставки по налогу на прибыль. В случае же использования благотворительных организаций с целью одновременной экономии налогов (например, налог на прибыль и НДС) и страховых взносов возможности компании будут ограничены применением упрощенной системы налогообложения.
Другие положения о страховых взносах, по мнению законодателей, в изменениях не нуждаются. За исключением некоторых процессуальных моментов, которые, по сути, не повлияют на нагрузку по взносам.

К примеру, плательщики, уплачивающие страховые взносы исходя из стоимости страхового года, больше не обязаны представлять ежегодную отчетность (за исключением глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Остальные плательщики страховых взносов по-прежнему сдают отчетность в два фонда: Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы