Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как на практике проходят проверки с участием «новоуполномоченных» полицейских

24 ноября 2011   2282  

  • Каким образом полицейские обходят положения нового закона
  • Под каким предлогом оперативники могут явиться в офис
  • Когда компания может проигнорировать требование полицейских

В последнее время среди представителей бизнеса существует ошибочное мнение о том, что в связи с изменениями в Уголовном кодексе и в правах полиции сотрудники МВД России не вправе проводить самостоятельные проверки компаний. За исключением случаев, когда эти сотрудники участвуют в выездной налоговой проверке совместно с инспекторами.

Однако на самом деле это не так. Практика показывает, что полицейские нашли способ проводить самостоятельные проверки юрлиц, не нарушая при этом положения нового Федерального закона от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции). При этом оперативники используют свои методы, чтобы достигнуть поставленной цели.

Закон о полиции не сузил права оперативников в отношении налоговых преступлений

Несмотря на уточнение некоторых правил проведения проверок, практика показывает, что полномочия оперативников от этого не сузились.

Во-первых, в настоящее время следствие по делам о налоговых преступлениях передано в Следственный комитет России (бывшее следствие прокуратуры). Уголовные дела по таким преступлениям могут возбуждаться только по итогам выездной налоговой проверки, с наличием вступившего в силу решения налогового органа.

Однако на практике оперативное сопровождение и доследственные проверки по ним все равно ведут оперативники отделов по экономическим преступлениям и противодействию коррупции. Так как у Следственного комитета РФ нет своих оперативных подразделений.

Во-вторых, еще одно новшество, которое в период принятия Закона о полиции вызвало много вопросов, это право беспрепятственного входа полицейских на территорию любых компаний и ознакомления там с любыми документами. По новым правилам полицейский вправе это сделать только в рамках доследственной проверки, следствия по уголовному делу или разбирательству по административному делу.

Но здесь стоит отметить, что и бывшие милиционеры имели такие же полномочия. Раньше соответствующие права закреплялись в других законах. Например, в Уголовно-процессуальном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях или в законе от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Закон о полиции лишь обобщил полномочия оперативников в единый перечень.

В-третьих, в Законе о полиции более детально прописаны полномочия полицейских при проникновении в жилище. Теперь этому посвящена отдельная статья из восьми пунктов. Но принципиальных изменений здесь также нет.

В частности, раньше о проникновении в дом, квартиру или на земельный участок против воли проживающих в течение суток уведомлялся только прокурор. Теперь к нему добавился начальник сотрудника полиции (что и так всегда делалось на практике), собственник жилища и проживающие там граждане.

Основания вторжения в жилище не изменились – это спасение жизни и имущества, задержание преступника, пресечение преступления и несчастный случай.

Таким образом, если документы находятся в жилом помещении, то в рамках обследования попасть туда и изъять документы, касающиеся деятельности компании, без согласия проживающих там лиц нельзя (ст. 15 Закона о полиции). Это признают и сами полицейские. Выемка или обыск в жилище могут производиться только с санкции суда (п. 3 ст. 182, п. 2 ст. 183 УПК РФ, абз. 2 ст. 8 закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Полицейские теперь вправе получать от банков сведения, составляющие налоговую тайну

Согласно Закону о полиции, полицейские теперь вправе получать от банков информацию по операциям и счетам юрлиц и предпринимателей в целях пресечения и выявления налоговых преступлений (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции). Кроме того, сотрудники полиции также вправе получать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 29 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

Но отметим, что компаниям в связи с этим особенно беспокоиться не нужно. Так как в абсолютном большинстве случаев и раньше сведения из банков беспрепятственно передавались милиционерам. Сложности у них изредка возникали лишь со счетами физлиц – некоторые банки ссылались на конституционные права граждан и требовали решения суда.

Что касается выдачи документов и информации по запросам следователей по возбужденным уголовным делам, то этот вопрос вовсе никогда не стоял. Все предоставлялось безоговорочно, несмотря на то, что все эти сведения содержат, как минимум, налоговую тайну. Таким образом, давно сложившиеся взаимоотношения теперь лишь закреплены в Законе о полиции.

Под предлогом проверки факта совершения преступления оперативники могут добраться и до налогового учета

Существует еще одна причина, по которой оперативники могут затеять проверку компании самостоятельно, без назначения выездной налоговой проверки.

Дело в том, что положения раздела 8 УК РФ «Преступления в сфере экономики», помимо налоговых преступлений, содержат несколько статей, в рамках которых полицейские могут проводить самостоятельные проверки. В частности, это:

 

  • статья 159 «Мошенничество». Это универсальный повод проводить практически любую проверку деятельности компании;
  • статья 171 «Незаконное предпринимательство» и статья 172 «Незаконная банковская деятельность» часто используются при проверках, где фигурируют однодневки. И хотя положения этих статей направлены против организаторов бизнеса по созданию однодневок и «обналичке», под их предлогом проводятся проверки в компаниях, которые пользуются услугами таких фирм;
  • статья 146 «Нарушение авторских и смежных прав». Эта статья тоже формальный повод инициировать проверку, так как вероятность обнаружить нелицензионное программное обеспечение высока в любой компании.

 

Перечисленные положения Уголовного кодекса – это основание для проведения оперативниками самостоятельных проверочных мероприятий, не нарушая при этом положения Закона о полиции, в котором отсутствуют права по проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций. Такие права сотрудников раньше были прописаны в одной из предпоследних редакций Закона РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» (на момент принятия Закона о полиции их уже не было и в указанном Законе о милиции).

В запросе о предоставлении информации крайне важно законное основание для такого запроса

Подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Закона о полиции уточняет основания, при наличии которых сотрудники полиции вправе запрашивать и получать сведения, справки, документы и иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.

Получать такую информацию полицейские, помимо расследования уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении, могут также и при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях или о происшествиях, зарегистрированных в установленном порядке. На это следует обратить пристальное внимание. Для компании важно, чтобы проверяемые полицией сообщения и заявления были обязательно зарегистрированы в установленном порядке. Иначе это незаконное основание для запроса документов и информации.

Если, например, компания получила письменный запрос из полиции о предоставлении тех или иных документов, в котором в качестве оснований указано только лишь «с целью выявления и пресечения экономических, в том числе налоговых, преступлений», то здесь безопаснее убедиться, зарегистрировано ли заявление или сообщение, на основании которого проводится проверка, в установленном порядке.

Согласно порядку регистрации таких заявлений и сообщений (приказ МВД России от 04.05.10 № 333), все поступающие заявления и сообщения обязательно заносятся в Книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП). В этой книге каждому сообщению присваивается соответствующий номер.

Практика показывает, что формулировка без указания номеров заявления или сообщений встречается в 8 из 10 запросов. В случае возникновения такой ситуации компания вправе написать ответный встречный запрос, в котором сослаться на положения Закона о полиции и потребовать у полицейских указать конкретно, по какому уголовному, административному делу или сообщению проводится проверка. Причем с указанием номеров дел либо с указанием номера КУСП, под которым зарегистрировано проверяемое сообщение.

Кроме того, важно помнить, что зарегистрированное в КУСП сообщение может проверяться в течение месяца. Этот срок первоначально значительно меньше, но может быть продлен непосредственным полицейским начальством до месяца, а в дальнейшем – прокурором.

Как полицейские опрашивают сотрудников компании, а также наводят справки о контрагентах общества

Как и раньше, в случае, если по материалам оперативников уже возбудили уголовное дело, при проведении допросов в ходе его расследования следователь вправе задавать любые вопросы, которые не нарушают Конституцию РФ. Но и без возбуждения дела оперативники могут запросто опросить руководство и сотрудников компании в соответствии с положениями закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

С целью выявления, пресечения и раскрытия преступлений и правонарушений полицейский оперативник вправе получать объяснения относительно любых фактов, которые, по его мнению, могут иметь отношение к достижению данной цели. Причем независимо от того, относятся ли факты к хозяйственной деятельности самой компании, ее контрагента, партнера или вообще не связаны с бизнесом.

Опрашиваемое лицо при этом может и не отвечать на такие вопросы оперативников. За немотивированный отказ от дачи объяснений максимум, что грозит должностному лицу компании, – административный штраф в размере 500 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если же отказался отвечать на вопросы обычный гражданин, то максимальный штраф составит 300 рублей. Заметим, что некомпетентные ответы должностных лиц, без консультирования с профильными юристами, зачастую обходятся компаниям намного дороже.

Кроме того, важно отметить, что у каждого человека есть и «бесплатная» возможность отказаться от дачи объяснений. В частности, можно сослаться на право, гарантированное статьей 51 Конституции РФ.

Полицейским придется смириться с тем, что при проведении оперативных мероприятий компании не дадут пояснений и документов

Если же речь идет о письменном запросе информации в отношении контрагентов компании, надо обращать внимание на то, какая именно компания указана в основной части запроса. Чаще всего там указана предположительная фирма-однодневка, с которой имелись взаимоотношения. Или исходить из информации, которую удалось получить по конкретному номеру КУСП, на который ссылается запрос.

Так, если в самом запросе прямо обозначено лицо, в отношении которого ведется проверка, либо сообщение в КУСП касается определенного лица, то компания обязана выдавать лишь ту информацию и документы, которые непосредственно относятся к этому лицу. Тогда как информацию, относящуюся к другим контрагентам, компания вправе полицейским не выдавать. Ведь исходя из запроса, она не относится к предмету проверки.

Также отметим, что если уголовное дело не возбуждено, единственная санкция, которую полицейские могут применить к компании за игнорирование запроса, – административный штраф по статье 19.7 КоАП РФ 5 тыс. рублей. Очевидно, что бездумное удовлетворение всех подряд запросов полицейских может обойтись компании намного дороже.

При этом практика показывает, что такие штрафы полицейские накладывают крайне редко. Так как их размер невелик, а работы при этом прибавляется.

Даже если запрашиваемые документы содержат коммерческую тайну, компания обязана их представить по правомерному запросу правоохранительных органов. Но с финансовой точки зрения, если общество оценивает свою коммерческую тайну дороже 5 тыс. рублей, эти документы не стоит давать проверяющим по первому требованию. Ведь представить их никогда не поздно. Но если сделать это, не убедившись в законности требований, бизнесу может быть причинен значительный ущерб.

В редких случаях при проведении проверки в компании оперативники пугают уголовной ответственностью – якобы за отказ от дачи объяснений. Но в данном случае проверяющие либо лукавят, либо забыли, что такая ответственность может наступить только в рамках уже возбужденного уголовного дела либо при даче показаний в судах, в том числе арбитражных.

Полицейские могут изъять документы у компании в рамках проведения обследования помещения

Практика показывает, что оперативники нередко пытаются изъять документы у компании иными способами, если она проигнорировала их письменный запрос.

В частности, полицейские организуют проведение оперативно-розыскных мероприятий, обычно это – обследования помещений, земельных участков, зданий, сооружений и других объектов на местности.

В действительности же это сводится к визиту в офис компании с соответствующим предписанием. Делается это для того, чтобы получить законный доступ к документам. В ходе такого обследования составляются акт и протокол изъятия документов компании.

Изъятие документов без согласия компании и без постановления на проведение оперативно-розыскного мероприятия, а также без составления акта и протокола является нарушением закона.

В этом случае компания вправе подать жалобу в прокуратуру, в Управление собственной безопасности МВД, в комитеты по противодействию коррупции при муниципалитетах и региональных органах управления. Как вариант, общество может обратиться в СМИ или отправить письмо в приемную Президента РФ с целью восстановления нарушенных прав.

Компаниям можно посоветовать максимально использовать электронный документооборот и высокие технологии. В частности, удаленное хранение документации на серверах, находящихся за пределами офиса или за пределами России. Это делается не для того, чтобы скрывать информацию от правоохранительных органов, а для того, чтобы была возможность и время оценить правомерность и законность их требований. Также это не позволит полицейским незаконно изъять документы и информацию.

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы