Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Какие вопросы вызывают у практиков новые правила трансфертного ценообразования

3 ноября 2011   1168  

  • событие Конференция «Трансфертное ценообразование: новое нормативное регулирование» (16 сентября, Москва).
  • основные темы Новый порядок контроля за ценами. Принципы определения цен для целей налогообложения. Новое понятие взаимозависимости. Круг контролируемых сделок, новые правила пересчета цен и взаимодействия с налоговым органом.

С 2012 года вступит в действие Федеральный закон от 18.07.11 № 227-ФЗ, на разработку которого ушло порядка десяти лет. Однако уже сейчас у многих компаний возникли вопросы о том, как на практике следует применять новые правила трансфертного ценообразования. На конференции ответы на эти вопросы постарались дать чиновник Минфина России Андрей Кизимов и налоговый эксперт компании Sameta Людмила Баталова.

Лектор начал с того, что для правильного понимания новых правил трансфертного ценообразования нужно знать принципы, которыми руководствовался законодатель в процессе их разработки.

По мнению ведущего, это поможет компаниям быстрее адаптироваться к новому порядку определения рыночных цен для целей налогообложения. Также это позволит спланировать отношения с контрагентами таким образом, чтобы избежать нежелательных последствий.

Основная цель законодателя – ввести контроль цен по международным правилам

Ведущий отметил, что новый раздел Налогового кодекса приближает российские стандарты регулирования трансфертного ценообразования к международным правилам. Они установлены Руководством по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых ведомств, принятым 25.06.95 Комитетом по налоговым вопросам ОЭСР. В частности, законодатель постарался внедрить в Налоговый кодекс принцип «вытянутой руки».

Лектор пояснил, что этот принцип предусматривает применение в сделках таких цен, которые бы применялись в сопоставимых экономических условиях между независимыми сторонами. С этой целью в Налоговый кодекс введена статья 105.3 НК РФ. Она позволяет налоговым органам увеличивать налоговую базу проверяемой компании на сумму дохода, недополученного ею вследствие того, что в сделках с взаимозависимыми лицами были созданы особые коммерческие или финансовые условия.

Также законодатель учел необходимость адаптации бизнеса и налоговых органов к новым правилам. Андрей Кизимов отметил, что процесс привыкания занимает, как правило, от трех до пяти лет. Поэтому весь этот срок будут действовать переходные положения закона. Так что у налогоплательщиков будет достаточно времени, чтобы понять и принять новые правила игры. В частности, в 2012 году сделки между взаимозависимыми российскими компаниями налоговики будут контролировать, если сумма доходов по ним за календарный год превысит 3 млрд рублей, в 2013 – 2 млрд рублей, с 2014 года – 1 млрд рублей (подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ в новой редакции).

Этот момент слушатели попросили лектора разъяснить подробнее.

— Что именно законодатель подразумевал под суммой доходов по сделкам? Доходы по конкретному договору с контрагентом, по всем договорам с ним или же совокупность любых доходов независимо от наличия договора?

– В статье 153 ГК РФ четко указано, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Поэтому сделка не может подразумевать только лишь договор. Нужно учитывать любые формы взаимоотношений с контрагентом.

— Верно ли, что положения нового закона № 227-ФЗ распространяются лишь на сделки с товарами, работами и услугами. Но не на операции с иными объектами, например имущественными правами?

– В соответствии с законом контролируются все сделки независимо от их предмета. Но в отдельных нормах такой предмет уточнен – товары, работы, услуги. Уже сейчас Минфин России планирует прописать в законе № 227-ФЗ правила определения цен в отношении нематериальных активов, роялти, лицензий и объектов интеллектуальной собственности.

Крупнейшие налогоплательщики вправе заключить с налоговиками соглашение о ценообразовании

Лектор отметил, что в таком соглашении отражается перечень контролируемых сделок, порядок ценообразования, источники информации и другие параметры.

Соглашение о ценообразовании можно будет заключить на срок не более трех лет, после чего продлить его еще на два года. Рассмотреть заявку налогоплательщика налоговики обязаны в срок, не превышающий шести месяцев. В отдельных случаях возможно продление общего срока до девяти месяцев.

Стоимость такого соглашения будет немалая – госпошлина составит 1,5 млн рублей (ст. 14 закона № 227-ФЗ). «Но, учитывая, что крупнейший налогоплательщик сможет “спать спокойно” в течение всего этого срока, цена себя оправдывает», – сказал лектор. Ведь если оговоренные в соглашении условия соблюдаются, налоговики при проверке не вправе доначислить налоги, штрафы и пени в отношении контролируемых сделок (п. 2 ст. 105.23 НК РФ в новой редакции). Факт соблюдения таких условий инспекторы на местах смогут проконтролировать в рамках проведения камеральных и выездных проверок.

Примечательно, что некоторые слушатели усмотрели в возможности заключить соглашение с налоговиками несправедливость по отношению к контрагентам компании. Ведь при заключении соглашения налоговикам становится известна информация, которая может составлять коммерческую тайну. В связи с чем непонятно, нужно ли сообщать своему партнеру, что налоговики в курсе деталей сделки. И допустима ли подготовка таких соглашений без участия представителей контрагентов.

Новые нормы закона оставляют много вопросов

Людмила Баталова, в свою очередь, отметила, что формулировки многих положений нового раздела НК РФ противоречат друг другу и не отличаются ясностью.

Так, согласно пункту 6 статьи 105.6 НК РФ в новой редакции, если ФНС России проводит «трансфертную» проверку сделки, участниками которой являются взаимозависимые лица, то налоговики не вправе сравнивать такую цену с аналогичными сделками, в которых проверяемая компания и вторая сторона по сделке взаимозависимыми не признаются. При этом не ясно, будет ли этот принцип соблюдаться при контроле операций, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами. То есть формулировки закона № 227-ФЗ не дают ответа на вопрос, являются ли идентичными понятия «сделки между взаимозависимыми лицами», «сделки, сторонами которых являются взаимозависимые лица» и «сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами».

Еще одна из неясностей. Закон № 227-ФЗ не относит к числу контролируемых сделки, которые заключаются между компаниями, зарегистрированными в одном субъекте РФ и не уплачивающими налоги в бюджеты других субъектов – при условии отсутствия убытков. Однако неясно, будет ли действовать это положение в тех случаях, когда убыток будет получен одной из сторон сделки между такими компаниями после ее исполнения, но в пределах одного налогового периода.

В ходе семинара у слушателей возникли и другие вопросы:

— Возможно ли проведение симметричных корректировок налоговой базы, если вторая сторона сделки самостоятельно осуществляет корректировку?

– Нет, при осуществлении налогоплательщиком корректировки самостоятельно симметричная корректировка не производится. Это обусловлено тем обстоятельством, что в соответствии со статьей 105.3 НК РФ в новой редакции корректировка может осуществляться налогоплательщиком только в случаях, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Симметричная корректировка может проводиться, только если доначисление налогов произведено Федеральной налоговой службой, начисленный налогоплательщику налог уплачен им в бюджет и другая сторона контролируемой сделки, в связи с совершением которой произведена корректировка налоговой базы налогоплательщика, получила уведомление ФНС России о возможности проведения такой корректировки (ст. 105.18 НК РФ в новой редакции).

— Что грозит компании, если по итогам года она не сообщит налоговикам о контролируемых сделках с одним из контрагентов?

– Направление такого уведомления – обязанность, а не право налогоплательщика (п. 1 ст. 105.16 НК РФ в новой редакции). Компанию могут оштрафовать на 5 тысяч рублей (ст. 129.4 НК РФ в новой редакции).

— Получается, по контролируемым сделкам налоговики будут вправе проверять только четыре налога: НДС, налог на прибыль, НДФЛ и налог на добычу полезных ископаемых? А «упрощенцу» по этому основанию доначислить налог нельзя?

– Да, вы правы. Перечень налогов, подпадающих под контроль новых правил трансфертного ценообразования, является закрытым (п. 4 ст. 105.3 НК РФ в новой редакции). Налоги при ЕНВД, упрощенной системе налогообложения, а также единый сельскохозяйственный налог налоговые органы по новому порядку корректировать не вправе.

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы