Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как налоговики общаются с компаниями по телекоммуникационным каналам связи

28 сентября 2011   1417  

  • Специализированные операторы связи не угодили налоговикам
  • Какие технические нюансы позволяют отрицать прием документов
  • Почему инспекторы игнорируют электронную отчетность

С принятием Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ практически во всех сферах взаимоотношений налогоплательщика и налогового органа стало возможно применение телекоммуникационных каналов связи (ТКС).

В частности, в электронном виде компания может направить в инспекцию сообщения об открытии и закрытии счетов, о случаях участия в организациях, об обособленных подразделениях, о реорганизации или ликвидации, а также отправить декларации. Инспекторы через ТКС могут отправлять компании требования об уплате налога, налоговые уведомления, требования о представлении документов и другие документы.

Безусловно, общение с помощью электронных каналов связи по сравнению с почтой экономит время и компании, и инспектора. В то же время практика показывает, что зачастую технические нюансы безбумажной передачи данных налоговики используют в своих целях. В частности, за несвоевременное представление декларации или неявку в инспекцию компании могут грозить штрафы и отсутствие возможности дать пояснения.

Практика показывает, что при отправке документов по ТКС налоговики часто пользуются отсутствием на руках налогоплательщика «твердого» бумажного подтверждения. При этом подтверждение исполнения налоговых обязанностей при электронной отправке документов зависит в том числе от используемой системы отправки файлов.

Налоговики настаивают, чтобы компании направляли документы не через операторов связи, а на сервер инспекции

Электронный документооборот с использованием ТКС основан на применении программных средств, которые позволяют отправителю сформировать файл, содержащий электронный документ, зашифровать его, заверить электронной цифровой подписью и отправить в адрес получателя. А получателю – принять пакет, расшифровать и открыть полученный файл. У компании есть выбор, кому доверить процесс всех этих технических нюансов – специализированным операторам связи или автоматизированным рабочим местам, установленным в инспекциях.

В первом случае независимый оператор связи организует проход документов компании транзитом через свой сервер к налоговому органу и обратно с помощью специальных программных средств. Такие посредники заключают договор с управлениями налоговой службы по соответствующему региону об организации электронного обмена. А с налогоплательщиками – договор об оказании услуг по отправке документации посредством ТКС. Во втором случае приемку файлов от компании обеспечивают установленные в инспекциях автоматизированные рабочие места. То есть без посредников электронные документы напрямую попадают на сервер инспекции.

Сами налоговики отдают явное предпочтение второму варианту. Ссылаясь при этом на большую конфиденциальность и надежность передачи информации из-за исключения лишних звеньев. Отчасти это справедливо, однако компании стоит внимательно взвесить все плюсы и минусы работы с инспекцией напрямую.

Так, при работе через специализированного оператора файл с документом сначала приходит на сервер оператора. Где фиксируется время и дата отправки отчетности. Квитанция о приеме документа направляется в адрес компании. Затем файл пересылается на сервер инспекции. О чем также сообщается налогоплательщику. После проверки отчета на соответствие техническим требованиям программа налогового органа принимает или отказывает в приемке файла. В результате компании направляется уведомление-протокол входного контроля или уведомление о результате приема. То есть контроль над процессом находится у посредника, не заинтересованного в наполняемости бюджета.

Тогда как в случае прямого транзита документов на сервер инспекции одна из сторон в ряде случаев может желать, чтобы процедура пересылки документов закончилась неудачей. Так, если внезапно происходит сбой на сервере инспекции, у компании просто не будет протокола входного контроля. Или отрицательный протокол, что, в принципе, равноценно. При этом налоговики могут заявить, что никакие документы к ним вовсе не приходили. В этом случае компании приходится распечатывать скриншоты, подтверждающие отправку отчета вовремя.

Впрочем, практика показывает, что разногласия с налоговиками могут возникнуть в любом случае. Даже при использовании услуг спецоператора.

Контролеры могут заявить, что представленные по ТКС документы не соответствуют требованиям формата

Одна из наиболее частых претензий налоговиков – невозможность принять данные из-за их неправильного формата. При этом инспекторы указывают на различные возможные технические ошибки пользователя или оператора, уверяя, что с их программным обеспечением и сервером все в порядке. В частности, налоговики указывают, что компания вовремя не обновила программный комплекс, в результате формат документов не соответствует требованиям. Или, напротив, после переустановки программных продуктов произошла повторная регистрация, что привело к задвоению ранее уже отправленных документов.

Однако в судах не раз высказывалось мнение о том, что подтверждение специализированного оператора отправки файла исключает вину компании, если файл по каким-либо причинам не принят налоговым органом. При этом дата представления отчетности определяется по дате ее отправки спецоператору (постановления федеральных арбитражных судов Московского от 28.07.09 № КА-А41/6745-09 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 28.12.09 № ВАС-14578/09), от 17.07.09 № КА-А41/6548-09, Западно-Сибирского от 20.03.08 № Ф04-1001/2008(669-А67-19), Уральского от 05.05.08 № Ф09-3138/08-С2 округов).

Для компании здесь важно иметь квитанцию спецоператора об отправке отчетности в инспекцию (постановления федеральных арбитражных судов Центрального от 20.01.10 № А48-3286/2009, Поволжского от 04.05.10 № А65-25097/2009, Московского от 28.07.09 № КА-А41/6662-09 округов). Такие рассуждения справедливы, к примеру, в случае сбоев в работе интернет-провайдера спецоператора (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.04.10 № А08-8937/2009-16).

При этом сама по себе техническая причина, по которой документ не дошел до инспекции, здесь не важна. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа прямо указал, что «технические ошибки при передаче электронных файлов не влияют на факт исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению декларации» (постановление от 26.04.11 № А27-11908/2010).

По мнению налоговиков, представление документов в электронном виде – обязанность, а не право компании

Зачастую налоговики считают, что передача информации по ТКС для компании является обязанностью, а не правом. И нередко отказываются принимать документы на бумажном носителе.

Поскольку порядок документооборота между налоговым органом и налогоплательщиком расписан в НК РФ по дням, такие отказы инспекторов могут создать ситуацию, когда компании придется платить штрафы за пропуск сроков подачи документов. Кроме того, общество может утратить возможность на совершение важных юридических действий.

А вот инспекторам такая потеря времени выгодна. Ссылаются налоговики на то, что в пункте 1 статьи 31 НК РФ закреплено общее право налогового органа требовать от компании документы в электронном виде, служащие основанием и подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов. Поэтому документы, представленные в бумажном виде, можно игнорировать.

Однако такое право применимо только к тем случаям, когда обязанность компании представлять документы в электронном виде установлена законом. В настоящий момент такая обязанность установлена только в отношении налоговых деклараций (расчетов) для компаний, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также для крупнейших налогоплательщиков (п. 3 ст. 80 НК РФ). То есть все иные документы и обращения могут представляться в инспекцию в бумажном виде. Да и статья 119.1 НК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 200 рублей только в отношении налоговой декларации (расчета).

Отметим, что ранее налоговики пытались привлечь компанию, которая представила бумажные декларации вместо электронных, к ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление декларации. Однако Президиум ВАС РФ в постановлениях от 17.02.09 № 11500/08, от 03.02.09 № 11482/08 сделал однозначный вывод о том, что такие действия нужно расценивать лишь как нарушение формы подачи декларации, но не ее непредставление.

Контролеры отправляют документы компании по ТКС в том случае, когда им это выгодно

Также справедлив и обратный вывод – направление документов именно по ТКС является большей частью правом, а не обязанностью налоговиков. Направлять документы инспекторы вправе как заказным письмом, так и в электронном виде. Причем отправлять бумаги в первоочередном порядке по ТКС налоговики не стремятся. Такой обязанности у них нет.

У этого правила есть исключение. Требование о представлении документов в рамках проверок контролеры обязаны либо вручить лично, либо направить по ТКС. И только в случае невозможности такого вручения требование должно быть направлено заказным письмом. Однако при этом налоговики считают, что нарушение способа отправки документа не является существенным нарушением процедуры проверки. Никакой ответственности за это не установлено.

По ТКС инспекторы могут направлять документы, список которых содержится в Порядке представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утв. приказом ФНС России от 17.02.11 № ММВ-7-2/169@. Это различного рода решения и уведомления. При этом документы, сообщения и требования, которые не содержатся в перечне указанного Порядка, не имеют правового значения. К примеру, если инспектор прислал в адрес компании электронное сообщение в свободной форме о вызове в инспекцию, то компания такое предложение может проигнорировать. Так как оно не является официальным уведомлением в утвержденном порядке.

Инспекторы могут отправить документы по ТКС, но намеренно направляют их посредством обычной почты

На практике встречается и обратная ситуация, когда бухгалтер, который привычно читает важные сообщения из инспекции у себя в компьютере, однажды обнаруживает документы в давно забытом почтовом ящике. В итоге проходят все сроки. К примеру, компания не получила требование о представлении дополнительных документов и акта проверки. Налоговики расценивают это как невыполнение требования и привлекают к ответственности. По сути, инспекция нарушила сложившуюся практику общения с конкретным налогоплательщиком.

Суды признают такие действия инспекторов незаконными. И говорят о том, что если у налоговиков есть возможность отправить налогоплательщику уведомления через ТКС, невыполнение ими таких действий лишает компанию возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять возражения. Ведь компания и инспекция неоднократно пользовались ТКС для передачи друг другу документов (постановления ФАС Московского округа от 29.01.10 № КА-А40/15467-09, от 26.03.09 № КА-А40/2127-09).

Налоговики могут проигнорировать как первоначальную, так и повторную отправку документов по ТКС

Осторожные компании иногда дублируют документы, отправленные по ТКС, обычной почтой. На практике это приводит к дополнительным разногласиям.

Часто в такой ситуации налоговики могут не учитывать дату первоначальной отправки документов по ТКС и ориентируются на более позднюю дату. Получается, что компания якобы пропустила срок. По мнению налоговиков, если компания первоначально отправляет документы по ТКС, а позже повторно отправляет по почте, то это свидетельствует о несвоевременном представлении сведений по почте.

Но суды указывают, что своевременность представления сведений подтверждает отправка документов по ТКС (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.02.10 № А32-19418/2009-3/253). Факт более поздней отправки по почте не свидетельствует о нарушении (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.10.07 № Ф09-7980/07-С3).

Новый подход налоговиков к отправке документов в электронном виде

Для налоговиков типична позиция, согласно которой если компания не получила положительный протокол входного контроля, то отправку декларации нельзя считать состоявшейся. Хотя суды не соглашаются с таким мнением (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного от 12.03.10 № А13-5546/2008, Восточно-Сибирского от 19.08.10 № А58-10700/09 округов), налоговики предъявляют претензии.

Однако в последних приказах налоговой службы, регламентирующих порядок представления налогоплательщиком в электронной форме иных документов, помимо деклараций, заметно формирование нового подхода. Так, согласно пункту 10 Порядка представления сообщений в электронном виде, утвержденного приказом ФНС России от 09.06.11 № ММВ-7-6/362@, датой направления в инспекцию сообщений или документов в электронном виде считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (в уведомлении о результате приема – в случае направления сообщения через сайт налогового органа). В пункте 18 этого же Порядка закрепляется обязанность налогоплательщика в случае, если он не получил от налогового органа квитанцию о приеме, направить сообщение на бумажном носителе.

ФНС России открыла канал для обмена документами через интернет

В 2011 году налоговая служба начала разрабатывать новый сервис представления документов через интернет. В настоящий момент на сайте ФНС России размещена информация о запуске пилотного проекта по эксплуатации программного обеспечения, который позволяет представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде через интернет.

При этом налоговики утвердили приказ от 15.07.11 № ММВ-7-6/443 «Порядок представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через интернет-сайт ФНС России». Данным приказом функции специализированного оператора связи возложены на межрегиональную инспекцию по централизованной обработке данных.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы