Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Режим временного ввоза дает рассрочку по уплате таможенных пошлин и НДС при импорте

17 августа 2011   2756  

  • В чем выгода российского арендатора по таможенным платежам
  • В каком режиме оптимально оформить ввоз имущества
  • Международный лизинг как альтернатива купле-продаже

При импорте основная экономия на платежах, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы – таможенных пошлинах, НДС и акцизах, – на практике достигается за счет выбора эффективного таможенного режима, оптимального определения таможенной стоимости ввозимых товаров и грамотного использования льгот. Налоговое планирование импорта предполагает знание особенностей таможенного законодательства РФ. В частности, таможенный режим временного ввоза позволяет вносить указанные платежи в рассрочку или снижать их сумму.

Специальное таможенное оформление избавит от высоких единовременных платежей

Процедура временного ввоза предполагает, что иностранные товары не дольше двух лет используются на территории Таможенного союза, а затем вывозятся за его пределы (ст. 277 и п. 1 ст. 280 Таможенного кодекса Таможенного союза). Напомним, в Таможенный союз помимо России входят Белоруссия и Казахстан.

В общем случае на стоимость товара под режимом временного ввоза ежемесячно начисляются 3 процента от суммы таможенных пошлин, НДС и акцизов, которые подлежали бы уплате в обычном случае – при применении таможенного режима выпуска для свободного обращения. То есть импортеру предоставляется частичное условное освобождение (п. 3 ст. 282 ТК ТС).

При этом периодичность уплаты начисленных платежей Таможенным кодексом не регламентирована. Сказано только, что она устанавливается по согласованию с таможней, но не реже чем раз в три месяца (п. 4 ст. 282 ТК ТС).

Фактически компания получает рассрочку по уплате таможенных пошлин и НДС. А при ввозе подакцизных товаров, например автомобилей и мощных мотоциклов, – еще и акцизов (подп. 6 и подп. 6.1 п. 1 ст. 181 НК РФ). А если ввозимые товары входят в особый перечень, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.10 № 331, импортер и вовсе полностью освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов на весь период процедуры временного ввоза. В указанный перечень входят товары, ввозимые в рамках международного сотрудничества для применения в сферах науки, кино, спорта.

Это прежде всего выгодно компаниям, которые ввозят имущество по договору аренды или лизинга. Например, оборудование, задействованное в каком-либо краткосрочном проекте, строительстве, или любые виды транспорта. При этом, если необходимый срок использования превышает два года, соответствующий договор с иностранной компанией можно регулярно продлевать. Правда, для этого раз в два года имущество придется реэкспортировать и получать обратно в режиме временного ввоза. Поэтому рассматривать такой вариант оптимизации целесообразно, если приобретаемая выгода покроет транспортные расходы.

Для сравнения. Если бы такой же товар ввозился в обычном режиме выпуска для свободного обращения, то НДС пришлось бы уплатить не по итогам квартала, как это обычно бывает. А сразу на таможне или заранее авансовым платежом (п. 1 ст. 73 и подп. 1 п. 3 ст. 211 ТК ТС). Пока налог не заплачен, таможня не выпустит товар. На уплату отводится максимум 15 дней, после чего начисляются пени.

на цифрах Российская компания арендовала у иностранной строительную технику сроком на один год. Техника помещена под таможенный режим временного ввоза с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и НДС на весь срок аренды. Таможенная стоимость имущества на дату ввоза – 15 млн рублей, ставка таможенной пошлины – 10 процентов («Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)», утвержденный решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.09 № 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.09 № 130).

Сумма таможенных пошлин и НДС, которые необходимо уплатить при выпуске в свободное обращение, равна 4,47 млн рублей:

– таможенная пошлина (10%) = 1,5 млн руб. (15 млн руб. × 10%);

– НДС (18%) = 2,97 млн руб. ((15 млн руб. + 1,5 млн руб.) × 18%).

В ситуации, когда российская компания ввозит имущество в режиме временного ввоза, общая сумма платежей таможне за весь срок аренды составит 1,61 млн рублей:

– 3 процента от суммы таможенной пошлины = 0,54 млн руб. (1,5 млн руб. × 3% × 12 мес.);

– 3 процента от суммы НДС = 1,07 млн руб. (2,97 млн руб. × 3% × 12 мес.).

При этом никакой платы за такую рассрочку не взимается. Но только в том случае, если товар, в конечном счете, действительно вывозится с территории Таможенного союза. А ведь возможен и иной вариант – выпуск в свободное обращение по истечении срока договора (ст. 284 ТК ТС).

В этом случае импортер обязан уплатить проценты, исходя из ставки рефинансирования, действовавшей в период применения режима (п. 3 ст. 284 ТК ТС). По разъяснениям ФТС России, проценты начисляются на всю сумму платежей, исчисленных при помещении товаров под режим временного ввоза (письмо от 27.04.11 № 01-11/19266 «О направлении разъяснений по завершению временного ввоза (допуска)»). Таможенные пошлины и налоги, уже уплаченные за этот период, пойдут в зачет. И к доплате останется только сумма разницы (п. 2 ст. 284 ТК ТС).

на цифрах Компания ввезла имущество в режиме временного ввоза сроком на год с правом на частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС. В течение года компания уплатила 1,61 млн рублей таможенных платежей (0,54 млн рублей – таможенная пошлина, 1,07 млн рублей – НДС) – см. данные из примера выше. Завершить режим было решено выпуском в свободное обращение. Предположим, что ставка рефинансирования за весь период была равна 9 процентам. Тогда:

– проценты за рассрочку = 0,4 млн руб. (4,47 млн руб. × 9%);

– общая сумма платежей к доплате = 3,26 млн руб. (4,47 – 1,61 + 0,4).

Но все эти платежи будут производиться после того, как ввезенное имущество уже в течение какого-то времени используется компанией и приносит прибыль. Да и процент в размере ставки рефинансирования ниже, чем банковский.

Существуют и иные налоговые преимущества временного ввоза

Следовательно, если имущество, принадлежащее нерезиденту, используется компанией в деятельности и не предназначено для перепродажи, его выгодно поместить под процедуру временного ввоза. При этом никаких дополнительных налоговых потерь не возникает. Более того, возникают дополнительные возможности для налоговой оптимизации. В особенности если речь идет об отношениях между дружественным нерезидентом и импортером.

Отсутствие права собственности не мешает вычету НДС. То, что ввезенный товар не является собственностью импортера, никак не влияет на вычет. Вычет НДС по товарам, ввезенным в режиме временного ввоза, прямо предусмотрен НК РФ (п. 2 ст. 171 НК РФ). Поэтому, если компания использует частичное условное освобождение от уплаты НДС, вычет будет производиться в обычном порядке. Правда, в пределах сумм, фактически уплаченных таможенникам.

Ввезенное имущество должно быть принято к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ). На каком именно счете бухгалтерского учета отражать товар – значения не имеет. Налоговый кодекс это не оговаривает. Поэтому, если имущество находится в собственности иностранного продавца и учитывается на забалансовом счете, вычет применяется в обычном порядке. Такую позицию поддерживают и суды, и Минфин России (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.08.08 № КА-А40/6992-08, письмо Минфина России от 06.05.08 № 03-07-08/10).

Таможенные пошлины можно учесть единовременно. Уплачиваемые постепенно ввозные таможенные пошлины можно отнести к косвенным расходам и тем самым уменьшить налог на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). А не включать в первоначальную стоимость имущества, как того требует Минфин при обычном режиме ввоза (письма от 19.06.09 № 03-03-06/1/417, от 22.04.08 № 03-03-06/1/286).

Снижается налог на прибыль. Если имущество ввезено временно, при расчете российского налога на прибыль можно будет учесть арендные или лизинговые платежи в адрес нерезидента (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом существует возможность не удерживать налог у источника выплаты. В иностранной же юрисдикции такие доходы могут облагаться по более низким ставкам, нежели в России. Впрочем, об этом ниже.

Покупку импортного имущества можно выгодно заменить международным лизингом

Немногие компании могут похвастаться избытком финансов, которые можно легко отвлечь на покупку основных средств иностранного производства. Помочь в решении этой проблемы может международный лизинг, предусматривающий переход права собственности. Кроме того, как и внутрироссийский его аналог, международный лизинг позволяет снижать налоговые платежи. А вкупе с режимом временного ввоза – еще и таможенные.

При этом не имеет значения, что режим временного ввоза предполагает возврат товара за пределы таможенной территории Таможенного союза в течение двух лет. Ведь его можно и не возвращать. В этом случае лизингополучатель получит отсрочку при уплате таможенных платежей на первые два года использования имущества. А в течение остального срока договора сможет пользоваться возможностями снижения налога на прибыль.

Весь НДС от лизинговой сделки можно принять к вычету. При уплате лизинговых платежей иностранному лизингодателю российская компания является налоговым агентом по НДС (п. 1 и п. 2 ст. 161 НК РФ). Так как в данном случае местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества признается территория Российской Федерации (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Налоговый агент может в общем порядке и в полной сумме принять удержанный у иностранца НДС к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). То есть российская компания сможет зачесть весь уплаченный НДС – и удержанный у иностранца, и уплаченный на таможне при ввозе.

Но это в том случае, если деятельность иностранной компании не образует постоянного представительства. Иначе она сама станет российским налогоплательщиком.

Расходы на фактическую покупку могут списываться через ускоренную амортизацию. Как и в случае с внутренним лизингом, лизингополучателю выгоднее держать имущество у себя на балансе. В этом случае именно он сможет использовать все налоговые преимущества лизинга. Например, повышенный коэффициент амортизации, позволяющий в три раза быстрее списывать стоимость имущества (подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ). А вместе с уменьшением остаточной стоимости будет снижаться и база по налогу на имущество (п. 19 ПБУ 6/01).

Как правило, срок договора лизинга целесообразно рассчитывать так, чтобы с учетом ускоренной амортизации остаточная стоимость предмета лизинга после окончания договора была минимальной. Имущество выкупается по остаточной стоимости. График лизинговых платежей составляется с учетом предельного срока процедуры временного ввоза в два года.

Лизинг как раз позволяет снизить первоначальную стоимость имущества еще на этапе ввоза. Дело в том, что при классическом импорте таможенные пошлины пришлось бы уплатить единовременно и включить их в стоимость (подп. 1 п. 3 ст. 211 ТК ТС и письмо Минфина России от 19.06.09 № 03-03-06/1/417).

Удержания российского налога у источника можно избежать. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 309 НК РФ, доходы иностранной компании от арендной и лизинговой деятельности облагаются налогом на прибыль по ставке 20 процентов (подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ). Это не влияет на налоговую нагрузку российской компании, так как сумма налога удерживается из дохода иностранца. А доход определяется как разница между суммой лизингового платежа и стоимостью возмещения имущества. То есть если основная часть платежа – это возмещение стоимости, то налог получается минимальный.

Но контрагента все-таки имеет смысл выбирать из страны, с которой заключен договор об избежании двойного налогообложения, которым предусмотрены пониженные ставки или полное освобождение от уплаты российского налога. Это позволит избежать увеличения стоимости оборудования и таможенной стоимости.

По истечении срока лизинга есть основания скорректировать таможенную стоимость

Основой для расчета таможенных платежей служит таможенная стоимость (п. 2 ст. 75 ТК ТС). В общем случае это стоимость сделки при условии, что стороны не взаимозависимы (ч. 1 ст. 2 соглашения между государствами – членами ТС от 25.01.08 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»). Соответственно, чем ниже удастся заявить таможенную стоимость, тем меньше платежей придется платить таможне за ввоз.

Ныне действующий Таможенный кодекс, в отличие от предшествовавшего, больше не предусматривает, что при завершении режима временного ввоза режимом выпуска для внутреннего потребления таможенная стоимость определяется на день подачи декларации о временном ввозе (ст. 284 ТК ТС). То есть день определения таможенной стоимости ввезенного имущества при завершении режима не регламентируется.

По смыслу выводов, сделанных арбитражными судами, лизингополучатель вправе на момент завершения режима временного ввоза подавать корректировку таможенной стоимости в сторону уменьшения (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.08 № А41-К2-24831/06). Ведь за период действия договора лизинга стоимость имущества изменилась из-за износа. А изменения ввезенного имущества в виде естественного износа не рассматриваются Таможенным кодексом как нарушение условий режима временного ввоза (ч. 1 п. 1 ст. 279 ТК ТС). Если имущество лизингополучатель учитывал на своем балансе, то компания может предоставить достоверные сведения о суммах начисленной амортизации. И тем самым подтвердить снижение таможенной стоимости имущества.

Соответственно сумма таможенных платежей, которые необходимо доплатить, должна будет рассчитываться исходя из скорректированной стоимости. И вполне может возникнуть ситуация, когда необходимая доплата не просто уменьшится ввиду «новой» стоимости, а станет отрицательной. То есть таможенники должны будут вернуть переплаченные таможенную пошлину, НДС и акцизы.

Благодарим за содействие в подготовке материала
Юрия Иванова, старшего юриста налоговой практики компании VEGAS LEX

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы